Урок 1. 28 июня – 4 июля. Наш любящий Небесный Отец


"Учение Иисуса" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ III квартал 2014 год (PDF, 6.1 MB) С комментариями для учителей (PDF, 6.8 MB) Аудио Урок 1 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Мф. 7:9–11; Ин. 14:8–10; Лк. 15:11–24; Мф. 6:25–34; Евр. 9:14.

Памятный стих:

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин. 3:1).

Иисусу нравилось говорить о Боге как об Отце. Согласно Евангелиям, Спаситель более 130 раз называл Бога Отцом. В некоторых случаях к слову «Отец» Он добавлял различные прилагательные: «Отец Небесный» (Мф. 6:14), «живой Отец» (Ин. 6:57), «Отче Святой» (Ин. 17:11), «Отче праведный» (Ин. 17:25). Имя «Отец» указывает на тесные узы, которые должны соединять нас с нашим Господом.

Традиционно отец ассоциируется с любовью, защитой, безопасностью, поддержкой и единством семьи. Отец дает семье свое имя и объединяет ее членов. Мы можем радоваться этим и многим другим преимуществам, когда принимаем Бога как своего Небесного Отца.

Хотя нам чрезвычайно важно знать Отца, наша цель не должна сводиться лишь к интеллектуальному или теоретическому познанию. В Библии знать кого-либо означает иметь личные близкие взаимоотношения с ним или с ней. Насколько же больше это относится к нашему Небесному Отцу!

В течение недели мы будем исследовать преподанные Иисусом уроки о Своем Отце и Его бесконечной любви к нам. Мы также увидим, насколько взаимосвязаны Отец, Сын и Святой Дух.

Такое имя Бога, как «Отец», не было новым для слушателей Иисуса. Ветхий Завет иногда представляет Бога как нашего Отца (Ис. 63:16; 64:8; Иер. 3:4, 19; Пс. 102:13), однако это имя употреблялось нечасто. Для Израиля личным именем Бога было имя YHWH (один из вариантов произношения Яхве). В Ветхом Завете оно встречается более 6 800 раз. Иисус приходил не для того, чтобы явить нам другого Бога, отличного от Яхве. Его миссия заключалась в том, чтобы расширить откровение Бога о Себе, данное в Ветхом Завете. Следуя этой цели, Он представлял Бога как нашего Небесного Отца.

Иисус ясно дал понять, что Отец находится на небесах. Об этой истине важно помнить, чтобы иметь правильное представление о Боге. У нас есть любящий Отец, Который вникает в нужды Своих детей. В то же время мы осознаем, что этот заботливый Отец находится на небесах, где Ему поклоняются тьмы тем ангелов, ибо Он является святым всемогущим Правителем Вселенной. Факт, что Бог — наш Отец, побуждает нас приходить к Нему с детской верой. С другой стороны, истина о том, что Он пребывает на небесах, напоминает нам о Его трансцендентности и о необходимости с благоговением поклоняться Ему. Сосредоточенность только на одном из этих аспектов за счет пренебрежения другим приведет нас к искаженному восприятию Бога с далеко идущими последствиями, затрагивающими нашу практическую, повседневную жизнь.

Прочитайте Мф. 7:9–11. Что здесь говорится о том, как земной отец может отражать характер нашего Небесного Отца?

Не у каждого из нас был заботливый любящий отец. По разным причинам некоторые люди могут даже не знать своих отцов. Поэтому для них имя Бога «Отец» может мало что значить или вообще не значить ничего. Однако каждый из нас имеет представление о том, каким должен быть хороший земной отец. Кроме того, мы можем знать людей, которые действительно являются хорошими отцами.

Конечно, все земные отцы далеки от совершенства, однако мы как родители любим своих детей и вопреки нашим недостаткам стараемся дать им все самое лучшее. Но представьте, что может совершить для нас наш Небесный Отец!

Какое значение лично для вас имеет факт, что вы обращаетесь к Богу как к своему Небесному Отцу? Какое значение это должно иметь для вас?

Говоря об Отце, евангелист Иоанн пишет: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Со времени грехопадения Адама и Евы мы не можем общаться с Богом лицом к лицу. Моисей желал увидеть Бога, но Господь объяснил Ему: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Тем не менее познание Бога должно стать нашим приоритетом, ибо вечная жизнь заключается в знании Бога (Ин. 17:3).

Что нам особенно важно знать о Боге? См. Иер. 9:23, 24. Почему нам важно это знать?

В великой борьбе сатана главным образом направляет свою атаку против Божьего характера. Дьявол делает все со своей стороны, дабы убедить каждого в том, что Бог эгоистичен, жесток и деспотичен. Одна из великих целей Иисуса во время Его земной жизни заключалась в том, чтобы наилучшим образом изобличить лживость этих обвинений. Христос приходил, чтобы явить природу Бога и Его характер, исправить распространенное искаженное представление о Божестве. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Прочитайте Ин. 14:8–10. Обратите внимание на то, как мало ученики знали об Отце, даже проведя с Иисусом более трех лет. Какие уроки из этого факта мы можем извлечь для себя?

Иисус был расстроен и изумлен, услышав вопрос Филиппа. Нежный укор Господа являет Его терпеливую любовь по отношению к Своим непонятливым ученикам. Ответ Иисуса подразумевает примерно следующее: «Неужели после пребывания со Мной, слушания Моих слов, наблюдения за Моими чудесами — насыщением толп людей, исцелением больных и воскрешением мертвых — вы не знаете Меня? Неужели вы не узнали Отца в делах, которые Он совершает через Меня, и во всей Моей жизни?»

То, что ученики не смогли узнать Отца в служении Иисуса, не означало, что Иисус неправильно представлял Отца. Наоборот, Иисус был уверен, что исполнил Свою миссию, наилучшим образом явив Отца. Именно поэтому Он сказал ученикам: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего… Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:7, 9).

Иисус пришел, чтобы подтвердить открытую в Ветхом Завете истину: Отец взирает на нас с несравненной любовью (Иер. 31:3; Пс. 102:13).

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1). Это потрясающе, что всемогущий Бог, Правитель Вселенной, позволяет нам, бедным, ничтожным грешникам, живущим на крошечной планете посреди миллиардов галактик, называть Его Отцом. Он делает это, потому что любит нас.

Что является наивысшим доказательством любви Отца к нам? Ин. 3:16, 17.

Христос был пригвожден ко кресту не для того, чтобы вызвать в сердце Отца любовь к человечеству. Искупительная смерть Иисуса не была средством, предназначенным для того, чтобы убедить Отца полюбить нас; она имела место, потому что Отец возлюбил нас еще до сотворения мира. Может ли быть большее свидетельство любви Отца, чем жертва Иисуса на кресте?

«Отец любит нас не потому, что была принесена великая Жертва искупления. Как раз наоборот: Он предусмотрел искупительную Жертву потому, что любит нас» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 13).

Некоторые думают, что Отец не особо расположен к нам. Факт, что Иисус — наш Посредник, не означает, будто Он убеждает Отца полюбить нас. Иисус разоблачил этот неправильный взгляд, сказав: «Сам Отец любит вас» (Ин. 16:27).

Прочитайте Лк. 15:11–24 и поразмышляйте о любви отца к своему блудному сыну. Перечислите, какие свидетельства о любви отца имел этот сын.

Чем каждый из нас по-своему напоминает блудного сына? Не пережили ли вы подобный опыт?

Нам важно знать, что о нас заботятся. Хотя некоторые люди могут относиться к нам с безразличием и пренебрежением, Иисус учил, что Небесный Отец постоянно заботится о нас. Его милость и нежность не обусловлены взлетами и падениями, столь свойственными человеческому темпераменту; Его любовь постоянна, неизменна и независима от обстоятельств.

Прочитайте Мф. 6:25–34. Какие ободряющие слова содержатся в отрывке? Как мы можем научиться больше полагаться на Бога, изображенного в приведенных стихах?

«Нет ни одной главы в истории нашей жизни, которая была бы настолько запутанной, чтобы Он не мог ее прочесть; никакое наше недоразумение не может быть настолько трудным, чтобы Он не был в состоянии помочь. Никакое несчастье, которое может постигнуть малейшего из Его детей, никакая тревога, беспокоящая душу, любая радость, каждая искренняя молитва — ничто не ускользает от взора нашего Небесного Отца, Который с участием откликается на все. „Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их“ (Пс. 146:3). Отношения между Богом и каждым человеком настолько определенны и полны, как будто этот человек является единственным на земле, о котором заботится Небесный Отец и за которого отдал Своего возлюбленного Сына» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 100).

Мы не можем игнорировать факт, что порой на нас обрушиваются трагедии и страдания. Даже в изучаемом сегодня тексте Иисус подчеркивает: каждый день наполнен своими заботами (Мф. 6:34), подразумевая, что не все у нас будет гладко и безоблачно. Мы действительно окружены злом и его печальными последствиями. Однако главная мысль заключается в том, что даже среди трудностей и забот нам дано заверение в любви Отца, столь многообразно открывающейся нам, но наиболее ярко явленной на кресте. Как же важно для нас постоянно видеть дары и благословения нашего Небесного Отца, иначе мы легко разочаруемся, оказавшись в стесненных обстоятельствах, неизбежно приходящих в нашу жизнь.

Переживая трудные времена, испытали ли вы реальность Божьей любви к вам? Каким образом проявилась эта любовь? Чему вы научились из пережитого опыта? Можете ли вы поделиться этим опытом с человеком, переживающим кризис и сомневающимся в реальности Божьей любви?

Иисус учил и являл в Своей жизни, что Божество составляют три Божественные Личности: Отец, Сын и Святой Дух. Хотя мы не можем рационально объяснить эту истину, однако принимаем ее верой (как и многие другие библейские истины) и вместе с Павлом пытаемся достичь «совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2:2). То есть хотя многого мы не понимаем, но через веру, послушание, молитву и изучение можем все более и более расширять свое познание.

Три Личности Божества принимали активное участие в осуществлении плана спасения. Определите роль каждой Личности в таких событиях:

Рождение: Лк. 1:26–35 

Крещение: Лк. 3:21, 22 

Распятие: Евр. 9:14 

Когда земное служение Иисуса приближалось к концу, Он пообещал Своим взволнованным и опечаленным ученикам, что пошлет им Святого Духа. Здесь мы вновь видим взаимодействие трех Личностей. «И Я умолю Отца, — заверил их Иисус, — и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16, 17; см. также Ин. 14:26).

Иисус объяснил, что в плане спасения три Божественные Личности сотрудничают в полной гармонии. Как Сын прославил Отца, явив Его любовь (Ин. 17:4), так и Святой Дух прославляет Сына, открывая миру Его благодать и любовь (Ин. 16:14).

Поразмышляйте над некоторыми другими библейскими истинами, которые трудно объяснить рационально. Вспомните факты из мира природы, которые также трудно понять. Что тайны природы должны сказать нам об ограниченности нашего рационального мышления и о необходимости жить верой? Поделитесь вашими ответами на уроке в субботу.

Прочитайте из книги Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 8, главу «Бог — Личность» (с. 263–278).

«Чтобы укрепить нашу веру в Бога, Христос учит нас обращаться к Нему с новым именем, с именем, которое связано в сердце человека с самыми дорогими переживаниями и воспоминаниями. Он дает нам право обращаться к бесконечному Богу как к нашему Отцу. Это имя, с которым мы обращаемся к Нему и которым Его называем, является знаком нашей любви и доверия к Нему, а также залогом Его отеческого внимания и расположения к нам. Это имя, произносимое нами, когда мы просим у Бога милости или благословения, звучит для Него музыкой. Дабы мы не считали самонадеянным обращение к Нему как к Отцу, Он Сам вновь и вновь повторяет это имя. Он желает, чтобы это имя и обращение стало для нас привычным и естественным.

Бог смотрит на нас как на Своих детей. Он выкупил нас у этого беспечного мира и избрал нас для того, чтобы мы стали членами царской семьи, сыновьями и дочерьми Небесного Царя. Он призывает нас довериться Ему преданнее и сильнее, чем дитя доверяется своему земному отцу. Родители любят своих детей, но любовь Бога сильнее, глубже и шире, чем любая человеческая любовь. Она неизмерима» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 141, 142).

«Наш Небесный Отец выразил Свою любовь к каждому из нас на Голгофском кресте. Отец любит нас, Он полон сострадания и нежной милости» (Э. Уайт. Знамения времени, 30 сентября 1889 г.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Как помочь человеку, чей опыт взаимодействия с земным отцом оставляет желать лучшего, полюбить Бога и научиться доверять Ему как своему Небесному Отцу?
  2. Если Бог любит нас, почему мы страдаем?
  3. Обсудите ваши ответы на последний вопрос урока за четверг.
  4. Попытайтесь представить себе невероятные масштабы Вселенной. Подумайте о том, что Иисус, Творец Вселенной, умер за нас на кресте. Достаточно ли мы размышляем об этой потрясающей и обнадеживающей вести? Как мы можем научиться каждое мгновенье радоваться такому непостижимому откровению Божьей любви?