Урок 6. 1–7 февраля. Служа «обычным» людям


"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 6 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Лк. 2:21–32; Мф. 15:32–39; Мф. 16:13–17; 
Лк. 12:6, 7; 13:1–5; Иак. 2:1–9.

Памятный стих:

«Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним» (Мк. 1:16–18).

Смерть Христа стала великим уравнителем: она показала, что мы все грешники, нуждающиеся в Божьей благодати. В свете креста этнические, политические, экономические и социальные барьеры рушатся. Но иногда, совершая миссионерское служение, мы забываем эту важную истину и главным образом стараемся привести к Богу людей, которые считаются «почетными» или «великими» в глазах мира.

Но Иисус поступал иначе. Он видел бессмысленность и пустоту мирского величия и почета. Фактически самые «успешные» люди — такие как всеми уважаемые фарисеи, богатые саддукеи и римская аристократия, причиняли Ему больше всего неприятностей. В отличие от них «обыкновенные» люди — плотники, рыбаки, земледельцы, домохозяйки, пастухи, солдаты и слуги — охотно следовали за Ним и принимали Его.

Прочитайте Лк. 2:21–32; Мк. 6:2–4 и Лев. 12:8. Что говорят нам эти стихи об экономическом положении семьи, в которой родился Иисус? Какое влияние это оказало на Его служение?

Жертва очищения, которую принесли Иосиф и Мария, четко указывала на их бедность. Эта традиция шла со времен, когда был дарован закон Моисеев, записанный в Лев. 12:8. В данном случае он требовал принесения в жертву ягненка. Однако неимущие люди были освобождены от этого. Для них был предусмотрен другой вариант. Если обстоятельства не позволяли большего, агнцев можно было заменять горлицами или голубями. Итак, с самого начала, с рождения в хлеву до приношений, которые могли пожертвовать Его родители, Иисус изображен Тем, Кто принял на Себя человеческую плоть и жил в доме бедных, «обычных» людей. Фактически археология также, судя по всему, подтверждает то, что Назарет, город, в котором Иисус провел Свое детство, был относительно бедным и незначительным местом. И хотя плотничье дело — ремесло благородное, оно никак не допускало Его в «элиту» общества.

«Родители Иисуса были бедны, и их благополучие зависело от каждодневного труда. Иисус испытал бедность, самоотречение и нужду. И это тоже оберегало Его от зла. В Его жизни не было праздных минут, которые создают условия для искушений. В Его жизни не было бесцельно проведенных часов — лазеек для праздных и порочных мыслей. Он избегал искушений в той мере, в какой это было возможно. Ни выгода, ни удовольствия, ни похвала, ни осуждение не могли вынудить Его согласиться на злое дело. Он обладал не только мудростью, чтобы различить зло, но и волей сопротивляться ему» (Э. Уайт. Желание веков, с. 72).

Творец всего созданного (см. Ин. 1:1–3) пришел к людям не просто как Человек, Младенец, что уже не поддается воображению, но еще и в относительно бедную семью! Как мы должны реагировать не нечто столь непостижимое? В чем должен выражаться наш единственно возможный отклик?

Прочитайте Ин. 2:1–11 и Мф. 15:32–39. Как Иисус использовал простые каждодневные желания и нужды, чтобы делать людей учениками и преобразовывать их жизнь?

«Обычные» люди не лишены естественных физических, эмоциональных и социальных потребностей. Они нуждаются в физической пище, личной значимости и дружеских отношениях. Иисус все это понимал и входил в социальные связи, которые предоставляли Ему возможность достигать людей через эти универсальные желания и потребности.

Превращал ли Иисус воду в  неподвергшееся брожению вино из виноградной лозы, или рыбаков в проповедников (Мк. 1:16–18), Он всегда преображал обычное в необычное. Наблюдатели нередко ставили под вопрос Его полномочия и права (Мк. 6:3). Они ставили под вопрос отсутствие чего-то показного в Его действиях. Поскольку они жаждали чего-то сверхъестественного, то не разглядели того, что казалось им обычным, и избрали для себя путь, ведущий к вечной гибели.

Как часто Иисус искал людей, которые считались обычными потому, что, лишенные независимости, они были готовы полностью доверить свой успех в руки Божьи. Люди, упивающиеся своими талантами, способностями и достижениями, порой не могут почувствовать свою нужду в чем-то большем, чем они сами. Какой страшный обман! Многие современники Христа обладали высшими академическими знаниями, занимали хорошее положение в обществе или были богаты. Но, несмотря на это, их имена давно забыты. Однако мы помним обычных людей — земледельцев, рыбаков, горшечников, домохозяек, плотников, пастухов, слуг, которые были преображены и стали выдающимися свидетелями Христа.

Мы все склонны с восторгом смотреть на очень успешных и очень богатых, не так ли? Насколько эта склонность проявляется в вас? Как вы можете научиться постоянно помнить о ценности всех людей независимо от их статуса, популярности или богатства?

В Новом Завете Петр представлен как один из самых влиятельных учеников. Фактически в конечном итоге он стал одним из самых влиятельных людей во всей истории человечества. Вот это перемена «обычного» человека в совершенно необычного!

Прочитайте следующие тексты. Как они помогают нам понять, каким образом Петр был так радикально изменен, невзирая на его огромные недостатки?

Лк. 5:1–11. Что, свидетельствующее об его открытости и нужде в Иисусе, говорит здесь Петр? Почему нам так важно развивать эту черту в нашей жизни?     

Мф. 16:13–17. Что эти стихи говорят нам о Петре и его открытости Святому Духу?   

Мф. 26:75. Что, касающееся Петра, мы видим здесь, а также и то как Бог мог использовать Его?

Без сомнения, Иисус провел много времени с Петром и Петр пережил много великих опытов с Ним. Хотя он был «обычным» рыбаком с множеством недостатков, благодаря времени, проведенному с Иисусом, Петр был радикально преображен — даже после того, как допустил прискорбные ошибки, включая и трехкратное отречение от Иисуса, как Иисус и предсказывал.

Хотя история Петра учит нас многому, в тот момент, когда он впервые осознал, Кем был Иисус, он также осознал и признал свои недостатки. Следовательно, благодаря безграничному терпению Иисус смог преобразовать несовершенный характер Петра, и он стал человеком, повлиявшим на изменение истории.

Почему мы не должны утверждать, что кто-то не предназначен ко спасению? Почему нам так легко судить других?

Один евангелист с гордостью (а может быть, даже с напыщенностью) отмечал, что на его семинары приходят люди из высшего общества. (Будем надеяться, что он также радовался посещению и «обычных» людей).

Однако для Христа не существовало классовых различий; никто не был для Него «обычным»; каждый был исключительным. Неудивительно, что Иисус касался множества сердец простыми жизненными иллюстрациями и прямой речью. Ничто в Его манерах не предполагало, что кто-то недостоин Его внимания. Современные ученики также должны стараться никоем образом не производить впечатления, что в деле благовестия для них одни люди более приоритетны, чем другие.

Прочитайте Лк. 12:6, 7; 13:1–5; Мф. 6:25–30. Что говорят нам эти тексты о ценности каждого человека? Легко сказать, что мы в это верим, но как мы можем оказаться виновными, указывая на различия, которые навсегда были искоренены Голгофой?

Воробьи были самыми дешевыми птичками на рынке. Пару этих птиц можно было купить за ассарий — самую маленькую и наименее ценную медную римскую монету (Мф. 10:29). Но, несмотря на это, самые обычные воробьи не были забыты на небесах.

Насколько же более ценны люди, за которых умер Христос? Христос умер за нас, не за птиц. Крест утверждает истину о том, что мы не можем определять «безмерную ценность» (заимствовано из фразы, которую часто использовала Э. Уайт) каждого человека, невзирая на наше общественное положение — статус, который зачастую основывается исключительно на человеческих выдумках, на концепциях и признаках, которые не имеют никакого значения на небесах или даже явно противоречат небесным принципам.

Э. Уайт писала о том, что «Христос умер бы даже ради одной-единственной души, ради ее вечной жизни» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 73). Даже за одну душу! Поразмышляйте над значением этой немыслимой, величайшей концепции. Какое влияние это должно оказывать на наше отношение не только к окружающим, но и к самим себе?

Возможно, самой социально привлекательной характеристикой раннего христианства было отсутствие классовых различий. Разделяющие стены рушились силой Евангелия. Обычный человек торжествовал во Христе. Христос преобразовывал обычных людей в необычных, неординарных личностей. Плотники, сборщики налогов, каменотесы, начальствующие, слуги, священники, греки, римляне, мужчины, женщины, богатые и нищие — все становились равными в царстве Христовой благодати. В реальности христианская община должны была быть «бесклассовым обществом».

Что говорит каждый из приведенных текстов о нашей общей человечности? Принимая во внимание культуру того времени, культуру, в которой жили сами авторы Библии, почему для них было не так уж просто постичь эту важную концепцию?

Гал. 3:28, 29 

           

Иак. 2:1–9     

           

1 Петр. 1:17; 2:9    

1 Ин. 3:16–19

           

Прочитайте Деян. 2:43–47; 4:32–37. Каким образом ранние христиане применяли на практике принцип всеобщего принятия? Как идея о том, что Бог любит обычных, простых людей, способствует великому возрождению духа, имевшего место в ранней христианской Церкви? В то же время мы должны спросить себя, насколько хорошо нам удается, индивидуально и коллективно, применять эти принципы в нашем служении миру? Что мешает нам развиваться в этой важной сфере?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Воспитание» главу «Дело всей жизни», с. 269, 270; из книги «Евангелизм» главу «Работа для среднего класса», с. 564–566.

«Завершающаяся евангелизация охватывает огромную территорию; сейчас более, чем когда-либо прежде, эта работа нуждается в помощниках. Молодые и пожилые будут призваны Учителем с полей, виноградников и мастерских, чтобы нести Его весть. Среди них есть такие, которые не имели возможности получить образование, но Христос видит в них способности для осуществления Своей цели. Если они посвятят свои сердца этому и станут Его учениками, Он сделает их пригодными для сотрудничества с Ним» (Э. Уайт. Воспитание, с. 269, 270).

Вопросы для обсуждения:

Почему Иисус так успешно делал учениками обычных людей? Почему богатые и знатные люди были не готовы принять Его весть? Какую роль в достижении сердец обычных людей сыграл тот факт, что Иисус воспитывался в простой, скромной семье? Насколько эффективным было бы Его служение для людей среднего класса, если бы Он пришел как наследник царского престола или богатый землевладелец?

Прочитайте в классе 1 Кор. 1:26–29. Что подчеркивается в этих стихах? Внимательно прочитайте слова Павла, когда он пишет о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». Что это значит? Как мы должны понимать эту удивительную истину в контексте христианства? Как в этих стихах показано, насколько искривлены и извращены пути этого мира? Как мы можем убедиться в том, что сами не оказались на этих неверных путях?

Что может сделать наша группа по изучению Библии, чтобы стать более открытой и дружелюбной по отношению к простым людям? Почему миссионерам следует сосредоточиться больше на практике, чем на теории, особенно когда необходимо иметь дело с травмированными, нуждающимися людьми?