Урок 8. 15 — 21 ноября. Небесное смиренномудрие


"Послани Иакова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ IV квартал 2014 год (PDF, 1.1 MB)

Аудио Урок 8 (MP3, 59 MB)

 
 

«Смиритесь пред Господом, 
и вознесет вас» (Иак. 4:10)

Вступление

Не так давно один иммигрант рассказал мне кое-что из истории моей страны. Это был интересный факт, однако он не являлся каким-то поразительным откровением. Тем не менее моя коллега была возмущена тем, что я не знал этого. Она придерживалась взгляда, что глубокое знание истории нации тесно связано с индивидуальностью. С одной стороны, эта идея имеет смысл. Понимание исторических событий может помочь предотвратить ошибки будущего. От юности и до старости мы продолжаем формировать свою личность посредством выбора стиля одежды, хобби, предпочтений, взглядов и профессий. Почему бы нам не связать самоопределение с патриотизмом через знания?

Я никогда не был великим патриотом. Я доволен страной своего происхождения, но она не определяет мой характер. На этой земле я лишь странник, и молюсь, чтобы увидеть свой настоящий дом в Царствии Небесном. Но что я знаю?

Я знаю, что не всегда бываю правым. На самом деле я часто ошибаюсь. Когда я выражаю свои мысли, пытаюсь признать, что могу ошибаться, сохраняя при этом непредвзятость к другим точкам зрения. Когда люди спрашивают о моих политических убеждениях, я всегда задаюсь вопросом: «Для чего?». Кажется, они ищут аргументацию, а я нет. Мне не нужно возвышать себя в толпе, в то время как идет бурное обсуждение мнения другого человека. Будет ли Бог судить меня исходя из того, к какой политической партии я принадлежу? Нет, я верю, что Он будет судить мои отношения со Христом и мою верность Ему. Но что я знаю?

Один мой приятель поблагодарил за хороший совет, который я дал ему несколько дней назад. На самом деле я не особо помню, что сказал, но уверен, что все доброе, что исходит из моих уст, исходит от Бога, а не от меня самого. Когда я даю совет, то молюсь, чтобы он не уводил людей от Бога, но приводил к Нему. Всякая мудрость, произнесенная мной, не исходит от меня самого, но от Господа. Мы сами не знаем своих сердец, и подсознательно наши советы могут оказаться эгоистичными. Некоторые люди кажутся мудрыми, но, если они не боятся Бога и не верят в Него, насколько действительно мудрыми они могут быть? Но что я знаю?

Я знаю, что Христос, наш Господь и Спаситель, вернется и завершит суд. Вот что я знаю. Когда мы на этой неделе будем изучать небесное смиренномудрие, спросите себя, как хорошо вы знаете Христа, своего Господа и Спасителя.

Андерсон Блэкмэн, Св. Михаил, Барбадос.

Свидетельство

Иак. 3:13, 17, 18

«Мудр ли и разумен ли кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3:13). Каждый человек в определенные моменты своей жизни хочет быть мудрым. Однако кротость в этот момент находится на последнем месте в списке его приоритетных качеств. Казалось бы, что оба эти утверждения являются взаимоисключающими. Тем не менее, по словам Иакова, благочестивая мудрость идет рука об руку с кротостью.

Еврейское слово kana’ означает «быть скромным, смиренным, быть ниже, приводить в подчинение». С первого взгляда это может показаться несколько негативным, когда используется по отношению смирения перед Богом или подчинения Ему (2 Пар. 7:14; Ис. 57:15).

Слово chokma на иврите означает «мудрость» .Оно относится к «качеству здравого смысла, основанного на опыте, наблюдении и размышлении. Мудрость — это функция сформированного мышления, которая, как излагают библейские писатели, исходит от Господа (Иов 28:20; Пс. 110:10) и которую они связывают с повиновением Божьим повелениям (Притч. 2:1, 2)». Когда дело доходит до принятия какого-либо решения, нам необходима именно такая мудрость.

Если рассмотреть kana’ и chokma с ракурса благочестия, станет понятно, что мы призваны проявлять кротость и мудрость в своих словах, жизни и делах. Благочестивая мудрость и кротость помогают нам принять спасение, и наши смиренные сердца станут примером на работе, в церкви, и дома.

Кроткая мудрость сделает нас по-настоящему мудрыми. Она будет проявляться самым решительным образом в наших убеждениях и манерах, в образе жизни и ведении дел. Она будет пропитывать наш дух мягкостью, что позволит нам спокойно и рассудительно думать и делать то, что необходимо. Она не позволит нам быть высокомерными или недоброжелательными. Кроткая мудрость затмит любое эгоистичное проявление.

ДИСКУССИЯ

1. Как вы считаете, является ли необходимым знать Бога, чтобы иметь мудрость и быть кротким? Поясните ответ.

2. Подумайте о том, как вы проявляете мудрость на работе, в учебе и дома.

3. Какими были последствия, когда в вашей жизни не присутствовала благочестивая кротость и мудрость?

Глэдис С. Гюррейро, Силвер-Спринг, Мэриленд, США.

Слово

Иак. 3:13−18; 4:1−3

Кротость и смирение мудрости (Иак. 3:13)

Вопрос, находящийся в Иак. 3:13, заслуживает пристального внимания. Слово «мудрый», используемое в этом стихе, не является той мудростью, которую Бог сравнивает с безумием (2 Кор. 1:20). Скорее, оно относится к способности поступать нравственно. По-настоящему мудрые люди не просто говорят о мудрости и думают о себе как о мудрых людях. Они проявляют мудрость в своей повседневной жизни. Эти люди, наделенные мудростью, обладают также и пониманием − способностью постигать премудрость Божью, которую можно получить только посредством близких отношений с Ним. Такая мудрость пропитана смирением. Она не ищет своего, не высокомерна, не горда. Напротив, она подчинена воле Божьей. Как написал один автор, «смирение, качество целиком подчиненное Богу, является по своей природе основной и высшей добродетелью творения и основой всякой добродетели».

Два вида мудрости (Иак. 3:13–18)

Мудрость, описанная в Иак. 3:14−16, исходит от сатаны. Такая мудрость корыстна и окружена горечью и завистью. Люцифер был низвержен за то, что обладал этой мудростью. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез. 28:17). Это может стать причиной и нашего отречения от Иисуса. Во дни Иисуса зависть стала причиной ненависти религиозных вождей и желанием убить Его (Ин. 11:47−53).

В противоположность ей, мудрость, исходящая от Бога, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Такая мудрость является источником благословений для тех, кто ею обладает. Она приносит добрые плоды. Она свободна от собственных интересов и конфликтов.

Причина конфликтов и разногласий (Иак. 4:1–3)

Стремления и желания людей могут стать причиной споров и недовольства даже среди верующих. Греческое слово, переведенное как «желание», по своему значению схоже с понятием «гедонизм» − направление, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В Лк. 8:14 используется это же слово для описания людей, которые слышат Божье Слово, но затем, «отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода». Верующие люди прилагают усилия, проходя через это, но слава Богу, Который может избавить нас от такого образа жизни.

«Похоть» объясняется как непреодолимое желание чего-либо, или жажды того, чем вы не можете обладать. Зачастую это не идет нам на пользу. Иаков приводит две поразительные истины: 1) есть люди, которые не имеют, потому что не просят, 2) есть люди, которые просят, но не получают, потому что «проґсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Когда мы чего-то просим у Бога, наша просьба должна согласовываться с Его волей. В противном случае Он не сможет ответить на наши молитвы (1 Ин. 5:14, 15).

Подчинение Богу (Иак. 4:7–10)

Подчинение Богу подразумевает исполнение Его воли. Мы способны сделать это, если всем сердцем и умом верим, что Он является более могущественным, мудрым, более опытным, чем мы когда-либо могли бы быть. Противостоять дьяволу — значит доверить Богу свое влечение к греху. Повиновение Его Слову и ежедневное размышление над ним поможет нам противостоять искушениям сатаны. Каждый раз, когда дьявол пытался искусить Иисуса, Он стоял на своем, говоря: «Так написано» (Мф. 4:1−11).

Приблизиться к Богу — значит прийти к Нему со смирением, воздавая Ему честь и славу. Когда мы приближаемся к Нему, Он приближается к нам. По мере того  как происходит этот процесс, мы учимся жить обновленной жизнью, поскольку, взирая на славу Господа, мы преображаемся (Рим. 8:9; 2 Кор. 3:18). Божья святость помогает нам осознать свою нужду в очищении от греха. Псалмопевец пишет: «Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему], − тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего» (Пс. 23:3−5). Иаков напоминает нам очистить руки и сердца, что возможно только тогда, когда мы покорим свою жизнь Богу.

Завершая эту тему, Иаков призывает нас: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Этот призыв можно наглядно увидеть в притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:9−14). Мытарь, к которому относились с неодобрением, как к грешнику, был смиренным и покорным Богу. Это доказало, что он мудрее фарисея, который, несмотря на то, что был признан религиозным человеком, не нашел смирения в сердце своем. Гордость была его падением. Таким образом, из двух мужчин мудрым оказался сборщик налогов, поскольку он всем сердцем желал приблизиться к Богу со смирением и покорностью.

ДИСКУССИЯ

1. Каким образом вы можете проявлять благочестивую мудрость?

2. Как повиновение Богу приводит к изменению характера?

Хуан Кабрера, Бёртансвилль, Мэриленд, США.

Свидетельство

Иак. 4

« „Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить”. „Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом”. Бог не дарует прощения тому, чье покаяние не производит смирение и чья вера не действует любовью. Мы должны учиться на примере Того, Кто был кроток и смирен, когда Его не раз поносили и оскорбляли. Истинный христианин не позволит развиваться духу мщения. Родители должны учить своих детей быть терпеливыми к оскорблениям. Научите их тому прекрасному принципу из молитвы Господней − прощать других, чтобы и мы были прощены. Обладающие Духом Христовым никогда не устанут прощать».

«Я рекомендую тебе для подражания жизнь нашего Божественного Спасителя, исполненную самоотречения, смирения и жертвенности. Величие небес, Царь славы оставил богатства и великолепие небесных чертогов, чтобы спасти грешного человека; Он снизошел до того, чтобы жить в смирении, бедности и бесчестии. Он „вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление”. О, почему мы так болезненно реагируем на испытания и поношение, бесчестие и страдания, если наш Господь оставил нам такой пример? Почему, желая войти в радость своего Господа, люди не хотят участвовать в Его страданиях?.. Молитва сердца моего такова: да сподоблюсь я участвовать со Христом в Его страданиях, чтобы потом участвовать с Ним в Его славе.

Божья истина никогда не была популярна в этом мире. Плотское сердце не расположено к принятию истины. Я благодарна Богу за то, что мы должны отречься от любви к миру, от гордости сердца и от всего, что ведет к идолопоклонству, но быть последователями голгофского Страдальца. Мир никогда не будет любить и уважать тех, кто повинуется истине. Из уст Божественного Учителя сыны человеческие, среди которых Он смиренно ходил, однажды услышали такие слова: кто хочет быть Моим учеником, возьми свой крест и следуй за Мной».

ДИСКУССИЯ

Исследования показывают, что больше, чем смерти, люди боятся публичных выступлений. Готовы ли вы говорить о Боге так же, как и умереть за Него?

Элизабет Дарби Уотсон, Гринсборо, Северная Каролина, США.

Применение

Притч. 16:18; 1 Кор. 4:6; 13:4; Кол. 2:18; Иак. 4:10

Стремление возвыситься в глазах окружающих является одним из тех искушений, которых мы должны избегать. Библия описывает это стремление как «самодовольство» или горделивость (1 Кор. 4:6; 13:4; Кол. 2:18). Когда мы умышленно попадаем под влияние ценностей, мнений и мыслей этого мира, мы приходим к тому, что начинаем получать удовольствие от гордости, забывая, что «погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притч. 16:18). Если мы хотим избежать негативных последствий, которые описаны Иаковом в 3-й и 4-й главах, тогда нам очень важно стремиться к «небесной мудрости», поскольку она призывает нас быть кроткими. Как же найти такую мудрость?

Как можно больше узнавайте Бога посредством Его Слова. Чем больше мы узнаем, что говорит Библия о Боге и Его Сыне, тем больше правды мы узнаем о себе и о том, что оказывает на нас положительное влияние. Также мы узнаем о своей греховной природе.

Примите тот факт, что без Бога мы ничто. Наша греховная природа, если не принять меры, является открытой территорией, к которой сатана легко может получить доступ, чтобы уничтожить нас.

Примите решение ежедневно посвящать себя Духу Святому. Позвольте Ему помочь вам приносить плоды (Гал. 5:22, 23). Это единственный путь, на котором Бог будет благословлять нас.

Будьте кроткими, не ропщите — и нравственные ценности не разрушатся!

Будьте кроткими, не ропщите — и хорошие возможности не пройдут мимо!

Будьте кроткими, не ропщите — и ваш внутренний мир не будет беспорядочным!

Будьте кроткими, не ропщите — и плохое мнение о вас будет звучать тише, чем шепот!

Будьте кроткими, не ропщите — сберегите себя от отношений, которые постоянно рушатся!

Будьте кроткими, не ропщите — и ловушки сатаны не соблазнят вас!

Будьте кроткими, не ропщите — примите Царство Божье до того, как всё в этом мире падет!

ДИСКУССИЯ

1. Что вы можете сделать для того, чтобы каждый день уделять время изучению Слова Божьего?

2. Что вы делаете для того, чтобы освободиться от влияния мира вокруг и внутри себя?

Маркус Л. Тейлор, Хай Поинт, Северная Каролина, США.

Мнение

Иак. 3:14−17

У людей, имеющих схожие интересы, существует тенденция к сближению. Старая поговорка гласит: «Рыбак рыбака видит издалека», и это утверждение верно. Как правило, это не является проблемой, позволяя нам проводить время с людьми, у которых много общего с нами. Но что происходит, когда, стремясь сблизиться с одними, мы отдаляемся от других? Очень часто в повседневной жизни мы испытываем чувство одиночества, будь то на работе, в школе или даже в церкви. Сотрудники могут собраться вместе на время обеда, не пригласив вас, или одноклассники соберутся вместе для чего-то, а вас не позовут.

«Как же я?» — подумаете вы. «Неужели я недостаточно хорош для той компании?» Подобные вопросы могут остаться невысказанными, тем не менее они важны. Мы могли бы не рассматривать такое отношение как личную обиду, однако невозможно избавиться от чувства одиночества, когда вас обходят стороной. Можно было бы предположить, что такое отдаление не должно происходить в церкви. Но, к сожалению, оно не является редкостью. Даже в церкви можно встретить отчуждение. Среди народа Божьего слишком легко можно оправдать такое поведение. Порой мы считаем себя вправе сблизиться с одним и отвергнуть другого, в зависимости от того, как они одеваются или разговаривают, в каком районе живут или какое образование получили.

Такое поведение не является хорошим отражением нашего Создателя и препятствует исполнению миссии церкви, привлечению людей к Иисусу. Пренебрежительное отношение к людям приводит к тому, что у них возникают негативные чувства к окружающим, порой это может даже привести к ответным мерам. Вспомните, как ученики просили у Христа позволения запретить одному человеку выполнять Божью работу только потому, что он не ходил с ними (Лк. 9:49, 50). Вспомните, как религиозные вожди тех дней высмеивали Христа за окружение, в котором Он предпочитал находиться (Мф. 9:9−13). В каждом из этих случаев Он стремился показать, что Божий план спасения доступен каждому человеку. Он не желал, чтобы кто-либо остался забытым.

ДИСКУССИЯ

1. Как вы думаете, что имел в виду Христос, говоря, что «есть овцы и не сего двора», которых Он должен привести?

2. Как часто вы ловите себя на том, что обращаетесь с людьми так, как принято в миру, а не по примеру Христа?

Рикардо Кортез Такер-младший, Питтсбург, Пенсильвания, США.

Исследование

Притч. 9:10; Иак. 3:17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Истинная мудрость основывается на суде Божьем. Лучшим спутником благочестивой мудрости является смирение, понимание того, что каждый из нас в конечном счете зависит от Бога. Иаков противопоставляет понимание «мудрости», принятое в обществе, Божьему пониманию. Он делает ударение на результате приближения к Богу и повиновения Ему: избегать горделивости, принимать окружающих, относиться к ним с уважением, получая радость от общения со своими братьями и сестрами во Христе.

ЗАДАНИЯ

Сделайте закладку для Библии, на одной стороне которой будет написан отрывок из Притч. 9:10, на другой — Иак. 3:17, украсьте ее по своему усмотрению.

Сравните библейское понятие мудрости, описанное Иаковом, с популярными пособиями по самоусовершенствованию (например, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги).

Нарисуйте плакат, отображающий особенности благочестивой мудрости, описанной в Иак. 3:17. Используйте различные переводы Библии, чтобы найти более подробное описание, и покажите, как эти добродетели позиционируют друг друга.

Перечислите и разрушьте пять мифов о кротости, таких например, как: «Быть кротким — значит не хвастать своими добрыми делами». Приведите примеры из Библии.

Спросите у своих друзей или разместите вопрос на стене в своей социальной сети: «Что общего между понятиями „быть мудрым” и „быть кротким”? Что вы думаете о современном проявлении мудрости и кротости»?

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Пс. 110:10; Притч. 1:5; 3:7; 19:7.

Э. Уайт. Пророки и цари, гл. 1.

Шэрон Райт, Силвер-Спринг, Мэриленд, США.