СШ

Субботняя Школа

Урок 4. 19–25 апреля. Христос и закон в Нагорной проповеди

"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2014 год (PDF, 2.2 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.6 MB) Аудио Урок4 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Мф. 5:17–20; Лк. 16:16; Мф. 5:21–32; Рим. 7:24; Мф. 5:33–37; 5:38–48.

Памятный стих:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17, 18).

Когда люди думают о Нагорной проповеди, они автоматически связывают ее с «блаженствами» (Мф. 5:1–12). Однако Нагорная проповедь занимает три главы, которые разделены на четыре части. Блаженства входят только в первую часть. Во второй Иисус сравнивает христиан со светом и солью (Мф. 5:13–16). В третьей части Он показывает новую, более глубокую перспективу закона (Мф. 5:17–48). Далее идет заключительная, самая длинная часть (Мф. 6:1–7:23), в которой Спаситель излагает ясное учение о христианском поведении. Проповедь заканчивается притчей о мудром и неразумном строителях (Мф. 7:24–27), подчеркивающей важность послушания Божьему призыву.

На этой неделе мы будем исследовать третью часть Нагорной проповеди (Мф. 5:17–48), чтобы увидеть, что она говорит о законе. Богословы называют эту часть «антитезами», поскольку здесь изложены резкие противопоставления.

Еще раз прочитайте Мф. 5:17–20. Интересно, что Иисус ставит здесь весомое ударение на законе и в то же время делает обличительное заявление о книжниках и фарисеях, которые также высоко ценили закон. Какой важный урок об истинном послушании закону содержится в отрывке?

Данную часть Нагорной проповеди Иисус начинает с заверения в том, что Он пришел не нарушить «закон или пророков» (Мф. 5:17). Многие воспринимают Его высказывание как некое стандартное выражение, относящееся ко всему Ветхому Завету, хотя в тексте нет указания на это (см. также Мф. 7:12; 11:13; 22:40; Лк. 16:16; Деян. 13:15; 24:14; Рим. 3:21). Несмотря на заявления Своих оппонентов, Иисус не действовал против той самой книги, которая раскрывала волю Его Отца. Наоборот, Его целью было «исполнить» закон и пророков, а не упразднить их.

Слово, переведенное как «исполнить» (плэроо), буквально означает «наполнить» или «завершить». Оно передает смысл наполнения до краев. Есть два варианта толкования слова «исполнить». Один ставит акцент на Иисусе, в Котором Писания нашли свое исполнение (например: Лк. 24:25–27; Ин. 5:39). Однако ключ к пониманию данного стиха лежит в непосредственном контексте, который показывает, что Иисус пришел не нарушить Писание, но раскрыть его внутреннюю сущность (это второй вариант).

Обозначив Свою всеобъемлющую цель, Иисус перевел акцент с Ветхого Завета в целом на закон в частности. Зная, что однажды люди обвинят Его в намерении отменить закон, Он заявляет: доколе остаются небо и земля, закон будет существовать, «пока не исполнится всё» (Мф. 5:18). Этим высказыванием Иисус подтверждает вечность закона.

Фактически закон настолько важен, что все нарушающие его принципы будут названы малейшими в Его Царстве. Это означает, что таковых вообще не будет в Его Царстве. С другой стороны, соблюдающие закон будут в Царстве. Иисус подчеркивает, что Богу не нужна пустая праведность книжников и фарисеев. Ему угодна праведность, исходящая из сердца, которое любит Бога и стремится исполнять Его волю.

Указав на Свое намерение исполнить закон, Иисус начинает объяснять, что такое праведность, превосходящая праведность книжников и фарисеев. Он цитирует шестую заповедь (Исх. 20:13) и на основании закона Моисеева говорит о наказании за ее нарушение (Исх. 21:12; Лев. 24:17).

Шестая заповедь не оговаривает все случаи, в которых один человек убивает другого. В случае неумышленного убийства человек мог убежать в город-убежище и обрести временное пристанище (Исх. 21:13; Числ. 35:12). Однако тот, кто преднамеренно отнял жизнь у человека, немедленно подвергался суду. В Своем объяснении Иисус сосредоточивается не на самом поступке, а на мотивах и желаниях совершающего преступление. Убийство можно совершить случайно, но человек, намеревающийся убить, прошел через стадию планирования. Грех зародился еще до совершения этого страшного преступления. Многие потенциальные убийцы не убивают только потому, что у них нет такой возможности.

Прочитайте Мф. 5:22. Что Иисус приравнивает к убийству? Как текст 1 Ин. 3:15 подчеркивает эту мысль? На какую проблему указывает Иисус и что это говорит нам о сфере влияния закона Божьего?

Хотя Библия часто говорит о силе слов, здесь Иисус переходит на более глубокий уровень. Часто единственной целью грубых слов или проклятий является желание возбудить в адресате негативные чувства. Мысль Иисуса совершенно ясна. В убийстве виновны не только совершившие убийство, но и те, кто говорит окружающим грубые слова, и даже те, кто вынашивает убийственные мысли. Иисус советует людям, вынашивающим подобные мысли, примириться со своими потенциальными жертвами, прежде чем приходить к жертвеннику (Мф. 5:23–26).

Поразмышляйте о значении слов Иисуса, прочитанных в сегодняшних текстах. Насколько хорошо вам удается следовать Его советам? Что говорят вам столь высокие требования о необходимости быть непрестанно покрытыми Христовой праведностью?

Следующие слова Иисуса касаются заповеди о прелюбодеянии. Сначала Он цитирует седьмую заповедь: «Не прелюбодействуй». В контексте закона Моисеева прелюбодеяние имело место, когда состоящий в браке человек вступал в интимные отношения с кем-то помимо своего супруга. Закон весьма ясно говорил о том, что обе стороны, виновные в прелюбодеянии, должны быть преданы смерти. Как и в случае с шестой заповедью, Иисус раскрыл более глубокий смысл этой конкретной заповеди.

Часто прелюбодеяние начинается задолго до совершения конкретных поступков. Как убийство начинается с намерения нанести непоправимый вред человеку, так и прелюбодеяние начинается в тот самый момент, когда человек начинает похотливо желать другого человека, с которым он не состоит в браке.

Прочитайте Мф. 5:29, 30. Можно ли более убедительно описать опасность греха? Прочитайте также Рим. 7:24. Какие важные истины содержатся в тексте?

Здесь Иисус предлагает действенное средство от грехов, в частности, от греха прелюбодеяния. Решение человека должно заключаться не в том, допустить ли греховный поступок или нет, а в том, чтобы осуществить радикальную «самохирургию». Используя сильные метафоры, Иисус советует человеку, имеющему упомянутые проблемы, предпринять необходимые действия, если он желает войти в Царство Божье. Это может означать поиск новой работы или прекращение желанной дружбы, но вечная награда гораздо ценнее всех страстей, бушующих в данный момент. Призвав женатых мужчин с похотливыми взглядами контролировать свои побуждения, Иисус высказался в поддержку супружеской верности на протяжении всей жизни.

«Полное подчинение воли Богу образно сравнивается с вырыванием глаза или отсечением руки. Часто нам кажется, что подчинить свою волю Богу означает согласиться жить искалеченной или изувеченной жизнью. Но Христос говорит: лучше для вас, чтобы ваше собственное „я” было искалеченным, израненным и изувеченным, если это поможет войти в жизнь вечную. То, что часто кажется несчастьем, на самом деле служит к величайшему благу» (Э. Уайт. Правила счастливой жизни, с. 61). Что эти слова значат лично для вас?

Первые две антитезы (убийство и прелюбодеяние) основаны на Декалоге. Антитезы, касающиеся развода, ложной клятвы и исполнения клятвы пред Господом, основаны на других разделах закона Моисея.

Прочитайте Лев. 19:11–13. Какие важные моменты мы здесь находим? См. также Исх. 20:7.

Моисеев закон, из которого цитирует Иисус, записан в разделе книги Левит, где осуждается разного рода мошенничество. Из слов Иисуса ясно, что Его волнуют намерения. Любой человек, который дает обещание, но при этом не намеревается его выполнить, осознанно принимает решение в пользу греха.

В то время как повеление относительно ложной клятвы касается обещаний, данных другим людям, второе повеление касается обещаний, данных Богу.

Прочитайте Втор. 23:21–23. Каким образом эти тексты перекликаются с поучениями Иисуса в Мф. 5:33–37? См. также Деян. 5:1–11.

В отличие от того, кто виновен в ложной клятве, человек, дающий обет Богу, связанный с финансами, не обязательно намеревается схитрить. Однако Иисус знает человеческую природу и предостерегает против обещаний, о которых человек впоследствии может пожалеть. История Анании и Сапфиры, которые дали Богу обет с полным намерением исполнить его, но потом передумали и получили Божественный смертный приговор, служит сильным примером того, как Бог смотрит на этот грех. Вместо того чтобы давать обещания, исполнение которых может даже и не быть в нашей власти, христианин должен быть честным человеком, чье «да» означает «да», а «нет» — «нет».

Подумайте о своем обещании (человеку или Богу), которое вы намеревались выполнить, но не выполнили. Как можно научиться осторожнее подходить к этому вопросу? Как насчет обещаний, данных самому себе и также неисполненных?

На первый взгляд кажется, что главной темой всего отрывка является отмщение (Мф. 5:38–48). Эта тема относится ко многим повелениям, записанным в законе Моисеевом и построенным на принципе равноценного возмездия за преступление. Данный принцип выражается латинским термином lex talionis, что означает «закон возмездия».

Как мы видим в ряде отрывков (Исх. 21:22–25; Лев. 24:17–21; Втор. 19:21), закон призывает к тому, чтобы преступник претерпел то же, что и его жертва. Если жертва лишилась глаза, руки, ноги или жизни, этого должен лишиться и преступник. Такой «закон возмездия» действовал в ряде древних цивилизаций. Почему бы и нет, ведь в нем как будто выражен простой принцип справедливости?

Важно понимать, что этот принцип нужен был для того, дабы ограничить возмездие, удержать людей от излишней реакции на причиненный им вред, помимо той реакции, на которую они законно имеют право. Таким образом, закон должен был гарантировать правильное, а не извращенное исполнение правосудия.

Поэтому в Мф. 5:38–42 Иисус не ставит под вопрос легитимность закона, требующего, чтобы человек был наказан за преступление. Он сосредоточивается на том, как христиане должны реагировать на людей, пытающихся поступить с ними несправедливо. Вместо того чтобы искать возможности отомстить, христиане должны воздавать обидчику добром. Это возможно, только если в нас действует Божья благодать. В Своем призыве Иисус переводит нас на более высокий уровень понимания того, что значит быть последователем Господа.

Заключительная антитеза касается позиции, поощряющей любовь к друзьям и ненависть к врагам. Заповедь любить ближнего записана в Лев. 19:18, но не существует какого-либо определенного библейского текста, призывающего ненавидеть врагов, нет этого и во Втор. 23:3–6.

Во времена Иисуса иудеи находились под властью римлян и были по сути «второсортными» гражданами в собственной стране. Переживая угнетение, они, наверное, считали, что поступают справедливо, ненавидя своих врагов, которые жестоко притесняют их. Иисус показал им лучший путь жизни даже в далеко не идеальных обстоятельствах.

Прочитайте Мф. 5:44, 45. Что говорит здесь Иисус? Как мы можем применить это учение в своей жизни по отношению к тем, кто нас обижает?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Желание веков» главу «Нагорная проповедь» (с. 298–314).

«Иисус рассматривает каждую заповедь отдельно, объясняя всю широту и глубину их смысла. Не изменяя ни одной йоты закона, Иисус показывает, какие важные принципы заложены в этих заповедях, и открывает роковую ошибку иудеев, повиновавшихся Богу только наружно. Он говорит, что злое помышление или похотливый взгляд являются нарушением закона Божьего. Всякий, кто допускает малейшую несправедливость, нарушает закон и нравственно деградирует. Убийство сначала возникает в мыслях. Тот, кто вынашивает в своем сердце ненависть, вступает на путь убийцы, и его приношения отвратительны Богу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 310).

Любовь — связующий принцип Божьего закона. В каждой антитезе Иисус возвышает принцип любви: любовь удерживает человека от ненависти по отношению к ближнему; любовь сохраняет верность мужа и жены друг другу; любовь побуждает христианина всегда быть честным во взаимоотношениях с людьми и с Богом; любовь позволяет человеку отреагировать по-доброму, когда с ним поступили неправильно, и любовь дает человеку силы относиться к врагу так, как он хотел бы, чтобы относились к нему.

Вопросы для обсуждения:

На этой неделе мы рассматривали антитезы Иисуса: «Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам». Обратите внимание, что некоторые повеления «древних» были прямыми цитатами из Библии. И проблема заключалась не в библейских текстах, а в том, как их понимали. Какие уроки из этого мы можем извлечь если не в отношении наших доктрин, то в отношении их понимания нами? Как мы можем оказаться в опасности слишком поверхностно подойти к библейским истинам и упустить их глубокое значение?

Многие совершают ошибку, интерпретируя библейские стихи независимо от их контекста. Одним из таких стихов является Мф. 5:48, где сказано, чтобы мы были совершенными, как совершен Отец наш Небесный. Как толкование этого стиха в его непосредственном контексте (Мф. 5:43–48) свидетельствует о важности внимательного исследования Библии? Как бы вы ответили человеку, считающему, что этот стих учит безгрешности? Чему на самом деле учит данный стих и почему это учение раскрывает истинное значение следования за Христом?

Каким образом изученные нами тексты, в частности об убийстве и прелюбодеянии, помогают увидеть заблуждение тех, кто считает, что после смерти Христа закон был отменен?