СШ

Субботняя Школа

Урок 12. 14–20 июня. Церковь Христа и закон

"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2014 год (PDF, 2.2 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.6 MB) Аудио Урок 12 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Быт. 2:16–3:7; Быт. 6; Быт. 12; Втор.7:6–12; Гал. 3:6–16; Откр. 12:17; 14:6–12.

Памятный стих:

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

В эстафетном беге команда обычно состоит из четырех бегунов. Члены команды, возможно, когда-то соревновались друг с другом, но сейчас находятся в одной команде, поэтому им необходимо научиться думать, как один человек. В самом забеге длина пути разделяется на равные отрезки между всеми бегунами. В одно время может бежать только один член команды — тот, кто держит эстафетную палочку. Эстафетная палочка ловко переходит от одного члена команды к другому, пока забег не будет окончен. В определенном смысле эстафетная палочка является символом единства членов команды.

Церковь Божья в чем-то похожа на эстафетную команду. Начиная от Адама в Едемском саду, эстафетная палочка передавалась из периода в период истории спасения: от Адама — к Ною, от Ноя — к Аврааму, от Синая — к новозаветной Церкви, от реформаторов — к провозглашающим сегодня трехангельскую весть.

Символом целостности Церкви Бога является Его закон, который после грехопадения всегда должен соединяться с Божьей спасающей благодатью. Вместе они составляют сущность Евангелия.

Урок этой недели прослеживает непрерывность закона и благодати в Церкви Божьей в продолжение всех веков.

В определенном смысле мы можем говорить о «Церкви Христа» только начиная с новозаветной эры, когда верующие впервые стали свидетелями жизни, смерти и воскресения Иисуса. Однако мы можем увидеть Церковь Христа в более широком контексте. По-гречески церковь — экклэсиа. Заимствованное из секулярного мира, это слово обозначает тех, которые были «вызваны». В каждом поколении Бог «вызывал» людей, которые исполняли Его волю, являя в своей жизни веру, доверие, любовь и послушание.

Прочитайте Быт. 2:16–3:7. Какое испытание было дано Адаму и Еве? Почему совершенным существам понадобилась такая проверка?

Адам и Ева были созданы нравственно свободными личностями, чтобы обладать способностью любить. Они должны были иметь возможность и свободу поступить неправильно, даже несмотря на то, что для этого у них не было причины. Испытание с деревом познания добра и зла носило нравственный характер: каким образом они используют дарованную им Богом нравственную свободу? Мы знаем ответ на этот вопрос.

Центром нравственности является Божий закон, который дает определение добру и злу (заметьте, что дерево названо «деревом познания добра и зла»). Какова была бы цель закона, запрещающего лгать, красть и убивать, если бы люди в принципе были неспособны ни на один из этих поступков? Закон был бы бессмысленным в мире существ-автоматов, способных творить только добро. Однако Бог решил создать нас по-другому, ибо хотел, чтобы мы могли любить по-настоящему.

Хотя после грехопадения Адам и Ева должны были «передавать эстафетную палочку» следующим поколениям, уровень человеческой нравственности быстро опускался. Из их первых двух сыновей только Авель решил присоединиться к Божьей Церкви, в то время как Каином овладел дух зависти, лжи, убийства и неуважения к родителям. Все шло от плохого к худшему, пока зло не затмило добро. Ко времени Потопа только Ной и его семья могли поистине называться членами Христовой Церкви.

Сколько раз за последние 24 часа вы принимали нравственные решения, используя свободу, дарованную человечеству в Едеме? Какие это были решения и насколько они соответствовали Божьему нравственному закону?

Мир, в котором родился Ной, был чрезвычайно развращен. Продолжительность жизни людей достигала почти тысячи лет, и зло настолько проникло в общество, что «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6)

Прочитайте Быт. 6 и ответьте на предложенные вопросы:

1. Бог «раскаялся», что создал человека. Как понять это выражение? Почему оно не значит, что Бог не знал о том, что произойдет? (См. Втор. 31:15–17).

2. В тексте Быт. 6:2 сказано: «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Эллен Уайт объясняет: это означает, что верные мужи женились на неверных женщинах. Какие уроки мы можем почерпнуть из Быт. 6 относительно взаимоотношений Церкви и мира?

3. Какими делами люди гневили Бога и какое отношение эти дела имеют к Его закону?

4. Подумайте над описанием жизни Ноя в Быт. 6. Что сообщает о нем глава и как помогает нам понять, каким человеком был Ной, особенно в контексте столь развращенного мира? В то же время почему Ной нуждался в «благодати пред очами Господа» (ст. 8)? Что это говорит нам о взаимосвязи между Божьим законом и верой, существовавшей уже тогда?

После потопа на Ноя и его сыновей легла ответственность за то, чтобы передавать волю Божью своим потомкам. Семья Ноя знала, что глобальное разрушение постигло мир в результате нежелания людей повиноваться Божьему закону и что, испытав на себе Божью благодать, они должны способствовать воспитанию более духовного поколения. К сожалению, вскоре после потопа жители земли вновь восстали против Бога (Быт. 11:1–9). «Многие из них отрицали существование Бога и считали, что потоп был вызван чисто природными причинами. Другие верили в Высшее Существо и считали, что Оно и уничтожило древний мир, и, подобно Каину, восстали против Него» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 119).

Что тексты Быт. 12 и Быт. 15:1–6 также сообщают нам о взаимодействии закона и благодати?

Бог призвал Авраама, потомка Сима, и заключил с ним завет благословения (Быт. 12:1–3). Библия не указывает причин, по которым был призван Авраам. Он не представлен как обладатель таких же характеристик, как Ной. Фактически вскоре после призвания он проявил малодушие и солгал (Быт. 12:11–13), нарушив Божий закон. Тем не менее Авраам был человеком истинной веры, и по Божьей благодати эта вера была вменена ему в праведность (Быт. 15:6). Хотя он не был совершенным, однако охотно слушал голос Божий, даже если это означало довериться Богу в том, что с человеческой точки зрения кажется невозможным.

Не только Авраам был готов слушать голос Бога и повиноваться Его заповедям. Фараон, два Авимелеха и Иосиф прекрасно понимали, что Бог не одобряет прелюбодеяние и ложь. Второй Авимелех даже упрекнул Исаака, что тот подвергал его людей искушению (Быт. 26:10). Когда Бог избрал Авраама для особой цели, среди разных народов тоже были люди, боящиеся Его. Более того, после того как Авраам со своими воинами поразил Кедорлаомера и его союзников, Авраам получил благословение от царя Мелхиседека, «он был священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:18). Это еще одно свидетельство, что в то время, даже до служения Моисея, в мире существовало познание о Боге.

Хотя найденные в Египте и Месопотамии кодексы древних законов также свидетельствуют, что знание содержащихся в Божьем законе принципов и правил было широко распространено, тем не менее ни один из них не является полным. Фактически многие из этих кодексов содержат законы, поощряющие идолопоклонство и другие практики, осужденные позже Богом. Поэтому Бог избрал народ, который должен был стать служителем Его истинного закона. Этим народом стала еврейская нация, потомки Авраама и наследники обетования завета, данного ему многими веками ранее. Полное исполнение это обетование обрело только в Иисусе.

Прочитайте Втор. 7:6–12. Как этот отрывок раскрывает тесную взаимосвязь между законом и благодатью?

Когда Бог избрал израильтян быть хранителями Его закона, Он знал, что они были несовершенными людьми. Но, несмотря на это, Он поручил им возвещать Его волю другим несовершенным людям. Само предназначение быть «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6) говорит о том, что Израиль должен был стать Божьим посредником, священством для всего мира. Он был избран, чтобы возвещать Божью волю народам, пребывающим во тьме. И, несмотря на ошибки Израиля, его неудачи, а порой даже открытые восстания, именно среди этого народа родился, жил, совершал служение, умер и воскрес Мессия (Христос), исполнив обетование завета, данное Аврааму многими веками ранее.

Прочитайте Гал. 3:6–16. Как эти рассуждения Павла помогает нам лучше понять истинное значение обетования завета?

Хотя многие в древнем Израиле считали, что слово семя (в единственном числе) относится к Израилю как к единому целому, Павел здесь представляет Самого Иисуса как истинное и полное исполнение обетования завета. Поэтому само Евангелие с его четкими акцентами как на законе, так и на благодати наиболее полно являет и раскрывает сущность завета.

Подумайте обо всех долгих веках, прошедших со времен Авраама (когда ему впервые было дано обетование завета) до времени Христа. Что это говорит нам о необходимости проявлять терпение в вопросах доверия Богу?

Начиная с Едема, Церковь Божья всегда состояла из людей, склонных ошибаться. Сама организация, предназначенная для свидетельства о Божьей праведности, нуждалась в этой же праведности. По мере того как «эстафетная палочка» передавалась из поколения в поколение, ни один «бегун» не оказался достаточно достойным, чтобы пересечь финишную черту. Никто из получивших закон не был способен достичь его уровня праведности. В своем поиске Божьего одобрения человечество, казалось, попало в круговорот тщетности.

Однако когда казалось, что нет никакой надежды, Бог послал Своего Сына «принять эстафетную палочку». Второй Адам, безгрешный Иисус, пришел на эту землю и, благодаря неизменной преданности Своему Отцу, смог пройти путем послушания до самого креста. Своим воскресением Иисус пересек финишную черту, ибо Он разорвал оковы смерти. Теперь посредством силы Святого Духа воскресший Христос делится Своей праведностью с каждым верующим. Эта весть, будучи всегда центром обетования завета, наиболее ясно была понята после того, как Иисус завершил Свое земное служение и зародилась новозаветная Церковь.

К сожалению, христианская церковь, несмотря на весь полученный свет, временами проявляла меньше верности завету, чем древний Израиль, и вскоре почти везде произошло глубокое отступничество. Реформация, начавшаяся в XVI веке, стала менять эту тенденцию. Но даже она спотыкалась, и в христианском мире осталось много ложных доктрин и учений, включая (как мы увидели) и неправильные взгляды на роль и цель закона в жизни новозаветного христианства. Бог должен был вызвать Остаток для восстановления многих утраченных истин.

Прочитайте Откр. 12:17 и Откр. 14:6–12. Как эти стихи раскрывают закон и благодать в Божьей последней вести предостережения миру?

Как мы увидели, соблюдение Божьих заповедей является назначенным Богом путем проявления истинной любви. Однако как мы можем формально соблюдать эти заповеди, но не проявлять в действительности той любви, которая от нас ожидается? Почему мы не можем по-настоящему соблюдать заповеди, не проявляя любви?

«Три ангела из 14-й главы Откровения символически изображают народ, принимающий свет Божьих вестей и идущий вперед в качестве Его представителей возвещать предостережение по всей земле. Христос провозглашает Своим последователям: „Вы — свет мира” (Мф. 5:14). Каждой душе, принимающей Иисуса, Голгофский крест говорит: Смотрите, какая цена души! “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк. 16:15). Ничто не должно помешать этому самому важному делу для нашего времени, ибо оно такое же далеко идущее, как вечность. Любовь, которую Иисус явил к человеческим душам в принесенной Им жертве ради их искупления, должна побуждать к действию всех Его последователей» (Э.Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 455, 456).

«Тема величайшей важности — весть третьего ангела, охватывающая вести первого и второго ангелов. Все должны понимать истины, содержащиеся в этих посланиях, и следовать им в своей повседневной жизни, ибо это жизненно важно для спасения. Нам необходимо ревностно, в молитвенном духе вникать в них, чтобы понять эти великие истины; и наша способность учиться и постигать будет испытана в наивысшей мере» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 196).

Вопросы для обсуждения:

Текст Откр. 12:17 описывает Остаток как людей, соблюдающих Божьи заповеди и имеющих свидетельство Иисуса Христа. Какова особая цель адвентистской церкви в мире, где есть сотни других христианских церквей, соблюдающих субботу? Что мы провозглашаем и чему учим в отличие от этих церквей?

Прочитайте Рим. 4:3; Гал. 3:6 и Иак. 2:23 в их непосредственном контексте. Как эти стихи помогают нам понимать спасение по вере?

Обратите внимание, что в первой ангельской вести, которая начинается с «вечного Евангелия», провозглашается: «Наступил час суда». Итак, в трехангельской вести прямо или косвенно упоминаются Евангелие, закон и суд. Как мы понимаем роль закона и благодати на суде? Как все эти понятия связаны между собой?