СШ

Субботняя Школа

Урок 3. 12–18 июля. Святой Дух

"Учение Иисуса" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ III квартал 2014 год (PDF, 6.1 MB) С комментариями для учителей (PDF, 6.8 MB) Аудио Урок 3 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Ин. 14:16–18; 14:26; 15:26; Мф. 12:31, 32; Ин. 16:8; Ин. 3:5–8; Лк. 11:9–13.

Памятный стих:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16).

Из трех Личностей Божества Личность Святого Духа наименее понимаема. Удивительно, что наиболее близкая к нам Личность, творящая в нас новое рождение, пребывающая в нас и преображающая нас, так мало нам известна.

Почему? Начнем с того, что о Святом Духе Библия говорит не так подробно, как об Отце и Сыне. Писание неоднократно упоминает о Духе, однако большинство этих упоминаний метафоричны или символичны. Библия дает нам обширную информацию о деятельности Духа, но мало говорит о Его природе.

Другая причина вытекает из самого служения Святого Духа. Он постоянно пытается сосредоточить наше внимание на Христе, а не на собственной Личности. В плане спасения Дух служит Отцу и Сыну, но это служение не подразумевает более низкое положение.

На протяжении этой недели, слушая учение Иисуса о Духе, будем усиленно молиться о Его преобразующем присутствии в нашей жизни.

Со страхом и печалью ученики слушали слова Иисуса о Его неизбежной смерти. Когда они лишатся Его присутствия, кто будет их Учителем, Другом и Советником? Зная об их великой нужде, Христос пообещал послать им Своего Представителя, чтобы Он пребывал с ними.

Как Христос назвал Своего Представителя? Ин. 14:16–18. Почему это имя точно характеризует Святого Духа? Ин. 14:26.

Помощник, Советник и Утешитель — разные переводы греческого слова «параклэтос», которое состоит из предлога «пара» (рядом) и прилагательного «клэтос» (вызванный). Буквально это слово означает «вызванный, чтобы быть рядом», представляя вызванную на помощь личность. Оно может указывать на посредника, заступника, помощника, советника и даже адвоката.

В Новом Завете только Иоанн использует термин «параклэтос». Интересно заметить, что он также применял его по отношению к Самому Иисусу (1 Ин. 2:1).

Во время Своего земного служения Христос был Советником, Помощником и Утешителем для учеников. Поэтому вполне логично, что Его преемник получил то же имя. Святой Дух послан Отцом в ответ на просьбу Сына и во имя Сына (Ин. 14:16, 26). Дух продолжает работу Христа на земле.

Иисус присутствовал с учениками через Святого Духа. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:18), — сказал Господь. Он говорил не о случайном визите, который не слишком утешил бы беспомощных «сирот», а о постоянных близких взаимоотношениях: «Я в вас» (Ин. 14:20). Это стало возможным только через пребывание Святого Духа.

Конечно, человеческая природа Христа не позволяла Ему лично пребывать в разных местах одновременно. С другой стороны, Святой Дух вездесущ (Пс. 138:7). Посредством Духа наш Спаситель стал доступен всем, независимо от места их нахождения, независимо от физического расстояния, отделявшего их от Христа.

Испытали ли вы реальность Святого Духа, хотя нам нелегко понять Его природу и действие в нашей жизни?

Э. Уайт писала: «Природа Святого Духа остается тайной, которую мы неспособны постичь… Тайны эти слишком глубоки для человеческого понимания, и молчание здесь — золото» (Деяния апостолов, с. 52).

Тем не менее она также утверждала: «Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы — дети Божьи. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 617). Это утверждение основано на Библии (Рим. 8:16 и 1 Кор. 2:10, 11). Итак, хотя мы ограничены в своей человеческой природе, однако можем знать из Писания, что Святой Дух — Божественная Личность. Этот вывод находит подтверждение и в словах Иисуса.

Какие действия Святого Духа указывают на то, что Он — Личность? Ин. 14:26; 15:26; 16:7–14.

Иисус упоминал о ряде действий Духа, каждое из которых подразумевает идею личности. Кто лучше личности может научить нас и помочь вспомнить все, сказанное Христом (Ин. 14:26)? Или кто лучше личностного существа может свидетельствовать об Иисусе (Ин. 15:26), обличать мир (Ин. 16:8), направлять нас на всякую истину, а также слышать и говорить (Ин. 16:13)? И только разумная личность может прославлять Христа (Ин. 16:14).

Следуя учению Иисуса, писатели Нового Завета ясно показывали, что Святой Дух обладает неотъемлемыми характеристиками личности: воля (1 Кор. 12:11), разум (Деян. 15:28; Рим. 8:27), эмоции (Рим. 15:30; Еф. 4:30).

Поскольку Святой Дух — Божественная Личность, мы должны смиренно подчиниться Его воле и водительству. Мы приглашаем Его пребывать в наших сердцах (Рим. 8:9), преобразовать нашу жизнь (Тит. 3:5) и взрастить плод Духа в нашем характере (Гал. 5:22, 23). Сами по себе мы беспомощны, только действующей в нас Его силой мы можем стать такими, как нам было обещано в Иисусе.

Святой Дух — это также дар, и, как большинство даров, Его можно отвергнуть. Не отказываетесь ли вы от того, что стремится совершить в вашей жизни Святой Дух? Как можно убедиться в этом?

Когда Иисус говорил ученикам о Святом Духе, Он называл Его «другим» Утешителем (Ин. 14:16). Использованное Иисусом греческое слово «аллос» означает «другой того же вида» (еще один), в отличие от слова «хетэрос», означающего «другой, непохожего вида или качества». То же сходство природы, связывающее Отца и Сына, раскрыто во взаимоотношениях между Сыном и Святым Духом.

Иисус сказал, что Святой Дух «будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Только Божественная Личность может объявить будущее (Ис. 46:9, 10).

Божественность Святого Духа также подтверждается Его ролью в инспирации Писания, эту функцию Духа недвусмысленно признавал Иисус. Он утверждал: «Сам Давид сказал Духом Святым» (Мк. 12:36; см. Пс. 109:1).

Живя на земле, Иисус постоянно следовал водительству Святого Духа. Получив помазание Духа при крещении (Мф. 3:16, 17), Он «поведен был Духом в пустыню» (Лк. 4:1). Победив искусителя, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею», чтобы совершать Свое служение (Лк. 4:14). Свои чудеса Он совершал через Святого Духа (Мф. 12:28). Факт, что Сын Божий зависел от Духа, является еще одним доказательством Божественности Духа, поскольку трудно себе представить, чтобы Сын Божий зависел от чего-то меньшего, чем Божество.

Еще одно свидетельство о Божественности Духа можно увидеть в том, как эта Личность на равных упоминается с Отцом и Сыном в некоторых библейских текстах. Так, Иисус поручил апостолам крестить новых учеников «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Как следующие стихи помогают нам понять Божественность Святого Духа? Мф. 12:31, 32.

Сравнение между словами, сказанными против Сына Человеческого (грехом, который может быть прощен), и словами, сказанными против Духа Святого (грехом, который не может быть прощен), показывает, что Дух — не обычная Личность. Богохульство — это грех, совершенный непосредственно против Бога. Таким образом, мы приходим к заключению, что Святой Дух является одной из трех Личностей Божества. Хотя много написано о «непростительном грехе», непосредственный контекст изображает людей, настолько ожесточившихся против Духа и Его роли в спасении, что они приписали Его работу дьяволу!

Мы уже упоминали важную роль Святого Духа в жизни воплотившегося Христа и инспирации Писания. Теперь сосредоточимся на учении Иисуса о деятельности Духа ради нашего спасения.

Что совершает Святой Дух, стремясь подготовить нас к принятию Спасителя? Ин. 16:8.

Кто будет принимать лекарства, не осознав, что болен? Точно так же мы не сможем получить спасение, если не признаем себя грешниками. Мягко, но неуклонно Святой Дух убеждает нас в том, что мы согрешили, виновны и подлежим справедливому Божьему суду.

Затем Дух направляет нас ко Христу, свидетельствуя о Нем (Ин. 15:26) как о единственном нашем Спасителе. Поскольку Иисус есть истина (Ин. 14:6), то, ведя нас к Иисусу, Дух также ведет нас к истине (Ин. 16:13). По-другому быть не может, ибо Святой Дух назван Духом истины (см. Ин. 14:17).

Когда мы обличены во грехах (что подразумевает раскаяние в них) и направлены к Иисусу и Его истине, мы готовы к тому, чтобы Святой Дух совершал в нас Свою великую работу.

Почему так важно «родиться от Духа»? Ин. 3:5–8.

Люди, пытавшиеся собственными силами изменить свою жизнь, знают, насколько тщетны их усилия. Без Божественного вмешательства мы не можем преобразить нашу искаженную греховную жизнь. Возрождение грешника требует такой творческой силы, которую может даровать только Божественный Святой Дух. Мы спасены «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Деяния Духа заключаются не в видоизменении или улучшении прежней жизни, а в изменении нравственной природы человека, в создании новой жизни. Результаты такого чуда четко видимы и являются неопровержимым аргументом в пользу Евангелия.

Работа Святого Духа необходима не только в начале нашей христианской жизни, мы нуждаемся в Нем постоянно. Способствуя нашему духовному росту, Он учит нас и напоминает нам обо всем, чему учил Иисус (Ин. 14:26). Если мы позволим, Дух всегда будет пребывать с нами как наш Помощник, Утешитель и Советник (Ин. 14:16).

Плохие привычки и свойства характера трудно изменить, не так ли? Они вновь и вновь могут одолевать нас, если только мы не находимся в состоянии постоянной бдительности. Что наши наследственные слабости и склонность ко греху должны говорить нам о постоянной нужде в водительстве Святого Духа?

Несомненно, знать, Кто такой Святой Дух, важно. Но это знание не имеет смысла, если не ведет нас к полной открытости для Его присутствия в нашей жизни. Иисус ясно дал понять: если мы не приглашаем небесного Утешителя ежедневно пребывать в нас, есть другой дух, который жаждет наполнить собой пустую жизнь и произвести в ней духовное бедствие (Мф. 12:43–45). Иисус Сам был «исполненный Духа Святого» (Лк. 4:1). «Ежедневно Он получал новое крещение Святым Духом» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 139).

Что сообщают тексты Лк. 11:9–13 о том, как мы можем получить Святого Духа? Что свидетельствуют нам эти стихи о желании Отца даровать нам Святого Духа?   

Во время Тайной вечери Иисус пообещал Своим ученикам, что пошлет им Святого Духа. Он подчеркнул утешительное и обучающее служение Духа, которое должно было своевременно восполнить их нужду. Однако после воскресения Христа обстоятельства поменялись и ученики столкнулись с новыми трудностями.

В чем заключался смысл обетования Иисуса о Святом Духе, Которого ученики должны были получить после воскресения Христа? Деян. 1:4–8.  

Только в Деян. 1:5 содержится запись о том, что Иисус говорил о крещении Святым Духом. Иоанн Креститель также сообщал об этом особом крещении (Мф. 3:11; Ин. 1:33), но оно должно было произойти после вознесения Христа. Что означает крещение Духом?

В Деян. 1:8 Иисус Сам объяснил это в параллельном выражении. Вы «будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5), «когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8). Быть крещеным — значит быть полностью погруженным во что-то, обычно в воду. Крещение Святым Духом означает, что человек полностью находится под влиянием Духа, наполнен Духом (Еф. 5:18). Этот опыт не происходит «раз и навсегда», но нуждается в постоянном обновлении.

Что и почему вы ответите, если кто-то спросит вас: «Вы когда-нибудь были наполнены Духом?»

Прочитайте из книги Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 8, главу «Обещанная сила» (с. 19–23); из книги «Деяния апостолов» главу «Дар Духа» (с. 47–56).

«В любое время и в любом месте, во всех печалях и во всех страданиях, когда будущее кажется мрачным и неопределенным, когда мы чувствуем себя беспомощными и одинокими, нам будет послан Утешитель в ответ на молитву веры. Обстоятельства могут разлучить нас со всеми земными друзьями, но никакие события, никакое расстояние не могут разлучить нас с небесным Утешителем. И где бы мы ни были и куда бы ни шли, Он всегда одесную нас, чтобы помогать, поддерживать, подкреплять и ободрять» (Э. Уайт. Желание веков, с. 669).

«Святой Дух — величайший из всех даров, которые Он мог попросить у Отца для нравственного возвышения Своего народа. Дух должен оказывать возрождающее влияние, а без Него жертва Христа была бы напрасной. Влияние зла увеличивается на протяжении многих веков, и поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию третьей Личности Божества, Духа Святого, Который проявляет Себя не в видоизмененной энергии, а во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира» (там же, с. 671).

Вопросы для обсуждения:

Учитывая человеческую склонность к самовозвышению, чему учит нас смиренная и подчиненная деятельность Святого Духа?

Общаясь с Никодимом, Иисус сравнивал действие Святого Духа с ветром. Какие духовные уроки мы можем извлечь из этого сравнения?

Некоторые люди утверждают, что свидетельством крещения Духом является способность говорения на так называемых языках. Что нам следует отвечать на подобные утверждения?

Мы считаем, что Святой Дух действует на каждого человека в отдельности, и это правильно. В то же время как можем мы, будучи единым Телом, пережить реальность Его присутствия в нашей церкви?

[:en]

  • Vitaliy Romanov

    Спасибо за урок!)