Урок 1. 28 декабря — 3 января. Ученики и Писание


"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 1 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Лк. 4:1–12; Мф. 12:3–8; Мф. 5:17–39; Лк. 24:13–32; Деян. 1:16–20.

Памятный стих:

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Используя металлодетектор, купленный на «блошином рынке», англичанин Терри Герберт обнаружил позолоченное англосаксонское оружие и серебряный артефакт, погребенные под слоем земли на фермерском поле. Предполагаемая денежная стоимость находки превысила пять миллионов долларов США.

Подобно искателю сокровища на грязном, каменистом, замусоренном поле, мы должны проявлять осторожность, чтобы не упустить настоящее сокровище, данное свыше, — Иисуса Христа. В поисках вечного богатства фарисеи и саддукеи также «копали» древние Священные Писания. По иронии, их карта сокровищ, Писание, читалась ими абсолютно неверно, так что они совершенно упустили ее суть — Иисуса.

Прямо и косвенно Иисус внедрял Писание в Свою методологию воспитания учеников. Главный «индикатор сокровищ» содержался в пророчествах, указывавших на Него. Поэтому упустить Иисуса — все равно что упустить опознавательный знак на карте. Вот почему все наши усилия, направленные на воспитание учеников, должны быть полностью сосредоточены на Иисусе и на том, что Он для нас сделал.

Поскольку Иисус является примером для всех верующих, степень Его сосредоточенности на Писании приобретает для нас особую важность.

Прочитайте Лк. 4:1–12 и 16–21. Как эти отрывки раскрывают нам отношение Христа к Библии?

Повествование об искушениях, пережитых Христом в пустыне, показывает нам, что, цитируя Писание, Иисус давал отпор всем нападкам и искушениям сатаны. Скорее всего во время сорокадневного пребывания в пустыне у Иисуса не было свитков. Это четко свидетельствует о том, что Христос посвящал время тому, чтобы заучивать наизусть большие отрывки из Писания. Если в пустыне Иисус цитировал отрывки, написанные Моисеем, то в других местах Он цитирует другие части Ветхого Завета (Мф. 21:42; 22:43, 44). Несомненно, Христос хорошо знал Писание.

Однако заметьте, что, по словам Христа, Писания — это не просто средство борьбы с искушением и достижения личной святости. Иисус утверждает, что Писание указывает на Него. Во время посещения синагоги, о котором можно прочитать в Лк. 4:16–30, Иисус цитирует пророка Исаию, а затем объявляет, что этот текст указывает на Него как на Помазанного освободить угнетенных и провозгласить свободу. Иисус понимал, что Он исполнил мессианское пророчество, поэтому Он не только сознавал, что Библия указывала на Него, но сразу же начал использовать ее в Своем служении, чтобы также указывать на Себя окружающим.

Хотя знать Библию важно, тем не менее этого недостаточно. Некоторые известные исследователи и знатоки Библии не были даже верующими людьми. Поэтому мы должны спросить себя, как нам удостовериться в том, что наше чтение и изучение Библии помогает нам лучше узнать Иисуса и то, что Он для нас сделал? Другими словами, как нам сделать изучение Библии тем, что изменяет нашу жизнь?

Прочитайте следующие тексты. Что они говорят нам о том, как Иисус воспринимал Библию? Мф. 5:17–20; 12:3–8; 15:3–11; Ин. 10:34–37; 17:14–19; Лк. 24:44. 

Когда бы Христос ни дискутировал с религиозными вождями, Он полагался не на абстрактную философию и даже не на личный авторитет, но на Писание. Отделяя правильное от неправильного, Иисус строил Свою аргументацию на основе Писания. Когда оппоненты ставили под сомнение доктринальную позицию Христа, Он направлял их внимание на конкретные отрывки Писания. Рассуждая о практических вопросах, Он направлял слушателей к Божественному откровению. Христос понимал, что Его священная миссия заключается в исполнении того, о чем говорили древние пророки.

Сравните превосходное понимание Писания, которым обладал Христос, с преобладающей позицией, занимаемой по этому вопросу сегодня, даже среди тех, кто открыто заявляет о том, что является христианином. Целые деноминации предпочитают считать Библию интересным, но в своей основе ненадежным историческим источником. Все — шестидневное творение, исход, даже телесное воскресение Иисуса (тем более буквальное Второе пришествие) ставится под вопрос или даже низведено в статус мифа.

Понятно, что это непосредственным образом влияет на ученичество. Зачем человеку отдавать свою жизнь ради идеи, основанной на мифах? Людям, обремененным реальными проблемами, нужен реальный Спаситель, иначе Евангелие становится тусклым сокровищем или, говоря образно, пластиковой монетой, покрытой желтой краской. На расстоянии кто-то может обмануться, но вблизи у пластика нет шанса сойти за золото. Единственно безопасный путь заключается в следовании примеру Христа в возвышении, почитании и послушании Библии.

Смерть это не миф, не так ли? Ее также не назовешь просто символом. Это одна из самых жестоких реальностей, с которой мы все сталкиваемся. Подумайте о взглядах людей на разные библейские учения, такие как воскресение Иисуса или Его второе пришествие, которые рассматривают эти истины как простые символы или мифы. Почему мы, каждый в отдельности и как церковь, никогда не должны позволить себе попасться на эту сатанинскую ловушку?

Иисус привлекал людей к Себе в различных ситуациях и обстоятельствах. В том числе и публично. Публичным проповедям Христа Писание отводит особое место. Прямые цитаты и ссылки из Писания наполняли Его проповеди и общественные беседы.

Прочитайте Mф. 5:17–39. Как Христос использовал Писание в общественном служении?

Во время пребывания Христа на земле взаимоотношения обычного израильтянина с Писанием носили явно правовой характер. Люди обращались к Писанию как к нравственному руководству для получения необходимых инструкций. Правильное поведение считалось платой за вечное блаженство. Однако Иисус отверг эти законнические взгляды и систему контроля внешнего поведения, заменив их искренней религией.

Христоцентричная религия основывается на изменении сердца, что в свою очередь ведет к этическому поведению. По иронии некоторые фарисеи, спеша достичь нравственного совершенства, прошли мимо живых взаимоотношений с Богом. Иисус указывал на это упущение и в качестве лечения приглашал Своих слушателей принять Его как Спасителя и Учителя. С Иисусом, как внутренне контролирующей силой, стандарты поведения не занижаются, но возвышаются. Все, что необходимо делать, это читать Нагорную проповедь, чтобы увидеть, сколь высокими были Его нравственные стандарты.

«Эти слова удивленная толпа воспринимает как нечто абсолютно новое и весьма странное. Подобное учение противоречит всему тому, что иудеи когда-либо слышали от священников или раввинов. В нем они не видят ничего, что польстило бы их гордости или напитало их честолюбивые надежды. Но этот новый Учитель обладает какой-то силой, и Его слушают затаив дыхание. Благоухание Божественной любви, словно аромат душистого цветка, распространяется вокруг Его личности… Собравшиеся на проповедь инстинктивно чувствуют, что Он читает тайники каждой души и вместе с тем подходит к людям с нежной сострадательностью» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 6).

Проявлять склонность к законничеству, осуждению и критике довольно легко, не так ли? Как нам защитить себя, чтобы не впасть в это всеобщее состояние?

У нас есть множество примеров публичного служения Христа. Но не менее пленительными представляются Его личные встречи как с обычными людьми, так и с привилегированными членами общества. Эти истории дают уникальную возможность понять, насколько Христос был сосредоточен на Писании.

Прочитайте Ин. 13:18–20 и Лк. 10:25–28; 24:13–32. Какая роль, согласно этим отрывкам, отводится Священному Писанию? С какой целью Иисус цитировал именно эти стихи? К чему привели эти встречи с Писанием?

Неоднократно Христос цитирует Писание, связывая его с призывами к ученичеству. Это недвусмысленно указывает на то, что власть и сила убеждения Иисуса зиждутся на Писании, а не просто на личном обаянии. Это особенно видно из того, как Он использовал Писания, беседуя с двумя потенциальными учениками, шедшими по дороге в Эммаус.

«Начиная от Моисея, от истоков библейской истории, Христос изъяснял в Писании все, что относилось к Нему. Если бы Он сразу открылся ученикам, то, испытав величайшую радость, они были бы вполне счастливы. Но им нужно было понять, о чем свидетельствовали все образы и пророчества Ветхого Завета. На этом должна была основываться их вера. Чтобы убедить их, Христос не сотворил ни единого чуда, но первым делом объяснил им Писание. Его смерть была для учеников крушением всех надежд. Теперь же, опираясь на книги пророков, Он показал, что Его смерть является самым твердым основанием их веры

Наставляя этих учеников, Иисус напомнил о значении Ветхого Завета, повествующего о Его миссии» (Э. Уайт. Желание веков, с. 796–799).

Поразмышляйте над Лк. 24:32, особенно над фразой: «Не горело ли в нас сердце наше». Что это значит? Когда последний раз ваше сердце горело от получаемых вами истин? Если этого не происходит уже долгое время, может быть, ваше сердце охладело? Если это так, то как вы можете изменить эту ситуацию?

Мы убедились в том, что Иисус делает особое ударение на Библии. Он ни разу не поставил под сомнение авторитетность, правдивость или достоверность Писания. Но, тем не менее, на протяжении веков, вплоть до сегодняшнего дня, многие люди делают это.

Прочитайте Mф. 12:15–21; Mк. 1:1–3; Деян. 1:16–20; 3:22–24 и Рим. 10:10, 11. Что эти тексты говорят нам о том, как воспринимали Писание первые христиане? Какие уроки мы можем извлечь для себя, следуя их примеру? Как относимся к Библии мы?

Первые христиане именно Писанием подтверждали мессианство Иисуса из Назарета. Фактически они говорили, что христианство неразрывно связано с Божественным самооткровением через ветхозаветные Писания.

Сам Иисус обращался к этим Священным Писаниям. Теперь ученики Христа делали то же самое. Обращения к личным опытам, чудесам и другим свидетельствам о Христе были важны и занимали свое место; однако ничто не заменяло Писание как основной источник свидетельства об Иисусе.

Первые последователи Христа искали в Писании ориентиры относительно миссии церкви, ее повседневного служения и духовной дисциплины. Человеческие предположения и догадки были сведены к минимуму; первое место отводилось Писанию. Молитвенные размышления в поисках Божьего откровения, несомненно, имели место во время проведения церковных советов (см. Деян. 15). Писание затрагивало все стороны жизни ранней Церкви.

Насколько неразумно было бы с нашей стороны, особенно в это последнее время, занимать какую-либо другую позицию по отношению к Библии!

Как мы все можем научиться отводить Библии центральное место в нашей вере и использовать ее как путеводитель к Иисусу? Как практически мы можем позволить библейскому учению действительно влиять на нашу жизнь и отношение к другим людям?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Воспитание» главу «Библия как воспитатель», с. 190–192; из книги Э. Уайт «Желание веков» главу «На пути в Еммаус», с. 795–801; из книги Э. Уайт «Деяния апостолов» главу «Фессалоника», с. 221–230.

«Во время Своего служения Христос отверз умы учеников к уразумению этих пророчеств… Петр, проповедуя о Христе, приводил доказательства из Ветхого Завета. Так же поступал и Стефан. И Павел во время своего служения обращался к текстам Священного Писания, рассказывающим о рождении, страдании, смерти, воскресении и вознесении Христа. С помощью вдохновенного свидетельства Моисея и пророков он неопровержимо доказывал, что Иисус из Назарета есть Мессия и что от дней Адама голос Христа говорил через патриархов и пророков» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 221, 222).

Вопросы для обсуждения:

  1. Как практически вы можете сделать Писание неотъемлемой частью вашей повседневной жизни? Как вы можете использовать Библию в личном благовестии?
  2. Почему Иисус больше заострял внимание на истолковании Писания, чем на чудесах и личном обаянии? Что происходит, когда отдельные аспекты жизни или служения, такие как музыка, весть о здоровье, социальные обязанности или что-либо другое, выходят на первый план и подменяют собой Библию как основу нашей веры?
  3. Насколько зависимыми от Писания должны стать христиане сегодня? Оцените, насколько важно Писание в жизни вашей церкви в определении приоритетов, распределении ресурсов и верности миссии.
  4. Поразмышляйте над тем фактом, что в Библии не упоминается о том, что кто-то из ее авторов когда-либо ставил под сомнение правдивость или достоверность каких-либо других библейских текстов. Почему это должно быть так важно сегодня для нас, когда многие люди, включая и многочисленных исследователей Библии, судя по всему, сделали своим наивысшим приоритетом оспаривать истинность Библии на каждом уровне?