Урок 8. 15–21 февраля. С богатыми и знаменитыми


"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 8 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Втор. 8:17, 18; Быт. 13:5, 6; Ин. 3:1–15; 
Лк. 19:1–10; Мк. 4:18, 19; Мф. 19:16–26.

Памятный стих:

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Есть такое высказывание: «Люди тратят деньги, которых у них нет, на вещи, которые им не нужны, для того, чтобы оказать впечатление на людей, которые им не нравятся».

Можно много спорить об истинности этого высказывания, однако бесспорно одно: на всех нас деньги оказывают большое влияние. Поскольку личные финансовые привычки всесторонне представляют ценности человека, деньги, как это ни странно, затрагивают духовную сторону. Без сомнения, именно по этой причине Библия не раз упоминает об этом.

Кроме того богатству зачастую сопутствует популярность. Кинозвезды, выдающиеся спортсмены и политики часто обладают и тем и другим. Знаменитые люди оказывают свое влияние — это один из видов власти. Однако на Иисуса не оказывало впечатление богатство или власть. Он просто стремился достичь этих людей по той же причине, что и всех остальных: Он хотел, чтобы у них было сокровище, которое не покупается за деньги.

Будучи падшими человеческими существами, мы подвержены чувству зависти, особенно по отношению к тем людям, у которых денег больше, чем у нас. Однако Библия не безоговорочно принижает богатство или богатых. Как зачастую бывает в этой жизни, проблемы возникают не из-за самих вещей, а из-за того, как мы к ним относимся.

Какой совет относительно богатства предлагает Писание? Втор. 8:17, 18; Быт. 13:5, 6; 41:41–43; Иов 1:1–3; Дан. 4:28–31. Почему Израилю было так важно не забыть, откуда исходят все их благословения?

Не вызывает сомнения тот факт, что такие люди, как Авраам, Иосиф, Мардохей, Есфирь, Езекия, Иосия и Иосафат, были богатыми и в то же время духовными людьми. Однако на примере Навуходоносора мы видим опасность, исходящую от богатства, когда оно становится идолом. С другой стороны, признание Божьей щедрости, в том числе и в отношении богатства, приносило духовные и материальные благословения. Израильтяне были особым образом предупреждены о том, чтобы не забывать, откуда приходят все благословения (хороший урок для всех нас, не так ли?).

Если говорить коротко, то само по себе богатство не свидетельствует о духовной скудости или безразличии. Среди богатых есть как очень набожные и верные люди, так и довольно отталкивающие и злые. В любом случае, желание иметь деньги не должно превращаться в одержимость, и мы не должны с презрением относиться к богатым. Они нуждаются в спасении, как и все люди.

Как лично вы относитесь к богатым? Легко стать завистливым, не так ли? Как вы можете научиться переступать подобные чувства и смотреть на богатых людей, как и на всех остальных, видеть в них души, нуждающиеся в спасительном познании Иисуса?

Богатые, знаменитые, занимающие высокие посты люди не пугали Иисуса. Христос не относился с пренебрежением к элите общества и не благоговел перед ней. Спаситель понимал, что финансовое благополучие не приносит душевный мир, чувство удовлетворенности, не наделяет значимыми взаимоотношениями или верной целью. Самый богатый человек легко может оказаться одиноким, пустым и озлобленным в отличие от самого простого, бедного и кроткого верующего христианина.

Проанализируйте общение Иисуса с Никодимом (Ин. 3:1–15). Что могло пробудить в Никодиме интерес к вести Иисуса? (Подсказка: см. 2:13–25). Какое значение имела ночь? Какую главную весть передал Христос Никодиму?

Никодим стал свидетелем силы и власти Божьей, раскрытой через служение Иисуса, и поэтому искал возможности встретиться с Ним, но тайно. Иисус мог отказаться от такой секретной встречи, но, не желая, чтобы кто погиб, с готовностью воспользовался этой возможностью, чтобы помочь Никодиму приблизиться к Царству Небесному. Нищета Никодима носила духовный характер, не материальный. Обогащенный земными благами и высоким общественным положением, он, несмотря на это, испытывал духовный голод.

Инстинктивно Никодим бунтовал против любого предположения о том, что такие осведомленные и образованные израильтяне, как он, нуждаются в обращении. Однако Иисус настаивал на этом, поставив Никодима перед вечным выбором между судом и спасением. Боясь осуждения и насмешек, Никодим отказался принять приглашение Христа. Казалось, что беседа не принесла желаемых результатов. Однако духовное семя было посеяно и медленно прорастало из почвы его сердца.

«После вознесения Господа, когда ученики Христа были рассеяны вследствие гонений, Никодим смело выступил вперед. Он жертвовал средства на поддержание молодой Церкви, которая, как надеялись правоверные иудеи, должна была исчезнуть со смертью Христа. Во времена опасности Никодим, некогда осторожный и сомневавшийся, стоял твердо как скала и укреплял веру в учениках Христа, материально поддерживая дело евангелистов. За это его презирали и преследовали те, кто прежде с почтением относился к нему. Он обеднел, утратил прежние почести, но не поколебался в вере, зародившейся в нем во время той ночной беседы с Иисусом» (Э. Уайт. Желание веков, с. 177).

Респектабельность не всегда является спутницей богатства. Хотя многие люди действительно честным путем, в поте лица, прилежно зарабатывают свое богатство и Бог благословляет их усилия, другие являются самыми настоящими мошенниками. Даже хуже, некоторые зарабатывают деньги законно, но безнравственно, так как, к сожалению, не все безнравственное незаконно.

Сравните Мф. 9:10–13 с Лк. 5:27–32; 19:1–10. Что вызвало критику в адрес Иисуса? Чему учит нас Его реакция на критику относительно благодати?

Иерихон, местожительства Закхея, был значимым коммерческим центром, в котором также находился дворец Ирода. Благодаря географическому расположению в этом городе находилась таможенная станция, или сборный пункт. Закхей мог легко и законно разбогатеть как старший таможенный чиновник. Однако повествование предполагает, что жадность заставила его переступить рамки закона. Рьяные патриоты презирали даже честных сборщиков податей, воспринимая их как орудия в руках римских угнетателей, но они гораздо больше презирали бесчестных мытарей, таких как Закхей. Матфей (Левий) был на такой же должности в Капернауме при Ироде Антипе. По сути, на них были возложены обязанности римских правительственных агентов, поэтому их воспринимали как предателей, или еще хуже —как ворующих предателей.

Все это, однако, не оттолкнуло Христа от них. Бросив вызов социальному давлению, Иисус отобедал с ними, тем самым навлекая на себе яростную критику как священников, так и простых людей. И, благодаря тому что Иисус общался с ними, эти презираемые мужчины в конце концов приняли Евангелие. Матфей не только стал одним из двенадцати учеников, но принял участие в написании Нового Завета!

И снова хочется заметить: мы должны быть аккуратны, пытаясь судить о духовном состоянии людей. Хотя не все грехи по своим последствиям одинаковы и какие-то из них действительно отвратительны в социальном отношении, хуже, чем остальные (и не без причины), тем не менее все мы равны перед Богом потому, что все нуждаемся в праведности Христа.

Подумайте о каком-либо хорошо известном, но презираемом (и, возможно, понятно за что) человеке в вашей культуре. Представьте себе, как бы проходило ваше свидетельство такому человеку. Хотели бы вы этого? Что бы вы сказали?

Проанализируйте следующие отрывки: Мк. 4:18, 19; Лк. 1:51–53; 6:22–25; 12:16–21; 16:13. Какой практический совет содержится в этих стихах? Какие духовные предостережения? Как верующие люди могут использовать эти отрывки, чтобы делать учениками богатых?

Говорится, что это не мы владеем своими вещами, а они владеют нами. Как легко оказаться поглощенными материальными благами; поэтому Иисус предостерегал об обманчивости богатства.

Подумайте, как легко деньги или погоня за ними могут затмить наши духовные приоритеты. Насколько важно нам помнить об этой истине, когда мы пытаемся достичь тех, чье богатство, возможно, уже ослепило их.

В то же время всем нам необходима проверка в реальных условиях. Некоторые люди живут так, как будто бы на суде им будет задан лишь один вопрос: «Сколько денег ты заработал?»

Христос ставит на место наши неправильно расставленные приоритеты. Хотя богатство не запрещено, оно должно рассматриваться в перспективе. Материальные блага являются Божьими средствами, которые предназначены для того, чтобы приносить людям пользу. Они служат благословением скорее когда ими делятся, чем когда их накапливают. Накапливаемые блага становятся проклятьем.

Меркантильные люди, богатые или бедные, рискуют пожертвовать вечным благополучием ради временных удовольствий. Вечная радость променивается на преходящие вещи, которые портятся и выходят из моды. Люди служат либо Богу, либо деньгам, никогда не получается совмещать одно и другое. Каждому человеку, богатому или бедному, необходимо помнить слова Иисуса: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).

Это предостережение, касающееся материализма, важно знать всем верующим, оно дано не только для спасения собственной души, но и для благовестия. Ведь как может кто-то предупреждать богатых людей о духовной опасности, кроющейся в их богатстве, если он сам пойман на тот же крючок?

Изучите Мф. 19:16–26. Какие духовные опасности раскрываются в этом отрывке? Какую пользу могут принести верующие современным «богатым молодым правителям»?

У него были полномочия, права, обильные материальные ресурсы, неоспоримое нравственное поведение и неограниченное самоуважение! Молодой кандидат в ученики обратился к Учителю, желая получить формулу спасения. Был ли Иисус польщен? «Наконец-то мы обращаем к истине людей высшего сословия». Очевидно, Христу были чужды подобные мысли. Если этот человек надеялся получить благодарность за примерное поведение, его ждало жестокое разочарование. Христос указал на Десять Заповедей как на минимальный стандарт послушания. Возможно, молодой правитель поздравлял себя. Согласно его собственной самооценке, он превзошел установленный уровень. Однако Христос требовал праведности, которая превосходила праведность религиозных вождей. Нужно ли было принизить этот стандарт, чтобы приспособить его к этому кандидату? Иуда был в исступлении. Любой человек, налаживающий общественные связи, был бы весьма обрадован. Подумайте, какой плюс получила бы группа к имиджу, имей она в своих рядах такого богатого начальника.

Однако нехватку духовности нельзя игнорировать, ибо миссия Иисуса свята. Не может быть никакого компромисса. Каждое эгоистичное потворство своим желаниям должно быть оставлено. Христос выделил трехэтапный процесс: продай свое имение, раздай деньги бедным и следуй за Мной. Это была духовно опасная территория. Несмотря на молодой возраст, потенциальный ученик владел порядочным состоянием. Роскошные дома, прекрасные виноградники, прибыльные поля, модная одежда, коллекция драгоценностей, слуги, домашний скот, возможно, сделанные на заказ быстрые колесницы — наверное, все это всплыло в его сознании. Божьи условия были неизменными. Ни переговоры, ни обсуждение условий не могли снизить цену: все ради Иисуса — земное величие в обмен на небесное сокровище.

«Сколь многие приходят к Христу, готовые подчинить свои интересы Ему и, подобно богатому молодому правителю, искренне желая наследовать вечную жизнь! Но когда им представляется цена, когда им говорится о том, что они должны все оставить: дома и земли, жену и детей и не считать свою жизнь слишком дорогой, они уходят огорченными. Они хотят небесных сокровищ и жизни, соизмеримой с жизнью Божьей, но не хотят отказаться от своих земных сокровищ. Они не желают отдать все, чтобы обрести венец жизни» (Э. Уайт. The Advent Review and Sabbath Herald, 19 апреля 1898 г.).

Прочитайте из книги «Желание веков» главы «Никодим», с. 167–177; «Левий Матфей», с. 272–280; «Одного тебе недостает», с. 518–523; «Закхей», с. 552–556; из книги «Служение исцеления» главу «Служение богатым», с. 209–216.

«Много говорится о нашем долге по отношению к беднякам, о которых никто не заботится и на которых никто не обращает внимания, но не стоит ли уделить такое же внимание богатым, также находящимся в небрежении? Многие христиане воспринимают преуспевающий класс как безнадежный и мало что делают, чтобы открыть глаза тем, кто, будучи ослепленным и ошеломленным блеском земной славы, упустил из виду вечность. Тысячи богатых людей сошли в могилу, так и не получив предостережения. Но среди богатых есть много таких, кто при кажущемся внешнем равнодушии испытывает душевные страдания. „Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того”. Кто говорит чистому золоту: „Ты — надежда моя”, тот „отрекся… от Бога Всевышнего”. „Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек”…

Богатство и земные почести не способны насытить душу. Многие богатые стремятся обрести какое-нибудь Божественное заверение, какую-нибудь духовную надежду. Многие стремятся к чему-то такому, что принесет конец однообразию их бесцельной жизни. Многим из них светская жизнь не приносит удовлетворения. Лишь малая часть их посещают церковь, поскольку в большинстве своем они считают, что от этого мало пользы. Учение, которое они слышат, не трогает их сердец. Почему бы нам не обратиться к каждому из них лично?» (Э. Уайт, Служение исцеления, с. 210).

Вопросы для обсуждения:

Богатые новообращенные играли важную роль, оказывая финансовую поддержку зарождающемуся христианскому движению. Хотя были исключения, бескорыстное жертвование характеризовало зажиточных верующих. Царство Божье состоит из чистосердечных и честных людей из всех социальных классов. Христиане не должны бояться богатых людей или чрезмерно восхищаться ими. Они должны смело провозглашать им Божье откровение о том, что все люди могут быть спасены. Понимая, что мы ни в коем случае не можем идти на компромисс в нашем богословии и принципах, какие практические перемены может предпринять ваша церковь, чтобы богатым людям было легче обрести в ней братское общение? Как евангельская стратегия вашей церкви соответствует нужде делать учениками богатых людей? Что конкретно и реально может делать ваша церковь, чтобы достигать богатых?

Посмотрите библейские стихи, которые использует Э. Уайт в цитате, приведенной в уроке за пятницу. В чем их суть? Как мы можем помочь людям, которые считают, что их счастье может быть найдено только в богатстве и материальных благах, осознать, что они на неверном пути?