СШ

Субботняя Школа

Урок 12. 15–21 марта. Жатва и жнецы

"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 12 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Ин. 1:40–46; 4:28–30; Лк. 24:4–53; Деян. 1:6–8; Мф. 9:36–38; Лк. 15.

Памятный стих:

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:8).

Во многом урок этой недели является продолжением предыдущего урока. Христос поставил духовных лидеров с определенной целью — провозглашать Царство Божье. Принципы и методология, которые применял Иисус, должны оставаться духовным основанием для христианской подготовки сегодня.

Другими словами, современные теории воспитания руководителей никогда не должны вытеснять собой основание, заложенное Самим Христом. Если похвальба и слава занимают место духовного роста, на выходе получается мелочность и духовное бесплодие. Когда прозелитизм вытесняет собой покаяние, изменение и духовное преобразование, миссия терпит неудачу. Если лидеров обучают руководить кампаниями по привлечению новых членов, работать со СМИ и общественностью, но не готовят к духовной борьбе, это роковая ошибка. Истинный евангелизм и воспитание учеников сосредоточены на (1) признании нашей греховности, (2) искреннем раскаянии, (3) открытом духовном посвящении и (4) непреодолимом желании сеять семена Божьей вести.

Когда земное служение Христа подходило к концу, все Свое внимание Он сосредоточил на учениках, которым Он бескорыстно служил и которых глубоко любил. Они не должны были остаться одни. Хотя Самому Иисусу предстояло вернуться на небеса, ученикам был обещан Святой Дух, призванный удовлетворить нужду в духовной близости, которой ученики наслаждались в присутствии Иисуса. Наставления Христа относительно работы Святого Духа настолько важны, что Иоанн посвящает этой теме несколько глав своего Евангелия. Интересно, что, согласно Писанию, Дух Божий свидетельствует о Христе, хотя Дух не свидетельствует о Нем без нашего участия. Именно при поддержке Духа ученики Христа свидетельствовали о служении Иисуса. Бог мог бы поручить ангелам провозгласить евангельскую весть, но по милости Своей для выполнения этого священного призвания Он назначил грешных, склонных ошибаться, непредсказуемых людей.

Прочитайте Ин. 1:40–46; 4:28–30; 15:26, 27; 19:35, 36. Что говорят нам эти тексты о том, как люди и Бог работают вместе в деле спасения душ?

Благовестию было дано следующее интересное определение: «Это когда один нищий говорит другому нищему, где найти хлеба». Здесь Андрей, безусловно, выделяется. Написанное его братом Петром однажды будет включено в Священное Писание, о служении Петра будет написано в Деяниях святых Апостолов, и Христос считал Петра одним из трех Своих самых близких учеников. У Андрея никогда не было таких почестей. Тем не менее он получил особое признание как человек, следующий простым наставлениям Христа в привлечении людей к Иисусу.

Сколь многие избранные Богом сосуды — успешные лидеры в евангелизме, администрировании и руководстве — были приведены к Христу верными учениками, чьи имена давно позабыты? Хотя эти люди не были выдающимися сами по себе, подумайте о том, насколько пострадало бы дело Божье, если бы не их верное свидетельство об Иисусе. Христос готовил Своих учеников для более великих дел посредством того, что сначала давал им простые задания, которые они хорошо могли выполнить. Женщина самаритянка, Филипп и Андрей показывают нам силу простого свидетельства и сердечного приглашения. Мы все призваны поступать так же.

Прочитайте Лк. 24:47–53; Деян. 1:6–8; 16:6–10. Почему излития Святого Духа необходимо было ожидать? Какова была роль Духа в евангельском служении ранней Церкви? Какое ободрение могут почерпнуть современные верующие, сталкивающиеся с тяжелым разочарованием, из опыта Павла? Какие уроки, касающиеся терпения и ожидания, даны в этих отрывках?

Через беседы и на личном примере Иисус учил Своих учеников терпению. Сталкиваясь с фанатизмом, невежеством, непониманием и кознями, Христос, тем не менее, сохранял терпение. Такая непоколебимость крепилась на полной зависимости от Божьего Духа. Иисус понимал, что, если ученики не научатся такой же зависимости, продвижение царства будет серьезно затруднено. И наоборот, если они усвоят этот урок в самом начале, дальнейшее служение будет совершаться, движимое небесной рукой. Поэтому перед Своим вознесением Он повелел им ожидать.

Христос желает, чтобы современные христиане также усвоили этот урок. Исполненные благих намерений, но самоуверенные христиане, не желающие терпеливо ожидать водительства Духа, могут помешать и себе, и Царству Божьему.

Апостол Павел стремился попасть в Вифинию, но его настойчивость и упорство не помешали ему быть чутким к Божественному руководству, и он не стал противиться вмешательству Святого Духа. Апостол охотно принял указания Духа, направившего его в Македонию. Его служение там сопровождалось рядом чудес. Если бы Павел кинулся с головой воплощать свои замыслы, европейская миссия могла бы долгое время оставаться в запустении.

Как мы со свойственным нам беспокойством и нетерпением можем научиться терпеливо ожидать водительства Духа? Какие практические шаги могут предпринять современные верующие, пытаясь воспитать в себе такое терпение? Что говорит о наших взаимоотношениях с Богом терпеливое, молитвенное доверие?

Сравните следующие отрывки: Мк. 6:7–13; Мф. 16:14–19; 18:17–20; 28:18–20; Ин. 20:21–23. Что они говорят нам о власти, которой были наделены ученики Иисуса? Какое значение это имеет сегодня для нас?

«Петр выразил истину, которая является основанием веры Церкви. И Иисус отметил его как представителя всех верующих. Он сказал: „И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.

„Ключи Царства Небесного” — это слова Христа. Все слова в Священном Писании принадлежат Ему и заключены в Нем. Эти слова имеют власть открывать и затворять небеса. Они объявляют нам условия, на которых люди принимаются или отвергаются. И поэтому труд тех, кто проповедует Слово Божье, является запахом живительным на жизнь или запахом смертоносным на смерть. Результаты их труда будут оценены в вечности» (Э. Уайт. Желание веков, с. 413, 414).

Как Отец послал Иисуса, так и Христос послал Своих учеников. Через Духа Отец наделил Христа Божественной силой. Через Духа Иисус также наделяет Своих учеников Божественной силой, соответствующей их земным задачам. Ни один последователь Христа не должен опасаться, что его чем-то обделили. Все необходимые навыки, таланты, способности и силы будут даны каждому.

Порой руководители игнорируют некоторые важные принципы. Определяя задачи, руководитель должен учитывать реальные возможности, иначе провал неизбежен. Часто неуверенность руководителя проявляется в чрезмерно властном поведении, в порабощении мысли, дарованных Богом творческих способностей и индивидуальности окружающих. В результате такого руководства обедненный, подчиненный помощник теряет свою эффективность. Подобное поведение можно сравнить с дирижером, пытающимся играть одновременно на всех инструментах, вместо того чтобы руководить исполнением произведения.

Пример Иисуса для нас бесценен. Если кто-нибудь когда-либо и имел право обладать властью и диктовать свою волю, так это Иисус. Но Он, напротив, наделял властью других, поручал им трудиться и свидетельствовать там, где не было Его Самого.

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:36–38). Какую важную весть мы можем почерпнуть из этих стихов для себя сегодня? Какая задача стоит перед нами?

Духовная жатва уже созрела, но работников было мало. Почва сердца была подготовлена, духовное семя посеяно; благополучный всход, изобилие влаги и щедрый солнечный свет вызвали невероятный рост. Созревшие души ожидали жатвы, но где были жнецы? Используя простые, легко понимаемые словесные картины, Иисус стремился вызвать в людях рвение, желание служить.

Иногда христиане жаждут братских отношений с другими верующими, хотят держаться вместе и при этом игнорируют людей ищущих, которые созрели для жатвы. Возможно, не осознавая возложенной на них небом ответственности за погибающие души, они заняты церковными делами, выполнением своих гражданских обязанностей, строительством и другими стоящими проектами, нужными для того, чтобы поддерживать статус-кво. Все это бесспорно хорошо. Исполненные благих намерений, члены церкви иногда ставят под вопрос ценность евангельской проповеди или же говорят следующее: «Пастор, заниматься евангелизмом хорошо, но разве нам не нужны программы для людей, которые уже в церкви?»

Это достаточно честный вопрос, хотя кто-то также может спросить: «Разве Иисус когда-то сокрушался по поводу нехватки людей, сохраняющих зерно?» Напротив, Он призывал молиться о том, чтобы стало больше жнецов.

Как мы можем найти правильный баланс между служением нуждам людей, находящихся в церкви, и миссионерским служением?

Иисус учил учеников и на личном примере показывал, что они должны общаться с грешниками, даже с теми, которые пользовались особенно дурной славой, такими как блудницы и мытари. Как еще они должны были сделать учениками весь мир? Часто Его учение сосредотачивалось на этих грешниках. То, что Он характеризовал их как «потерянных», свидетельствует о великой милости Христа. Он мог охарактеризовать их как «мятежников» (они таковыми и являлись) или «развращенных». Но Он предпочитал называть их «потерянными».

Слово «потерянные» не несет в себе такой же отрицательный смысл, как те, другие слова. Вместо того чтобы осуждать и критиковать сбившиеся с пути души, мы должны следовать примеру Христа. То, что эти люди «потерянные», означает, что ответственность ложится на тех, кто ищет. Унизительные реплики отдаляют потерянных людей. Нейтральный же язык говорит о принятии и возможности наладить взаимоотношения. Поэтому мы должны быть осторожны не только в подборе слов, но даже в самих мыслях, потому что наши мысли будут сильно влиять на наше отношение к окружающим.

Через все Евангелия Иисус побуждает верующих становиться искателями. Он хочет, чтобы мы любили и достигали потерянных, невзирая на то, что они за люди или какой образ жизни они ведут.

«Вот что является служением, которое избрал Бог: „Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо… и от единокровного твоего не укрывайся” (Ис. 58:6, 7). Когда вы осознаете себя грешником, спасенным лишь любовью вашего Небесного Отца, вы обретете нежное сострадание к другим, страдающим во грехе. Вы не будете более встречать чужое несчастье и покаяние с ревностью и подозрением. Когда лед эгоизма растает в ваших сердцах, вы будете находиться в полной гармонии с Богом и будете разделять Его радость о спасении заблудших» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 210, 211).

Изучите Лк. 15. Какая важная весть передается через все эти притчи? Что эта весть должна сказать нам о том, как Бог видит потерянных, и какова наша ответственность перед ними?

Прочитайте из книги «Желание веков» главы «Последнее путешествие из Галилеи», с. 485–496; «Кто больший?» с. 436–440; из книги «Деяния апостолов» главы «Обучение двенадцати», с. 17–24; «Великое поручение», с. 25–34; «Пятидесятница», с. 35–46; «Дар Духа», с. 47–56.

«В те дни глубокого самоисследования, чувствуя духовную жажду, они взывали к Господу о святом помазании, прося о благословении не только для себя, ведь на них было возложено дело спасения душ. Они понимали, что Евангелие должно быть проповедано миру, и положились на силу, которую обещал Христос» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 37).

Вопросы для обсуждения:

Какие принципы Христа должны перенять современные учителя евангелистов? Представьте, как подобное обучение выглядело бы в вашей церкви.

В уроке за четверг мы касались вопроса языка и его использования. Подумайте о словах, терминах, которые мы как адвентисты седьмого дня часто используем. Хотя мы можем рассматривать какие-то слова под определенным углом, подумайте о том, как остальные люди, не знакомые с нашей терминологией, могут понимать эти слова. Как мы должны проявлять осторожность в подборе слов, особенно общаясь с людьми, которых мы хотим достичь?

Поразмышляйте над образом, который мы увидели ранее: «Один нищий говорит другому нищему, где найти хлеба». Не находите ли вы, что здесь очень тонко подмечена сама суть свидетельства и евангелизма? Почему для нас важно помнить об этом образе и его значении?

Что можно сказать о вашей общине? На чем она больше сосредоточена, на себе и собственных нуждах или на благовестии? Как сосредоточенность на благовестии может помочь церкви? Или, если сказать по-другому, если бы ваша церковь была больше сосредоточена на свидетельстве и благовестии, может быть, она меньше бы заботилась о собственных нуждах? Как само благовестие могло бы разрешить эти нужды?