СШ

Субботняя Школа

Урок 8. 17–23 мая. Закон Божий и закон Христов

"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2014 год (PDF, 2.2 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.6 MB) Аудио Урок 8 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Мф. 19:16–22; Ин. 13:34, 35; Гал. 6:1–5; Деян. 17:31; Ин. 5:30.

Памятный стих:

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

Почти у всех народов существует иерархия законов. Во главе стоят государственные законы, которые в обязательном порядке должны исполнять все жители страны. Затем идут законы провинциального уровня, относящиеся к жителям определенных территорий. И, наконец, местные законы небольших районов. Каждая территория в пределах страны имеет право принимать законы местного самоуправления с тем, однако, условием, что они не должны противоречить общегосударственным законам. Хотя обстоятельства могут требовать того, чтобы определенный закон применялся по-другому, однако применение закона не может противоречить духу закона.

Бог-Творец, Верховный Владыка вселенной, установил законы для всего Своего творения. Когда Иисус Христос добровольно принял на Себя человеческую плоть, Он посвятил Свою жизнь послушанию Отцу (Флп. 2:5–11) и Его заповедям. Поэтому все, чему учил Иисус, Его взгляд на закон, даже забытая «новая» заповедь, которую Он напомнил христианам, всегда пребывали в полной гармонии с законом Божьим.

Некоторые считают, что Десять заповедей, данные через Моисея на Синае, относились только к израильтянам до распятия Христа и потому утратили свою значимость в новозаветную эпоху благодати. Другие учат, что христиане свободны от ветхого закона, и только истинные евреи-нехристиане должны и сегодня придерживаться его. Хотя Библия действительно свидетельствует, что дела закона не могут никого спасти, однако ни один библейский отрывок не дает человеку позволения нарушать закон Божий. Если бы имелось такое разрешение, то это было бы разрешением грешить, и Библия открыто противоречила бы самой себе в данном важнейшем вопросе.

Бог изложил условия Своего завета с Израилем на каменных скрижалях, содержащих закон. Однако в Библии записаны многие другие Божьи повеления относительно всех сфер жизни, и этих повелений мы не находим в Декалоге. В стремлении найти полное понимание Божьей воли раввины насчитали в Писании 613 законов, основание которых они видели в Десяти заповедях. Иисус идет дальше раввинов, объявляя, что Он пришел «не нарушить закон или пророков» (Мф. 5:17; выделено автором). Каждое Божественное повеление, данное непосредственно Богом или через Его пророков, коренится в Десятисловном Божественном законе.

Сравните Мф. 19:16–22 и Мф. 22:34–40. Что говорят нам эти стихи об Иисусе и Десяти Заповедях?

Хотя существуют сотни заповедей, открытых Богом в Его Слове, Десять заповедей выражают глубокие принципы, лежащие в основе всех других законов. Поэтому Иисус упомянул пять из Десяти заповедей, когда беседовал с богатым молодым правителем. В заповедях, записанных во Втор. 6:5 и Лев. 19:18, где повелевается любить Бога и своего ближнего, представлено еще более концентрированное резюме Божьего закона. Иисус провозглашает: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40). Итак, мы видим, что Иисус и Его Отец объединены одной целью, побуждая созданных Богом людей любить так, как Они возлюбили их. А закон открывает, как эта любовь должна выражаться.

Что в вашей жизни свидетельствует о вашей любви к Богу и ближнему?

В Писании есть ряд примеров верности Иисуса закону Божьему. Например, хотя Его слова в Лк. 2:49 подразумевают, что уже в юном возрасте Он понимал, Кем является, тем не менее, когда Его земная мать выразила свое огорчение по поводу Его трехдневного отсутствия после праздника Пасхи, Он смиренно пошел со Своими родителями домой «и был в повиновении у них» (Лк. 2:51). В другой раз Иисус отказался поклониться сатане, когда тот искушал Его в пустыне; тогда Спаситель заявил, что поклонение предназначено только для Бога (Лк. 4:8). Также есть несколько сообщений о том, как Он соблюдал субботу (например, Лк. 4:16, 31). Павел писал, что вся жизнь Иисуса была жизнью послушания Божьей воле (Флп. 2:5–11). А в Послании к евреям сказано, что Он, будучи искушаем, никогда не согрешил (Евр. 4:15). Поэтому, когда приблизились последние часы Его пребывания на земле, Христос мог сказать: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

Прочитайте Ин. 13:34, 35. Что имел в виду Иисус, сказав, что это «новая» заповедь?

Иисус понимал, что между соблюдением заповедей и любовью существует тесная связь. Хотя мы не привыкли говорить о «правилах» любви, однако можно сказать, что Десять заповедей на самом деле являются такими правилами. Они показывают волю Бога относительно того, как мы должны выражать свою любовь к Нему и к окружающим людям.

Бог есть любовь (1 Ин. 4:16), поэтому, давая ученикам Свою заповедь (Ин. 13:34, 35), Иисус просто расширяет закон любви, исходящей от Отца (Ин. 3:16). Теперь мы должны не просто любить друг друга, как самих себя, а любить так, как Иисус возлюбил нас.

«В тот момент ученикам были непонятны эти слова, но, став очевидцами страданий Христа, Его распятия, воскресения и вознесения на небо, после сошествия на них Духа Святого в день Пятидесятницы они получили более ясное представление о любви Божьей и о любви друг к другу» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 547).

Прочитайте 1 Ин. 3:16 в контексте темы сегодняшнего урока. Как мы можем иметь такую любовь в своем сердце? Каким образом мы можем умереть для себя, чтобы стать способными проявлять такую любовь?

Внимательно изучите ссылки на закон в 1 Кор. 9:19–23. О чем говорит здесь Павел? Почему он делает такой сильный акцент на законе?

Бог желает, чтобы все люди приняли дар вечной жизни и стали гражданами Его царства. В 1 Кор. 9 Павел делится своим методом привлечения людей к Богу. Он понимает, что существуют культурные барьеры, мешающие людям принять решение в пользу Евангелия. Павел готов приспособиться к культуре любой группы людей, которым свидетельствует, с единственной целью — видеть их спасенными.

В конечном итоге все люди, ставшие частью Божьего Царства, будут подданными Его закона. Следовательно, служащие Богу также должны пребывать в гармонии с Его волей. Павел спешит заявить: хотя он и прибегает к новаторским методам ради достижения людей вестью Евангелия, тем не менее всегда внимателен к требованиям закона Божьего. Его желание видеть людей спасенными не позволит ему нарушить закон Бога, которому он призывает их служить. Апостол способен адаптироваться к культурным обычаям, но только если они не противоречат главному закону. Его методом управляет стремление быть «подзаконным Христу» (1 Кор. 9:21)

Выражение Павла «подзаконен Христу» содержит как бы посылку на «закон Христов». Но Павел не хотел, чтобы закон Христов рассматривался как альтернатива закону Божьему. Два закона действуют в гармонии друг с другом. Исполненный любви закон Христа действует, чтобы представить людям, спасаемым по благодати, любящего Бога.

Кроме того, выражение Павла «подзаконен Христу» мы также можем понимать как ссылку на метод, который использовал Сам Иисус. Это был метод, основанный на любви ко всем людям, а не только к избранному меньшинству. Фактически весь раздел, в котором Павел так открыто объясняет все, что желает сделать ради спасения погибающих, является совершенным примером бескорыстной, жертвенной любви, открытой в законе Христа.

Насколько вы готовы отказаться от своего «я», чтобы приобрести других для Христа? Удалось ли вам уже чем-то пожертвовать ради их спасения? Насколько вам удается быть «подзаконными Христу»?

Закон Бога, явленный в письменных документах или же в природе, открывает Его волю каждому человеку, способному к пониманию (Рим. 1:20; 2:12–16). Следовательно, никто не может заявить, что ему неизвестны основные Божьи требования. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), поэтому обречены на погибель (Рим. 6:23; Иез. 18:4). Однако не все потеряно: вместо проклятья мы получаем дар вечной жизни, который стал возможным и доступным благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа (Еф. 2:8).

Согласно словам Павла, благодать должна побуждать верующего к послушанию (Рим. 6:15; Еф. 2:10; Тит 2:11–14), хотя нам всем хорошо известно, что мы не всегда проявляем в своей жизни надлежащие послушание и верность.

Согласно Гал. 6:1–5, как можно исполнить «закон Христов»?

Важно помнить, что каждый подвержен искушениям и в момент слабости может уступить греху. Если мы понимаем это, с нашей стороны было бы бессердечно сразу же осуждать оступившегося брата или сестру во Христе. Даже Иисус, Который никогда не грешил, с готовностью помогал людям, погрязшем во грехе. Эллен Уайт писала об Иисусе: «Он никогда не порицал человеческую слабость» (Желание веков, с. 353). Павел призывает христиан помогать людям с целью их восстановления (Гал. 6:1). Другими словами, согрешившего человека нужно побуждать снова вернуться к принципам Божьего закона.

Если бы не жертвенная смерть Христа, не было бы смысла соблюдать закон Божий, ведь возмездие даже за один грех — смерть. Однако поскольку Христос сделал вечную жизнь возможной, у верных есть стимул продолжать соблюдать закон Божий даже после моментов проявления слабости. Верующие люди должны использовать закон Христов как средство, перемещающее кающегося грешника обратно на территорию Божьего закона любви.

Подумайте о том времени, когда вы «наломали дров», но к вам была явлена милость, хотя вы ее и не заслуживали. (Впрочем, нечто заслуженное нами не является милостью). Как вы можете удостовериться, что не забудете о полученной вами милости, когда в следующий раз кто-то будет умолять вас проявить милость к нему?

Хотя закон Божий является законом любви, в конечном счете Бог использует его как критерий суда. Бог продолжает посылать грешникам возможности для покаяния и проявления верности Ему, но наступает час, когда прозвучат слова: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22:11). Это провозглашение является прелюдией к последнему суду.

В тексте Откр. 14:7 первый ангел провозглашает Божий суд; немало других текстов говорят о Христовом суде (например: Деян. 17:31; 2 Тим. 4:1; 2 Кор. 5:10). Как текст Ин. 5:30 помогает нам понять роль Иисуса в суде?

Став Человеком, облекшись в человеческую природу (Флп. 2:5–11), Христос по-прежнему поддерживал особые отношения со Своим Отцом. Когда религиозные вожди обвинили Его в богохульстве, Он сообщил им, что Бог даровал Ему власть исполнять особые Божественные поручения (Ин. 5:19–30), одним из которых был суд. Факт, что на Христа возложена ответственность совершать суд, свидетельствует о милости Божьей. Поскольку Христос стал одним из нас, Он может судить непредвзято. Будучи близко знакомым с человеческим опытом, Христос не осудит человека несправедливо. Фактически Христос показывает, что осуждение исходит не от Него, а нераскаявшийся грешник сам осуждает себя, отказываясь внимать Божьему повелению (Ин. 12:48).

Многие знакомы с содержанием закона Божьего, но не знают, как его соблюдать. закон не является контрольным списком, который мы используем, чтобы увидеть, насколько близки к Царству; это критерий, выражающий различные принципы любви. Исполнение закона не означает послушание ему с целью обрести спасение. Оно подразумевает отклик любви спасенного человека на спасающую любовь Божью. И вместе с тем оно побуждает каждого христианина делиться Божьей любовью с теми, кто в этом нуждается. Как мерило суда закон служит определителем уровня любви, которую человек проявляет по отношению к Богу и людям. Председательствуя на последнем суде, Христос будет использовать неизменный Божий закон любви как критерий суда (Иак. 2:12).

Прочитайте в книге Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 7 главы «Церковная дисциплина» (с. 260–264), «Уважайте друг друга» (с. 265, 266).

«„Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов“. Здесь снова четко и ясно изложен наш долг. Как называющие себя последователями Христа могут так легкомысленно относиться к этим вдохновенным повелениям?..

Мы лишь немного знаем свои сердца и не до конца понимаем свою нужду в милости Божьей. Поэтому так мало ценим то драгоценное сострадание, которое проявляет к нам Иисус и которое мы должны проявлять по отношению друг к другу. Нам следует помнить, что наши братья — слабые, ошибающиеся смертные люди, подобные нам. Предположим, что брат из-за отсутствия бдительности не смог устоять перед искушением и вопреки своему обычному поведению совершил ошибку. Как мы должны на это реагировать? Из Библии мы знаем, что мужи, которых Бог использовал в великой и благой работе, иногда совершали серьезные грехи. Господь не оставлял их без порицания, но также не отказывался от Своих слуг. Когда они каялись, Он милостиво прощал их, являл им Свое присутствие и трудился через них. Пусть бедные, слабые смертные люди подумают о том, насколько велика их собственная нужда в Божьем сострадании и терпении, а также в сострадании и терпении их собратьев. Пусть они с осторожностью относятся к осуждению и порицанию окружающих» (Э. Уайт. Знамения времени, 25 января 1883 г.).

Вопросы для обсуждения:

Поразмышляйте над вышеприведенной цитатой из журнала «Знамения времени». Почему так важно, чтобы мы проявляли милость к оступившимся людям?

Подумайте о некоторых хорошо известных библейских личностях, которые впали в грех, но которых Бог смог простить и продолжал использовать. Какой важный урок содержится для нас в этих примерах?

Как мы можем поддерживать дисциплину в церкви и в то же время проявлять милость и сострадание к людям, которые впали в грех? Почему мы должны рассматривать эти две концепции — дисциплину и благодать как не противоречащие друг другу?