СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 2. 5–11 апреля. Христос и закон Моисея

"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ II квартал 2014 год (PDF, 5.1 MB)

Аудио Урок 2 (MP3, 59 MB)
 
 

«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:46).

Вступление

Лк. 2:41–52

Я стоял на мосту над трассой номер два в Кейптауне и ждал появления президентского кортежа. Президент направлялся из аэропорта в центр города на открытие Парламента. В общем потоке машин несложно было увидеть его машины, так как они двигались намного быстрее, чем позволяло ограничение скорости. То, что чиновники нарушают законы, которые сами же и устанавливают, неоднократно обсуждалось в прессе.

Зная, что дети учатся послушанию на примере взрослых, кто-то может подумать, что чиновники тоже будут соблюдать законы, тем самым показывая пример простым гражданам. Однако практика показывает, что все люди, независимо от образования или достатка, так или иначе нарушают законы, даже те, которые заявляют, что они следуют за Христом. К счастью, Божий Сын принял человеческий образ и пришел на землю, чтобы показать нам пример, как жить по законам Своего Отца. В действительности Он даже жил по церемониальным законам Моисея, которые были предназначены Богом для создания общества, отражающего Его волю, и служили маяком для других народов. Начиная с обрезания, посещения храма и заканчивая праздниками и отношением к налогам, Иисус оставался верным этим законам, которые, как Он знал, будут исполнены в Его смерти и служении на небесах.

Фарисеи исповедовали праведность по делам (легализм). Они рассчитывали получить спасение через соблюдение Божьих законов, в частности церемониальных. «Более того, раввины старались возвести вокруг закона ограду, чтобы защитить его заповеди своими дополнительными постановлениями, которые снизили бы шансы нарушения закона».

На этой неделе мы сосредоточим внимание на Иисусе и законе Моисея. Иисус посещал иудейские праздники и следовал иудейским обычаям, многие из которых указывали на Него. Он с легкостью мог бы нарушать эти постановления, как это часто делают в наши дни представители власти. Он мог бы не читать те Писания, которые читали чиновники Его времени. Но Он не искал кратчайших или легких путей.

Пусть Бог поможет нам быть такими же верными, как наш Спаситель, когда мы будем изучать урок этой недели.

Сифелани Масамба, Кейптаун, Южная Африка

Доказательства

Ин. 5:1–18

Зачастую людям кажется, что Бога может впечатлить наше послушание закону. Однако мы ничем не можем удивить Его. Вот почему Иисус учил искать Его спасения. Этот вопрос поднимается в пятой главе Евангелия от Иоанна. В стихах 1–15 мы читаем о том, как Он исцелил человека, который тридцать восемь лет был инвалидом. Вначале Иисус спросил у него, хочет ли он исцелиться. Это привлекло внимание человека к Спасителю, но он все еще думал, что помощь придет от купальни (ст. 7). Ответ Иисуса был быстр и по существу: «Встань! Возьми постель свою и иди». Человек сразу же повиновался.

Состоявшийся после этого диалог и ответ Иисуса на обвинение в нарушении субботы открывает несколько удивительных истин в (ст. 9–18). Иудеи искали возможность убить Иисуса, потому что «Он исцелил человека и повелел Ему нести свою постель в субботу… Иудейский закон позволял лечить человека с острым заболеванием, лечение же хронических больных было запрещено. Так древний иудейский комментарий, написанный через много веков после смерти Иисуса, который, несомненно, отражает ситуацию в Его дни, сообщает: „Можно ли лечить человека в субботу? Наши учителя учили: смертельная опасность важнее субботы; но если есть сомнения, что человек получит исцеление, то нарушать субботу не следует…“ Вероятно, Иисус намеренно выбрал для исцеления человека, который был болен в течение тридцати восьми лет, чтобы показать неуместность подобных ограничений иудейских законов».

Так учение Иисуса указывает нам на величайший закон, стоящий выше любых правил, будь то Десять заповедей или Моисеев закон — на закон любви и милости. Вот что Иисус хотел сказать в этом чуде субботнего дня: «Божья любовь, милость и сострадание продолжают действовать даже в субботу; так же должен поступать и я».

Дискуссия

Как часто, желая обрести спасение, вы обращаете внимание на закон?

Прочитайте некоторые из постановлений Моисея (Втор. 16:1–17; 12:5–28 и др.) и Десять заповедей. Какие Божественные принципы лежат в основании этих законов?

Присцилла Цоцома Гаранеуако, Кейптаун, Южная Африка

Слово

Исх. 13:2, 12; Лев. 12:1–8; Лк. 2:21–24; Втор. 6:5, 6; Мф. 5:17–20; Ин. 5:42–46; Лев. 20:10; Ин. 8:1–11

Больше тысячи лет назад Бог через Моисея дал Своему народу законы и постановления. Спустя столетия Иисус ходил среди Божьего народа, ставя под сомнение и исполняя эти же законы. Сегодня различными формами новозаветной теологии эти законы либо названы актуальными, либо полностью отвергнуты. Тем не менее «есть много законов, которые принимаются христианами даже несмотря на то, что эти законы находятся в писаниях Моисея, — законы против идолов, проституции, гомосексуализма, скотоложества и инцеста (Лев. 18, 19). Две величайших заповеди также взяты из Пятикнижия: „И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим“ (Втор. 6:5) и „люби ближнего твоего, как самого себя“ (Лев. 19:18)».

Итак, каково же было отношение Иисуса к законам Моисея во время Его земной жизни? «Моисеевы законы создают мозаику». Вместе эти элементы составляют картину наставлений Божьего народа.

Благослови Его сердце! (Исх. 13:2, 12; Лев. 12:1–8; Лк. 2:21–24)

Обрезание символизирует близкие отношения, которые Бог желает иметь со Своими детьми. На самом деле это желание предшествует Моисеевым законам (Быт. 17:10–12). В Лев. 26:40–42 Бог пояснил, что Он желает владеть сердцем человека. Иисус утвердил Божье постановление, получив знамение обрезания, когда Ему было восемь дней. Он также исполнил требование Исх. 13:2, получив особое «благословение» на тридцать третий день жизни (Лк. 2:22, 23).

Что Иисус хотел показать, подчинившись требованию обрезания и посвящения? Обратите внимание на некоторые библейские «допущения», которые открывают Божье сердце: 1. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне… Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:13–17). 2. «И буду им Богом» (Быт. 17:8). 3. «Освяти Мне…» (Исх. 13:2). «Отделяй Господу…» (Исх. 13:12). «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12).

В жизни Иисуса проявились замыслы заповедей Моисея и были открыты их глубокие цели. Прочитайте Лк. 18:16, где Он поясняет благословение Лев. 12:4.

Вся суть (Втор. 6:5, 6; Мф. 5:17–20; Ин. 5:41–46)

Одна из наиболее прекрасных частей Моисеева закона находится во Втор. 6:5–7. Здесь ясно написано, что Бог ищет сердечных отношений со Своим народом, но во дни Иисуса народ сосредоточился на признаках отношений, буквально заменив ими все остальное. Поэтому люди оскорблялись, когда им казалось, что Иисус пренебрегает их законами. Несмотря на то, что Он сказал, что пришел исполнить закон (Мф. 5:17), в их сердцах осталась предвзятость. Понимая, что это важный вопрос, Иисус ответил прямо: «Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу… Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?.. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:42–46). Свет, льющийся из законов Моисея, был сокрыт людьми.

Милость и справедливость (Лев. 20:10; Ин. 8:1–11)

Люди с беспокойством ждали, когда пойманная в прелюбодеянии женщина встретится с законом и Иисусом (Ин. 8:1–11). Произнесенный Самим Богом закон требовал, чтобы были «преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10). Условия, по которым отношения могут быть разорваны, были установлены с тем намерением, чтобы Божий народ обретал жизнь и наслаждался ею (Лев. 18:5). В этом случае Иисус обращался к той части человеческого сердца, которая жаждет как справедливости, так и милости.

Здесь Он привлекает взгляд человека к месту, которое не ограничено терминами правосудия, месту, где правосудие и милость по-настоящему пребывают в совершенной гармонии. «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:11, 12). «Это верное и единственно правильное положение вещей: сначала приходит Божья благодать, а затем Он предлагает Свои наставления относительно того, как жить в святости».

Мозаика?

Бог всегда устремлял Свой взгляд на духовную реальность, находящуюся за знаками и символами. «Мысль, которую Иисус стремился донести до каждого, была следующей: человек достоин чего-то только потому, что он человек. Вот почему Он так относился к людям… Вот женщина поймана с тем, с кем она не должна была быть, — Он ее простил. Вот неприкасаемый прокаженный, просящий о помощи, — Он к нему прикоснулся».

Дискуссия

В чем смысл благословления младенцев/детей?

Чем сегодня «оскорбляет» Свой народ Иисус?

На что или куда, как вы считаете, указывал свет Моисеевых законов?

Лиза Пул, Элберт, Колорадо, США

Свидетельство

Мф. 5:17–20; Ин. 5:46

«Божий народ, который Он называет Своим особым сокровищем, имел две системы законов — моральную и церемониальную. Одни законы указывали на творение, чтобы в памяти оставался живой Бог, создавший мир, Который владеет всеми людьми по Своему разумению и Который будет существовать все время и вечность. Другой же был дан из-за нарушений людьми морального закона, и послушание этому другому закону заключалось в жертвах и возношениях, указывавших на будущее избавление…

Оба закона указывали на Христа. Вся вера и надежда концентрировались на Христе до тех пор, пока во время Его смерти образ не встретился с прообразом. Положения, указывающие на обязательства человека к своему ближнему, были полны важных наставлений, определяющих и упрощающих принципы морального закона с целью увеличения религиозных познаний и сохранения Божьего народа вдали от идолопоклонников…

Христиане, изучающие Библию, могут более полно, чем древний Израиль, оценить все значение церемониальных предписаний, которые необходимо было выполнять израильтянам. Если они действительно христиане, то они готовы признать святость и важность туманных образов, когда видят исполнение событий, которые они собой представляли. Смерть Христа проливает свет на системы церемоний и поясняет пророчества, которые все еще остаются неясными для иудеев. Моисей не придумал закон сам. Христос, Ангел, Которого Бог назначил идти перед избранным народом, дал Моисею постановления и требования, необходимые для религиозной жизни и управления народом Божьим. Христиане совершают ужасную ошибку, когда называют этот закон суровым и деспотичным и противопоставляют ему Благую весть и миссию Христа в Его земном служении, как будто Он был противником праведных принципов, которые они называют законом Моисея…

Христос, шедший перед Моисеем в пустыне, сделал принципы морали и религии более ясными через определенные предписания, определяющие обязанности человека перед Богом и его собратьями с целью защиты жизни и ограждения святого Божьего закона, который не должен был быть полностью забыт среди отступившего мира».

Дискуссия

Израиль закончил тем, что сконцентрировался на частностях, а не на смысле закона Моисея. На чем сконцентрирована ваша жизнь?

Тимоти Чабваласанза К., Новая Тафара, Хараре, Зимбабве

Практика

Мф. 4:1–11; 5:17–20

Дав Моисею церемониальные законы, Бог не отменил Десять заповедей, которые Он дал ранее. Когда Иисус жил на земле, Он был верен не только Декалогу, но также и церемониальным законам. Несомненно, оба закона указывали на Его смерть. Что мы можем узнать от нашего Спасителя о верности? Как нам следовать Его примеру?

Не идите на поводу у искушений сатаны. Каждое искушение Иисус отразил словами из Второзакония, главы 6 и 8. Послушание — это свидетельство того, что Иисус живет в нашем сердце. Когда мы послушны Богу, мы показываем нашу любовь к Нему и являем миру, что у нас нет других богов, кроме Него.

Имейте веру. Иисус остался верным Богу и нам. Эта вера привела Его к тому, что Он оставил небо и Отца, чтобы показать нам, как нам получить спасение. И эта вера привела Его к смерти за нас на римском кресте. Давайте верить в Его жертву за нас, чтобы мы могли жить с Ним всю вечность.

Отвечайте на Его любовь. «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Любовь является основой Десяти заповедей и церемониальных законов, поэтому она должна быть основанием нашего послушания.

Дискуссия

Некоторые люди используют определенные библейские тексты, чтобы «доказать», что нам больше не надо соблюдать Десять заповедей, потому что Христова смерть упразднила их. Например, см. Гал. 3:11. Что бы вы им ответили?

Джафет Дж. Маданхи, Кейптаун, Южная Африка

Мнение

Мф. 16:13–16; Евр. 11

Иисус как-то спросил учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16:13). «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:14). Он задал им этот вопрос, потому что они должны были четко понимать, кем был их Спаситель. И снова вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого» (ст. 16, 17).

Часто мы не можем понять и определить, кто мы на самом деле и какое значение имеет для нас Христос и Его закон. Знаете ли вы, что вы дивно устроены? (Пс. 138:14). Вы уникальны. Ни у кого нет таких отпечатков пальцев и голоса, как у вас. Более того, Бог создал вас по Своему образу (Быт. 1:26). Он дал вам жизнь, чтобы выполнить задачу: оставить имя и наследство. Мы можем выполнить это, если будем делать то, что Господь требует от нас, повинуясь Его закону с помощью живущего в нас Святого Духа.

В одиннадцатой главе Послания к евреям упоминаются библейские герои, оставившие нам наследие, которому следует подражать, наследие веры. Если бы вы были сегодня среди них, какое бы свидетельство вы дали? Что ваши слова и дела говорят о вас? Видят ли люди в вас Иисуса? Его жизнь на земле представляет собой пример, которому мы должны следовать, пример жизни, сконцентрированной на Боге. Мы должны отождествлять себя с Ним и Его законом.

Когда мы завершаем обучение, то получаем диплом, аттестат или сертификат. Когда мы женимся, то получаем свидетельство о браке. Так же, когда мы принимаем Христа Спасителем и живем согласно Его воле, наши имена записываются в Книгу жизни. Поэтому обновите ваши мысли и оставьте ваше прошлое бремя (Евр. 12:1). Приносите плоды Духа с Его помощью (Гал. 5:22–25), потому что мы — дело Божьих рук, и мы были куплены кровью Агнца.

Еукай Клеопас Мучемва, Новая Тафара, Хараре, Зимбабве

Исследование

Мф. 5:17–20

Заключение

Во время Своей жизни на земле Иисус оставил нам совершенный пример. Хотя Он как Бог мог бы быть выше закона, Он повиновался постановлениям Моисея. Он, должно быть, знал, что для того, чтобы сделать правильный выбор, мы должны будем смотреть на то, как Он жил. Повиноваться Божьим законам не всегда легко, и редко когда это широко распространено, особенно в мире, который не считает небесное чем-то ценным. Поэтому нам особенно важно оставаться в постоянном общении с нашим Отцом и жить в Нем каждый день.

Задания

Записывайте в дневнике, если видите, что отступаете от закона. Обдумайте, как вы можете это изменить.

Создайте небольшую группу для того, чтобы делиться ответственностью. Проводите время вместе, рассказывайте о тех сферах жизни, где вам сложно следовать Божьему закону, чтобы побуждать друг друга к росту.

Проанализируйте ваш нынешний образ жизни. Запишите сферы, в которых вы не живете согласно Божьему закону. Затем с Его помощью трудитесь для того, чтобы приблизиться к исполнению Его принципов.

Нарисуйте картину, которая изображает Иисуса, соблюдающего законы Его Отца. Расположите рисунок там, где вы его сможете постоянно видеть, чтобы он напоминал вам о Его примере.

Напишите стихотворение или песню о примере Христа в отношении закона. Поделитесь этим с другом или прочитайте/исполните перед классом субботней школы.

Поразмышляйте о Божьем законе во время прогулки на природе. Молитесь, чтобы Он показал вам те области, в которых вам нужно расти. Вернувшись домой, запишите ваши идеи в блокнот.

Для изучения

Bill Liversidge, Overcoming Through Jesus, at http://www.creativegrowthministries.org /files/QuickSiteImages/OTJ-Watermarked.pdf .

Э. Уайт. Путь ко Христу, глава «Принадлежим ли мы Христу?». The Signs of the Times, March 14, 1895, “Christ the Impersonation of the Law,“ at https://egwwritings.org/.

Эллисон Сауседа, Сентервилль, Огайо, США