СШ

Субботняя Школа

Урок 9. 22–28 февраля. Служа власть имущим

"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 9 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Рим. 13:1–7; Мк. 2:23–28; Мф. 8:5–13; 26:57–68; 27:11–14; Деян. 4:1–12.

Памятный стих:

«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7).

«Ученики не наделялись мужеством и твердостью мучеников до тех пор, пока в этом не было нужды. А когда появилась необходимость — обетование Спасителя исполнилось. Когда Петр и Иоанн свидетельствовали перед синедрионом, люди удивлялись: „Между тем узнавали их, что они были с Иисусом” (Деян. 4:13). О Стефане написано, что „все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела” (Деян. 6:15). Они „не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил” (Деян. 6:10). И Павел, вспоминая о суде кесаря над ним, подчеркивает: „При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили… Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей” (2 Тим. 4:16, 17)» (Э. Уайт. Желание веков, с. 354, 355).

В течение долгих столетий люди пытались понять роль и функции правительства и то, как с ним должны взаимодействовать граждане. Что дает правителям право управлять народом? Какая форма правления лучшая? Должны ли люди всегда повиноваться своему правительству? Если нет, то почему? Это лишь немногие из массы вопросов, с которыми мы сталкиваемся вплоть до сегодняшнего дня.

Прочитайте Рим. 13:1–7. Какая важная весть содержится здесь для нас? Как, тем не менее, эти тексты и передаваемая в них весть могут подвергаться поношению? Какие тому примеры есть в истории? Какие уроки может почерпнуть наша церковь из этих ошибок, даже в нашей собственной истории, так же как и из ошибок христианской Церкви в целом?

Угнетение и жестокость характеризовали римскую империю времен Христа. Римские легионы терроризировали и порабощали цивилизованные народы, насильно присоединяя их к своей империи. Сотни тысяч были лишены собственности, брошены в тюрьмы и убиты. Марионеточное правительство, поставленное Римом, было, вероятно, хуже, чем сам Рим. Но, что интересно, Иисус никогда не поддерживал какого-либо восстания против этого правительства и не призывал бойкотировать уплату установленных им налогов (см. Лк. 20:25). Единственное проявление гражданского неповиновения со стороны Иисуса, когда Он перевернул столы меновщиков, объясняется Его неприятием поведения священников. Это не был выпад против римлян.

«Народ Божий должен признавать человеческое правление как установленное и одобренное Богом и считать повиновение ему в рамках закона своей священной обязанностью. Но когда претензии земных властей приходят в противоречие с требованиями Бога, Слово Божье надо, безусловно, поставить выше всех человеческих законов. „Так говорит Господь” ни в коем случае нельзя заменять на „так говорит церковь или государство”. Венец Христа должен быть возвышен над диадемами земных монархов» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 402).

К сожалению, некоторые из особенно сильных и влиятельных религиозных вождей, с которыми встречался Иисус, проявляли к Нему открытую враждебность.

Но, даже соприкасаясь с ними, Иисус всегда стремился донести до них весть спасения. Он не искал конфликтов; Он искал спасения для всех людей, даже сильных и влиятельных, которые в конечном итоге осудили Его на смерть.

Прочитайте Мк. 2:23–28; 3:1–6 и Мф. 12:1–16. Как из этих встреч видно, что Иисус, невзирая на явную к Нему враждебность, пытался достичь этих людей? Что Он говорил и делал, что могло бы коснуться их сердец, если бы они не были так закрыты?

Интересно заметить, что, общаясь с этими людьми, Иисус указывал на Писание и даже на священную историю — источники, которые должны были бы коснуться духовных вождей. Иисус прибегал к тому, что могло бы стать связующим звеном между ними. Например, Он цитировал Писание, когда говорил о важности милости, о том, что она выше ритуалов и обрядов. Тем самым Он стремился привести вождей к более глубокому пониманию закона, который они, по их собственному мнению, так горячо и преданно лелеяли и соблюдали.

В проповеди о том, что в субботу порой приходится вытаскивать из ямы упавшее животное, Иисус обращался к их базисным понятиям благопристойности и доброты, к тому, что должно было быть присуще всем этим мужам. Но проблема была в том, что их озлобленность и ненависть к Иисусу не позволили им понять даже этого.

В конце концов, сами чудеса должны были громко свидетельствовать этим влиятельным вождям о том, что среди них находится необычайная Личность.

Сегодня нам легко смотреть на этих людей и удивляться их слепоте и жестокосердию. Но как нам убедиться, что мы сами, стремясь отстоять что-то, к чему мы привыкли, не закрываем свои сердца от принятия большего Божественного света? Почему это происходит чаще, чем мы думаем?

Хотя некоторые встречи Христа с влиятельными людьми закончились плохо, были и примечательные исключения, такие как случай с Никодимом. Другая результативная встреча произошла с римским сотником (армейским офицером).

Прочитайте Мф. 8:5–13 и Лк. 7:1–10. Чему мы можем научиться из этих повествований о свидетельстве власть имущим людям?

Когда сотник узнал о приближении Иисуса, он послал Ему навстречу нескольких друзей, чтобы они отговорили Его идти к нему домой. Глубоко уважая иудейскую религию и духовность Иисуса, он осознавал, что недостоин личного внимания Иисуса. В завершении этой истории, перед самым Его приходом, он все-таки решился приблизиться к Нему. Он верил в то, что одно лишь слово Христа может восстановить его слугу. Имея военный опыт, он понимал, что такое власть. Он подчинялся начальствовавшему над ним офицеру, а его подчиненные повиновались ему. Как удивительно, что этот влиятельный человек (к тому же римлянин!) смог проявить столько веры, в то время как люди, имевшие намного больше духовных преимуществ, отвергли Иисуса.

Здесь было бы полезно честное самоисследование. Мы должны спросить себя, может быть, мы стали просто самодовольными людьми, исповедующими правильные доктрины, забыв о том, что прежде всего необходимо иметь живую веру? Бывает ли так, что вновь новообращенные, менее осведомленные верующие зачастую проявляют больше веры, чем люди, выросшие в христианстве? Не стали ли наши духовные преимущества поводом для самонадеянности? Может быть, какие-то духовные возможности ускользнули от нас? Если мы отвечаем утвердительно на эти вопросы, тогда Христос сможет стать для нас решением проблемы. Любой человек может пережить опыт сотника. Эта история должна воодушевить тех, кто трудится, благовествуя людям, занимающим высокие посты. Много ли среди них сотников двадцать первого века? Пусть их вера вдохновит и укрепит нашу веру.

В бескорыстном, самоотверженном служении есть сила, которая может коснуться каждого человека, представителя любого класса и сословия. Как бескорыстие и самопожертвование проявляются в нашей жизни и свидетельстве?

Прочитайте Мф. 26:57–68; 27:11–14; Лк. 23:1–12; Ин. 18:19–23, 31–40; 19:8–12. Чему мы можем научиться из свидетельства Иисуса этим знатным мужам?

В этих заключительных сценах пребывания Иисуса на земле последователи Христа увидели высокую цену непоколебимой верности. От ареста до распятия Христос нес свидетельство самым влиятельным людям страны: монархам, правителям, священникам. Раз за разом Он встречался с опьяненными земной властью людьми. Внешне они контролировали Его. Солдаты водили Иисуса по своим судам, своим советам, своим дворцам и своим дворам, не зная о том, что весь этот мир принадлежит Ему. Какую бы оценку они ни давали Христу, в конечном итоге это была оценка им самим.

Хотя Христос свидетельствовал, чтобы сделать людей учениками, не всегда результаты Его служения были такими, как Ему хотелось. Как радовался бы Иисус, если бы Пилат, Каиафа, Ирод и другие покорили бы свои сердца Богу и покаялись. Они упрямо отвергали Его мольбы, бесчувственно проходя мимо последнего приглашения к спасению.

Также и последователи Христа, живущие в двадцать первом веке, должны понимать, что, хотя они и свидетельствуют, пытаясь сделать людей учениками, результат их служения может сильно отличаться от того, чего им хотелось бы и о чем они молились. Скромный успех может не всегда соответствовать прилагаемым усилиям. Это не должно их разочаровывать или препятствовать дальнейшему свидетельству. Настоящий ученик, как и Сам Христос, верен до смерти, а не до момента разочарования. Призыв слушателей к принятию решения отделяет пшеницу от мякины. О пшенице радуются, о мякине скорбят, идет сбор урожая. Но, несмотря на очевидно безуспешное свидетельство Христа перед этими влиятельными мужами, произошло нечто удивительное, потому что, согласно Деян. 6:7, не только умножилось число учеников, но «и из священников очень многие покорились вере». Один Бог знает, многие ли из этих священников были там, слышали и видели Иисуса в те последние часы перед распятием.

Первые ученики Христа энергично распространяли Евангелие по всему цивилизованному миру. Дома, синагоги, общественные стадионы, залы суда и царские дворцы стали местами, в которых провозглашалось Царство Божье. Однако Иисус предсказывал, что этим ученикам предстоит пережить аресты, испытания, гнев враждебно настроенных правителей и царей (Мф. 10:16–20). К сожалению, облеченные властью земные правители не торопились принимать Христа.

Прочитайте эти отрывки: Деян. 4:1–12; 13:5–12, 50; 23:1–6; 25:23–26:29. Хотя кому-то может показаться, что многие люди тотчас обратились «из ниоткуда» (на пустом месте), на самом деле это не так. Эти ошеломляющие результаты были видимым следствием лежащих в их основе обстоятельств. Сев предшествует жатве. Христос терпеливо и верно провозглашал Евангелие. Миссионеры свидетельствовали по всей Иудее. Первые обращенные, без сомнения, помогали нести весть. Когда Христос победил смерть, тем самым утвердив Свою весть, тысячи людей, занимавших нейтральную позицию, стали гражданами царства. Их сердца откликнулись на Его приглашение. Культурологические факторы, работа или семья не могли удержать их. Воскресение Христа разрушило преграду и помогло принять решение.

Затем появляется апостол Павел. Однако и его свидетельство не всегда принималось. Правители и знатные люди преследовали и гнали его. Его побивали камнями, били, бросали в тюрьмы и проявляли к нему жестокость. И зачастую подстрекателями всего этого оказывались влиятельные люди. Как правило, ими двигали политические мотивы.

Правитель Феликс заключил Павла в тюрьму, чтобы успокоить религиозную оппозицию, воздвигнутую против Павла. Его преемник Фест оказался более справедливым, но ему не хватило политической силы воли, чтобы освободить Павла. Во время официального визита царь Агриппа и его сестра Вереника (потомки династии Иродов), пожелали увидеться с Павлом. К сожалению, как и их предшественники, они отказались принять приглашение к спасению. Сталкиваясь с тем же неприятием и отвержением сегодня, ученики Христа не должны опускать руки.

Как, трудясь среди мирских и религиозных властей, не впадать в разочарование из-за частого отвержения? Когда последователи Христа трудятся для влиятельных людей, кто еще может откликнуться на их свидетельство?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Желание веков» главы «Сотник», с. 315–318; «Перед Анной и судом Каиафы», с. 698–715; «На суде Пилата», с. 723–740; из книги «Служение исцеления» главу «Служение богатым», с. 209–216; из книги «Деяния апостолов» главу «Ты не много не убеждаешь меня», с. 433–438.

«Эти богатые, любящие мир и поклоняющиеся ему души не приведешь ко Христу случайным, однократным прикосновением. К ним обычно труднее всего найти доступ. По отношению к богатым требуется применить индивидуальный подход, на который способны мужчины и женщины, вдохновленные миссионерским духом, не отступающие от своей цели и не колеблющиеся.

Есть христиане, обладающие особыми способностями для работы с высшими классами» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 213).

Вопросы для обсуждения:

Всякий раз, когда Иисус свидетельствовал влиятельным людям, это было заметно. Одни из них занимали высокие посты, другие нет. Подобно Никодиму и Иосифу из Аримафеи, многие из образованного священнического сословия шли к вере постепенно. Некоторые наблюдатели, ставшие свидетелями противостояния между Христом и религиозными вождями, также уверовали. Вулканическая активность спрятана под слоем горной породы. Зрительно невозможно определить ее силу. Для точного измерения активности требуются специальные инструменты. Также и взрывной потенциал движения Иисуса оставался скрытым во время Его земного служения. Однако после Его воскресения царство вырвалось наружу, о чем свидетельствовали массовые обращения даже среди людей, занимавших высокие посты. Верный посев в конце концов принес богатый урожай. Что должны говорить нам эти факты о важности того, чтобы мы не разочаровывались, когда наше свидетельство не кажется столь эффективным, как нам того хотелось бы, особенно среди правящей элиты?

Э. Уайт писала в приведенной выше цитате о том, что некоторые особым образом подходили для работы с влиятельными людьми. Какими навыками могли владеть эти люди? В то же время почему мы должны быть осторожны, чтобы не ограничивать тех, кого мы считаем неподготовленными?