Урок 3. 11–17 января. Ученичество и молитва


"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 3 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Дан. 9:2–19; Мф. 14:22, 23; 26:36; Ин. 17:6–26; Евр. 2:17; 1 Петр. 4:7.

Памятный стих:

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20, 21).

Как бы мы ни трудились для спасения душ, какие бы миссионерские программы ни планировали, мы должны усердно молиться за людей, которых стремимся достичь. Это насущная потребность христианина, тем более в деле спасения душ. Какие великие перемены могли бы произойти, если бы постоянная горячая молитва находилась в центре нашей работы в деле привлечения и сохранения учеников!

«Пусть работники ухватятся за Божьи обетования, говоря: „Ты пообещал: „Просите и получите“. Я должен обратить эту душу к Иисусу Христу”. Выпрашивайте в молитве души, для которых вы трудитесь; пусть за них молится церковь. Выберите одну и еще одну душу, ежедневно ищите Божьего водительства, все слагая перед Ним в усердной молитве, и трудитесь с Божественной мудростью» (Э. Уайт. Медицинское служение, с. 244, 245).

Часто молитва становится эгоцентричной. Верующие представляют перед Богом перечень своих пожеланий, надеясь получить просимое. Конечно, нам сказано, что мы можем обращаться к Богу с нашими просьбами, но иногда наши мотивы не совсем чисты. В конце концов, если наши сердца развращены, злы и лживы, разве наши молитвы не будут отражать нашу внутреннюю греховность?

Однако ходатайственная молитва всегда сосредоточена на нуждах другого человека и таким образом снижает вероятность эгоистичной мотивации. На протяжении истории ходатайственные молитвы представляли высочайшее выражение духовной беседы. Незапятнанные желанием собственного удовлетворения, эти беседы являют бескорыстие, сострадание и глубокое желание спасти окружающих.

Прочитайте Дан. 9:2–19. Какая ноша тяготит Даниила во время этой молитвы? Какое место в молитве занимает исповедание? В связи с преклонным возрастом сам Даниил скорее всего не получил бы никакой пользы от восстановления Иерусалима. Так что же мотивировало его молитву?

Прошло семьдесят лет с тех пор, как Иеремия изрек пророчество, о котором говорит сейчас Даниил. После стольких лет иерусалимские друзья Даниила уже, вероятно, умерли. Восстановление Иерусалима также никак не могло повлиять на благополучие самого Даниила. В молитве Даниила ничто не предполагает эгоистичного беспокойства. Древний пророк определенно умоляет Бога о будущем изгнанного иудейского народа и о репутации самого Бога Яхве. Этим просьбам предшествует пространное исповедание. В исповеди перед Богом Даниил причисляет себя к непокорным. Пророк не желает говорить о собственной невиновности. Даниил принимает на себя ответственность, хотя восстановление города должно было принести пользу главным образом другим людям.

Подумайте о вашей молитвенной жизни: о чем вы молитесь, почему и за кого. Проявляется ли в вашей молитве бескорыстие? Как вы можете научиться быть менее эгоцентричными в своей молитвенной жизни? То есть как ваши молитвы могут быть менее эгоистичными, даже если вы молитесь за себя?

Подумайте о том, чем в действительности является молитва: падшие греховные создания, заслуживающие смерти, всегда имеют возможность напрямую общаться с Создателем вселенной — Святым Богом.

Даже когда Бог во Христе облек Себя в человеческую плоть, приняв человеческие ограничения, Он испытывал необходимость в молитве. Хотя Он не представал перед Отцом в том же положении, что и мы, падшие грешники, Иисус как человек, тем не менее, видел необходимость в молитве.

Прочитайте Мф. 14:22, 23; 26:36; Мк. 1:35–37; Лк. 5:15, 16; 6:12, 13. Что характеризировало молитвенную жизнь Иисуса? Опишите обстоятельства, сопровождавшие молитвы Иисуса. Какие уроки мы можем извлечь из особенностей молитвенной жизни Иисуса, таких как частота, место, время и продолжительность молитв?

Конечно, молитвенная жизнь Христа, которой Он наслаждался, служила примером для Его учеников. По утрам, по вечерам, после служения, до служения, когда только была возможность, Иисус молился. В садах, в горах, в пустынных местах, там, где Его ничто не отвлекало, Иисус молился. Отделенный от Отца пространственно, Иисус соединялся с Ним духовно через молитву. Духовная сила Христа текла по духовным артериям молитвы. Должны ли современные последователи Христа, ослабленные греховными наклонностями, задавленные мирскими заботами, удрученные неудачами, соглашаться на что-то меньшее, чем молитвенная жизнь Иисуса?

«В молитве мы открываем наше сердце Богу как другу. Это необходимо не потому, что Богу неизвестно, кто мы такие, но для того, чтобы помочь нам принять Его. Молитва приближает не Бога к нам, а нас к Богу» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 93).

Прочитайте Мк. 11:22–26; Лк. 11:13; Ин. 14:12–14. Как мы должны понимать записанные здесь обетования, касающиеся молитвы? Как вы испытали то, о чем говорит здесь Иисус? В то же время как вы научились справляться с ситуациями, когда то, о чем вы молились, не складывается так, как вы надеялись?

Молитва чудесным образом связывает смертных, ограниченных людей с их безграничным Творцом. Молитва — это духовный клей. Соединенные с Небесным Отцом, верующие выходят за ограничения своей земной природы и греховных наклонностей. Это преобразование отделяет их от мира. Успешно переделывая молитву по эгоцентричному шаблону, сатана, таким образом, лишает ее преобразующей силы. В таком случае мы идем на огромный компромисс, а наше свидетельство заходит в тупик.

Прочитайте Мф. 6:7, 8; 7:7–11; 18:19, 20. Чему учат нас эти стихи относительно молитвы?

Искренний верующий доверяет Божьим обетованиям и Его способности исполнить их. Нет такой просьбы, которая напугала бы Бога. Его власть безгранична, Его сила безмерна. Народ Божий приближается к небесным воротам, уповая на Господа, зная, что Он сделает для нас самое лучшее несмотря на то, что мы не видим этого в настоящее время. Вера — это не просто доверие видимому; настоящая вера — это доверие Богу, когда мы не видим то, чего хотим или чего ожидаем (см. Евр. 11:1–7). Несомненно, пока вы служите Господу, пока вы ходите в вере, вы будете доверять Богу, даже если все складывается не так, как вы надеялись или молились. Даже поверхностное чтение Библии показывает, что вы никогда не будете одиноки.

Прочитайте Мф. 6:9–15; 26:39. Чему учат эти стихи?

Доверие нельзя путать с самонадеянностью или дерзостью. Смелое приближение к Божьему престолу не должно вызывать ощущения, что мы имеем на это полное право. Поведение верующего характеризуется смелостью и смирением. В Гефсимании Христос ясно выразил Свое желание, но завершил молитву словами: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Помимо полной самоотдачи дух прощения является свидетельством смирения. Нам столько было прощено, что мы просто обязаны прощать окружающих.

Есть ли человек, на которого вы злитесь, которого вам тяжело простить? Скажите об этом Господу в молитве. Молитесь за себя, чтобы вам научиться прощать. Молитесь за того человека. Как вы думаете, что вскоре произойдет?

Христос был олицетворением совершенства; то есть в Нем было явлено все Божественное совершенство. Соответственно, был ли кто-либо более сострадательным, чем Христос? Кто более, чем Христос, желал облегчить человеческую боль?

Поэтому мы спрашиваем: какова взаимосвязь между состраданием, ходатайством Христа и ученичеством?

Прочитайте Лк. 22:31, 32 и Ин. 17:6–26 (см. также Евр. 2:17). Как отождествление Иисуса с человечеством влияло на Его ходатайственные молитвы? Каковы были главные цели ходатайственных молитв Христа?

Иисус мог эффективно ходатайствовать за Своих учеников, потому что Он принимал активное участие в их жизни, полностью их понимал и страстно желал им блага. Современное эффективное ходатайство требует того же. Миссионер двадцать первого века оставит отнимающие слишком много времени дела, которые мешают его взаимоотношениям с погибающими душами. Стяжательство, стремление к славе, даже превосходство в учебе должно быть подчинено более великой цели — спасению погибающих. Это важная истина, которая так легко ускользает из поля зрения, потому что мы слишком часто оказываемся охваченными повседневной суетой.

Иисус был посвящен Своим ученикам. Он приходил к ним домой, знакомился с их родными, проводил с ними свободное время и трудился рядом с ними. Ничто значительное в их жизни не проходило мимо Него. Сегодня работа с будущими учениками требует большего, чем распространение буклетов и непробиваемой библейской аргументации. Молитва, в которой чувствуется сочувствие горю ближнего, и пылкое желание облегчить эту боль, по-прежнему является образцом ходатайственной молитвы в эффективном миссионерском труде.

Может быть, это выражение звучит странно, но в нем много правды: «Людей мало заботит, что ты знаешь, пока они не знают, насколько ты заботлив».

Подражание — это самое искреннее прославление. Первые ученики Христа подражали молитвенной жизни своего Учителя. Естественно, они молились о личной безопасности, о повседневных нуждах и духовном руководстве, тем не менее ходатайственная молитва стала важной составляющей их ученичества.

Прочитайте Деян. 1:13, 14; 1 Тим. 2:1–4; Иак. 5:13–16; 1 Ин. 5:16; Иуд. 20–22; 1 Петр. 4:7. Какую роль играла молитва в ранней Церкви? О каких особых ситуациях они молились? Чему мы можем научиться из этих примеров?

Непрестанная молитва была надежным якорем ранней Церкви. Когда бы Павел ни отправлялся в свои миссионерские путешествия, его провожали с молитвой (Деян. 13:3; 14:23). Прощаясь друг с другом, они молились (Деян. 20:36; 21:5). Часто их молитвы принимали форму ходатайства. Они молились за начальствующих, собратьев по вере и, вообще говоря, за всех! Павел ходатайствовал за отца Публия, страдавшего, по всей видимости, дизентерией (Деян. 28:8). Даже когда Стефан умирал, он ходатайствовал за своих палачей (Деян. 7:60). Значимость молитвы среди первых верующих трудно переоценить. Писание говорит, что молитва радует Бога, потому что Он желает, чтобы истина распространялась и каждый был спасен. Через молитву, соединенную с апостольским учением, пылкими проповедями, совершениями чудес и теплым братством, ранняя Церковь стремительно увеличивалась. Невзирая на сильные гонения, христианство стремительно распространялось по империи. Тысячи людей принимали Евангелие. Преображенные жизни горели подобно живым светильникам из дворца цезаря.

Сколько времени вы проводите в ходатайственной молитве? Подумайте над вашим ответом. Возможно, лучше будет спросить, сколько времени вам следовало бы проводить в ходатайственной молитве?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 9, главу «Реформаторское движение», с. 126; из книги Э. Уайт «Медицинское служение» главу «Личными усилиями и живой верой», с. 244, 245.

«Человек, который ничего не делает, а только молится, вскоре перестанет молиться, или же его молитвы будут совершаться только по привычке. Когда люди уклоняются от общественной жизни, от своих христианских обязанностей и от несения креста, когда они перестают прилежно трудиться для Господа, Который неустанно трудился для них, им не о чем больше молиться: у них пропадает всякое стремление к посвящению и благочестию. Их молитвы сосредоточиваются на себе. Они не в состоянии молиться о нуждах человечества, о созидании Царства Христова, о даровании им самим силы для служения» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 101).

Вопросы для обсуждения:

Почему отсутствие ходатайственной молитвы останавливает рост церкви? И, наоборот, как активная ходатайственная молитвенная жизнь стимулирует миссионерскую деятельность? Назовите ключи к эффективной ходатайственной молитве. Как ходатаю знать, о чем молиться?

Что должны делать члены церкви для людей, за которых они молятся помимо личных молитв дома? Как члены церкви могут выстроить взаимоотношения с соседями, родственниками и сотрудниками, за которых они молятся? Почему личные молитвы за людей должны всегда сопровождаться настойчивыми усилиями подружиться с этими людьми?

Какие шаги должны предпринимать христиане двадцать первого века для достижения динамичной молитвенной жизни? Какова взаимосвязь между успешным благовестием и молитвенными встречами с Богом? Может ли молитва изменить тех, за кого молятся, не изменив вначале тех, кто молится? Как искреннее переживание за погибающие души может повлиять на содержание молитвы? Какое влияние личная святость и молитва оказывают на способности потенциального миссионера делиться истиной?

Что могут делать верующие люди, чтобы расширить свои контакты с теми, кто не принял Христа? Что могут делать христиане, чтобы иметь более близкие отношения с окружающими, знать их особые молитвенные нужды?