СШ

Субботняя Школа

Урок 3. 12–18 апреля. Христос и религиозные традиции

"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2014 год (PDF, 2.2 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.6 MB) Аудио Урок 3 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Мф. 23:1–7; Мф. 15:1–6; Ис. 29:13; Мф. 5:17–20; Рим. 10:3.

Памятный стих:

«Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8, 9).

Джон Уэсли, основатель методистской церкви, полагал, что на теологию влияют четыре фактора: вера, разум, Писание и традиция. Однако он не имел в виду, что они равнозначны. Он признавал, что в основе всего лежит Библия, однако считал, что личная вера человека, способность к рассуждению и религиозная практика влияют на то, каким образом трактуется Библия. Если бы Уэсли сегодня вернулся к жизни, он был бы шокирован, обнаружив, что многие современные богословы, придерживающиеся уэслианской традиции (а также и других традиций), ставят разум, традицию и личное мнение выше ясного учения Писания.

Урок этой недели рассматривает религиозные традиции, на основании которых книжники и фарисеи выстраивали свое учение. Раввины, написавшие эти традиции, глубоко чтили Писание и не собирались придавать традициям статус Божьего слова, однако некоторые из их ревностных учеников перепутали толкование вести с самой вестью и тем самым перевели внимание с Божьего записанного откровения на человеческую традицию.

Хотя книжники и фарисеи представляются нам как две разные группы, которые в силу обстоятельств оказались в одной упряжке, книжники, вероятно, были подгруппой фарисеев (см. Деян. 23:9). Фарисеи стали заметной группой во времена греческой империи. Считается, что они были оставшимися потомками представителей благочестивого иудейского религиозного течения (известного как хасидизм), которые принимали участие в Маккавейском восстании против Греции.

Название «фарисеи» происходит от еврейского «парас», что значит «отделять». В период, когда многие евреи оказались подвержены влиянию языческих культур, фарисеи считали своим долгом позаботиться о том, дабы каждый мужчина-еврей был научен закону. Чтобы достичь своей цели, они установили должность раввина. Это слово буквально означает «мой великий», «мой господин» или «мой учитель».

Сказав: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи», Иисус признал их статус учителей народа (Мф. 23:2, 3). Ведь так или иначе они взяли на себя ответственность за то, чтобы народ был наставлен на путь закона.

Прочитайте Мф. 23:1–7. Какова была главная проблема книжников и фарисеев?

В Евангелиях чаще всего встречаются негативные отзывы о книжниках и фарисеях. Учитывая вину многих из них (но не всех) в смерти Иисуса и в гонениях на Его последователей, подобный негативный подход вполне оправдан. Создается впечатление, что члены этих групп прятались по углам и за деревьями, выжидая, когда люди в чем-либо ошибутся, чтобы потом использовать закон против них. Такой образ фарисея настолько часто встречается в Писании, что это слово стало использоваться как синоним слова «законник». Внимательнее рассматривая приведенный текст, мы обнаруживаем: большой проблемой для Иисуса во взаимоотношениях с фарисеями было не столько их желание, чтобы окружающие соблюдали закон Моисеев, сколько то, что они сами его не соблюдали. Они были лицемерами — говорили одно, а делали другое. Но даже когда фарисеи делали что-то правильно, они были движимы неверными мотивами.

Прочитайте еще раз, что говорил Иисус о книжниках и фарисеях. Как нам удостовериться, что мы не виновны в том же самом?

Хотя книжники и фарисеи восседали на «Моисеевом седалище», основание их религиозных поучений выходило за пределы Ветхого Завета. Закон, которому учили фарисеи, состоял из истолкований библейского текста ведущими раввинами. Эти истолкования должны были не заменить Писания, а дать им правильное объяснение. Поначалу они передавались устно, но позднее книжники начали собирать их в книги.

Первое официальное издание раввинского закона появилось не ранее конца второго века н. э., когда Рабби Иехуда ха-Наси (Иуда-Князь) издал Мишну. Записанные в Мишне законы охватывают около четырех столетий раввинской интерпретации. Многие из раввинов, чьи истолкования вошли в Мишну, жили во времена Христа. Самыми известными из них являются Гиллель и Шаммай. Среди них также встречается Гамалиил — внук Гиллеля, учитель Савла (апостола Павла).

Прочитайте Мф. 15:1–6. О каком спорном вопросе здесь идет речь? Какое заблуждение Иисус стремится исправить?

В первом уроке мы узнали о раввинских законах под названием «халаха», что значит «идти». Раввины считали: если человек ходит путями меньших законов, он тем самым защищен от нарушения основных законов. Однако постепенно меньшие законы стали приобретать статус основных, и спустя некоторое время уже трудно было отличить традицию от библейской истины.

Проблема заключалась не в том, что у фарисеев были собственные правила, а в том, что они возвели эти правила до уровня доктрины. Ни один человек не имеет права создавать религиозные ограничения и возводить их до уровня Божественного повеления. Но это не значит, что группа верующих людей не имеет права устанавливать правила, помогающие им регулировать общественное поведение. Практические инструкции могут служить большим подспорьем в соблюдении закона. Однако никогда нельзя допускать, чтобы инструкция заняла место самого закона.

Какие правила, традиции и обычаи есть у нас как адвентистов седьмого дня? Как они помогают нам быть более верными и послушными закону? Запишите их и принесите свои записи на урок в субботу. Обсудите, какую роль они играют в жизни вашей общины.

Как мы увидели, некоторые раввины уделяли такое большое внимание правилам и традициям, созданным как подспорье в соблюдении закона Моисеева, что перестали отличать одно от другого. Спустя некоторое время слова раввинов обрели канонический статус. Люди думали, что поучения раввинов так же обязательны для исполнения, как и Священные Писания. По всей вероятности, когда раввины изначально писали свои комментарии, они не намеревались добавлять их к Писанию. Однако преданные ученики раввинов посчитали своим долгом поделиться этими уникальными истолкованиями с остальными людьми.

Еще раз прочитайте Мф. 15:1, 2. На каком тексте из первых пяти книг Моисея основана эта традиция? См. также Мк. 7:3, 4 и Мф. 15:11.

Вряд ли кому-то удастся найти библейский текст, повелевающий: «Необходимо омывать руки перед едой». Однако это не остановило книжников и фарисеев, когда они пришли противодействовать Иисусу. Они не утверждали, что ученики нарушают закон Моисеев, речь шла о нарушении предания старцев. Напряженность, с которой они задают вопрос, показывает, что для фарисеев это было серьезное религиозное нарушение.

Специалисты в области здоровья и родители, вероятно, захотели бы предоставить разумное обоснование с точки зрения гигиены этому открытому фарисейскому навязыванию омовения рук. Однако исследователи считают, что на самом деле их интересовала не личная гигиена, а церемониальная нечистота. Фарисеев беспокоило, что на протяжении дня, совершая повседневный труд, люди невольно прикасаются к оскверненным предметам. Следовательно, если они едят, не омывшись, значит, церемониально оскверняются, прикасаясь к пище. Но в Своем ответе фарисеям (см. Мф. 15:11) Иисус все поставил на свои места.

Прочитайте Ис. 29:13. Какие важные библейские принципы открыты здесь? Почему нам важно помнить о них?

«Подмена заповедей Божьих заповедями человеческими не прекратилась. Даже среди христиан приняты установления и обычаи, единственным основанием для которых является предание отцов. Подобные установления, опирающиеся только на человеческий авторитет, вытеснили Божественные заповеди. Люди привязываются к традициям, благоговеют перед обычаями и ненавидят тех, кто пытается показать им их заблуждения… Бог призывает нас опираться не на авторитет так называемых отцов церкви, а на Слово вечного Отца — Господа неба и земли» (Э. Уайт. Желание веков, с. 398).

Прочитайте Мф. 15:3–6 в контексте Исх. 20:12; Втор. 5:16; Мф. 19:19 и Еф. 6:2. Какие два серьезных обвинения выдвигает Иисус против фарисеев?

Когда фарисеи обратились к Иисусу, обвинив Его учеников в том, что те едят немытыми руками, они ожидали, что Он ответит непосредственно на их обвинение. Однако, следуя Своей уникальной манере, Иисус ответил им вопросом, затронувшим истинную суть проблемы. Иисус хотел, чтобы они знали: проблема заключалась не в мытье рук и не в дарах Богу, а в возвышении человеческих стандартов над Божественными. Фарисеи могли предоставить логическое объяснение своей позиции по омовению рук. Очевидно, эти ученые мужи также объясняли, что, направляя свои средства на дело Божье, а не на содержание родителей, они выражают свою беспримерную любовь к Богу.

Хотя в своих действиях фарисеи могли руководствоваться логикой, Бог не ожидает, что люди будут любить Его на своих собственных условиях. Хорошо, что они были обеспокоены вопросами дисциплины и святой жизни, но такая обеспокоенность никогда не должна была затмить собой волю Божью. Фарисеям следовало бы помнить: 613 законов, записанных Моисеем, были в гармонии друг с другом, а не в противоречии. Ни один закон не вытеснял другой. Однако фарисеи требовали, чтобы люди соблюдали «предания старцев», а это обесценивало Слово Божье (Мф. 15:6), по крайней мере настолько, насколько они сами были в этом заинтересованы. Считая себя хранителями закона, фарисеи, очевидно, были шокированы, даже возмущены утверждением, что на самом деле они нарушают его и даже устраняют теми самыми традициями, которые, по их мнению, помогали людям лучше соблюдать закон!

Прочитайте Мф. 5:17–20. Как следует понимать увещевание Иисуса (см. Мф. 5:20) в контексте нашего урока? См. также Рим. 10:3.   

Если читать стих Мф. 5:20 вне контекста, может сложиться впечатление, что это приглашение превзойти фарисеев в их фарисействе, то есть: делайте то, что они делают, только еще больше.

Но разве об этом говорит Иисус? К счастью, мы можем найти ответ на этот вопрос. Вчерашний урок подчеркивал, что книжникам и фарисеям было свойственно превозносить традиции над законом Божьим. Иисус вынужден был сказать им, что их действия обесценивают простое Слово Божье. В уроке за понедельник также замечено: хотя учение книжников и фарисеев, вероятно, было наполнено хорошим содержанием, многие из них жили лицемерной жизнью.

Учитывая данный контекст, нетрудно установить истинный смысл высказывания Иисуса. Вполне возможно, что Он ссылался на другое Свое предостережение: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Фарисеи были настолько сосредоточены на законах человеческого происхождения, что явно нарушали закон Божий. Их праведность основывалась на собственных усилиях и потому была ущербной. Исаия давно провозгласил, что человеческая праведность не больше, чем запачканная одежда (Ис. 64:6).

Иисусу угодна праведность, исходящая из сердца. В случае с омовением рук Он указал на ошибку фарисеев, процитировав Ис. 29:13: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня». Праведность, угодная Богу, глубже, чем видимые проявления.

Иисус призывает к праведности, превосходящей «праведность» фарисеев. Настоящая праведность не обретается посредством скрупулезного выполнения свода правил; ее можно обрести только верой в Иисуса Христа, уповая на Его праведность. Эта праведность является результатом полного подчинения своего «я» и искреннего осознания своей нужды в Иисусе как нашей Заместительной Жертве и нашем Примере.

Прочитайте Рим. 10:3. Как этот текст помогает нам понять суть истинной праведности?

Для получения большей информации по данной теме читайте из книги Э. Уайт «Желание веков» главы «Предания» (с. 395–398), «Горе вам, фарисеи» (с. 610–620). Также читайте Мф. 23.

«Пусть все, кто признает человеческий авторитет, обычаи Церкви или предания отцов, прислушаются к предостережению Христа: „Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”» (Э. Уайт. Желание веков, с. 398).

Вопросы для обсуждения:

Каким традициям следуем мы, адвентисты седьмого дня? Почему важно признавать их именно традициями? Почему традиции важны и какова их роль в жизни нашего сообщества? Какие из них имеют всеобщее значение, а какие основаны на местных или культурных факторах?

«Нередко верующие позволяли врагу человеческих душ совершать через них свое дело как раз тогда, когда им следовало полностью посвятить себя Богу и продвижению Его дела. Не отдавая себе в этом отчета, они сильно уклонились от пути праведности. Лелея дух критики и ища в других недостатки, имея фарисейскую набожность и гордость, они огорчили Духа Божьего и серьезно замедлили работу вестников Божьих» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 125). Каким образом человек, «не отдавая себе в этом отчета», отходит от пути праведности? Какие шаги мы должны предпринять, чтобы не попасть в силки самоправедности?

Поразмышляйте над порядком проведения богослужения в вашей церкви. Почему в вашей общине установлен именно такой порядок? Каково значение каждой составляющей богослужения (например, проповедь, прославление, пасторская молитва и т. д.)? Какие уроки вы можете почерпнуть из богослужения, помогающие вам увидеть, насколько тесно традиция вплетена в нашу веру? В то же время мы должны спросить: если это только традиция и ничего более, разве это плохо?