Урок 5. 26 апреля — 2 мaя. Христос и суббота


"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2014 год (PDF, 2.2 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.6 MB) Аудио Урок 5 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Быт. 2:1–3; Евр. 1:1–3; Деян. 13:14; Мк. 2:23–28; Ин. 5:1–9; Ис. 65:17.

Памятный стих:

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).

Подавляющее большинство христианских конфессий считает воскресенье днем покоя и поклонения (хотя в основном соблюдающие воскресенье на самом деле не покоятся в этот день). «Соблюдение» воскресенья настолько преобладает в современном христианстве, что многие воспринимают этот день как «христианскую субботу».

Но так было не всегда. Фактически являясь продолжением израильской веры, христианство не устраняло все символы своей «родительской» религии, не устранило оно поначалу и седьмой день — субботу. Некоторое время единственной Библией, которой руководствовались первые христиане, был Ветхий Завет. Неудивительно, что вопрос альтернативного дня поклонения не поднимался в христианстве более столетия после вознесения Христа на небеса. Только в четвертом столетии, согласно эдикту римского императора Константина, соблюдение воскресенья стало установлением доминирующей церкви. К сожалению, даже после протестантской реформации почти все христиане продолжают придерживаться соблюдения воскресенья, несмотря на библейское учение о том, что седьмой день остается истинной субботой.

Урок этой недели посвящен теме о Христе и субботе.

Хотя многие рассматривают седьмой день как «иудейскую субботу», Библия открывает нам, что суббота появилась на много столетий раньше иудеев. Она ведет свою историю от самого Творения.

В Быт. 2:1–3 сказано: после того, как Бог за шесть дней совершил процесс творения, Он отдыхал в седьмой день, затем благословил Бог седьмой день и освятил его. Это ясно свидетельствует о высоком статусе субботы в Божьем творении. Помимо того, что Бог благословил субботу, Он также освятил ее. Другими словами, Бог наделил этот памятник во времени некоторыми Своими качествами.

Сравните два изложения субботней заповеди в Исх. 20:8–11 и Втор. 5:12–15. Соответствует ли этим текстам теория о том, что суббота дана только иудеям?

Самая заметная разница между этими двумя изложениями заключается в обосновании соблюдения субботы. В книге Исход идет прямая ссылка на Быт. 2:3 и подчеркивается факт, что Бог «благословил» и «освятил» субботний день. С другой стороны, текст Втор. 5:15 указывает на Божественное освобождение израильского народа из египетского рабства как на обоснование соблюдения субботы. Опираясь на этот текст из Второзакония, многие считают, что суббота дана только иудеям. Однако такой аргумент игнорирует факт, что текст в книге Исход указывает на творение, когда Бог установил субботу для всего человечества.

Более того, упоминание об освобождении из Египта во Втор. 5:15 служит символом спасения, которое мы имеем во Христе. Поэтому суббота является символом не только творения, но и искупления; эти две темы связаны в Библии между собой (Евр. 1:1–3; Кол. 1:13–20; Ин. 1:1–14). Только благодаря тому, что Иисус является нашим Творцом, Он также может быть нашим Искупителем, и седьмой день, суббота, служит символом этих двух Его деяний.

Каждый может обрести покой во Христе. Как соблюдение седьмого дня, субботы, помогает лично вам обрести этот покой?

Согласно Кол. 1:16 и Евр. 1:2, до Своего воплощения Христос как Создатель непосредственно участвовал в процессе творения Вселенной. Эти тексты свидетельствуют, что все сотворенное начало существовать «чрез» Него. Далее Павел сообщает: Христос также принимал участие в творении «невидимого» (Кол. 1:16, 17), что, конечно, включает в себя и субботу. Хотя Христос занимал центральное место в процессе творения, однако, воплотившись в человеческое естество, Он подчинил Себя заповедям Своего Отца (Ин. 15:10). Как было показано в предыдущих уроках, Иисус противостоял определенным традициям и использовал всякую возможность, чтобы исправить религиозное поведение, не основанное на воле Божьей. Если бы Иисус собирался отменить заповедь о субботе, у Него было множество возможностей сделать это.

Большинство ветхозаветных текстов о субботе говорят о ней как о дне покоя. Понимание «покоя» во многих современных языках может привести некоторых людей к мнению, что субботу следует проводить в сонном и расслабленном состоянии. Однако истинное значение покоя — «остановка», «прекращение труда», «перерыв». Суббота — это время, когда мы можем прекратить рутинную работу первых шести дней и провести особое время с Создателем.

Во времена Христа иудеи каждую неделю по субботам проводили особое богослужение (см. Лк. 4:16). Жители Иерусалима посещали молитвенные собрания в храме, где по субботам ход служения отличался от того, что происходило в другие дни недели. Для евреев, живших в других частях мира, местом общественного собрания и поклонения была синагога. По субботам, если в синагоге присутствовало как минимум десять взрослых мужчин (миньян), могло проводиться богослужение.

Что следующие тексты сообщают нам о соблюдении субботы первыми христианами? Что это говорит нам относительно утверждения, что суббота была изменена на воскресенье в честь воскресения Христа? Деян. 13:14, 42, 44; 16:13; 17:2; 18:4; Евр. 4:9.

Первым христианам, имеющим иудейские корни, было совершенно естественно поклоняться в день, предписанный в Ветхом Завете. Даже почти через двадцать лет после вознесения Иисуса Павел продолжал «по своему обыкновению» ходить в синагогу по субботам (Деян. 17:2). Таким образом, у нас нет никакого библейского свидетельства в пользу того, что первые христиане вместо субботы соблюдали воскресенье.

Многие люди, заявляющие о своем соблюдении субботы, не всегда понимают, что значит соблюдать субботу. Подобно некоторым фарисеям времен Иисуса, люди и сегодня окружают субботу непреодолимыми стенами правил и запретов (в то время как для других этот день перестал чем-то отличаться от остальных дней). Суббота должна быть отрадой, а не бременем, и в то же время днем, который необходимо свято соблюдать.

Во времена земной жизни Иисуса некоторые религиозные вожди окружили субботу 39 дополнительными заповедями. Они считали: если люди смогут соблюдать эти 39 предписаний, тогда они сохранят субботу в совершенстве. Имея добрые намерения и создав множество дополнительных законов, люди превратили субботу, которая должна была нести человеку радость, в непосильное бремя.

Внимательно прочитайте Мк. 2:23–28. Почему ученики срывали колосья? Говорит ли текст о том, что Иисус участвовал в этом вместе с ними? Были ли нарушены какие-то библейские законы?

Когда в одну из суббот Иисус и Его проголодавшиеся ученики проходили через поле, ученики решили утолить свой голод зернами. Хотя это было не их поле, подобные действия по закону Моисея были вполне допустимы (см. Втор. 23:25). Фарисеи же увидели в их поступках нарушение другого Моисеева закона, запрещавшего посев и жатву в субботу (см. Исх. 34:21). Очевидно, Иисус не срывал колосьев, тем не менее Он вступился за Своих учеников. Иисус напомнил фарисеям о том, что даже Давид и его люди, проголодавшись, ели «запрещенные» хлебы из святилища.

В Евангелии от Марка 2:27, 28 Иисус сказал, что суббота была создана для блага человека, а не человек для субботы. Другими словами, суббота была сотворена не для того, чтобы ей поклонялись, а для того, чтобы даровать людям возможность поклоняться Богу. Как Божий дар для всего человечества суббота предназначена не для угнетения, а для избавления и свободы. Это действительно возможность испытать покой и свободу во Христе.

Что вы можете делать в субботу из того, что вам обычно не удается делать в другие дни недели? Подумайте над этим вопросом и поделитесь ответами на уроке в субботу.

Когда Бог создал наш мир, Он объявил, что все «хорошо весьма» (Быт. 1:31), все было совершенным во всех отношениях. Однако грех испортил творение, и влияние зла мы видим повсюду. Хотя люди и были созданы по образу Божьему, они стали болеть, стареть и умирать. Часто мы говорим, что смерть — часть жизни; но смерть — это отсутствие жизни, а не ее часть. Смерть никогда не должна была стать нашим опытом.

Помня об изначальном Божьем плане относительно человечества, можно не удивляться, почему некоторые самые драматические исцеления Иисус совершил именно в субботу.

Проанализируйте, кого Иисус исцелил в субботу: Мк. 3:1–6; Лк. 13:10–17; Ин. 5:1–9; 9:1–14. Какие уроки преподают нам эти чудеса относительно истинной цели субботы?

Каждое совершенное в субботу чудо исцеления весьма впечатляет и открывает истинное значение субботы. Перед тем как Иисус исцелил человека с иссохшей рукой (Мк. 3:1–6), Он задал риторический вопрос: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). Если у человека есть возможность облегчить страдания в день освобождения, почему бы не сделать этого? Фактически чудо, произошедшее со скорченной женщиной, которая не могла выпрямить спину, могущественным образом демонстрирует освобождающую цель субботы (Лк. 13:10–17). Когда Иисуса критиковали за это исцеление, Он спросил: «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:16).

Тема освобождения также прослеживается в исцелении человека, лежавшего у купальни Вифезда, который был болен 38 лет (Ин. 5:1–9), а также в исцелении слепорожденного (Ин. 9:1–14). В ответ на обвинения фарисеев в том, что Иисус нарушал субботу Своими чудесными исцелениями, Он напомнил им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Если бы Бог не позволил случиться исцелению, то этого бы не произошло. Когда речь идет об облегчении человеческих страданий, Бог не отдыхает.

Подумайте о предубеждениях религиозных вождей во дни Иисуса. Каким образом предубеждения могут помешать нам увидеть самые очевидные истины?

Суббота не только напоминает нам о Божьей творческой силе, но и указывает на Его обетование о восстановлении. Действительно, с каждым совершенным в субботу исцелением могущественным образом подтверждалось обетование о вечном восстановлении. Уникальным образом суббота рисует панораму, которая достигает ранней истории земли и простирается вперед к вечной судьбе человечества. Мы вновь видим, что суббота указывает как на творение, так и на искупление.

Однажды Бог уже создал этот мир. Однако грех испортил Его творение, но это состояние не будет длиться вечно. Ключевой составляющей плана спасения является восстановление не только самой земли, но, что более важно, восстановление людей — творений, созданных по Его образу. Они будут восстановлены по этому же образу и будут жить на Новой Земле. Тот же Бог, Который изначально сотворил землю и деяния Которого мы восхваляем каждый день и особенно в субботу, пересотворит ее. (Подумайте, насколько важно помнить о нашем сотворении, если нам велено особым образом вспоминать об этом каждую неделю).

Прочитайте следующие тексты. Какую весть содержит каждый стих и как она связана со значением к субботы?

Ис. 65:17                  

Ис. 66:22, 23            

2 Пет. 3:9–13            

Откр. 21:1                

2 Кор. 5:17               

Гал. 6:15                   

Откр. 21:5  

Суббота «свидетельствует: Тот, Кто сотворил все на небе и на земле, Кто все содержит, является Главою Церкви и благодаря Его силе мы примирены с Богом… Поэтому суббота является символом силы Христа, освящающей нас. Суббота дается всем, кого освящает Христос. Как знамение Его освящающей силы суббота дана всем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля» (Э. Уайт. Желание веков, с. 288, 289).

Что конкретно вы можете предпринять, дабы позволить силе Божьей освящать вас? Какие решения вы принимаете каждый день, которые либо способствуют, либо препятствуют этому творческому процессу внутри вас?

«С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было ниспровергнуть закон Божий. Именно с этой целью он и восстал против Творца и, будучи изгнан с неба, продолжает ту же борьбу на земле. Обольщать людей и заставлять их нарушать закон Божий — вот цель, которую он упорно преследует. Достигается ли это попранием всего закона или же отвержением одной из заповедей — в конечном итоге результат один и тот же. Согрешающий в „одном чем-нибудь” проявляет пренебрежение ко всему закону; своим влиянием и примером он поощряет беззаконие и „становится виновным во всем” (Иак. 2:10)» (Э.Уайт. Великая борьба, с. 582).

Вопросы для обсуждения:

Подумайте над утверждением Эллен Уайт, приведенном в уроке за пятницу, которое является более полным цитированием ссылки, использованной во вступлении к теме данного квартала. Каким образом отношение к субботе большинства христиан помогает нам понять сатанинские нападки на Божий закон?

В приведенных далее текстах сообщается, что иудеи ищут повода или открыто обвиняют Иисуса в нарушении субботы: Мк. 3:2; Лк. 13:14; Ин. 5:18; 9:16. Прочитайте Исх. 20:8–11 и оцените обоснованность этих обвинений. Что вы можете сказать людям, утверждающим, что эти тексты свидетельствуют о нарушении Иисусом субботы?

Вернитесь с классом к вашим ответам на последний вопрос в конце урока за вторник. Дает ли суббота возможность сделать то, что вы не можете сделать в другие дни недели из-за повседневных обязанностей?

Проанализируйте собственный опыт соблюдения субботы. Является ли для вас суббота днем освобождения, покоя и избавления или это день мрачного настроения, рабства и стресса? Как вы можете научиться наслаждаться субботой, сделать ее отрадой, как об этом сказано в Библии: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить» (Ис. 58:13)?