Новости

Новости ЕАД

Миссионер либо самозванец?[:en]A missionary or an impostor?

Роза Бэнкс, заместитель секретаря Генеральной Конференции

Проповедь, сказанная на Годичном совещании Евро-Азиатского дивизиона

5 ноября 2014 г.

Сегодня я хочу поговорить о человеке, которого заключили на три дня и три ночи из-за того, что он не захотел проповедовать. Иона. Его проповедь была одной из наихудших, которую вам доводилось когда-либо слушать. Особенно это ясно для тех, кто изучал гомилетику. Я не буду рассуждать о той части повествования книги пророка Ионы, где ему дали задание ехать на восток, а он поехал на запад. Мы не будем говорить о том, что его выкинули за борт, и не будем говорить о большой рыбе, поглотившей его. И даже не будем говорить о покаянии Ионы в чреве кита. Не будем говорить и о том глубоком чувстве ненависти, которое он испытывал к жителям Ниневии. Но сегодня я хочу говорить на тему «Миссионер либо самозванец».

Я буду говорить о том, что отличает миссионера от человека, выдающего себя за миссионера. И в конце проповеди, вы сделаете вывод, кем являлся Иона – миссионером или самозванцем.

Его проповедь была одной из наихудших. Потому что он не представил весть от Бога так, как ему поручили. Весть Господа была условной. Но он 40 дней ходил и кричал, что Ниневия будет разрушена. Не было места милости в его вести. Многие люди видят Бога как Бога злого и сурового. Весть его заключалась в следующем, если жители Ниневии не покаются, то их постигнет суровый суд Божий. Но Иона никогда не говорил об условной части пророчества: если покаются… то что будет?

Мы знаем, что была условная часть этой вести, но Иона не хотел уделять ей внимание. Он ходил по городу и кричал, что через 40 дней Ниневии не будет! Камня на камне не останется. Но вне зависимости от его желания, на самом деле отклик жителей города получился удивительным. Все, от малого до великого, покаялись, покрыли свои головы вретищем и уверовали в Господа. Даже царь! Ниневитяне оставили свои злые пути, посыпали голову пеплом и молили о прощении. Они настолько покаялись, что даже скот свой одели во вретища и заставили их соблюдать пост! Представляете, что это было за зрелище – собаки, коты, коровы… это надо было видеть! Но так как люди покаялись, то Бог решил не уничтожать этот народ. Какое это было празднество! Но праздник это был не для пророка Ионы. Он сильно разгневался. Он ушел из этого места. Я не до конца понимаю, как можно было разозлиться на людей, чтобы не хотеть, чтобы они спаслись и получили вечную жизнь.

Если вы проповедуете и видите результаты, когда все каются, то если и нужно радоваться, славить Бога и ликовать, то это и было как раз то время! Но Иона собирался пойти и утопиться. Его постигло разочарование. Он горюет: вот почему я и с самого начала не хотел сюда идти. Потому что я знал, что ты – Бог благой и милующий, Бог, изобилующий любовью. И я знал, что ты удержишься от уничтожения этих жалких ниневитян. Я вне себя от злости и гнева. Лучше бы я умер, чем быть задействованным в этой евангельской программе!

Что ты за пророк, Иона? Ты собираешься покончить жизнью по причине того, что ты побудил людей покаяться? Не логично. Как часто мы бываем похожи на Иону. Есть люди, которых мы не хотим видеть в числе спасенных. Хотите ли вы, чтобы ваши враги покаялись? Но если вы не хотите чтобы люди покаялись, то в вас глубоко сидит ненависть.

Иона не хотел нести весть надежды, прощения и благодати этим ненавистным язычникам. Это были убийцы и террористы. Они готовы были покончить со всеми, кто стоит на их пути.

Люди испытывают нечто подобное в отношении своих ненавистников. Особенно, что касается людей, принадлежащих к другим религиям или тех, кого называют отбросами общества.

Потому пророк не хотел, чтобы враги израильского народа увидели хоть какую-то толику милости от Бога израильтян.

На самом деле это серьезно, если мы говорим о качествах пророка. Если бы у нас был в шатате такой пророк, мы бы его уволили. Но Бог использует самых невероятных неподходящих людей, чтобы они выполняли Его работу.

У Бога был план для спасения жителей Ниневии. Хотя, мы как Иона думаем, что это слишком большая милость, и «милость на милость» и милость не заслуженная. Иона полон гордыни и предрассудков. Он не может терпеть, видя благодать для этого языческого народа. Он предпочитает умереть, но только чтобы не увидеть ниневитян обращенными.

Иона надеялся проповедовать весть уничтожения, он думал спустя сорок дней подняться на гору и наслаждаться зрелищем, как Бог будет уничтожать народ. Он говорит: «…возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4,3), а Бог отвечает ему: «Неужели это огорчило тебя так сильно?» (Иона 4,4). Неужели это причина для огорчения? Иона ничего не ответил, потому что нельзя что-то ответить. Бог задал риторический вопрос, чтобы выявить его предрассудки.

Иона выходит из города в восточную часть местности, садится в тени кущи, и смотрит на Ниневию издали и думает, что же произойдет в городе. Он будет надеяться на лучшее. А что в его понимании лучшее? Чтобы всех ниневитян убили. Он в сердце своем надеется, что у жителей Ниневии было неискреннее, поверхностное покаяние. В этом его надежды. Вот он сидит, ждет, проходит время. Жарко. В той части света не просто жарко, а жгуче жарко. «И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось Ионою, чтобы над головой его была тень…» (Иона 4, 6). Иону это очень обрадовало. Он радовался весьма этому растению, но ему предстояло усвоить один урок. Он не знал об этом. Появился червь, и когда наступил следующий день, то червь подточил, и растение засохло. Извини! Никакой тени. Солнце в зените. Приходит знойный восточный ветер, а солнце печет голову миссионера так, что он теряет сознание и начинает умолять Бога, позволить ему умереть. Уже в третий раз он просит себе смерти. Но в этом случае Бог преподает ему урок: как получается? «ты сожалеешь о растении над которым не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 10-11). Ты сожалеешь о растении, которое приносило тебе комфорт, но не сожалеешь о потерянных для вечности душах? Здесь завершается четвертая глава. Жаль, что в ней мы не читаем последних слов Ионы. Но если бы они были, они бы звучали снова и снова: «Господи, позволь мне умереть…»

Книга пророка Ионы – это повествование о Боге. На поверхности кажется, что эта книга об Ионе, но если глубже исследовать, то ее содержание о Боге.

Вот несколько уроков того, что она говорит о Боге:

Ключевую роль в этом повествовании играет Бог. Он спасает Иону. Он дает весть Ионе. Он помогает людям услышать эту весть. Он помогает поверить в эту весть. Он тот, кто призывает их покаяться и обратиться к Нему.

Если мы еще глубже посмотрим, то она о Боге – Всемогущем Творце. Боге, Который повелевает бурей, штормом, готовит рыбу к тому, чтобы проглотить Иону, и Тот, Который повелевает ей оставить его в живых и выплюнуть пророка на землю. Бог прежде всего послал ветер, чтобы образовалась буря и произошло то, что случилось. Это Бог, Который повелел растению вырасти и защитить от жары, а потом послал ветер, чтобы оно засохло. Даже языческие моряки узнали в Боге Творца. И на удивление, во всем повествовании только один человек, который противостоит Богу – это Иона. Даже ниневитяне не противостоят. Божья доброта и благодать не ограничивается нашими предрассудками. Она не ограничивается только хорошими людьми, но она распространяется на убийц и идолопоклонников.

Эти три инструмента находятся в сердце Евангелия: Бог – Создатель всех нас, и мы восстали против нашего Создателя. На нас был провозглашен гнев, но нам дан выход. Бог предлагает нам прощение по вере. Все Евангелие в этом повествовании. Господь Бог посылает весть, если люди покаются, Он готов простить и спасти.

Теперь ответим на вопрос: Иона был миссионером или самозванцем?

— Миссионером. Он был призван Богом. Он доставил весть по назначению. Мы хотим верить, что наше отношение будет лучше, чем его отношение, когда мы будем провозглашать весть Евангелия.

Идею этой проповеди я взяла у Чарльза Сперджена, проповедника второй половины 19 века. Сперджен говорит, что каждый христианин является либо миссионером, либо самозванцем. Что это означает для каждого из нас? Вы сегодня являетесь либо миссионером, либо самозванцем. Как мы узнаем разницу между этими понятиями? Вот как. Если Иисус ваш Спаситель и представляет огромную ценность для вас, то вы не сможете удержать это в себе. Вы будете похожи на прокаженного, который обнаружил целый стан еды. Вы пойдете в Самарию и расскажете, что вы нашли Иисуса. Самария – это весь Евро-Азиатский дивизион. Вы пойдете к ниневитянам ЕАД, возможно это будут ваши родственники, сотрудники и коллеги, возможно – это большие города, и вы должны рассказать своим ближним и всем жителям этих городов, что вы нашли Иисуса. Вы хотите всем сердцем, чтобы и они обратились к Нему. У нас есть псалом, в котором поется о звездочках в нашей короне. В этой песне не говорится о компьютерах и электронной почте, сотовых телефонах и различных собраниях, поездках по работе на различные территории, но в песне поется о звездах, символизирующих людей, которых мы коснемся вестью спасения.

Я молюсь, чтобы Господь позволил идти за Ним сразу, как Он пригласил нас, и получать радость и наслаждение от того, куда бы Он нас не послал благовествовать, и передать в точности ту весть, которую Он нам поручил провозглашать, чтобы нам быть теми, кем Он призывает нас быть. Об этом моя молитва. Аминь.[:en]Sermon

Rosa Banks, GS Associate Secretary

ESD Year-End Meetings, Moscow

November 5, 2014

Today I would like to talk about a man who was imprisoned for three days and three nights because he did not want to preach — Jonah.  His sermon was one of the worst sermons you have ever heard, especially if you have studied homiletics.

I am not going to speak about that part of the book of Jonah where he was told to go East but went West instead.  We are not going to mention that he was thrown overboard, nor are we going to speak of the great fish that swallowed him or even his repentance in the whale’s belly.  No comment about the hatred Jonah felt toward residents of Nineveh.  Today I would like to discuss the following: “A missionary or an impostor?”

I would like to clarify the difference between a missionary and a person who claims to be one.  At the end of the sermon you will decide what Jonah was – a missionary or an impostor.

His sermon was one of the worst because he did not present God’s message the way he was told to.  God’s message was conditional, but for forty days Jonah walked around and proclaimed that Nineveh would be destroyed.  His message lacked mercy.  Many people think God is harsh and angry.  His message to residents of Nineveh said that in order to avoid His wrath they needed to repent.  But Jonah never mentioned the conditional part of the prophecy – if they repented then…

We know about the conditions mentioned in the message, but Jonah did not want to pay attention to that.  He walked around the city and announced that in forty days there would be no Nineveh!  No stone upon a stone left.  But despite Jonah’s wish the response of the people of Nineveh was amazing.  All of them, young and old, repented, covered their heads with sackcloth and acknowledged God.  Even the king!  Ninevites abandoned their wicked ways, put ashes on their heads and begged for forgiveness.  Their repentance was so deep that they even covered their animals with sackcloth and made them fast!  Can you imagine what a sight it was – dogs, cats, cows…  Sight to behold!

Since people of Nineveh repented God spared them.  What a celebration it was!  But Prophet Jonah was not in the mood for a celebration.  He got very angry and left the place.  I do not quite understand how he could get angry and why he did not want the people to be saved and receive eternal life.  If there is ever a time to praise God and rejoice, a total repentance of a nation is exactly that time!  But Jonah wanted to go and die.  He was disappointed.  Jonah was in grief: “This is why I did not want to come here from the very beginning.  I knew you were a kind and merciful God who pours out His love.  I knew you would refrain from destroying these pathetic residents of Nineveh.  I am boiling with anger.  I wish I were dead rather than be part of this evangelistic effort!”

What kind of prophet are you, Jonah?  You want to die only because you called people to repentance?  Makes no sense.  How often do we behave just like Jonah? There are people who we do not want to see among the saved.  Would you like your enemies to repent?  If not, then your hatred is too deep.

Jonah did not want to carry a message of hope, forgiveness and grace to the detestable gentiles.  They were murderers and terrorists.  They were ready to destroy anyone who was in their way.

People experience similar feelings toward their enemies.  Especially to those of different religion or so called social misfits.  That is the reason why Jonah did not want to see even a little mercy poured out on Israel’s enemies.

These things are very important if we talk about a prophet’s qualities.  If we had such a prophet on staff we would fire him.  But God uses the most unsuitable and unlikely people to do His work.

God had a plan to save the people of Nineveh.  Even though we also think, like Jonah, that it was a too generous grace and “mercy upon mercy” that they did not deserve.  Jonah was proud and prejudiced.  He could not stand to see grace bestowed on a gentile people.  He would rather die than see the conversion of Ninevites.

Jonah hoped to preach a message of destruction.  He thought of climbing a mountain in forty days and enjoying the sight of God destroying Nineveh.  He said, “…take away my life, for it is better for me to die than to live” (Jonah 4:3).  “But the Lord replied, “Is it right for you to be angry?” (Jonah 4:4).  Was it a valid reason for a disappointment?  Jonah did not answer because he had nothing to say.  God asked a rhetorical question to show Jonah how prejudiced he was.

Jonah leaves the city, goes east and finds shelter under a leafy plant.  He looks at Nineveh from afar and wonders what is going to happen to the city.  He was hoping for the best…in his understanding.  Jonah wanted the people killed.  In his heart he was hoping that their repentance was not sincere.  That was his hope.  So he sits and he waits as time passes by.  Hot.  In that part of the world it is not just hot, it is scorching.

“Then the Lord God provided a leafy plantand made it grow up over Jonah to give shade for his head…” (Jonah 4:6).  It made Jonah happy.  He rejoiced over the plant, but he had to learn a lesson which he knew nothing about.  God provided a worm which chewed the plant and the plant withered the following day.  Sorry!  No shade.  The sun is high.  A scorching wind from the east made the heat even more intense.  The missionary’s head is blazed by the sun to the point of fainting.  Jonah begs God to take his life.  This is the third time he is asking for death.  But God teaches him a lesson.  How come, Jonah? “You have been concerned about this plant, though you did not tend it or make it grow. It sprang up overnight and died overnight. And should I not have concern for the great city of Nineveh, in which there are more than a hundred and twenty thousand people who cannot tell their right hand from their left—and also many animals?” (Jonah 4:10-11).  You are sorry about the plant that provided your comfort, but you do not feel sorrow for souls lost for eternity?  Here the fourth chapter stops.  It’s a pity that we do not know Jonah’s reply to the Lord, but if we did it would again be: “Lord, let me die…”

The book of Jonah is a story about God.  On the surface it looks like it is a book about Jonah, but when we look closer we see that its content speaks of the Lord.

Here are several lessons about God that we learn:

God is the key person of the story.  He saves Jonah.  He gives him a message. God helps people to hear His message and believe it.  He is the One Who calls them to repent and turn to Him.

If we look even closer we realize that the book is about God the Almighty Creator Who calms a raging storm and provides a fish that swallowed Jonah.  He orders the fish to spare Jonah’s life and spit him out on the dry land.  It was God who initially sent the wind to start the storm.  He commanded the plant to grow and protect the prophet from the blazing sun.  Then He sent the hot wind and the plant withered.  Even pagan sailors recognized God the Creator.  Surprisingly, in the whole story Jonah was the only person that resisted God.  Even Nineveh did not do that.  God’s mercy and grace are not limited by our prejudices.  They are not limited by human goodness but extend to murderers and idolaters.

Three points are at the heart of the Gospel:  God created us, but we rebelled against our Creator; God’s wrath was called upon us, but we were offered a way out; God gives salvation by faith.  God sends His message out and if people repent He is ready to forgive and to save them.

Now, let’s answer the question: “Was Jonah a missionary or an impostor?”

A missionary.  He was called by God.  He delivered the message to its destination.  We want to believe that our attitude will be better than Jonah’s when we proclaim God’s message.

I got the idea for this sermon from Charles Spurgeon who was a Christian pastor in the second half of the 19th century.  Spurgeon says that each Christian is either a missionary or an impostor.  What does this mean for each one of us?  Today you are either a missionary or an impostor.  How will we know the difference between the two?  This is how.  If Jesus is your Savior and you greatly appreciate Him you will not be able to contain it within you.  You will be like a leper who has found a food storage.  You will go to Samaria and will tell them that you have found Jesus.  Samaria is the whole Euro-Asia Division.  You will go to ESD Ninevites.  They might be your relatives, coworkers or friends.  They might be metropolitan cities whose residents need to hear that you have found Jesus and you wish wholeheartedly that they find Him as well.

There is a hymn about stars in our crowns.  It does not have a word about computers, e-mail, cell phones, our meetings and travels to different areas.  But the hymn sings about stars that symbolize the people we have reached with the message of salvation.

I pray that the Lord will let us follow Him as soon as He invites us to and rejoice no matter where He sends us to preach exactly the message He asks us to proclaim so that we are the people we are called to be.  This is my prayer. Amen.