Урок 6. 1–7 февраля. Служа «обычным» людям


"Ученичество" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ I квартал 2014 год (PDF, 3.2 MB)

Аудио Урок 6 (MP3, 59 MB)
 
 

«Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним» (Мк. 1:16–18).

Вступление

Мк. 1:16–18

Некоторые из них были рыбаками. Один был сборщиком податей, а другой — политическим фанатиком. Кто-то имел дурной нрав или легко впадал в сомнения. Будучи такими различными, у них все же было одно общее: никто из них не был хорошо образован и ни у кого из них не было богословского образования. И все же Иисус избрал их, чтобы они стали Его доверенными учениками.

Минуточку! Понимал ли на самом деле Иисус то, что делал? Это было время, когда на каждом углу были синагоги с очень уважаемыми саддукеями и фарисеями, великими учителями закона и людьми высокого положения. Они были любимцами и сливками иудейского общества. У них было множество последователей. И все же Иисус отправился пешком вдоль Галилейского моря и призвал обычных людей.

На самом деле здесь сокрыта очень важная мысль о смирении! Мир может смотреть на нас под одним углом, помещать нас в определенные рамки и говорить, что мы никогда не достигнем больше того, что у нас написано на ярлыке. Но, слава Богу, Он смотрит на нас иначе. То, что мир видит как совершенно обычное, Бог видит необычным, не потому, кто мы есть, а потому, что мы можем благодаря Ему!

Уже после смерти и воскресения Иисуса все Его ученики (за исключением Иуды Искариота) совершили большой труд, распространяя Евангелие, и в конце закончили его, заплатив своей жизнью. Их верность — вот что позволяет нам сегодня держать в руках Библию и узнавать Благую весть о спасении. Итак, прежде чем посмотреть в зеркало и сказать себе, что в тебе нет ничего особенного, что ты мог бы предложить для Божьего царства, остановись и подумай об этих людях.

Иисус никогда не говорил, чтобы они, прежде чем следовать за Ним, отточили свою риторику или освежили богословские познания. Все, что Он от них просил, так это желание следовать за Ним и учиться. А Он в Свою очередь будет свершать работу преобразования обычных в необычных. Он готов делать то же самое и с вами. Желаете ли вы это Ему позволить?

Давайте на этой неделе вместе будем изучать, почему в Божьем плане нет «простых». Он наверняка знает, что необычного Он хочет сделать в нас и благодаря нам.

Брайн Петерс, Сингапур

Слово

Лк. 14:25–27

В Лк. 14:25, 26 Иисус говорит, что стать Его учеником означает любить Его больше, чем членов своей семьи. Слово, которое Он здесь использует, это слово «ненавидеть». «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Здесь слово «ненавидеть» используется в качестве контраста тому безграничному чувству любви, которое ученики должны испытывать по отношению к своему Спасителю. Иисус не говорит, что мы должны буквально ненавидеть нашу семью, но что наша любовь к Нему должна быть настолько глубока, что в сравнении с ней любовь к семье может казаться ненавистью.

Это особенно верно, когда цели и желания нашей семьи идут вразрез с Божьими ценностями и учением. Это сложное положение, и в этом контексте решение следовать за Христом может показаться проявлением ненависти по отношению к ним.

В Лк. 14:27 Иисус идет дальше, заявляя, что ученичество — не простая прогулка, когда говорит, что человек не может быть Его последователем до тех пор, пока не возьмет с собой свой крест. Распятию — римской казни — предшествовала дорога на место распятия, идя по которой обвиненный должен был нести свой крест, а в это время люди выстраивались вдоль улицы и над ним насмехались. Затем его привязывали и прибивали гвоздями к этому кресту, оставляя умирать медленной, мучительной смертью. Таким образом, Иисус говорит, что за следование за Ним придется заплатить. Иногда будут моменты, когда мы должны будем очень сильно страдать, желая остаться верным Его повелениям.

Несмотря на столь высокую цену ученичества, помните, что Иисус — Сын Бога. Он — Спаситель, Мессия. Он может и будет давать нам все необходимое для того, чтобы обычные люди могли заплатить эту цену (1 Кор. 10:13; 2 Фес. 3:3). В нашем пути ученичества Бог сдержит Свое обещание никогда не отходить от нас и не оставлять нас (Втор. 31:6). Для этого у Него много путей — наши братья и сестры, Его Слово, сила Святого Духа.

Мелодии Тэн, Сидней, Австралия и Фейт То, Сингапур

Слово

Лев. 12:8; Мф. 15:32–39; 16:13–17; 1 Ин. 3:16–20

Он — Один из нас (Лев. 12:8; Мк. 6:2–4; Лк. 2:21–32)

Наверняка каждому из нас приходилось видеть, как на улице дети, собираясь, выбирают двух капитанов, которые набирают себе членов команды. Самых сильных, больших и быстрых детей выбирают первыми. Один за другим дети расходятся по командам, и вот остается последний — самый маленький, слабый и медленный. Никто не хочет брать его к себе в команду, потому что никто не хочет проигрывать.

Если бы Иисус жил сегодня, то Он был бы тем самым ребенком, которого никто не хочет брать в команду. Того, что мы знаем о временах Иисуса, достаточно, чтобы утверждать, что родители даже не разрешали своим детям играть с Ним.

Иисус вырос в бедности. Тот факт, что Его родители могли принести в жертву только лишь пару горлиц во время церемонии Его посвящения, подтверждает это (Лев. 12:8; Лк. 2:22–24). Более того, люди распространяли слухи о Его сомнительном происхождении. Даже когда Он совершал чудеса и проявлял великую мудрость в Своем учении, люди из Его города отказывались Ему верить (Мк. 6:2–4). Поэтому, если кто-то и понимает, что значит быть отверженным, непонятым и дискриминированным, так это Иисус.

Великий преобразователь (Мф. 15:32–39; Ин. 2:1–11)

Вы когда-нибудь видели, как работает стеклодув? Меня всегда удивляло, как он, нагревая, плавя, дуя, круча и верча, может из обычного куска стекла сделать прекрасное произведение искусства. Конечный продукт настолько не похож на исходный материал, из которого он сделан, что если бы я не видел всего процесса своими глазами, то я бы подумал, что это ловкий трюк. В действительности же стеклодув является преобразователем. Он преобразует обычный кусок стекла в художественное произведение.

Иисус был великим преобразователем. Однажды, когда Он уже три дня проповедовал за городом с четырьмя тысячами последователей, Он понял, что у них нечего есть. Все, что было у Иисуса, это семь лепешек и пара рыб (Мф. 15:29–39). Однако результат говорит скорее о Мастере, чем о материале. Дело было не в ингредиентах, а в Поваре. Иисус сделал из обычного обеда пир, накормив больше четырех тысяч человек.

В другой раз Иисус был на свадьбе. Там была и Его мать. Где-то в середине пиршества произошло нечто немыслимое. Кончилось вино! Мария знала, что им не следует беспокоиться, потому что среди них — Великий Преобразователь. Она пошла к Иисусу и рассказала Ему о проблеме (Ин. 2:1–11). Ему не с чем было работать, кроме как с шестью водоносами и водой. У Него даже не было винограда! Но вопрос был не в необходимых ресурсах, все дело было в Преобразователе. Имея только это немногое, Иисус превратил воду в самое лучшее вино на этом празднике.

Но я не совершенен! (Мф. 16:13–17; Лк. 5:1–11)

Представьте, что вас пригласили играть в королевском симфоническом оркестре в Венской городской опере, несмотря на то, что вы никогда в жизни не играли на скрипке! Думаю, что большинству из нас не потребуется и секунды, чтобы отклонить предложение. Однако если бы этот человек сказал, что у вас будет три с половиной года подготовки, и что вы будете жить с одним из ведущих скрипачей мира — Джошуа Беллом, Сарой Чанг или Ицхаком Перлманом, и что он или она будет с вами каждый день заниматься, а кроме того вашей единственной аудиторией на этом концерте будет ваш учитель?

Вскоре после того, как Иисус начал Свое общественное служение, вокруг Него теснилось много людей. Не было сомнений, что в толпе были различные люди: богатые и бедные, влиятельные, крестьяне, пожилые, молодые, образованные, необразованные, мужчины и женщины. Представьте, как удивились многие, когда Он выбрал четырех простых рыбаков (Мк. 5:1–11). Они не были совершенными. Они были недалеки, упрямы и горды. Они враждовали между собой. У них, нелюбящих и лицеприятных, было мало веры в Учителя, и они разбежались при первой же опасности. И несмотря на то, что Иисус знал, какими они были, Он выбрал именно их из всего множества.

Сидя бок о бок (Деян. 2:43–47; 4:32–37; Гал. 3:28, 29; Иак. 2:1–9; 1 Петр. 1:17; 2:9; 1 Ин. 3:16–20)

В Библии мы неоднократно встречаемся с Божьим идеалом для Его народа. Они разделяют друг с другом свое имущество. Никто не восстает против другого. У них нет лицеприятия. Давайте с Его помощью стремиться к этому идеалу. Если Бог не проводит различия между нами в Своем Царстве, почему мы должны видеть различия друг в друге? Мы недостойны быть Христовыми учениками, если мы основываем свое достоинство только на наших заслугах. Вместо этого мы призваны стать Его учениками, основываясь на Его заслугах, которые всех нас делают достойными.

Дискуссия

Что мешает вам стать учеником Иисуса?

Чувствуете ли вы себя недостойным, чтобы стать учеником Иисуса? Почему?

Какие шаги вы должны предпринять, чтобы отдать себя в руки нашего Верховного Учителя?

Джеймс Тэм, Сингапур

Свидетельство

1 Ин. 2:9–17

Эллен Уайт написала молодежи следующие слова, однако их можно применить как к молодым, так и к тем, кто постарше: «Иоанн пишет: „Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек”. Юноши должны ценить высший жребий, к которому они призваны! Следите, куда направляются ваши стопы. Начинайте ваш труд с высшей и святой целью, и будьте уверены, что благодаря силе Божьей благодати вы не сойдете с пути добродетели. Если вы начнете идти в неправильном направлении, каждый ваш шаг будет наполнен опасностями и несчастьями, и вы будете все дальше уходить от пути истины, безопасности и успеха. Вы нуждаетесь, чтобы ваш интеллект укреплялся, как и ваши моральные силы, Божественной силой. Дело Божье требует высочайших сил человека, и присутствует крайняя нужда во многих областях в образованных молодых людях. Есть нужда в людях, которым можно доверить труд на обширных полях, которые уже побелели. Молодые люди обычных способностей, отдающие себя полностью Богу, не испорченные злом и нечистотой, будут успешны и смогут совершать великий труд для Бога».

«Необходима дисциплина духа, чистота сердца и ясность мысли. Это ценнее, чем яркий талант, такт или знание. Человек обычных способностей, приученный повиноваться словам: „Так говорит Господь”, лучше подготовлен к работе Божьей, чем те, кто имеет способности, но не использует их правильно».

Христон Чу, Сингапур

Практика

Флп. 1:20

Если ученик — это последователь, тот, кто принимает учение другого человека и помогает в его распространении, тогда христанин-ученик — это человек, который принимает Благую весть об Иисусе Христе и помогает в ее распространении. Христианское ученичество представляет собой процесс длиною в жизнь, и, согласно Писанию, быть христианином-учеником означает личный рост, который характеризуется следующим:

1. Ставить Иисуса на первое место во всех житейских вопросах (Мк. 8:34–38; Флп. 1:20). Нашим приоритетом должно быть возвышение Христа во всем, что бы мы ни делали. Мы должны фокусироваться на том, чтобы приносить удовольствие Ему, а не себе или близким. Мы должны отрекаться от себя и ставить на это место Христа.

2. Следовать учению Иисуса (1 Цар. 15:22; Ин. 8:31, 32). Бог желает, чтобы мы слушались Его вне зависимости от обстоятельств или последствий. Послушание есть проверка веры, а Иисус являет Собой совершенный пример полнейшего послушания Отцу, послушания даже до смерти (Флп. 3:6–8).

3. Приносить плод (Ин. 15:5–8). Мы должны пребывать во Христе и позволять Святому Духу влиять на наши мысли, слова и действия. Подлинное изменение происходит изнутри благодаря силе Святого Духа.

4. Любить других учеников (Лк. 13:34, 35). 1 Кор. 13:1–13 и 1 Ин. 3:10 учат нас, что любовь — не просто эмоция. Это действие и поведение. Любовь не появляется в нашем сердце по волшебству. Мы должны быть вовлечены в процесс. Флп. 2:3 советует нам думать о других больше, чем о себе, и помогать в нуждах людей.

5. Рассказывать людям о Христе (Мф. 28:18–20). Нам необходимо делиться нашей верой и показывать, как сила Иисуса Христа действует в нашей жизни. Не имеет значения, на каком уровне находится наше христианское возрастание, у нас всегда будет то, что мы сможем предложить. Зачастую мы позволяем сатане лгать, чтобы нас испугать. Мы боимся, что мы недостаточно что-то знаем или что мы не настолько долго были христианами, чтобы производить перемены. Но сила Христа необязательно пребывает с теми, кто может по памяти прочитать больше стихов из Библии, или с теми, кто дольше всех ходит в церковь. Христова сила пребывает с тем человеком, кто испытал любовь живого Бога и чей выбор и слова отражают Его любовь и благодать, особенно тогда, когда никто не смотрит.

Джимми Куик, Мейл, Сингапур

Мнение

Ин. 15:8

Мой друг написал: «Большинство вещей в жизни похожи на воздушного змея, они вертятся вокруг, и ты знаешь, когда немного потянуть, а когда отпустить. Вы будете удивлены — отпуская веревку, вы направляете на верный путь своенравного воздушного змея. Это кажется нелогичным, и все же это логично». Ученичество похоже на управление воздушным змеем. Ученик ставит Иисуса на первое место, поэтому мы должны уходить из нашей зоны комфорта и отважиться отправиться с Ним в великое неизведанное путешествие. Ральф Уолдо Эмерсон написал: «Ты так громко говоришь, что я не могу расслышать, что ты говоришь». Мы должны положить конец эгоцентричной жизни и жить христоцентрично.

Ученики повиновались учению Иисуса, поэтому нам также нужно отпускать наши страхи неизведанного и довериться тому, что Он предлагает. Это особенно верно, когда Его Слову неудобно или невыгодно повиноваться.

Ученики проявляют плод влияния Святого Духа в мыслях, словах и действиях. Это сложно, потому что мы должны лгать, чтобы быть достаточно убедительными, и притворяться, что мы с Ним близки. Давайте не будем обманывать самих себя, считая, что если достаточное количество людей покупаются на наш образ, тогда по какой-то странной логике данный образ является настоящим. Вы знаете эту фразу: «Вы всегда можете обмануть людей и иногда даже всех… но вы никогда не сможете обмануть Бога».

Ученики впереди себя ставят других людей. Однако это не означает, что нам следует делать что-то во вред себе или развивать созависимость. Иногда мы будем попадать в ситуации, когда нам нужно будет отстаивать то, что правильно и справедливо.

Ученики рассказывают людям о Христе. Мы все несем ответственность перед людьми, с которыми взаимодействуем. Мы должны отражать им верный образ Иисуса, используя все наши способности. Однако мы не ответственны за их ответ. Всегда будут те, кто противится, хотя вашей ошибки в этом нет. Поэтому перестаньте чувствовать ответственность за выбор других людей.

Дискуссия

Что из вышеперечисленного больше всего согласуется с вами? Почему?

Фейт Тох, Сингапур

Исследование

Мк. 1:16–18

Заключение

Иисус изменяет людей, но Он нуждается в людях, желающих этих перемен. Если мы слишком заняты своими знаниями, талантами, работой или умом, то мы вряд ли услышим призыв Иисуса к смиренному ученичеству. Истории о жизни и служении Иисуса отрезвляют, особенно отрезвляют те, в которых Он ругает религиозных вождей и «праведников» Своего времени. Но в равной степени ободряет то, что Он много Своего времени и внимания уделял обычным людям: «Что ж, Бог, дабы посрамить мудрых, избрал безумное этого мира, а слабое этого мира избрал Бог, дабы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27— перевод под редакцией М. П. Кулакова).

Задания

Поработайте с кем-то в вашем городе, кем вы восхищаетесь. Узнайте, что они делают. Обратите внимание на то, как они это делают и какое они проявляют к этому отношение. Также обратите внимание, как они относятся к людям.

Проведите интервью со старшим членом вашей общины, не выросшим в адвентистской семье. Задайте вопрос о решении следовать за Иисусом и присоединиться к церкви, о том, что они оставили, чтобы за Ним последовать, и почему они сделали этот выбор. Также расспросите о благословениях, которые они пережили в жизни. Запишите интервью и, отредактировав его, поделитесь с другими.

Подумайте о тех в вашей общине или церкви, кто верно служит, но получает мало признания или благодарности. Напишите им письмо с благодарностью.

Исследуйте жизнь лидеров, начавших с низов — возможно, Авраама Линкольна, Нельсона Манделы, Мартина Лютера Кинга младшего, Аун Сан Су Чжи или лидеров вашего государства. Что привело их к возвышению? Какие черты их характера или убеждения подготовили их к этой возможности или призванию?

Приготовьте вегетарианское блюдо, используя в основном рис, зерна или бобовые. Изучите, как вы можете сделать эти простые ингредиенты особыми, используя хорошие травы и специи.

Посмотрите сцены призвания учеников в фильме. Представьте, как должны были чувствовать себя эти мужчины, призванные следовать за этим «странным» раввином. Что бы вы ответили на их месте?

Для изучения

Мф. 4:18–25; 1 Кор. 1:26–31

Э. Уайт. Желание веков, гл. 25 «Призыв у моря».

Дитрих Бонхёффер. Хождение вслед, гл. 2 «Призыв идти вслед».

Филипп Янси. Иисус, Которого я не знал, гл. 8 «Миссия: революция благодати».

Натан Браун. Мельбурн, Австралия