Урок 9. 24–30 мая. Христос, закон и Евангелие


"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2014 год (PDF, 2.2 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.6 MB) Аудио Урок 9 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Рим. 7:7–12; Втор. 30:15–20; Мф. 7:24–27; Деян. 10:34, 35; Ин. 15:10; Еф. 2:1.

Памятный стих:

«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

В первом столетии до нашей эры римский поэт Лукреций написал знаменитую поэму, которая затерялась в истории и не была известна вплоть до Средних веков. Она называлась «О природе вещей». Хотя Лукреция часто называют атеистом, в своей поэме он не отрицает существования божеств, а лишь утверждает, что они не проявляют никакого интереса ни к чему человеческому.

Библия же утверждает, что есть только один Бог, и Он глубоко заинтересован во всем происходящем на земле. Проявления этой страстной заинтересованности в человечестве можно увидеть в Его законе (который призван руководить нашей жизнью) и в Его благодати (Божественном средстве нашего спасения, действующем вопреки нашему нарушению Его закона). Хотя некоторые теологи рассматривают закон и благодать как противоположности, они неразрывно связаны. Методы и действия закона и благодати могут быть разными, но вместе они открывают истину о том, что праведность должна восторжествовать над грехом. Проявления закона Бога и Его благодати являют собой могущественное свидетельство Его любви к человечеству и Его желания спасти нас для Своего вечного Царства.

Прочитайте Рим. 7:7–12. Что говорит Павел о взаимосвязи между грехом и законом? Почему он вообще задает такой вопрос: «Неужели от закона грех?» (Стих 7).

Павел настолько тесно связывает закон и грех, что задает риторический вопрос: «Неужели от закона грех?» Ответ, конечно же, отрицательный; более того, в конце этого раздела он говорит: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». Слово «посему» указывает на окончание данного рассуждения: закон далек от греховности, он действительно свят и добр.

Изложенную Павлом идею можно проиллюстрировать взаимосвязью между уголовным правом и преступлением. Преступлением является только то, что обозначено таковым в законе. В одной стране вы можете сесть в тюрьму за что-то, являющееся вполне законным в другой стране. Причина же состоит в том, что в одной стране есть закон, запрещающий такой поступок, а в другой стране такого закона нет. Один и тот же поступок приводит к двум разным результатам. В чем заключается различие? — В законе.

Также очень важно помнить о том, что не всякий закон хорош и справедлив. В ранней истории Америки закон требовал возвращать беглых рабов их хозяевам. Это был закон, но его вряд ли можно назвать справедливым. Однако в случае с законом Бога нам известно, что он отражает Его любящий характер. Поэтому Павел утверждает, что этот закон свят и добр, и может ли быть по-другому?

Почему Павел, иллюстрируя данный аспект закона, приводит заповедь: «Не пожелай» (Рим. 7:7)? Почему он не использует другую заповедь, например: «Не кради»? Какой в этом смысл?

Возможно, Павел использует именно эту заповедь, а не какую-либо другую, поскольку она запрещает не очевидное. Многие люди не считают, что желание обладать чужим — зло. Убийство, воровство — да; человеку даже не нужно знать Десять заповедей, чтобы понимать это. Но зависть, желание? Павел приводит идеальный пример, чтобы показать: именно закон определяет, что есть грех. Иначе человек мог бы и не знать, что желать чужого — греховно.

Передача закона Израилю была особым действием. Перед тем как дать закон Моисею, Бог напомнил Своему народу, что он являются «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Среди всех народов земли именно Израилю Бог особым образом открыл Свой закон (Рим. 9:4). Закон должен был стать для людей не бременем, а инструментом, благодаря которому избранный народ открывал бы окружающим народам нравственные нормы, лежащие в основании Божьего правления. Израиль должен был сотрудничать с Богом в миссии всемирного евангелизма, и закон Божий должен был служить опознавательным знаком Божьих представителей.

Согласно Втор. 30:15–20, какова взаимосвязь между законом и обетованиями, данными Аврааму, Исааку и Иакову? Каким образом эти принципы применимы сегодня к нам, заключившим с Господом Новый Завет? См. Мф. 7:24–27.

Бог избрал израильтян, чтобы они были Его представителями на земле. Израилю надлежало стать народом, через который другие народы мира получили бы благословения, обещанные Аврааму, Исааку и Иакову. Однако благословения никогда не посылались автоматически. Как избранный народ Израиль должен был пребывать в согласии с волей Божьей. Моисей ясно дал понять, что жизнь и процветание будут дарованы людям только на условии исполнения ими заповедей, постановлений и законов Бога (см. Втор. 30:15, 16).

Неоднократные восстания, запятнавшие историю Израиля, показали, что этот народ не выполнил условий завета. Но мы также не должны забывать о том, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Ни один народ на земле не исполнил воли Божьей. Даже в недавней истории народы, считающие себя христианскими, представляют дело Божье в ложном свете, разжигая войны, предубеждения и угнетение.

Как вера и послушание связаны в вашем личном опыте? То есть что происходит с вашей верой, когда вы послушны или когда непослушны? Каким образом послушание укрепляет веру?

Прочитайте Деян. 10:34, 35; 17:26, 27; Рим. 1:20; 2:14. Какова главная мысль текстов?

Несмотря на ошибки Израиля, Бог не оставил людей из других народов без свидетельства. Люди, не имевшие преимущества обладать Божьим писаным законом, получали Божественные вести со страниц откровений природы (Рим. 1:20). Божья книга природы содержит достаточно информации, чтобы направить человека к Творцу.

Бог также наделил каждого человека духовными устремлениями. Согласно апостолу Павлу, человек, ощущающий присутствие Духа Божьего, будет стремиться найти Его (Деян. 17:27). Многие люди испытывают в своей жизни пустоту, которую не могут заполнить слава, власть, деньги, секс — ничто из предлагаемого этим миром. Эта весть ясно изложена в книге Екклесиаста. Чувство пустоты и неудовлетворенность часто ведут людей к поиску чего-то иного, превосходящего бессмысленное существование. Желание заполнить пустоту и утолить жажду души влечет их к открытой истине.

Открыта ли воля Божья через письменные источники или через природу, человек, получающий это откровение, ответственен за его претворение в жизнь. Истина есть истина независимо от того, каким образом она открыта, и, если человек подавляет ее, он испытает на себе гнев Божий (Рим. 1:18). Следовательно, хотя многие люди, возможно, не имеют Библии и не знают Десяти заповедей, Бог все равно спросит с них за открытую им истину. В конечном итоге все будут судимы, и критерием суда будет закон: либо закон, записанный на каменных скрижалях Самим Богом, либо (для незнающих писаного закона) закон совести, чувствительной благодаря внимательному отношению к Божьему голосу в природе.

Осознали ли вы, насколько ненадежными и неудовлетворяющими могут быть «блага» этого мира? Каким образом вы открыли для себя то, что действительно имеет значение в жизни?

Иоанн резюмирует историю спасения в одном стихе: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). В результате греха Адама все человечество стало подверженным проклятию смерти. Это проклятие усугубляется фактом, что никто, рожденный людьми, кроме Иисуса, не свободен от греховных наклонностей. Поэтому Бог избрал народ, которому открыл Свой закон, дабы эти избранные люди были Его светом для окружающих народов. Бог дал Израилю закон не как средство спасения, а как постоянное напоминание о нужде людей в праведности.

Что мы узнаем о жизни Иисуса из текстов: Флп. 2:8; Ин. 15:10; Мф. 26:39?

Ослушавшись Божьего повеления, первый Адам погрузил весь мир в смятение и рабство. С другой стороны, второй Адам, Иисус, благодаря Своей послушной жизни освободил мир от рабства, принесенного первым Адамом. Живя в нашем мире, Иисус добровольно подчинил Свою волю воле Отца и принял решение не грешить. В отличие от первого Адама, принесшего в мир осуждение и неправду, Иисус принес в мир благодать и истину. Благодать и истина не заменили собой закон. Более того, Иисус показал, почему закона недостаточно для спасения. Истина, которую Он принес, заключалась в более глубоком понимании благодати.

Согласно Рим. 6:23 и Еф. 2:8, какова природа благодати Иисуса? Каким образом Иисус обеспечил людям благодать?

Греческое слово, переведенное как «благодать» (харис), также может означать «дар» (харисма) и связано со словом, обозначающим «радость» (хара). Дар, который Иисус дает человечеству, есть вечная жизнь. Благодать являет себя в присутствии Христа, что дает человеку возможность стать причастником праведности, которой содействует закон. Павел утверждает: осудив грех во плоти, Иисус сделал возможным, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас» (Рим. 8:4). Благодать не только освобождает нас от осуждения закона, но и дает нам способность соблюдать закон, к чему мы и призваны.

Независимо от того, насколько «правильна» наша жизнь, никто не может избежать постоянных напоминаний о грехе. Счастье неизбежно прерывается болезнью, смертью, бедствием. На личностном уровне ощущению духовной безопасности часто угрожают воспоминания о прошлых грехах или, что еще хуже, побуждения грешить снова.

Как следующие тексты описывают влияние греха? Рим. 6:23; 7:24; Еф. 2:1.

Человек, живущий во грехе, в неправде, — это просто ходячий труп, ожидающий того дня, когда последний выдох покинет его тело. Оценив состояние человека, Павел в отчаянии восклицает: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Это вопль об освобождении от неправедности. Апостол осознает, что освобождение приходит только через Иисуса (Рим. 7:25).

Это Благая весть. Она заключается в том, что мы, пребывающие в телах неправедности, можем быть покрыты праведностью Христа. Евангелие — гарантия того, что мы можем избежать осуждения закона, поскольку теперь обладаем праведностью, требуемой законом (Рим. 8:1).

Когда Павел писал христианам в Риме, историю о смерти Иисуса все еще продолжали обсуждать в империи. Слышавшие об этом были вполне уверены, что Его смерть была позорной. Люди, чьи родные и близкие были казнены на кресте, вынуждены были испытывать чувство стыда и позора всю оставшуюся жизнь. Однако Павел и бесчисленное множество христиан понимали, что «позорная» смерть Христа была самым могучим событием в земной истории. Поэтому Павел заявляет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16, выделено автором). А сердцем этой Благой вести является великое обетование о том, что в конце последнее слово будет не за смертью и что спасенные Иисусом будут вечно жить на Новой Земле.

Многие люди считают жизнь бессмысленной, поскольку она всегда заканчивается смертью. Ведь фактически ничто, сделанное нами, с течением времени не будет иметь значения. Если все, что мы когда-либо совершали, и каждый человек, на которого мы когда-то оказали влияние, будут потеряны и забыты навеки, каков смысл жизни? Что вы можете ответить на такие рассуждения? В чем истинный смысл нашего бытия?

Прочитайте в книге Э. Уайт «Евангелизм» главу «Проповедь отличительных истин» (с. 231, 232); в книге «Вера, которой я живу» главы «Действенная вера» и «Как совершенствуется вера» (с. 88, 89).

«Пусть будет ясно и просто раскрыта истина о том, что человеческие заслуги никак не могут повлиять ни на наше положение перед Богом, ни на дар Божий нам. Если бы верой и делами кто-либо мог купить дар спасения, тогда Творец был бы в долгу у творения. Возникает опасность принять ложь за истину. Если бы человек мог заслужить спасение своими делами, он находился бы в том же положении, что и католик, исполняющий епитимью. В этом случае спасение причитается по долгу и может быть заработано как плата. Если же человек не может какими-либо добрыми делами заслужить спасение, тогда оно должно дароваться исключительно по благодати, принимаемой человеком, осознающим себя грешником, ибо он принимает Иисуса и верует в Него. Благодать является исключительно безвозмездным даром, а оправдание верою — бесспорным. Всякое сомнение улетучивается, едва становится ясно, что заслугами падшего человека через его добрые дела ему никогда не обрести вечную жизнь» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 19, 20).

Вопросы для обсуждения:

Поразмышляйте над словами Эллен Уайт, приведенными в уроке за пятницу. Подумайте об удивительных обнадеживающих истинах, содержащихся в этих словах, актуальных даже для самого последнего грешника. Как мы можем научиться полагаться на эти обетования и жить, по-настоящему веруя в них?

Хотя Бог даровал Свои законы Израилю лично и через Моисея, Библия показывает, что Он может открывать Свою волю и тем людям, у которых нет доступа к Его писаному откровению (например: Рим. 1:20; 2:14; Деян. 17:26, 27). Если Бог действительно обращается ко всем людям, зачем нужны миссионеры и евангелисты?

В Ин. 1:17 утверждается, что благодать и истина «произошли через Иисуса Христа». Опираясь на этот текст, многие люди противопоставляют закон и благодать. Почему это неверное противопоставление? Как закон, благодать и истина действуют вместе в плане спасения, чтобы открыть нам характер Бога?

Русский писатель Федор Достоевский создал литературного героя, атеиста, который искал ответа на вопрос, почему еще больше людей не заканчивают жизнь самоубийством. Как атеисту ему было непонятно, почему люди хотят жить, если жизнь бессмысленна и в ней столько боли. Обсудите логику такого мышления.