Урок 7. 8–14 февраля. Иисус и отверженные


"Ученичество" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ I квартал 2014 год (PDF, 3.2 MB)

Аудио Урок 7 (MP3, 59 MB)
 
 

«Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:28, 29).

Вступление

Ис. 53:3

Словарь определяет изгоя как «человека, который не принят или не имеет места в обществе или определенной группе». У живущих на улице людей, кажется, нет места в обществе. В США более 600 000 бездомных. У людей, совершивших преступления, тоже нет места в обществе. В США 2,2 миллиона человек находятся в тюрьмах .

В некоторых странах определенный род деятельности вел к отвержению. В Японии «буракумин», или деревенские люди, считались изгоями, потому что традиционно они выполняли роли мясников, кожевников и мусорщиков. Над некоторыми детьми издеваются их сверстники из-за цвета кожи или волос или потому, что они в школе умнее.

На что похожа жизнь изгоя? Один молодой поэт изложил это так: «Ты не знаешь, как это / Быть похожим на меня / Чувствовать боль / Чувствовать утрату… / Быть при смерти / А рядом никого, кто мог бы тебя спасти / Нет, ты не знаешь, на что это похоже. / Добро пожаловать в мою жизнь».

Конечно же, Иисус точно знал, на что похожа жизнь изгоев. Он был одинок, голоден, предан Своими учениками и распят за Свое служение. Потому неудивительно, что Он предлагал помощь и поддержку изгоям, которых встречал, живя на земле. Для Иисуса быть изгоем не означает быть ничего не стоящим. На самом деле люди, которые представляли себя столпами религиозного общества, заслужили от Него самую ярую критику (Мф. 3:7; 23:13). Кажется, что люди, чей взгляд не затуманен богатством или социальным положением, лучше понимают Его весть и откликаются на Его любовь. Чтобы быть учениками Иисуса, нам надо смотреть глубже и видеть в изгоях тех, кто они есть на самом деле, — детей Бога.

Дискуссия

Обсудите, как люди становятся изгоями.

Кто изгои в вашей социальной или церковной группе?

Дженни Уоллер, Рединг, Англия

Слово

Мф. 21:28–31; Лк. 4:17–21; 6:6–10

Как предсказано пророками: Благая весть для бедных (Ис. 61:1, 2; Лк. 4:17–21; 7:18–27)

В событиях, происходящих в мире, мы ищем знамения исполнения пророчеств последнего времени. Раньше люди также искали знамения, но пророчество Исаии, которое Иисус решил прочитать в начале Своего служения, обещало Благую весть для бедных и свободу угнетенным. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили, является ли Он Мессией, Иисус ответил: «Пойдите, скажите Иоанну, чтó вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят… нищие благовествуют» (Лк. 7:22).

Миссия Иисуса к отверженным, маргиналам и бедным намного больше простого свидетельства о любящем и милосердном Боге. Это знамение исполненного пророчества и откровение Его характера.

Блаженны нищие (Мф. 5:1–12; Лк. 6:20–26)

Два автора Евангелий дают нам разные версии заповедей блаженства. Вариант Матфея цитируется более часто, возможно, из-за обещаний, данных там. Но вариант Луки делает чтение неприятным для тех, кто проводит жизнь в поиске материального благополучия и безопасности. Он ясно фокусируется на парадоксе благословения бедности и соответствующего бремени богатства. Иисус обещает блаженства бедным, голодным, плачущим и ненавидимым. Эти благословения параллельны осуждениям богатства, хорошего питания и «смеющихся теперь», а также тех, о ком хорошо говорят.

«Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мк. 2:17)

Кто эти грешники, которых пришел призвать Иисус? В Его время термин «грешник» относился к большой категории, включавшей не только тех, кто нарушил государственные законы, но и тех, кто нарушил законы религиозные. Фарисеи определяли законные действия настолько узко, что в их глазах большинство людей попадало в категорию грешников. Более того, и язычники, которые не были связаны законом, тоже считались грешниками, поскольку они были вне завета. Отступники (люди, оставившие определенные действия, предписанные религиозным законом) тоже были грешниками. Сборщики податей из-за нечестивых действий тоже считались грешниками, поскольку сотрудничали с римскими оккупантами.

Иисус говорил об «ученичестве, что живет духом благодарности, об ученичестве, готовом принять тех, кого считают недостойным принятия, которое готово служить, а не принимать услужение».

Естественность жизни, направляемой любовью (Мк. 10:17–22; Лк. 6:1–11)

Богатый юноша всю жизнь соблюдал заповеди. Но Иисус увещевал его идти дальше и раздать все имущество. Подумайте об Иисусе, Который очищает зерна в субботу на виду у фарисеев или исцеляет человека с усохшей рукой, и тоже в субботу. Подумайте о Нем, беседующем с самарянкой у колодца. В каждом из этих примеров Он показывает, что каких бы правил мы ни придерживались, все наши действия должны быть продиктованы принципом, на котором зиждется закон. Этот принцип есть любовь. «(Иисус) прорывается через сложности прецедентного права, обычаев и соглашений и показывает, что на практике означает любовь к ближнему, как к самому себе».

Учиться у непривлекательных учителей (Мф. 25:31–46; Лк. 10:25–37; Деян. 10)

Сравните встречи Иисуса с теми, кто был уверен в своей праведности, и с грешниками. «Грешники» оказались наиболее восприимчивыми к Богу и более щедрыми, в то время как «праведники» остались самодовольными и склонными к осуждению.

Подобно тому, как мы видим Божью руку в красотах природы, мы также ожидаем, что обнаружим отражение Его черт в людях. В десятой главе книги Деяний язычник Корнилий учит Петра, что новый завет распространяется на всех. В десятой главе Евангелия от Луки не священник откликается на помощь ограбленному, а самарянин.

Нам также есть чему поучиться у тех, кого мы собираемся учить, особенно у тех, кто живет на задворках и одним днем. Несомненно, мы призваны быть «учениками, отражающими Христа», теми, кто «послан в мир, чтобы встречаться с Богом, изменять мир и изменяться самим всю свою жизнь…»

Дискуссия

Как нам, соблюдая заповеди, не зациклиться на букве закона и не упустить основной его принцип — любовь?

Обращено ли ваше внимание только на обетование Второго пришествия и вечной жизни? Думаете ли вы об окружающих вас людях?

Вы только рассказываете людям о Христе или вашим отношением к людям показываете им, каков Он?

Роб Уоллер, Рединг, Англия

Свидетельство

Лк. 15:1–10

«Именно отверженных, мытарей и грешников, презираемых обществом, призвал Христос и Своей любовью и добротой побудил прийти к Нему. Он никогда не поддерживал тех, кто с чувством самодовольства стояли в стороне и гордо, свысока взирали на других».

Когда Христос ел и пил с мытарями и грешниками, «фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:2). «Этим обвинением они хотели показать народу, что Христос любит иметь общение с греховными и низкими людьми и что Он нечувствителен к их нечестию. Раввины были разочарованы в Иисусе. Почему Тот, Кто обнаруживал такой возвышенный характер, не соединился с ними и не следовал их методу учения? Почему Он ведет Себя так скромно, работая среди всех классов людей? Если бы Он был истинным пророком, говорили они, Он соглашался бы с ними и относился бы к мытарям и грешникам с безразличием, которого они заслуживали. Этих стражей общества злило то, что Тот, с Кем они постоянно боролись, но Чья чистая жизнь внушала уважение и осуждала их, принимал с таким видимым сочувствием общественных изгнанников. Они не одобряли Его методов. Они считали себя образованными, совершенными и чрезвычайно религиозными, но пример Христа обличал их гордость».

«Иудеи учили, что прежде, чем любовь Божья прострется к грешнику, последний должен покаяться. С их точки зрения покаяние есть дело, посредством которого люди могут заработать благоволение Небес. И эта самая мысль и заставила фарисеев воскликнуть в удивлении и злобе: „Он принимает грешников!” Согласно их представлениям, Он не должен был никому позволять приближаться к Себе, кроме тех, кто покаялись. Но в притче о пропавшей овце Христос учит, что спасение приходит не посредством искания Бога нами, но посредством искания нас Богом… Мы не раскаиваемся для того, чтобы Бог мог полюбить нас, но Он открывает Свою любовь к нам для того, чтобы мы могли покаяться».

Дискуссия

В каком случае человек, считающий себя «образованным, совершенным и чрезвычайно религиозным», может быть помехой в благовестии тем, кого мы называем изгоями?

Должны ли мы принимать отверженных только после того, как они покаются в неприемлемом поведении? Как поступал Иисус?

Эрика Хоул, Бинфилд, Англия

Доказательства

Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20; Лк. 8:20–39

Новый Завет предлагает нам четыре отдельных рассказа о служении Иисуса на земле. Марк делает акцент на том, что Иисус активист и революционер. Он записал историю о больном и жестоком человеке, которого заставили жить в гробницах. Этот рассказ о мучимом демонами человеке больше похож на отчет о военном захвате, чем на историю сострадательного исцеления. Иисус приказывает «нечистым духам» выйти из человека. Разрешение духам войти в свиней, пасущихся неподалеку, не предполагало ничего хорошего ни для свиней, ни для духов. Этот рассказ отчасти напоминает историю уничтожения армии фараона в Красном море. Обе истории рассказывают об уничтожении злых сил и освобождении Божьего народа, бывшего жертвой Его врагов.

Многие христиане принимают слова Марка на веру, хотя они могут казаться неприятными для современного читателя. Однако «чтение, которое видит только факты истории и не понимает значения, за ними скрытого, упускает большую часть того, что говорит Марк». Мы должны понимать, что Иисус полностью отдавал Себе отчет в том, что Он делал. Он хотел показать, что у Него есть сила изменить жизнь любого приходящего к нему. Эта история также показывает, что христианство должно направляться к самым ущербным и менее привлекательным человеческим существам. «Принося Божественное царское управление, Иисус уничтожает силу сатаны, разрушает его гегемонию и приносит свободу угнетаемым злом. В этом сила Его Евангелия».

Дискуссия

Есть хорошо задокументированные случаи того, как беззащитных людей эксплуатировали харизматические проповедники. Как избежать подобных ситуаций, когда мы приводим новых членов в наши церкви?

Маргарет Арбукл Пэтерсон, Брэкнел, Великобритания

Практика

Лк. 15:1–10

В притче о потерянной овце мы в образе пастуха видим Иисуса, Который ищет сбившихся с пути. В притче о потерянной монете женщина представляет церковь, через которую продолжается поиск потерянных душ. В деле ученичества многие из нас хотели бы больше благовествовать людям, которым нужна наша помощь, но, возможно, мы точно не знаем, как это делать. Поэтому давайте посмотрим, что делал Иисус.

Как мне находить людей, которые нуждаются в помощи? Некоторые люди со своими проблемами приходили прямо к Иисусу, подобно одержимому демонами человеку (Мк. 5:1–18). Другие встречи с Иисусом, кажется, произошли случайно, например, разговор с женщиной у колодца (Ин. 4:5–42). Если мы открыты каждой встрече, то быстро найдем возможность связаться с людьми, которых мы раньше даже и не замечали.

Какую помощь мне предложить? Иногда помощь, предлагаемая Иисусом, была практичной (изгнание демонов — Мк. 5:1–18; исцеление людей — Ин. 5:1–9 или раздача пищи — Мф. 15:29–38). Иногда от Него требовали правосудия (Ин. 8:1–11). В другой раз Он предлагал духовное водительство (Ин. 4:14). Иисус предлагал каждому человеку ту помощь, в которой он нуждался в данный момент.

Как мне предложить помощь и не делать это свысока? Иисус никогда не ставил Себя выше окружающих. Будучи Царем-Слугой, Он всегда был готов выслушать и помочь. Если мы искренно желаем служить людям, мы также не будем возвышаться.

Что мне сказать, если меня будут критиковать за то, что я общаюсь с «плохими» людьми? Фарисеи часто критиковали Иисуса за подобные встречи. Они спросили учеников: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мф. 9:11). Но Иисуса никогда не волновала подобная критика. Для Него важны все, какое бы место они ни занимали в обществе. И если мы собираемся быть солью для этого мира (Мф. 5:13), для нас все должны иметь значение.

Дискуссия

С какими проблемами можно столкнуться, помогая людям?

Почему помогать другим иногда так сложно?

Элизабет Родес, Рединг, Англия

Мнение

Последние записанные слова Иисуса, обращенные к ученикам, говорят о «Великом поручении»: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20). Адвентистская церковь серьезно относится к этому поручению. Мы видим, как по всему миру миссионеры проводят различные евангельские кампании. Однако подобный вид евангелизма может и не помочь обратить тех, кто отвержен обществом, заставляя их считать, что Церковь всесильна до тех пор, пока они приносят пожертвования. Когда кто-то «укрепляется в силе дающего и слабости получателя», традиционный подход к благовестию может привести к проблемам с обеих сторон, к «гордости дающего и унижению получающего».

История об Иисусе и женщине у колодца показывает другой подход. Будучи мужчиной, иудеем и Сыном Божьим, Иисус имел все основания проявить Свою власть над этой женщиной, которая была к тому же самарянкой и не имела мужа. Но Он поступает как раз наоборот. Когда женщина встречается с Иисусом, она видит усталого, томимого жаждой, одинокого человека. Вместо того чтобы приказать ей дать Ему воды, Иисус просит ее о помощи, что укрепляет ее достоинство и привлекает ее внимание. Проявляя к ней уважение, Он налаживает с ней личную связь, позволяя Себе перевести разговор естественным образом от обычной воды к воде живой и силе Евангелия.

После встречи с Иисусом женщина становится благовестником, призывая всех жителей города прийти и послушать, что Он говорит. В чем же причина? «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). Благовестие в стиле Иисуса означает личную беседу с людьми о том, что их беспокоит. Это взаимно. Когда возвращаются ученики и предлагают Иисусу пищу, Он отвечает, что она у Него уже есть. Нечто в общении с женщиной у колодца утолило Его голод.

Дискуссия

Некоторые комментаторы видят в женщине у колодца первого благовестника женского пола. Что эта история говорит о роли женщины в церкви?

Роберт Уоррен, Рединг, Англия

Исследование

Мф. 22:9

Заключение

Иисус знал, что «классовая» система, разделяющая людей во всех культурах, никогда не изменится, пока не будет уничтожен грех. И все же Он побуждает нас благовествовать отверженным. Когда вы начинаете думать, что всех людей можно отнести к той или иной категории «отверженности», легко почувствовать, что все, что бы вы ни делали для помощи им, вряд ли решит эту проблему. Однако Иисус не просит нас изменить мир, Он всего лишь предлагает изменить одного человека.

«Я лишь один, / И все же я один. / Я не могу все делать, / Но могу хоть что-то совершить. / И так как я не могу делать все, / Я не стану отказываться делать то, что могу».

Задания

Начертите схему, показывающую положение отверженных в современном мире.

Составьте список людей, которых сегодня считают изгоями. Расположите их в порядке убывания, поместив тех, кто испытывает большее отвержение, в начало списка.

Исследуйте одну из категорий изгоев (таких как бездомные, бывшие преступники или люди с умственными проблемами) и подумайте о том, как ваша церковь могла бы им служить.

Посетите дом престарелых и поделитесь с находящимися там людьми вашими музыкальными талантами.

Вызовитесь помочь вашей церкви в общественном служении, работая в приюте для бездомных или собирая продукты для столовой.

Пообщайтесь с руководителем общественного служения, чтобы узнать, как эта организация отвечает на нужды бедных.

Запишите ваши мысли по поводу того, как вы можете поддержать людей в вашей церковной семье, которые могут чувствовать себя отверженными. Например, глухие, одинокие, вдовы и вдовцы, разведенные, безработные, пожилые, страдающие от зависимости или инвалиды.

Для изучения

Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 232–237.

Ron Hutchcraft, Called to Greatness; Joseph M. Stowell, Loving Christ, chapters 8 and 10.

Рене Кофи, Гоблс, Мичиган, США