Урок 1. 29 марта — 4 апреля. Законы во дни Христа


"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ II квартал 2014 год (PDF, 4.2 MB)

Аудио Урок 1 (MP3, 59 MB)
 
 

«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:14).

Вступление

Пс. 18:8

«Закон — это система правил и указаний, которые приводятся в действие общественными организациями для того, чтобы управлять поведением людей… Закон определяет политику, экономику и жизнь общества в различных сферах, он служит общественным посредником в отношениях между людьми». Нам нет необходимости прибегать к закону для того, чтобы понимать, что хорошо, а что плохо. Во многих случаях люди сами знают, что хорошо, а что плохо, не обращаясь к закону.

Законы могут улучшить нашу жизнь или же сделать ее несносной. Насколько повысится качество нашей жизни, если мы позволим Богу изменить наше сердце, чтобы нам жить по внутреннему закону, а не следовать бездумно высеченному на камне предписанию.

Большая часть существующих законов строится на подчинении властям. В некоторых случаях законотворцы действуют необоснованно, тогда их законы также бессмысленны и даже могут принести вред. Однако обычно обстоятельно продуманные законы защищают нас и наше имущество.

Некоторые люди считают, что, соблюдая закон, они ограничивают себя, а повиновение законам мешает им самостоятельно мыслить. В фильмах нам часто показывают людей, игнорирующих законы и бросающих вызов нормам общества и в то же время ускользающих от правосудия. Их представляют как храбрецов и героев. Но сколько зла эти люди приносят в мир, чтобы что-то доказать?

Есть также люди, которые серьезно и с уважением относятся к законам. Их бескорыстные дела часто простые законы наполняют красотой. Своим послушанием они помогают изменить мир и вдохновляют других поступать так же. Таким образом, они делают этот мир лучше.

Каковы ваши нравственные нормы? Уважаете ли вы авторитет? Считаете ли вы, что Божий закон вас ограничивает? Живя в окружении законов страны и Божьих законов, как вы относитесь к законам? Преображаете ли вы окружающий мир своим отношением к закону?

На этой неделе займите твердую позицию. Подумайте о ваших ценностях и стандартах. Найдите мудрость в Божьем законе. Поймите, как Его закон влияет на вас и на весь мир. Посмотрите на мир под другим углом. «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8).

Мелоди Феррада, Виннипег, Манитоба, Канада

Слово

Мф. 5:41; Лк. 2:1–5; Мф. 15:9; 19:9; Мк. 3:1–6; Ин. 8:1–11

Во времена Христа у иудеев было множество законов — Десять заповедей и законы Моисея как моральные, так и гражданские, а также традиции религиозных лидеров, называемые раввинистическими законами. Вдобавок ко всему этому иудеям еще приходилось подчиняться и римской власти.

Под правлением римлян (Мф. 5:41; Лк. 2:1–5; Мк. 12:17; Ин. 19:7)

Иисус был рожден во время оккупации Израиля римлянами. Вначале римляне подчинили Иудею местному, полунезависимому правлению Ирода Великого. После его смерти Иудея была разделена между тремя его сыновьями и позже управлялась губернатором Понтием Пилатом. В своей собственной стране к иудеям относились, как к гражданам второго сорта. У них было меньше прав, чем у римских граждан. Их могли заставить нести груз для римлян (Мф. 5:41). Они облагались римскими налогами, и римляне проводили их перепись (Лк. 2:1–5; Мф. 12:17). Также без разрешения римлян они не могли использовать все гражданские предписания Торы (Ин. 19:7).

Иисус поддерживал римский закон даже пред лицом оккупации и несправедливости. Он увещевал своих последователей пройти еще пару километров, когда это было необходимо (Мф. 5:41). И когда фарисеи спросили Его, следует ли платить налоги римлянам, Иисус ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17).

Раввинские законы (4 Цар. 24:15; Мф. 15:9; Мк. 2:23; 3:1–6; Лк. 13:34; Ин. 5:8)

Израильтяне и колена Вениамина и Иуды вновь и вновь обращались к идолопоклонству. В попытке увести людей от их разрушительных путей Бог оставил их собственным замыслам, и вавилоняне разрушили храм, захватив в плен много евреев. Под Божьим руководством Неемия восстановил храм и стены Иерусалима, а духовные лидеры создали законы для защиты Десяти заповедей и постановлений Моисея, чтобы народ никогда вновь не был пленен. Например, Божья заповедь о святости субботы была расширена и включила в себя постановления о том, сколько можно пройти пешком в субботу и можно ли поднимать носовой платок в этот святой день.

Но Иисус мало внимания уделял этим традициям. По субботам Он исцелял людей, не находившихся на грани жизни и смерти. В субботу Он позволял Своим ученикам рвать колосья и есть их. Он даже повелел исцеленному в субботу взять свою постель и отнести ее домой. Глядя на все это, фарисеи и религиозные лидеры не могли чувствовать себя в безопасности.

Законы Моисея (Втор. 22:23, 24; 24:1–4; Мф. 19:9; Ин. 8:1–11)

Гражданские законы Моисея регулировали повседневную жизнь Израиля. Некоторые из них указывали на Христа. После Его жизни на земле храмовые жертвоприношения и церемонии уже были не нужны. Образ встретился с прообразом. Моисеев закон позволял мужу давать жене разводное письмо, если ему в ней что-то не нравилось (Втор. 24:1–4). Однако Иисус сказал, что для развода есть только одна причина — прелюбодеяние (Мф. 19:9). Тем самым Иисус призывал людей к более высоким стандартам. В других случаях Иисус бросал вызов закону Моисея. Если женщина и мужчина были пойманы в прелюбодеянии, их обоих необходимо было побить камнями до смерти (Втор. 22:23, 24). В Ин. 8:1–11 мы читаем, что фарисеи привели к Иисусу женщину, пойманную в прелюбодеянии. Его ответом было: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7). Единственным безгрешным человеком был там Сам Христос. Хотя Он не оправдал грех этой женщины, Он и не осудил ее на смерть, как требовал закон Моисея. Напротив, Он предложил ей прощение и новую жизнь.

Нравственный закон (Мф. 5:21, 22; 19:16–26; Мф. 25, 27–28; Мк. 12:30, 31; Евр. 4:15)

Десять заповедей показывают нам Божий характер и наше греховное состояние. Иисус в совершенстве исполнил этот закон. Хотя Он понимал и учил тому, что спасение ни в коей мере не приходит через закон, Он все же поддерживал закон (Мф. 19:16–26). Он ясно дал понять, что Десять заповедей и в конечном счете Божий характер можно охарактеризовать как любовь — любовь к другим, как к себе, и любовь к Богу от всего сердца (Мк. 12:30, 31).

Иудеи соблюдали букву закона, но Иисус наполнил его духовным содержанием. В Нагорной проповеди Он показал, что внешнего исполнения закона недостаточно. Мы все грешим как в сердцах, так и видимо. Поэтому согласно словам Иисуса ненависть равна убийству и похоть — прелюбодеянию (Мф. 5:21; 27, 28). Очевидно, что никто из нас не может хвалиться соблюдением заповедей.

Соблюдение закона, любовь к людям и Богу — это не законничество, но следствие наших отношений с Христом и практическое применение Его благодати. Наши жизни изменяются по Божьему образу благодаря совершенной жизни Иисуса. Нас спасает не фарисейское законничество, но совершенная жизнь Иисуса.

В заключение (2 Кор. 3:18)

Важно понимать, как Христос относился к существующим в Его время законам и религиозным традициям, и поступать так же. Ведь Он открыл совершенный Божий характер любви, который описывают Десять заповедей. Проводя время со Христом, мы становимся подобны Ему.

Джилл Манукян, Индианаполис, Индиана, США

Свидетельство

Пс. 8

«Бог создал человека совершенно святым и счастливым, и земля, сотворенная рукой Творца, была прекрасна; на ней не было заметно ни следов тления, ни тени проклятия. Нарушение Божьего закона любви — вот, что принесло в мир страдания и смерть. Но и в страданиях, порожденных грехом, открывается любовь Божья. Написано, что Бог проклял землю из-за человека (Быт. 3:17). Тернии и волчцы — трудности и испытания, обрекающие человека на жизнь, полную трудов и забот, были предназначены для его же блага как часть воспитательного процесса, который предусмотрен в Божьем плане спасения человечества от последствий греха: от вырождения и гибели. В мире, хотя и падшем, царят не только скорби и страдания. В самой природе заложена весть надежды и утешения. На колючках растут цветы, а на стеблях, покрытых шипами, распускаются розы».

«Природа и откровение равно свидетельствуют о Божьей любви. Наш небесный Отец является источником жизни, мудрости и радости. Посмотрите на удивительные и прекрасные произведения природы. Вдумайтесь, как чудесно все предусмотрено для пользы и счастья не только человека, но и всех живых существ. Солнечный свет и дождь, радующие и освещающие землю, горы, моря и равнины — все говорит нам о любви Творца».

«Закон требует праведности — безукоризненной жизни, нравственного совершенства, а этого у человека нет. Он не может выполнить требований святого закона Божьего… Божья любовь проявилась в Его справедливости не меньше, чем в Его милосердии. Справедливость — основание Его престола и плод Его любви. Целью сатаны было противопоставить милость истине и справедливости… Но Христос показывает, что у Бога они связаны неразрывно — одно не может существовать без другого. „Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются“ (Пс. 84:11)».

Дискуссия

Как общество сделало Божий закон законом мщения? По каким стандартам это определяется?

Как Божий закон любви был искажен людьми во времена Иисуса? А сегодня?

Как вы своей жизнью можете подтвердить, что Божий закон исходит от любящего Отца?

Гэрри Ямник, Виннипег, Манитоба, Канада

Доказательства

Лк. 4:4

С первых дней служения у Иисуса были сложности с законниками. Они следили за каждым Его шагом по всей Галилее и в окрестностях Иерусалима, готовые наброситься и запутать вопросами о законе. Вероятно, они были достаточно проницательны, чтобы распознать в Иисусе Божественную личность. В конце концов, они были на берегу Иордана, когда Иоанн крестил Его, провозгласив Агнцем Божьим, и слышали Божий голос, назвавший Его возлюбленным. Но они упорствовали в своем законничестве. Когда в субботу ученики Иисуса по пути немного подкрепились зернами из колосьев, они заклеймили Его как нарушителя закона. Когда Он исцелил в субботу человека у купальни (Иисус ему простил грехи и исцелил его), они снова назвали Его нарушителем.

Нам следует помнить, с каким законом были связаны законники. Они не были мировыми судьями, помощниками юриста или адвокатами. Они не были теми, кто помогает в продаже земли. Они были судьями закона Моисея, Торы и множества постановлений, которые еврейские учителя сделали частью религиозной практики. В действительности, их правила были настолько разнообразными, что в большинстве случаев Иисусу было достаточно процитировать Божье Слово, чтобы прекратить спор.

Когда Иисус находился на горе и произносил Свою знаменитую проповедь, она большей частью состояла из опровержения этих законов. «Вы слышали, что сказано, — начинал Он несколько раз и продолжал: — А я говорю вам». Его последовательный подход к закону состоял в том, чтобы разобрать его и дать ему полное значение.

Как это ни иронично, но, взяв величайшие принципы Божьего закона из Моисея и пророков, эти люди «закона» превратили их в жесткие деспотичные правила поведения, в подобие закона римского, который они так ненавидели. «Основой римского права было представление о совершенной форме, а не о мотивах слов или дел, которые приводили бы к соблюдению закона. Римляне признавали, что есть результаты слов и дел, но не намерений».

Палестина находилась под римским управлением, евреи ненавидели оккупантов и все, что было с ними связано. Трагично, но евреи законники забыли о Божьей силе и необходимости жить перед Богом, Который знает даже их мысли, и скопировали суть светской правовой логики, которую так ненавидели!

Линкольн Стид, Гейгерстаун, Мэриленд, США

Практика

Рим. 13:8–10

Библия показывает наше прошлое и будущее. Она также дает надежду голодному, эгоистичному и потерянному миру. Эта надежда в Спасителе, живущем в сердцах людей посредством Духа Святого. Когда Святой Дух пребывает в нас, Он помогает нам соблюдать Божий закон. Его закон — это закон любви, любви к Нему (первые четыре заповеди) и любви к людям (последние шесть заповедей). Любовь — буквальное основание Божьего закона. Фарисеи же «взяли Десять заповедей и расширили их до религиозной системы в 613 правил (365 отрицательных правил и 248 положительных). В противоположность этому Иисус смог весь закон сократить до двух заповедей — люби Бога и своего ближнего». С Иисусом, живущим в наших сердцах благодаря Святому Духу, как мы можем проявлять нашу любовь к Богу и ближним? Ниже есть несколько предложений. Придумайте еще что-нибудь.

Регулярно изучайте Библию. Есть множество способов это делать. Есть множество планов чтения Библии, которые можно легко найти в Интернете. Например, http://adventist.ru/2012/04/05/chitaem-bibliyu-vmeste/

Регулярно молитесь. Чтобы ваша молитва не была скучной, подумайте о том, как ее разнообразить. (Можете обратиться к тому, что есть на сайте http://www.christianitytoday.com/iyf/hottopics/faithvalues /28.57.html).

Научите кого-либо читать. Во многих библиотеках есть курсы обучения чтению взрослых людей. Подумайте о возможностях, которые открываются для них, например, прочитать Библию.

Накормите и оденьте бедного. Когда вы покупаете продукты в магазине, купите немного больше, чтобы отдать в службу помощи малоимущим. И если у вас есть лишняя хорошая одежда в шкафу, пожертвуйте ее.

Дискуссия

Как еще вы можете практиковать Божий закон (любить Его и других)?

Гражданские войны, насилие над детьми, разбойные нападения и другие ужасные события лишают некоторых людей смысла жизни. Какова в подобных ситуациях должна быть роль церкви?

Соникиле Тембо, Виннипег, Манитоба, Канада

Мнение

Мф. 15:1–20; Мк. 7:1–23; Кол. 2:8, 20–23; 2 Тим. 4:2–4; Тит. 1:13, 14

С незапамятных времен обществом управляют традиции (ритуалы, доктрины, обычаи и постановления), передаваемые от поколения к поколению устно или письменно. Нарушение традиций зачастую приводило к смерти или изгнанию.

Плохо соблюдать традиции, которые опасны или вредят людям. Например, каждый год в одном испанском городке человек одевается дьяволом и прыгает через ряды младенцев, которых выкладывают на улице. А в Сибири распространены новогодние ныряния в прорубь. Например, на озере Байкал люди делают прорубь во льду и погружаются на глубину сорок метров. Один ныряльщик даже взял с собой ёлку, чтобы все могли вокруг водить хоровод. Эти традиции могут быть довольно опасными. Что если мужчина упадет на одного из детей? Или чей-то отец, сын или муж утонут во время погружения?

Однако есть и хорошие традиции. Например, нужно мыть руки перед едой, так как это уничтожает вредные бактерии.

Люди во времена Христа также придерживались традиций, многие из которых были придуманы фарисеями и учителями закона. Некоторые из них даже противоречили Божьим заповедям. Один из таких примеров находится в Мк. 7:1–13. В десятом тексте Иисус говорит, что важно чтить отцов и матерей, как это заповедано Богом (Исх. 20:12). Он также упоминает в одиннадцатом тексте о том, как раввинами эта заповедь была сведена к нулю.

Так через написанное Слово Иисус учит нас, что намного важнее повиноваться Божьим законам, а не заповедям человеческим. Религиозные лидеры в попытке истолковать Божьи законы лишь обременили людей традициями. Напрасно они поклонялись Богу, «уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9).

Мы как последователи Христа призваны к ежедневному изучению и послушанию Его Слову. Это даст нам уверенность в том, что никто не увлечет нас «философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).

Дискуссия

Какие традиции в современном христианстве противоречат Божьему Слову?

Как мы можем быть уверены в том, что следуем Божьему закону, а не традициям, что может стоить нам вечной жизни?

Коллинз Калалука, Виннипег, Манитоба, Канада

Исследование

Пс. 118:18

Заключение

Иногда нам кажется, что некоторые законы ограничивают нашу жизнь. И все же, если говорить в общем, законы предназначены для того, чтобы сделать нашу жизнь значительно лучше. Законы, которыми руководствовались фарисеи, зачастую налагали определенные ограничения. Они были основаны на традициях и ритуалах, смысл которых был мало кому известен или даже мало кого интересовал. Но Божий закон, представленный в Десяти заповедях, основан на любви — Его любви к нам, нашей любви к нему и нашей любви друг к другу. Давайте будем любить Его и друг друга.

Задания

Посмотрите на ваши нравственные стандарты. На чем они основаны? Как они улучшают или ухудшают вашу жизнь? В чем вы хотели бы видеть улучшения? Молитесь об этом Богу.

Найдите в Интернете мировые христианские традиции. Подумайте, как эти традиции могут улучшить или испортить отношения человека со Христом.

Нарисуйте или сделайте скульптуру, отражающую следующую цитату из урока за среду: «Природа и откровение равно свидетельствуют о Божьей любви… Солнечный свет и дождь, радующие и освещающие землю, горы, моря и равнины — все говорит нам о любви Творца».

Поиграйте в игру во время вечернего пятничного служения. Вы будете показывать определенные религиозные традиции без слов, а люди должны их угадывать. После этого поговорите о том, как эти традиции могут помочь верующим расти во Христе.

Найдите и спойте песню о совершенстве Божьего закона.

Пообщайтесь с дедушкой или бабушкой, тетей или дядей, двоюродным братом или сестрой с целью увидеть, как Божий закон улучшил жизнь этого человека.

Поразмышляйте о том, какое значение имел для вас Божий закон в различные моменты вашей жизни. Подумайте об обстоятельствах, которые помогли вам изменить ваше отношение к закону.

Для изучения

Пс. 110:1, 7–9; Притч. 3:1–4; Рим. 13:9, 10.

Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 303–314.

«В начале было Слово…», гл. 19, с. 324–341.

Лесли Джейн Симмонс, Нью-Йорк, США