Урок 4. 18–24 января. Наставляя детей


"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 4 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Пс. 126:3–5; Втор. 6:6, 7; Лк. 2:40–52; 
Мф. 18:1–6, 10–14; Мк. 10:13–16.

Памятный стих:

«И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: гиз уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?“» 
(Мф. 21:16).

В стремлении проповедовать миру и делать учениками все народы мы должны помнить о разных классах людей, в том числе и о детях.

Христианское видение относительно обучения детей и молодежи во многом разнится. Тем не менее практически во всех деноминациях одна линия выдерживается четко: большинство христиан посвятили свои жизни Христу в относительно юном возрасте. Значительно меньшее число людей обращаются к Богу в старшем возрасте. Очевидно, многие церкви упускают из виду этот важный факт, планируя свою евангельскую работу, направляя большую часть своих ресурсов на служение взрослому населению. Первые ученики Христа тоже, судя по всему, недооценивали важность служения детям. Иисус отверг подобную позицию и уделил детям особое внимание, отвел для них первоочередное место.

Следовательно, мы должны поступать так же.

В древности евреи относились к своим детям значительно лучше, чем окружающие их народы к своим. Жертвоприношения детей в качестве дара божеству практиковались во многих культурах. Или же ценность ребенка измерялась его экономическим вкладом в общество. Отношения детей с миром взрослых определялось его трудоспособностью, а не присущей ребенку ценностью. Тяжело говорить об этом, но отголоски подобных взглядов, особенно что касается экономической ценности, можно встретить даже в современном мире.

Очевидно, что отступничество Израиля повлияло и на то, как народ оценивал детей. Занятия колдовством и заигрывания с другими религиями привели Манассию к тому, что он принес в жертву своих сыновей (2 Пар. 33:6). Тем не менее правление Манассии было скорее исключением, чем правилом. Под началом богобоязненного руководства израильтяне ценили своих потомков.

Прочитайте Пс. 126:3–5; 127:3–6; Иер. 7:31; Втор. 6:6, 7. Что говорят эти тексты о том, как оценивает детей Бог? Как правильное понимание Писания может повлиять на наши взаимоотношения с детьми?

Обучение, право первородства и многие другие культурные практики ясно свидетельствуют о том, насколько ценны были дети в древней еврейской культуре. Неудивительно, что Христос еще более возвысил положение детей, особенно если сравнивать положение, которое они занимали в других культурах. В конце концов, дети — это люди, а Христос умер за каждого человека — об этом мы никогда не должны забывать.

Трудно поверить в то, что некоторые взрослые люди настолько развращены, злы и испорчены, что травмируют детей, иногда даже своих собственных. Как мы можем в любых ситуациях делать все возможное, чтобы любить, защищать и воспитывать детей, находящихся в нашей сфере влияния?

Если бы у Иисуса не было бы детства и Он прибыл бы на нашу планету уже полноправным взрослым, у нас могли бы возникнуть серьезные вопросы относительно Его способности отождествляться с детьми. Однако Христос рос и развивался, как все дети, не избежав ни одной стадии развития, связанной с ростом и зрелостью. Он понимает проблемы подросткового возраста. Он испытал на Себе хрупкость и уязвимость детства. Христос сталкивался со всеми проблемами, с которыми сталкиваются дети. Прохождение через период детства — это еще один важный этап, в котором наш Спаситель явил Свою настоящую человеческую сущность.

Прочитайте Лк. 2:40–52. Что мы узнаем из этого отрывка о детстве Иисуса? 

«У иудеев было принято считать двенадцатилетний возраст рубежом между детством и юностью. Достигнув этого возраста, еврейский мальчик уже назывался сыном закона и Бога. Перед ним открывались дополнительные возможности для религиозного образования, он мог принимать участие в священных праздниках и обрядах. В соответствии с этой традицией отрок Иисус отправился в Иерусалим на праздник Пасхи» (Э. Уайт. Желание веков, с. 75).

Согласно этим текстам, Иисус возрастал в премудрости. Бог Отец изливал на Него Свою благодать. Из встречи в храме, которая произошла в отрочестве Христа, во время пасхального путешествия, мы можем увидеть, что Иисус обладал глубокой духовной мудростью. Учителя-раввины были весьма удивлены Его вопросами и ответами.

Несомненно, Бог использовал богатые детские опыты, чтобы явить этот привлекательный, безупречный характер. Возможно, дисциплина в обучении плотницкому ремеслу, внимание преданных родителей, регулярное изучение Писания и взаимодействия с жителями Назарета составили основу Его раннего воспитания. Однако каким бы замечательным ребенком ни был Иисус, Он все равно был ребенком, как и все мы когда-то.

«Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал истину из ее уст и из Писаний пророков. Сидя на коленях у Своей матери, Он теперь учился тому, что Сам некогда говорил Израилю через Моисея» (Э. Уайт. Желание веков, с. 70). Поразмышляйте над великой значимостью этих слов. Что они говорят нам о человеческой природе Христа?

Прочитайте следующие отрывки: Мф. 9:18–26; Мк. 7:24–30; Лк. 9:37–43; Ин. 4:46–54. Чьи дети были исцелены или возвращены к жизни в этих историях? Насколько разным было происхождение этих детей, их жизнь? Что у них было общего? Чему мы можем научиться из этих текстов? Как они могут помочь нам сегодня? 

Во всех этих историях примечательно то, что в каждом случае отчаявшийся родитель приходит к Иисусу, прося оказать помощь его ребенку. Какой родитель не сможет этого понять? Какой родитель не испытывал боль, мучение, страх и непреодолимый ужас, когда ребенок был болен или даже находился при смерти? Для тех, кто прошел через это, нет ничего хуже.

И хотя сам Иисус не был родителем, Он в Своей человеческой природе достаточно хорошо понимал их и исцелял их детей. В каждом случае даровано было исцеление. Он никого не отослал прочь. Это ясно свидетельствует о Его любви не только к родителям, но и к детям.

Конечно, это вызывает неудержимый поток вопросов, касающихся тех случаев, когда родители молились, умоляли и взывали к Иисусу, но их дети так и не получили исцеления. Наверное, нет более печального опыта, чем похороны собственного ребенка. Смерть уготована старшему поколению. Неестественный порядок вещей, когда родители оплакивают своих умерших детей, вызывает бунт в сердце. Во время таких похорон почти каждый родитель спрашивает: «Разве это не я должен быть на месте моего ребенка?»

Оплакивание физической смерти и наблюдение за духовным разложением может быть равно болезненно. Сколь многие родители страдают из-за того, что их дети попали в наркотическую зависимость, увлекаются порнографией или проявляют подростковое равнодушие? Какова бы ни была наша печаль, мы должны научиться уповать на Господа, Его благость и любовь, даже когда что-то происходит не так, как в вышеперечисленных библейских историях. Э. Уайт, пророчица, похоронила двоих детей. Наш мир — это не простое место; но у нас есть любящий Бог, и на эту истину мы должны уповать независимо от обстоятельств.

Проанализируйте следующие тексты: Мф. 11:25, 26; 18:1–6, 10–14. Какие истины, не только о детях, но также о вере в целом, мы можем почерпнуть из этих историй? Подумайте о том, насколько жестко звучит здесь предостережение Иисуса. Почему мы должны трепетать перед этим?

В детях есть некая подлинность, искренность, которую Иисус часто подчеркивал, говоря о Своем царстве. Их искренность, смирение, зависимость и невинность каким-то образом вмещают в себя суть христианской жизни. Мы все должны жаждать этой простоты и этого доверия в проявлении веры.

Современные миссионеры должны усвоить еще один урок: детям никогда не следует отказываться от своей детской зависимости. Правильно воспитанные дети могут сохранить доверчивость и невинность даже в зрелом возрасте. Конечно, по мере возрастания и взросления они будут задавать вопросы, будут испытывать борьбу и сомнения, не будут находить ответы на некоторые вопросы, как и все мы. Но детская вера никогда не выходит из моды. Как родители или просто взрослые люди мы должны делать все со своей стороны, чтобы прививать детям знание о Боге и Его любви, а этого можно наилучшим образом достичь посредством явления им этой любви в нашей жизни, доброте, сострадании и заботе. Мы можем проповедовать и морализировать все, что хотим; но, как и в случае со взрослыми, самый лучший способ сделать детей учениками — это своей жизнью являть им Божью любовь.

Холодным, страшным, разительным контрастом может быть преступное отношение к детям. Если оно имеет место во время мероприятий, организованных церковью, это может разрушить доверие ребенка к церкви и, как правило, к Богу этой церкви. Какой справедливый гнев ожидает совершающих подобное и тех, кто это покрывает. Христос и Его весть пробуждают доверие и уверенность. Как смеет какая-либо человеческая организация подрывать эту детскую веру недостатком бдительности?

Что делает ваша церковь не только для воспитания детей, но и для того, чтобы они были всячески защищены? Подумайте о значении слов Иисуса, когда Он сказал, что их ангелы «всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Почему это должно заставить трепетать любого, кто причиняет ребенку боль?

Прочитайте Мк. 10:13–16. Как тот факт, что Христос принимал детей, способствовал тому, что они принимали Его? Как нужно понимать Его упрек ученикам? Чему мы должны научиться из этой истории? Как мы должны относиться к детям?

Конечно, ученики Христа действовали из лучших побуждений, хотя и поступили неправильно. Они пытались сберечь Его драгоценное время, сберечь Его силы для более «важных» дел. Они совершенно не понимали, чего хотел от них Иисус.

Представьте себе ребенка, забытого грубыми взрослыми, попадающего в объятия любящего и заботливого Иисуса. В этой истории нам дается бесценный пример того, как должны относиться к детям люди, претендующие на то, что они ведут других к ученичеству.

«В детях, пришедших к Нему, Иисус видел наследников Его благодати и подданных Его Царства. Некоторые из них станут мучениками ради Него. Он знал, что эти дети будут слушать Его и примут Его как Своего Искупителя с большей готовностью, чем взрослые, многие из которых имели земную мудрость и ожесточенное сердце. Наставляя детей, Он снисходил до их уровня. Он, Величие неба, не считал ниже своего достоинства отвечать на их вопросы. Упрощая Свои важнейшие поучения, Он делал их доступными детскому уму. Он сеял в их души семена истины, которые со временем должны были прорасти и принести плод в жизни вечной» (Э. Уайт. Желание веков, с. 512–515).

Часто ли мы встречаем взрослых, испытывающих невероятную боль, смятение и сердечные муки из-за травм детства? Что это говорит нам о том, насколько нежно, заботливо, благочестиво и преданно мы должны относиться к детям?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Желание веков» главы «Благословение детей», с. 511–517; «Повторное очищение храма»; с. 592 из книги «Свидетельства для Церкви», т. 6, главу «Крещение», с. 93–95; из книги «Воспитание» главу «Важность библейского подхода к учению и изучению Священного Писания», с. 185, 186.

«Несомненно, дети и сейчас наиболее восприимчивы к евангельскому учению. Их сердца открыты для Божественного влияния, и они твердо помнят усвоенные уроки. Дети могут быть христианами, имея опыт соответственно своему возрасту. Их необходимо наставлять в духовных вопросах, и родители должны предоставить ребенку все возможности для того, чтобы формирующаяся личность могла следовать образу Христа.

Матери и отцы должны смотреть на своих детей как на младших членов семьи нашего Господа, врученных им на воспитание для Неба. Уроки, которые мы сами получаем от Христа, надлежит передавать нашим детям в той мере, в какой способен воспринять их детский ум, понемногу открывая им благородство принципов Неба» (Э. Уайт. Желание веков, с. 515).

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему люди принимают Христа чаще в молодом возрасте, чем в пожилом? Скептики могут заявлять, что это происходит потому, что они слишком наивны и невежественны, чтобы осознавать глупость того, что делают. С другой стороны, может быть, это от того, что они еще не так черствы и циничны, как многие взрослые? То есть их чистота и открытость делают их более восприимчивыми к влиянию Святого Духа? Обсудите.

Как сегодня церковь может уподобиться Христу в своих отношениях с детьми? Что может сделать каждый член церкви в отдельности, чтобы стать более дружелюбным по отношению к молодежи, которая может экспериментировать с необычной модой, музыкой, а порой и нелепым поведением? Как церковь может стать более активной и тем самым более привлекательной для активной молодежи?

Какие шаги могут предпринимать члены церкви, чтобы подготовиться к работе с заинтересованной молодежью, желающей принять крещение и посвятить свою жизнь Христу?

Поразмышляйте над теми характерными свойствами детей, которые побудили Иисуса сказать: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Как понимать этот текст? В то же время как его нельзя понимать?