СШ

Субботняя Школа

Урок 2. 4–10 января. Ученичество через метафору

"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 2 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

2 Цар. 12:1–7; Ис. 28:24–28; Мф. 7:24–27; 13:1–30; Лк. 20:9–19.

Памятный стих:

«Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: готверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира“» 
(Мф. 13:34, 35).

Христианство разумно и логично. Ум нужно развивать. Однако один только разум не может в полной мере передать целостность человеческой личности. В отличие от роботов, запрограммированных на конкретные логические процессы, люди способны любить, чувствовать, обижаться, плакать, заботиться, смеяться и представлять. Поэтому Иисус преподносил вечные истины так, чтобы они касались не только интеллекта. Иисус говорил через наглядные примеры, взятые из повседневной жизни, чтобы достичь людей там, где они находились. Дети и взрослые могли понимать глубокие истины, переданные в притчах, обернутые образами и метафорами.

Кроме того, сложные концепции, такие как оправдание, праведность и освящение, легко усваивались благодаря искусству Христа как Рассказчика. Другими словами, концепции, которые часто трудно понять, когда их преподносят обычным языком, можно усвоить через символы и метафоры.

Прочитайте 2 Цар. 12:1–7; Ис. 28:24–28; Иер. 13:12–14 и Иез. 15:1–8. Как эти притчи и аллегории расширяют наше понимание взаимоотношений Бога с человечеством? Какие предметы или окружающая обстановка, используемые этими пророками, позднее встречаются в притчах Христа?

Нафан рассказывает притчу, чтобы скрыть истинную причину своего визита. Не зная о том, Давид объявляет себя преступником и выносит себе приговор. Прибегнув к литературному приему (притче), Нафан достигает цели. Но если бы он преподнес это по-другому, это могло бы вызвать серьезную конфронтацию и, возможно, даже привести к смерти пророка!

Поэтическая история Исаии звучит в контексте сельского хозяйства, хорошо знакомого его слушателям. Столетия спустя Иисус обращался к тем же самым образам. Притча Исаии учит Божьей безграничной милости во времена наказания. Двенадцатая глава послания к Евреям также понимает Божье наказание скорее как средство исправления, чем как орудие мщения. Божественное наказание отражало искупительные цели. Оно должно было вызвать покаяние, возрождение и преобразование. Тем не менее при большем упорстве и мятеже следовало и большее наказание.

Притча Иеремии — это ужасающая иллюстрация суда. Когда бы люди ни препятствовали Божьей искупительной цели, Бог в конечном счете подвергает их последствиям сделанного выбора. Христос также рассказывал Своим слушателям притчи о суде. Иезекииль, передавая эту же весть, обращался к другому символу.

Почему иллюстрации и истории могут быть могущественным инструментом передачи истины? Какие истории вам особенно нравятся и почему? Поделитесь вашим ответом на уроке в субботу.

Прочитайте Мф. 7:24–27. Как эти тексты расширяют наше понимание христианского ученичества? Как вы думаете, почему Иисус использовал этот пример из природы, чтобы преподать столь важную истину?

Современное образованное общество воспринимает грамотность как нечто само собой разумеющееся. Однако даже сегодня существуют общества, в которых люди остаются без образования. В древности грамотность была скорее исключением, чем правилом. Господствующие классы, специалисты в грамоте (писцы) добивались власти благодаря умению читать. Поэтому Иисус подавал Свою весть таким образом, чтобы ее могли понять простые неграмотные люди. (Несомненно, грамотные слушатели также могли ее понять).

До того, как Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, тексты писались вручную — очень длительный и трудоемкий процесс. Относительно немногие могли позволить себе такую роскошь, как книга. Поэтому передача информации через легенды, притчи и так далее стала стандартным способом общения.

Бог предлагает спасение всему человеческому роду. Должно ли нас удивлять, что Христос использовал эти формы коммуникации, чтобы достичь как можно большего числа людей? Устная традиция, передаваемая из поколения в поколение в простых историях, стала источником передачи идеи искупления.

Прочитайте Лк. 14:27–33. Какие уроки мы можем почерпнуть из этих историй? Как приведенные здесь метафоры проливают свет на наше понимание ученичества?

Строительство предполагает подготовку. Оценка затрат проводится задолго до непосредственного начала строительства. Ученичество также требует подготовки. Чудесные насыщения людей, впечатляющие исцеления и видимый успех могли привести будущих учеников к предположению, что следовать за Иисусом легко. Однако Иисус побуждал Своих слушателей увидеть всю картину. А в ней значительное место также занимали самопожертвование, страдания, унижения и отвержение. Еще раз заметьте, что Иисус предпочел передать эту весть, используя метафорический язык, хотя Он мог просто перечислить перечень трудностей, которые ожидали Его учеников.

Прочитайте Мф. 13:1–30. Что говорил Иисус относительно ученичества? Какие уроки из этих метафор может извлечь для себя современное христианство?

Притча Христа о сеятеле знакома многим читателям. Контекст истории был хорошо знаком тому земледельческому обществу. Слушатели Иисуса могли легко представить себе описываемую картину. Взаимосвязь с ученичеством очевидна. По сути, Иисус побуждает Своих слушателей оценить свое положение как учеников. Вместо того, чтобы указывать каждому в отдельности на его проблему, Он говорит притчами, приглашая учеников самостоятельно оценить себя. Глядя в зеркало своей души, каждый мог оценить свои меркантильные наклонности, способность проявлять упорство и настойчивость, проанализировать, насколько мир захлестнул его своей суетой, и выбрать жизнь бескомпромиссного ученичества.

В то же время истинное ученичество отдает суд в руки Учителя, а не учеников. Человеческое понимание неполно, знание частично. Совершенным пониманием обладает только Бог. Иисус также предупреждает о том, что нападки сатаны действительно имеют место. Ученики не могут отдать суд (процесс расследования) другим верующим, потому что эти верующие люди могут оказаться не пшеницей, а плевелами. Они растут вместе до времени сбора урожая.

«В притчах Христа мы видим принцип, лежащий в основе всей Его миссии в этом мире. Для того, чтобы открыть нам Свой Божественный характер и бытие, Христос стал человеком и жил среди нас. Божественное было явлено в человеческом; невидимая слава открылась в зримом человеческом облике» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 17).

В притче о сеятеле Иисус говорил об обманчивости богатства. Что Он имел в виду? Как богатство может обмануть даже того, кто его не имеет?

Служение Христа было революционным, но Он не использовал обычное оружие. Его орудия были намного могущественнее, чем мечи или ножи. Изменяющие жизнь слова, часто переданные в притчах и метафорах, стали Его не таким уж секретным оружием в борьбе со злом.

Тактика и стратегия Христа застигали многих религиозных вождей врасплох. Они были слабо подготовлены, чтобы противостоять силе Его общения с народом. Многие Его притчи содержали вести, которые работали против вождей. Религиозные вожди правильно понимали, что там, где весть Христа будет проникать в сердца людей, их влияние будет стремительно ослабевать.

Прочитайте Мф. 21:28–32 и Лк. 14:16–24; 20:9–19. Какие могущественные вести переданы в этих притчах? Хотя притчи часто касались конкретных людей, какие принципы мы можем применить к себе независимо от того, кем мы являемся?

«Притча о винограднике относится не только к иудейскому народу. В ней содержится урок и для нас. В наше время Бог одарил Свою Церковь огромными преимуществами и благословениями и ожидает от нее соответствующей отдачи» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 296).

Конечно, мы получили огромные благословения от Господа: искупление Кровью Христа, обещание спасения, основанного на Его праведности (не на нашей), заверение в вечной жизни и возможность принятия Святого Духа — нам дано так много. Однако очень легко забыть о том, что мы имеем, или принимать это как само собой разумеющееся, или даже насмехаться над этим. Подобно виноградарям из притчи, мы можем даже не осознавать последствия своих действий. Но в день суда их невежество не стало их оправданием. Не поможет оно и нам.

Как часто вы обманывались в прошлом относительно вашего духовного состояния? Чему вы научились из тех опытов? Могут ли они помочь вам впредь избегать этих ошибок?

После записи о служении Христа кажется, что притчи исчезают из Писания. Чем можно объяснить этот феномен? Большая часть Нового Завета связана с личностью апостола Павла. Четырнадцать книг Нового Завета приписываются Павлу и почти половина исторического повествования Луки в книге Деяния святых апостолов также вращается практически исключительно вокруг Павла. Хотя он не использовал притчи так, как это делал Иисус, Павел, тем не менее, часто прибегал к метафорам, сравнениям и другим литературным приемам (см. Рим. 7:1–6; 1 Кор. 3:10–15; 2 Кор. 5:1–10). Хотя Павел не был рассказчиком, его проповеди нельзя назвать скучными или лишенными красок. Стилистические различия между публичными выступлениями Христа и Павла, конечно же, имеют место, но оба они проявляли творческий подход в выражении мысли.

Другие авторы Нового Завета демонстрируют несколько большее родство с тем, как рассказывал притчи Христос. Чтобы начать повествовательный урок, брат Иисуса Иаков писал: «Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем» (Иак. 2:2). Но ни брат Иисуса, ни другие ученики не использовали истории так широко, как это делал Христос. Однако сравнения и символизм встречаются довольно часто. «Он прейдет, как цвет на траве» (Иак. 1:10). «Или вот, к примеру, корабли» (перевод РБО) (Иак. 3:4). Видение Петра (Деян. 10:9–16) передано в символической форме. Символические повествования составляют значительную часть книги Откровение. «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену» (Откр. 12:13).

Выберите несколько из предложенных текстов и найдите в них метафоры. Какие вести содержатся в этих стихах? Какие образы используются, чтобы передать весть? Деян. 10:9–16; Иак. 3:3–12; Откр. 12:7–17; 18:9–20; 19:11–16.

Каким бы образом мы ни выражали весть, принцип остается тот же: метафоры, сравнения, притчи, аллегории и другие примеры творчества в языке дают нам возможность выражаться понятным образом. Опираясь на опыт слушателей, Христос и Его ученики использовали сравнения и иллюстрации, способствовавшие пониманию истины. Когда это уместно, мы не должны бояться делать то же самое.

Прочитайте из книги Э. Уайт «Наглядные уроки Христа» главу «Наставления в притчах», с. 17–27.

«Иисус стремился пробудить интерес к истине. Он хотел пробудить равнодушных и запечатлеть истину в их сознании. Притчи были популярны в те времена, они внушали уважение и завоевывали внимание не только у израильтян, но и у других народов.

С другой стороны, люди не были приготовлены к тому, чтобы не только принять, но и даже понять те истины, которые Христос намеревался им открыть. Поэтому также Иисус говорил притчами. Связывая Свое учение с происходящим в природе, жизнью и с житейским опытом слушающих, Христос пробуждал их внимание и производил глубокое впечатление на их сердца. Впоследствии, когда люди встречали в своей повседневной жизни предметы, иллюстрировавшие Его наставления, они вспоминали слова Божественного Учителя.

Иисус искал путь к каждому сердцу. Используя разнообразные илюстрации, Он не только указывал на многогранность открываемой истины, но и обращался к различного типа слушателям с разным уровнем познания и опыта» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 20, 21).

Вопросы для обсуждения:

Поделитесь в классе вашими ответами на вопрос, заданный в уроке за воскресенье. Чему вы можете научиться из историй друг друга?

Иисус основывал образы и метафоры на том, с чем Его слушатели были хорошо знакомы. Что можете использовать вы в вашей культуре, чтобы лучше передать духовные истины?

Хотя Иисус использовал метафоры в основном из сельскохозяйственной сферы, многие из первых христиан были городскими людьми. Какие «городские» образы можно встретить в писаниях Павла или любого другого новозаветного автора?

Подумайте, какие элементы составляют хорошую историю. Что это за элементы? Как они работают? Как мы можем научиться использовать эти элементы в нашем свидетельстве?

Прочитайте Лк. 16:19–31. Какую историю использовал здесь Иисус? Какие из этого отрывка мы можем извлечь уроки, касающиеся использования вымысла в передаче духовной вести?

  • Артем

    Отличній урок!