СШ

Субботняя Школа

Урок 11. 8–14 марта. Служа духовным лидерам

"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 11 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Лк. 6:12–16; Ин. 16:7–14; Лк. 6:20–49; Иер. 50:31; Ис. 57:15; Деян. 1.

Памятный стих:

«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6:12, 13).

Хотя Иисус всегда активно вел людей к ученичеству, Он понимал, что Его земное странствие будет коротким. Поэтому Он обучал учеников, чтобы они могли продолжить работу после Его вознесения. Он был их Учителем и Тренером. Хотя обучение и тренировка понятия родственные, обучение обычно подразумевает передачу знаний, в то время как тренировка предполагает формирование или освоение навыков через практику и упражнения.

Подготовка учеников к руководству, конечно, включала в себя получение знаний, но на первом месте был духовный рост. Они нуждались в духовном опыте веры, перенесения трудностей, освящения и самопожертвования, а также в интеллектуальном понимании доктрины и теологии. Одного знания было недостаточно для того, чтобы встретить суровые испытания, ожидавшие их впереди. Иисус давал им и то, и другое.

Пребывание Христа на земле было относительно недолгим. Поэтому с обучением учеников нельзя было медлить. Кого следует избрать? Сколько их должно быть? Несомненно, ученики Иисуса измерялись сотнями. Нужно ли обучать каждого? Христос понимал, что руководству эффективнее обучаться в малых группах, а не на массовых собраниях при прочтении лекций. Первый выпуск «студентов» Христа состоял из небольшой группы людей.

Изучите Лк. 6:12–16. Что делал Иисус перед тем, как избрал Себе учеников, и почему это было так важно?

Для правильного выбора требовалась особая мудрость. В молитве Иисус обратился к Своему Небесному Отцу, чтобы получить эту мудрость. Также и в двадцать первом веке молитва должна предшествовать выбору кандидатов на служение. Христос верил в то, что нуждается в усиленной молитве, для того чтобы получить необходимую мудрость. Насколько же больше современные христиане должны молить о Божественной мудрости, избирая людей, ответственных за наблюдение за процессом выполнения великого поручения.

Избрав двенадцать, Иисус назвал их апостолами — Своими доверенными представителями, наделенными духовной властью. Очевидно, большая группа учеников взирала на это посвящение или назначение без всякой зависти или негативных чувств. Позднее Иисус назначил группу из семидесяти двух учеников (Лк. 10:1, 17 — см. перевод РБО), возможно, были и другие группы, о которых не написано в Писании. Однако двенадцать апостолов сохраняли свою идентичность как особенно близко связанных с Иисусом людей; на них была возложена большая ответственность, и поэтому им требовалась усиленная подготовка и великое посвящение. Такая систематизация подразумевает организационную структуру в среде первых христиан. Христос наделил руководителей этой организации способностями и образованием, соответствующим возложенным на них задачам.

Подумайте о том, сколько времени проводил в молитве Иисус. Что это должно сказать нам о нашей молитвенной жизни? Что молитва дает лично вам?

Информация была важнейшей частью вести Иисуса. Одна лишь информация не может преобразовывать, но любое преобразование включает в себя информацию. Конечно, идеи сами по себе не могут инициировать перемены; однако Дух Божий, работающий в человеческих сердцах, является незаменимой составляющей, необходимой для обращения.

Прочитайте Ин. 16:7–14. Что говорит здесь Иисус и как это помогает нам понять, насколько ограничено интеллектуальное знание само по себе, в понимании и опыте истинного христианства?

Библейское знание вместе с Духом Божьим составляет некое духовное соединение, которое преображает как отдельные личности, так и сообщества. Ради того и другого люди, делающие других учениками, должны усердствовать в вере и исследовании.

Христианство высоко ценит ум, мышление и воображение. Наличие в Писании обоснованной мысли, огромное уважение, проявляемое в иудаизме к учителям, и бесценное внимание, которое уделяли писцы для того, чтобы сохранить древние рукописи, — все это свидетельствует о важности познания.

Христианство не является иррациональной верой. Тем не менее некоторые христиане ставят эмоции, чувства и опыт выше знания. Такой тип мышления предполагает, что то, во что люди верят, это относительно неважно, потому что один лишь опыт имеет значение. Послушание и верность особым истинам считаются относительно неважными; измерителями духовной подлинности становятся эмоции и религиозное возбуждение.

Само существование Писания противоречит этому бессмысленному очарованию опытом. Опыт без знания становится «перегруженным реактивным снарядом», запущенным в неопределенном направлении. И наоборот, знание без опыта лишается жизни и часто превращается в законничество. Настоящие христианские лидеры понимали необходимость развития этих обоих составляющих не только в себе, но и в тех, над кем они трудились.

Подумайте над основанием вашей веры. В то же время какое место занимает в ней опыт? Почему мы нуждаемся и в том, и в другом?

Прочитайте Лк. 6:20–49. Каким образом знание и опыт раскрываются в этих текстах? То есть как они здесь переплетены таким образом, что видна необходимость того и другого не только в нашей жизни с Господом, но и в служении благовестия?

Духовное знание необходимо для духовного преобразования. Сам Христос считался «Старшим Преподавателем». В открытых классных комнатах, окаймленных побережьем, горами и оборудованных Божьим творением, Христос передавал преобразующие знания. Святой Дух пробуждал сонную совесть к принятию этих истин. Обучение без опыта будет неполным, но опыт должен направляться познанием.

Миссионеры двадцать первого века должны тщательно изучать Писание — источник подлинной духовной информации. Также они должны сеять библейское учение, не обращая внимания на степень популярности вести или личные удобства. Бог ожидает от опытных верующих упорства, что они будут терпеливо направлять новообращенных к постоянно растущему пониманию и осознанию ценности прекрасных, изменяющих жизни христианских истин — особенно истины для настоящего времени, переданной в трехангельской вести.

В контексте ведения к ученичеству что говорит Иисус в Лк. 6:39, что должен помнить каждый человек, стремящийся вести людей к ученичеству? Как мы можем убедиться в том, что мы не такие, как те, о которых предупреждает здесь Иисус?

 

В конечном итоге сочетание знания и опыта, которые ведут к бескорыстной любви, будет самой великой силой, которой только может обладать миссионер.

Примечательно, что, выбирая будущих руководителей, Иисус выбирал их из самых простых, наименее образованных людей. Христос не избрал образованных или красноречивых членов синедриона. Пройдя мимо самоправедных учителей, Господь избрал простых, необразованных мужей для провозглашения истин, которые должны были перевернуть мир. Он намеревался обучить их, чтобы они стали руководителями Его Церкви. Они, в свою очередь, должны были обучать других и посылать их в мир с евангельской вестью. «Для успешного выполнения порученной работы они должны были быть наделены силой Святого Духа, ибо Евангелие проповедуется не силой и мудростью человеческими, а силой Божьей» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 17).

Что говорят нам следующие тексты о том, почему Христос избрал именно таких людей для руководства Своей Церковью, а не тех, которые, как считалось, имели более подходящие качества руководителя? Соф. 2:3; Мф. 11:29; Иер. 50:31; Ис. 57:15.

 

Однако мы должны быть осторожны, чтобы не сделать неправильных предположений о том, почему Иисус избрал именно таких людей. Иисус не был против образованных людей; Он Сам уже в раннем возрасте демонстрировал большие познания (Лк. 2:46, 47). Причина в том, что слишком часто люди, имеющие хорошее образование, богатство или власть, не готовы смириться так, как необходимо смириться руководителям, чтобы Господь мог использовать их. Конечно, не все образованные люди такие; Господь использовал некоторых из них (вспомните о Никодиме, Иосифе из Аримафеи; см. также Деян. 6:7). Но очень часто они все же закрыты для руководства Святого Духа.

Прочитайте 1 Кор. 9:19 и Флп. 2:3. Какие качества характера здесь выражены и почему эти качества так важны не только для руководителя, но и для каждого исповедующего имя Христа? Как мы можем научиться обладать этими качествами в нашей жизни?

Грядущие поколения свидетельствуют об успешности предыдущих усилий. Если приложенные усилия дают длительные положительные результаты, необходимо изучать и повторять принципы, которые были использованы. Привела ли методология Христа, направленная на воспитание ученичества, к значительным результатам?

Конечно же да. Она изменила мир. Никто из нас фактически не смог бы читать Библию более чем через две тысячи лет, если бы Христос не имел успеха в обучении первых руководителей церкви.

Прочитайте Деян. 1. Что говорит нам эта первая глава, касающаяся событий формирования ранней Церкви, о необходимости в посвященном, избранном Богом руководстве? Что ученики желали видеть в руководителе? (См. стих 22). Чему мы можем научиться из этой ситуации для себя, когда ищем хороших руководителей?

Иисус установил Свое царство и показал принципы, которые обеспечат его рост. Прокладывая дорогу через тьму к свету, Христос избрал руководителей, чьи слабости облеклись в Его силу, потому что они полностью зависели от Него. Хотя религиозные вожди относились к ним с пренебрежением, ибо им недоставало образования, они, тем не менее, затмили фарисеев своей открытостью, смирением, зависимостью и подлинностью. Как важно, чтобы мы все, независимо от того, чем мы занимаемся в церкви, проявляли эти качества. Через некоторое время люди, имевшие высокое официальное образование и занимавшие высокое положение в обществе, стали частью церкви.

«Ученикам — посланцам Христа предстояло потрясти мир. Тот факт, что они были простолюдинами, не ослаблял, а усиливал их влияние, потому что внимание слушателей сосредоточивалось не на них, а на Спасителе, Которого они проповедовали и Который незримо пребывал с ними. Чудесное учение апостолов, их мужественное и верное свидетельство должны были убедить всех, что они действуют не своей силой, но силой Христа» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 22, 23).

Что вы хотели бы видеть в руководителях церкви? Почему? Назовите три самые важные для вас качества, которые вы хотели бы в них видеть? Поделитесь своим ответом на уроке в субботу и сравните с ответами остальных.

Прочитайте в книге Э .Уайт «Желание веков» главы «Первые евангелисты», с. 349–358; «Последнее путешествие из Галилеи», с. 485–496; «Нагорная проповедь», с. 298–314; в книге «Деяния апостолов» главы «Обучение двенадцати», с. 17–24; «Великое поручение», с. 25–34;  «Семь дьяконов», с. 87–96.

«Где бы Христос ни трудился, всюду находились души, осознавшие свою нужду, алчущие и жаждущие истины. Пришло время послать весть о Его любви и этим жаждущим сердцам. К ним и отправились представители Христа. Для верующих они явятся учителями, избранными Богом. Когда Спасителя не будет с ними, люди не останутся без наставников.

Во время первого путешествия ученикам предстояло отправиться только туда, где уже был Иисус и где Он оставил Своих друзей. Подготовка учеников в дорогу была предельно простой. Ничто не должно было отвлекать их от великого дела или каким-либо образом вызывать противодействие слушателей, закрывая тем самым дверь для будущих трудов» (Э. Уайт. Желание веков, с. 351).

Вопросы для обсуждения:

Обсудите в классе ваши ответы на последний вопрос в уроке за четверг. Что вы увидели из ответов друг друга?

Прочитайте Деян. 6:1–6. Почему описанный здесь случай раскрывает одну из причин, по которой церковь нуждается в хороших руководителях?

Поразмышляйте над идеей сбалансированности между опытом и познанием в христианской жизни. Возможно ли, что разные люди будут нуждаться в разных балансах? Если да, то как нам научиться быть чуткими и внимательными к этому различию в наших усилиях вести людей к ученичеству? Посмотрите также на этот текст: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1 Кор. 1:22). Как этот текст раскрывает разницу между познанием и опытом?