СШ

Субботняя Школа

Урок 13. 22–28 марта. Цена ученичества

"Ученичество" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 13 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Лк. 12:49–53; Втор. 21:15; 1 Кор. 9:24–27; 
Мф. 18:8, 9; Ин. 14:1–3; Евр. 11:32–12:4.

Памятный стих:

«И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» (2 Кор. 1:7).

На протяжении всей истории христианства миллионы мучеников добровольно отдали свою жизнь за Христа. Их заключали в темницы, пытали, казнили. Десятки миллионов лишались работы, терпели насмешки, изгонялись из семей и переносили гонения, но не оставляли Христа. Только Бог знает, сколько страданий пришлось перенести Его верным детям.

Конечно, Павел предупреждал: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). И Петр говорил: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21).

Невзирая на обещания так называемых «проповедников процветания», роскошные автомобили и финансовый успех не являются автоматическим приложением в жизни верующих людей.

Но все же необходимо помнить, что, какова бы ни была цена ученичества, в сравнении с окончательной наградой эта цена относительно невелика.

Изучите Лк. 12:49–53; 14:25, 26; Мф. 10:37. Как мы должны понимать эти жесткие высказывания? О чем говорит здесь Иисус?    

Современные телевизионщики состряпали бы из этих слов огромный скандал: «Сегодня выдающийся религиозный лидер, Иисус из Назарета, во время Своего дневного обращения пропагандировал ненависть в семейных отношениях. Аналитики сравнивают эти недавние заявления с ранее высказанными призывами к проявлению любви к ближним и врагам. Наши комментаторы пытаются определить, можно ли это расценивать как изменение политического курса. Другие неподтвержденные источники говорят о высказываниях, призывающих последователей к продаже всего имущества и пожертвованию вырученных средств на движение Иисуса. Ждите наших дальнейших сообщений».

Внимательное изучение Библии и то, как именно используется слово «ненависть», помогает прояснить, что имел в виду Иисус. Во Втор. 21:15 записан закон Моисея, касающийся мужчин-многоженцев. Версия перевода Короля Иакова, передавая естественное чувство, испытываемое к этим женам, дает следующий перевод: «одна возлюбленная, а другая ненавистная». Моисей говорит о том, что если муж больше всех любит одну из жен, он не может лишать менее любимых жен их прав. Другие версии переводов меняют терминологию и вместо «возлюбленная» используется слово «любимая», а вместо «ненавистная» — «нелюбимая». Очевидно, речь идет о родственной привязанности. «Ненавидеть» в данном контексте означает «меньше любить». Мф. 10:37, параллельный отрывок, несомненно, придает больше убедительности данному предположению.

Мысль Иисуса проста, но полна глубокого смысла. Когда семья ставится на первое место, а Христос на второе, Иисус отказывается от господства. Невозможно служить нескольким господам. Конечно, Христос поддерживает крепкие семейные взаимоотношения. Однако эти взаимоотношения получают силу, если зиждутся на непоколебимом основании. Это основание — безоговорочная любовь к Богу, когда Он находится на первом месте. Бог не желает, чтобы между нами и Им стояли какие-либо барьеры, преграды, чтобы нас что-то отвлекало. Ученичество требует наивысшей цены: безраздельной верности Христу.

Как вам удается в практической повседневной жизни ставить Христа выше всех, даже выше членов вашей семьи? Что это значит и какие последствия вы можете ожидать?

«И кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27).

Ученичество подразумевает принятие Христа как Спасителя и Господа. Следование за Иисусом означает, что вы готовы подвергнуться тем же страданиям, что и Он. Поэтому мы должны быть честными в том, как мы представляем нашу весть. Конечно, необходимо преподавать и славные истины о праведности по вере, Христовом прощении, непременном возвращении Иисуса, несравненных чудесах небес и незаслуженной Божьей благодати.

Но если верующие хотят провозглашать Божью весть во всей полноте, они не могут пропустить тему о несении креста. Печально, но некоторые верующие ошибочно полагают, что проповедь любой вести, подразумевающей, что человек должен что-то делать со своей стороны, это законничество. «Божественная благодать все совершила, — гордо восклицают они, — и от человека не требуется ничего, кроме принятия этой благодати». Однако Иисус так не считал.

Прочитайте Мф. 16:21–25; Лк. 21:12–19; Ин. 15:17–20; 16:1, 2. Что эти тексты говорят нам о цене следования за Иисусом?

Еще до крещения каждый кандидат должен понимать, что Сам Христос определил ему или ей крест, без которого они никак не могут стать Его учениками. Умаляет ли это радость обращения? Может ли нереалистичное обещание беззаботной жизни как-то умножить эту радость? Обращение освобождает верующих от ноши греха, но не от ответственности ученичества. Принимая имя Христа и публично подтверждая этот выбор через крещение, каждый верующий должен понимать, что ученичество имеет свою цену. Но что может предложить этот мир, что обесценит предложение Христа? Ничего.

Когда последний раз вам приходилось нести свой крест? Поделитесь этим опытом. Чему вы научились из этого опыта, чем вы можете помочь человеку, переживающему подобные трудности?

Проанализируйте следующие отрывки: Лк. 14:31–33; 1 Кор. 9:24–27; Евр. 12:1–4; 2 Петр. 1:5–11. Что эти тексты говорят нам о жизни ученика? Как вы на личном опыте испытали реальность того, что говорит нам здесь Библия?

В цену ученичества входит дисциплина. Каждое побуждение, каждое воображение, каждое устремление и каждое желание должно быть подчинено Христу. Все, чем мы владеем, физическое или незримое, каждый талант и каждая возможность, все, имеющее ценность, должно управляться Христом. Все, что мы не посвятим Ему, может стать идолом, и неизбежно станет им, и собьет нас с пути.

Христос действительно предлагает нам силу для преодоления недостатков нашего характера. Любые желания, эмоции и умственные наклонности могут находиться под водительством Его Духа.

Обратите внимание на примеры со спортсменами, которые использовал Павел в некоторых текстах на сегодня. Ни один спортсмен не планирует бежать медленнее, прыгать ниже или метать на более короткое расстояние. Ни один верующий также не должен оглядываться назад, особенно когда от исхода «соревнования» зависит вечная участь, в отличие от любой награды, которую может получить земной спортсмен в результате своих тяжких усилий и тренировок.

«Бегуны отказываются от всего, что может ослабить их силы, и при помощи суровой самодисциплины тренируют свои мышцы, развивают выносливость, чтобы в день соревнования выложиться до предела. Насколько же важнее христианину, стремящемуся к вечности, подчинять свои страсти и инстинкты разуму и воле Божьей! Он ни в коем случае не должен допускать, чтобы его внимание привлекали развлечения, роскошь или праздное времяпрепровождение. Надлежит строго контролировать все свои привычки и стремления. Разум, просвещенный учением Слова Божьего и руководимый Духом Божьим, должен удерживать бразды правления» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 311).

Корпорации исследуют жизнестойкость предлагаемых проектов посредством анализа эффективности затрат. Есть ли в проекте компоненты, которые смогут обеспечить доходность инвестиций? Окупятся ли затраты? Другим часто используемым измерителем является долгосрочность. Подразумевает ли этот проект наличие устойчивых результатов?

Награда за ученичество также может быть измерена сравнением с затратами. В эти затраты могут входить эмоциональные переживания, социальное отвержение, физические муки, потеря финансов, тюремное заключение и сама смерть. Каждый, решающий идти путем ученичества, должен сначала тщательно взвесить возможные последствия.

Что говорят нам следующие тексты о цене, которую порой приходится платить за ученичество? Мф. 18:8, 9; Лк. 6:35; Флп. 2:3.    

Что говорят следующие тексты о преимуществах ученичества? Лк. 18:28–30; Ин. 14:1–3; Откр 22:1–5.

Не вызывает вопросов то, что цена следования за Иисусом может быть высока, возможно, придется пожертвовать всем.

Но одно можно сказать наверняка: что бы мы ни обретали в этой жизни, чего бы ни достигали, что бы ни делали для себя, все это лишь временно, оно не будет длиться вечно. Оно исчезнет и исчезнет навсегда.

В отличие от этого то, что мы обретаем через Иисуса — вечную жизнь на новом небе и новой земле, намного ценнее всего того, что предлагает нам этот мир.

Подумайте обо всех удовольствиях, обо всех радостях и хороших вещах этого мира, предлагаемых нам здесь и сейчас. Но что они в сравнении с вечностью, которую мы будем проводить с Христом? Как мы можем научиться всегда помнить об этом контрасте? Почему для нас это важно?

Прочитайте Евр. 11:32–12:4. Что лично вам говорят эти стихи о цене и награде ученичества?

Какая мощная концепция раскрывается здесь, особенно в стихе, где сказано: «Жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр. 11:35).

В определенном смысле, быть учеником и быть тем, кто делает других учениками, сводится к одному: «лучшему воскресению». Мы следуем за Христом, потому что у нас есть обетование, надежда, искупление новой жизни в новом мире, где нет греха, горя и смерти. В то же время, поскольку нам дана эта надежда, это обетование, ставшее возможным исключительно благодаря жизни, смерти, воскресению и первосвященническому служению Иисуса, мы стремимся указать другим на эту надежду, это обетование. В конце концов, до окончания великой борьбы, если мы не останемся живы до Второго пришествия, мы поднимемся либо в первое воскресение со всеми праведниками, либо во второе воскресение вместе с нечестивыми. Есть ли что-то более значимое, что побуждает нас не только участвовать в этом воскресении самим, но также приложить все усилия с нашей стороны, чтобы привести к этому других?

Жатва поспела; миллионы ожидают призыва к ученичеству. Мы благословлены не только евангелием, но евангелием в контексте «истины для настоящего времени» — трехангельской вестью из Откр. 14, Божьей последней вестью предостережения, обращенной к миру.

Как мы поступим с этими горячо любимыми истинами? Итак, мы спрашиваем: где жнецы? Где те, кто захочет пойти вместе с Христом и разделить опасности ученичества? Примете ли вы Божье приглашение не просто быть учеником, но вести людей к ученичеству, чего бы вам это ни стоило?

Подумайте о значении первого и второго воскресения. В свете этих двух вариантов имеет ли что-то большее значение, чем возможность самому принять участие в «лучшем» воскресении и привести к этому других?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Деяния апостолов» главы «За пределами Малой Азии», с. 219, 220; «Верия и Афины», с. 241, 242.

«Огонь нисходит с неба от Бога. Земля разверзается, и скрытое в ее глубинах оружие поднимается на поверхность. Из всех бездн и провалов вырывается всепоглощающее пламя. Даже скалы — и те горят. Пришел „день, пылающий как печь”. „Стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (Мал. 4:1; 2 Петр. 3:10). Вся поверхность земли кажется одной расплавленной массой, огромным кипящим огнедышащим морем. Наступил день суда и гибели для нечестивых, „день мщения у Господа, год возмездия за Сион” (Ис. 34:8).

Нечестивые получают свое возмездие на земле (см. Притч. 11:31). Они будут, „как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф” (Мал. 4:1). Одни уничтожаются мгновенно, а другие страдают многие дни. Все будут наказаны сообразно делам своим…

Теперь творение Божье навеки избавлено от его [сатаны] присутствия и искушений. „Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости” (Ис. 14:7). Вся непавшая Вселенная возносит хвалу и ликует. Слышен „голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель” (Откр.19:6)» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 672, 673).

Вопросы для обсуждения:

Дитрих Бонхеффер — немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора, чья христианская вера привела его к смерти, написал известную книгу, которая называется «Цена ученичества». Ниже приведены некоторые цитаты из этой книги. Согласуется ли это с тем, о чем мы размышляли на этой неделе?

«Ветхая жизнь оставлена позади и полностью покорена. Ученик извлекается из относительной безопасности и погружается в жизнь абсолютной небезопасности (то есть в истину, в абсолютную защиту и безопасность отношений с Иисусом)» (с. 62, 63).

«Если мы следуем за Иисусом, мы должны предпринимать конкретные, определенные шаги. Первый шаг, следующий за призывом, отрезает ученика от его предыдущего бытия» (с. 66, 67).

«На каждого христианина возложен крест. Первое Христово страдание, которое должен пережить каждый человек, это призыв отлепиться от этого мира. Когда Христос призывает человека, Он приглашает его прийти и умереть» (с. 99).