Урок 4. 18–24 января. Обучение детей


"Ученичество" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ I квартал 2014 год (PDF, 3.2 MB)

Аудио Урок 4 (MP3, 59 MB)
 
 

«И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: „из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”?» (Мф. 21:16)

Вступление

Мф. 10:14

Нас постоянно бомбят новостями о начале новых отношений, разрывах и веяниях моды. Мы всегда готовы быть частью чего-то большего, чем мы сами. Мы задаем вопросы, зная, что в интернете найдем ответы. Мы пришли из разбитых домов, наполненных насилием. Мы всегда чувствовали пренебрежение со стороны людей и лишь изредка любовь. Общество сражается за наши молодые души, напевая нам о чувственных наслаждениях. В этих словах отдаются эхом трудности нашей юности, но были ли они услышаны? Как церковь мы идем к ним и показываем, насколько важно следовать за Христом?

Сегодня молодежь сталкивается с чрезвычайно высоким уровнем морального разложения. В 2011 году Центр контроля и предотвращения заболеваний опубликовал исследование уровня риска в поведении молодежи. По стране 38,7% школьников пробовали алкоголь; 32,8% учеников участвовали в драках; 47,4% имели сексуальные связи. Мы как церковь всегда знали, что источником всех этих проблем является грех. С того момента, как Адам и Ева нарушили Божий закон, грех вошел в нашу ДНК. Он не смотрит на расу, пол или возраст, он заполонил собою все творение.

Сатана особо нацелен на молодежь. Он знает, что они ориентированы на служение и горят изобретательностью и оптимизмом. Иисус Христос, наш Творец, тоже знает это. Поэтому Он сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Если Иисус дал молодежи такое превосходство во время Своего служения, насколько больше должны делать мы? Сегодня наша молодежь испытывает постоянное давление современного общества. Противник входит в наш ум через все виды средств массовой информации. Самое время для нас как церкви открыть глаза и сердца для нашей молодежи. Мы никогда не должны забывать о детях. Они тоже могут получить Духа Святого и приводить других ко Христу. Молодежь дает новую надежду благовестию и может по-новому представить современную церковь. Давайте на этой неделе глубже исследуем тему служения молодым, чтобы они тоже могли быть уверены в том, что для них есть место в Божьем Царстве.

Джамала Д. Свиндл. Майями, Флорида, США

Доказательства

Мк. 10:13

Среди родителей-адвентистов практикуется посвящать детей Господу. То же самое было во времена Иисуса. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (Мк. 10:13). Словом «прикоснуться» переводится греческое слово «haptomai», которое, согласно Стронгу, переводится как «примыкать к кому-либо». Это слово встречается в Библии тридцать шесть раз. Двадцать восемь раз оно используется в контексте исцеления больных и немощных. Но в Мк. 10:13 нет указания на то, что дети нуждались в исцелении. Возможно, приводившие детей ко Христу просто хотели, чтобы они прикоснулись к Мессии?

Наша роль как учеников Христа состоит в том, чтобы приводить детей ко Христу, дабы Он мог к ним «прикоснуться». Мэттью Герни пишет: «Не видно, что они нуждались в каком-либо телесном исцелении или что они имели способность к обучению, но представляется, что приведшие их к Иисусу были в основном озабочены их душами, благой частью, что является главной заботой всех родителей. Они верили, что благословение Христа принесет благо их душам. И потому они приводили к Нему детей, чтобы Он мог прикоснуться к ним, зная, что Он может прикоснуться и к их сердцам».

Библия очень ясно говорит через этот отрывок, что мы тоже должны получить Царство Божье, как маленькие дети (Мк. 10:15). Мы должны желать оказаться в объятиях Спасителя, почувствовать Его прикосновение и найти утешение нашим душам, веря в то, что Он сделает для нас лучшее.

Большинство детей очень податливы, ими легко управлять. Когда мы приходим ко Христу, то также принимаем и Его руководство в нашей жизни. Когда мы приходим ко Христу, как маленькие дети, мы приходим к Нему ранимыми, но с желанием получать любовь и внимание от Него как родителя, Который хранит наши самые большие интересы в Своем сердце.

Вы испытали прикосновение Христа? Желаете ли вы протянуть руку и прикоснуться к Нему?

Дискуссия

Вспомните детей, которые находятся в вашем круге влияния. Как вы можете привести их ко Христу?

Как ваша принадлежность ко Христу влияет на окружающих вас, особенно на детей?

Гайден Жак, Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия

Слово

Втор. 6:6, 7; Иер. 7:31; Мф. 18:10–14; Лк. 2:40–52; Мк. 10:13–16

Преимущество детей евреев (Втор. 6:6, 7; Пс. 126:3–5; 127:3–6; Иер. 7:31)

После того как Моисей повторил Десять Заповедей Израилю, он повелел родителям хранить их в сердце и учить им детей. Таким образом, Божий план состоял в том, чтобы дать детям евреев двойное преимущество: их обучали теоретически и примером. Так образовывались богобоязненные семьи. Результатом стало благословение не только родителей, но и всей нации, которая поклонялась на Сионе (Пс. 126:3–5; 127:3–6). Сегодня родители также могут передавать благословение своим детям через обучение Писанию и будучи хорошим примером. К сожалению, Израиль отошел от Бога. Общество разложилось до такой степени, что они даже были готовы приносить своих детей в жертву идолам! Так благословение, которое Бог желал излить на общество через обучение детей, было потеряно.

Детство Иисуса (Лк. 2:40–52)

Хотя земные родители Иисуса и были далеки от совершенства, они не потеряли из виду наставление Моисея жить по заповедям и учить им детей. Их посвященность духовным вопросам видна в том, что они каждый год на Пасху ходили в Иерусалим. Так Бог мог использовать их в годы формирования человеческой личности Иисуса. Они несли ответственность вместе со всем обществом за Его обучение. Он узнавал на их примере, как стать верующим евреем. Когда в двенадцать лет Иисус отправился в Иерусалим, Он остался там для того, чтобы побеседовать с учителями и задать им вопросы. «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:47). Очевидно, что воспитание Иисуса стало результатом Его основательных духовных познаний и опыта. Примечательно, что Его духовная жизнь продолжала развиваться после этого события (Лк. 2:52). Некоторые люди чувствуют препятствие в том, что они выросли в христианских семьях и не имели яркого «опыта обращения». Однако пример Иисуса дает основание полагать, что возрастание в христианской семье является Божьим идеалом для каждого ребенка.

Исцеление детей (Мф. 9:18–26; Мк. 7:24–30; Лк. 9:37–43; Ин. 4:46–54)

Много раз Иисуса просили исцелить больных детей. Тот факт, что Он уделял этому время, указывает на то, что в Божьих глазах дети имеют ту же ценность, что и взрослые. Исцеленный ребенок также может представлять свидетельство длиною в жизнь о Божьей любви, благости и милосердии. Попытки оказать влияние в духовных вопросах на детей никогда не теряют актуальности.

Грозное предупреждение (Мф. 11:25, 26; 18:1–6, 10–14)

Дети склонны доверять взрослым и верить всему, что они говорят. Подобное доверие иногда помогает детям понять духовные истины более ясно, чем взрослым. Взрослые из-за эгоизма зачастую все усложняют. В Притчах написано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6). А Иисус сказал, что мы должны быть «мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Любящие взрослые должны использовать доверие, которым они пользуются у детей, чтобы положительно влиять на них в вопросах веры и ученичества. Это означает обучать детей самостоятельно задавать вопросы и находить истину.

Однако всякому, кто попытается извлечь выгоду из детского доверия, дано грозное предупреждение. Этому классу людей Иисус сказал: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Так Иисус указывает на безграничную ценность детей в Божьих глазах. Ангелы, предстоящие пред Божьим лицом, посланы для их защиты.

«Пустите детей» (Мк. 10:13–16)

Когда ученики увидели, что родители ведут детей к Иисусу, они стали укорять их. Очевидно, что ученики посчитали, что Иисусу полезнее провести время в общении с взрослыми. Однако Иисус вознегодовал на учеников. Родительский долг, возможно, один из величайших примеров длительного человеческого самопожертвования, который можно увидеть повсеместно на нашей планете. Родители хотели, чтобы их дети получили самые лучшие духовные преимущества, поэтому они привели их получить благословение от Иисуса. Таким образом, они всем нам показали пример.

Иисус вырос в богобоязненной семье и лично знал преимущества духовных наставлений и благословения. Его миссия состояла в том, чтобы спасти человечество от греха. Чем раньше начинается обучение детей, тем лучше это для их личности и общества в целом. Мысль потерять даже одного человека неприемлема для Бога (Мф. 18:12–14). Все люди, взрослые или дети, имеют равную ценность в глазах Божьих. Поэтому Иисус с большим удовольствием взял их на руки и благословил. Его пример учит нас тому, что дети имеют огромную ценность в небесном царстве. Время, проведенное в наставлении детей духовным вопросам через слова и пример, это вклад в вечность.

Дискуссия

Какую роль вы можете играть в обучении детей в вашем круге влияния?

Как вы думаете, какое воздействие оказывает современная поп-культура на духовное становление детей?

Грег Дэуик, Новый Южный Уэльс, Австралия

Свидетельство

Мф. 19:14

«Дети восьми, десяти или двенадцати лет уже достаточно взрослые, чтобы понимать сущность личных отношений с Богом. Процесс обучения детей не должен быть ориентирован на какое-то будущее время, когда они достаточно повзрослеют, чтобы покаяться и уверовать в истину. Если должным образом наставлять детей, они уже с самой ранней юности в состоянии выработать правильное представление о себе как о грешниках и о пути спасения через Христа».

«В последних сценах земной истории многие из этих детей и молодежи будут изумлять людей своим свидетельством об истине, которое будет рождаться в простоте и в то же время в духе и силе. Они были научены страху Господнему, и их сердца были смягчены тщательным и молитвенным изучением Библии. В ближайшем будущем многие дети будут наделены Духом Божьим и будут совершать работу возвещения истины миру, которую в то время не смогут хорошо выполнять старшие члены церкви».

«После добросовестного труда, если вы удовлетворены тем, как ваши дети понимают смысл обращения и крещения, и если они уже являются поистине обращенными, пусть они будут крещены. Но, я повторяю, прежде всего приготовьте себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания. Бог должен действовать через родителей, чтобы они могли подавать своим детям правильный пример в любви, обходительности, христианском смирении и в полной отдаче себя Христу. Если вы даете свое согласие на крещение ваших детей и затем позволяете им поступать по их выбору, не сознавая особого долга хранить их стопы на прямой стезе, значит, вы сами понесете ответственность в том случае, если дети утратят веру, мужество и интерес к истине».

Дискуссия

Как мы можем обучать детей, чтобы они понимали и принимали то, что Христос может быть для них реальностью?

Какова цена «приготовления себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания»?

Эммануэль Ст. Клауд, Норуолк, Коннектикут, США

Практика

Втор. 6:6; Притч. 22:6

Самое лучшее время для обучения детей — когда они еще маленькие. Обучение требует терпения, целеустремленности и творчества. Следует придерживаться следующих принципов во время обучения детей во Христе.

Правильное обучение. В Притч. 22:6 написано: «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем» (современный перевод). Хорошее воспитание и обучение должно проводиться с целью наставления детей, куда идти и как туда добраться. Божье Слово подобно карте или системе спутниковой навигации GPS, оно предоставляет информацию в течение жизни о том, куда ходить и как перебраться с одного пути на другой. Служение детям требует зрелых взрослых людей, которые желают работать с детьми и знают, как вести их к Богу. Мероприятия, такие как детский хор и каникулярная библейская школа, могут положить основание для принятия Христа в раннем возрасте.

Пример. Дети лучше воспринимают то, что видят, а не то, что слышат. Их смущает следующий подход в преподавании: «Делай, как я тебе говорю, а не так, как я делаю». Они превосходно копируют, поэтому, если мы хотим, чтобы они следовали за Христом, они должны видеть Его проявление в окружающих их взрослых. Это также означает, что их должны окружать друзья, которые отражают любовь Иисуса.

Выбор. Объясните детям, почему важно делать правильный выбор. Ребенок, которому говорят, что надо делать, но не объясняют, почему или как, впоследствии с трудом будет делать правильный выбор в жизни. Ведите детей к принятию собственных решений, уча их на своем примере. Обучение ребенка Божьему Слову поможет ему увидеть, что он тоже представляет ценность в Его глазах. Учите с ними песни, рассказы и участвуйте в мероприятиях, которые помогут им сделать Иисуса своим лучшим другом и героем.

Дискуссия

Как взрослый может определить лучший метод обучения ребенка?

Почему детям следует рассказывать о Боге уже в раннем возрасте?

Джеймс МакНейл II, Берриен Спрингс, Мичиган, США

Быть живой Библией

Втор. 6:6; Притч. 22:6; Мк. 10:15; Евр. 12:6

Случалось ли такое с вами, когда малыш, услышав ваши слова, повторял их снова и снова? Когда моему двоюродному брату было около двух лет, он повторял все, что слышал. Он не понимал значения повторяемых слов, но его мозг был похож на губку, впитывающую всю слышимую им информацию. Ему достаточно было услышать слово один раз. Но так как слова произносились людьми, которых он знал и которым доверял, то он считал, что это хорошие слова. Так продолжалось до тех пор, пока однажды его не наказали за нехорошие слова. После этого он стал понимать, что есть плохие слова.

Быстрее всего дети учатся в первые три года своей жизни. В это время их обучение, хотя и базовое, является «решающим в формировании структуры их мозга». Бог с самого начала знал, насколько важно развитие ребенка, поэтому он наставляет нас: «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем» (Притч. 22:6; современный перевод).

Но как нам учить детей? Бог предусмотрел даже это! «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6:6, 7).

Хотя родители и представляют для своих детей основной пример, каждый из нас также может быть живым примером для малышей в наших церквах. «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15).

Дискуссия

Как церковь может лучше отвечать нуждам детей?

Некоторые люди верят, что обучение вредит детям. Каково ваше мнение? Обсудите. (См. Притч. 13:24; Евр. 12:6).

Александра Марек, Сидней, Австралия

Исследование

Пс. 126:3

Заключение

Сатана получает удовольствие, когда разрушает жизнь. Его основная цель мести состоит в том, чтобы наполнять сердца людей ожесточением. Злоба и извращенность сатаны нигде не отражается так сильно, как в его зачастую успешных попытках развращать детей и молодежь. Иисус знал о желании сатаны увести с пути невинных детей, поэтому они занимали особое место в Его служении, даже когда ученики хотели обратить Его внимание на взрослых. Так, Своим примером Он показал людям, семьям и церквам высшую необходимость защиты, опеки и служения молодым. Они ценны в Его глазах.

Задания

Найдите и послушайте песню, в которой описан данный Богом потенциал, имеющийся в каждом ребенке.

Помогите провести урок субботней школы в детском классе или предложите рассказать детскую историю во время богослужения.

Напишите молитву, в которой будут перечислены черты, ценимые вами в детях, и попросите Бога предоставить вам возможность им послужить. Подумайте, как эти качества могут подойти и для молодежи.

Найдите и исследуйте библейские отрывки, где говорится о детях. Что в этих историях оказалось наиболее ценным для вас?

Понаблюдайте или почитайте о том, как птицы и животные заботятся о своем потомстве.

Расспросите пастора, родителя или учителя о том, как они служат детям.

Для изучения

2 Пар. 34:1–3; Мф. 18:12–14; Евр. 12:9–11.

Э. Уайт. Желание веков, гл. «Благословение детей», с. 511–517.

Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 4, гл. «Верные обличения необходимы», с. 186–213.

Alan Melton, Disciple Like Jesus for Parents. Also see “Top 10 Misconceptions About Discipling Your Child,” http://www.raisinggodlychildren.org/2011/03/top-ten-misconceptions-about-discipling.html.

Glen Robinson, 52 Things to Do on the Sabbath

Кэвин Вейт, Уолла-Уолла, Вашингтон, США