СШ

Субботняя Школа

Урок 8. 15–21 ноября. Смирение небесной мудрости

"Послание Иакова" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 3 MB) Аудио Урок 8 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Иак. 3:13–4:10; Втор. 4:6; Гал. 5:17; Иер. 3:6–10, 20; Деян. 19:13–16; Пс. 23:3–6.

Памятный стих:

«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).

Во многих крупных и средних компаниях зачастую проявляется «менталитет менеджера среднего звена». Это происходит, когда работники начинают чувствовать, что имеют право на нечто большее: большее уважение, более высокий оклад, более высокое положение и т. д. Такая нездоровая позиция развивается со временем, по мере того как человек стремится продвинуться вперед. Симптомы могут включать лестные замечания в адрес людей, принимающих решения, и совсем нелестные в адрес коллег. Все это приправлено духом эгоистичного соперничества. Когда один диктор теленовостей пошел на повышение без ущерба для других, один из сотрудников восхищенно заметил: «Все обошлось без трупов».

Очень хотелось бы верить, что эгоистичное соперничество имеет место только в светских организациях, а Церковь действует совершенно иначе. Но, к сожалению, Писание свидетельствует, что нередко земная «мудрость» имеет место и в среде верующих людей.

На этой неделе мы узнаем, что говорит Слово Божье об этой печальной реальности.

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3:13). «Мудрая кротость» — что это означает? 

Некоторые комментаторы полагают, что вся третья глава Послания Иакова говорит о том, какими качествами должны (или не должны) обладать учителя. Естественно, «мудрые и разумные» кажутся хорошими кандидатами в учителя, но на самом деле тема несколько шире, она включает в себя всю общину. Мудрость, которую описывает Иаков здесь и во всем Послании, — это не интеллектуальное всестороннее развитие, столь высоко ценимое древними греками и многими западными странами сегодня. Мудрость здесь рассматривается скорее в контексте поведения и образа жизни человека, что следует из греческого слова анастрофэґ, переведенного как «поведение» (см. также 1 Тим. 4:12; Евр. 13:7; 1 Пет. 1:15; 2:12). Наши поступки, наше поведение свидетельствуют, насколько мы мудры. Этому же учил Иисус, говоря: «Оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:19).

Интересно заметить, что выражение, переведенное как «мудрый и разумный», встречается во Втор. 4:6. В данном тексте Моисей призывает израильтян соблюдать все заповеданные Богом законы: «Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: ”только этот великий народ есть народ мудрый и разумный”» (Втор. 4:6).

В отличие от этого источник «горькой» воды, о котором упоминается в Иак. 3:11, производит в церкви «горькую зависть и сварливость» (стих 14). Последнее слово переведено с греческого эритэґя, указывающего на «исключительное преследование собственных интересов» (Ceslas Spicq, Theological Lexicon of the New Testament (Hendrickson Publishers), vol. 2, p. 70). Подобная позиция скорее напоминает поведение сатаны на небесах, чем поведение, ожидаемое от христиан на земле. Если мы не сделаем осознанный выбор — умереть для своего «я» и подчинить свою волю Господу, то можем оказаться в опасности занять именно такую позицию, о которой предостерегает Иаков.

Поразмышляйте над выражением «мудрая кротость». В каких ситуациях прямо сейчас проявление этой мудрости с вашей стороны может оказаться весьма полезным?

Прочитайте Иак. 3:15, 16. Как здесь описана мирская мудрость? Как чаще всего эта «мудрость» проявляется в мире или даже в церкви?

Наша природная мудрость — «земная, душевная, бесовская». Она лишена Духа. И это не должно нас удивлять. Давным-давно Соломон сказал: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12; 16:25). Земная мудрость в корне деструктивна. Если культивируются и проявляются зависть и эгоистичные амбиции, естественным результатом будет беспорядок и разногласия, как происходило в Коринфе (см. 2 Кор. 12:20, где используются несколько таких же слов).

Прочитайте Иак. 3:17, 18; Ин. 3:3–7; Кол. 3:1, 2. Что говорят нам эти тексты о небесной мудрости?

Хотя в послании автор не говорит прямо о Святом Духе, в нем явно присутствует идея нового рождения. Похоже, апостол предпочитает метафору о посеве и принесении плода, основанную, возможно, на притчах Иисуса о «сеянии» слова в человеческих сердцах, когда люди слышат евангельскую весть (см. Мф. 13:3–9, 18–23). Мудрость, сходящая свыше, «полна милосердия и добрых плодов» (Иак. 3:17). Хотя, как мы видели, Иаков подчеркивает послушание и добрые дела как плод веры, «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Другими словами, поистине мудрый человек будет не только кротким и смиренным, как Иисус, но также мирным, послушливым, милосердным, прощающим; он не желает замечать недостатки в других, критиковать и осуждать их.

Довольно легко свернуть на пути этого мира, не так ли? Проверьте себя: насколько мирская мудрость в противовес небесной мудрости влияет на ваш образ жизни?

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1; сравните Гал. 5:17). Какой внутренний конфликт описан в этих стихах?

Первые стихи Иак. 4 описывают верующих, раздираемых сильным внутренним конфликтом. Междоусобным трениям в церкви есть внутренняя причина — вожделения (от этого греческого слова происходит наше слово «гедонизм» — стремление к удовольствиям). Греховные желания, которые Павел метафорически называет «плотью», ведут активную борьбу с нашими возвышенными, духовными устремлениями. Христианская жизнь — длительная битва; и если этой битвой не управляет «мудрость, сходящая свыше» (Иак. 3:17), она прорывается в саму церковь и наносит духовную травму верующим.

Прочитайте Иак. 4:2, 3. Какие греховные желания здесь упомянуты и как они влияют на церковь?

В этих стихах содержатся прямые ссылки на Десять заповедей: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть» (Иак. 4:2). Повторяющиеся упоминания проблемы зависти, страстных желаний и сварливости (сравните Иак. 3:14, 16) отражают видение, которое выразил Иисус в Нагорной проповеди, обращая внимание на внутренние мотивы, а не только на видимые поступки. Поэтому упоминание об убийстве, вероятно, имеет в виду этот более широкий смысл и подразумевает гнев. Вряд ли в первых общинах были члены церкви, убивающие друг друга. С другой стороны, как нам известно из книги Деяния святых апостолов, бывали времена (особенно в Иерусалиме, где совершал свое служение Иаков), когда предательство могло привести к аресту и смертной казни членов церкви.

«Причиной беспокойства является себялюбие. Если мы рождены свыше, то будем мыслить так же, как Иисус, Который смирил Себя, чтобы спасти нас. Тогда мы не станем искать себе более почетного места. Мы пожелаем сидеть у ног Иисуса и учиться у Него» (Э. Уайт. Желание веков, с. 330, 331).

Прочитайте Иак. 4:2–4. Почему Иаков называет некоторых своих читателей «прелюбодеи и прелюбодеицы»? См. также Иер. 3:6–10, 20; Ис. 54:5; Иер. 2:2; Лк. 16:13.

Используя аллюзию на библейскую концепцию Израиля как Божьей невесты, Иаков уподобляет верующих, следующих мирским обычаям и поддавшихся влиянию мирских взглядов, прелюбодеям. Они выбрали себе другого хозяина и господина.

Следующий стих — Иак. 4:5 — непросто понять. Некоторые называют этот стих самым сложным в Новом Завете. В большинстве переводов отражена неоднозначность греческого текста. Некоторые считают, что упомянутый здесь «дух» — это Дух Святой («До ревности любит дух, живущий в нас»; «Он ревниво жаждет Духа» — NASB95). Другие считают, что здесь говорится о человеческом духе («Бог ревниво жаждет духа, которого создал для обитания в нас» — NRSV; «Он ревниво жаждет духа, которого побудил обитать в нас» — NIV). Последний приведенный здесь перевод лучше всего соответствует грамматике и контексту, но смысл стиха все равно не до конца ясен. Основываясь на тщательном исследовании синтаксиса стиха и непосредственного контекста, стихи 5 и 6 можно было бы перевести так: «Или вы думаете, что Писание напрасно говорит против зависти? Дух, которого Он побудил обитать в нас, томится, но Он дает больше благодати. Поэтому Он говорит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:5, 6 — перевод автора).

Как следует из стихов 1–4, человеческий дух (или сердце) исполнен желаний, которые, не будучи изначально или сами по себе злыми, были направлены грехом на порочные пути. Благодать является единственным реальным решением в нашем состоянии. Однако гордость не позволяет так легко принять эту благодать. Кто-то написал, что мы получаем благодать подобно нищим, протягивающим оловянную кружку перед водопадом. Только смиренный, кроткий, сознающий свою явную нужду и зависимость человек открыт для получения благодати — незаслуженной милости, даруемой абсолютно недостойным людям. Как писала Эллен Уайт, «наша великая нужда — это наше единственное притязание на Божью милость» (Желание веков, с. 317).

Посмотрите на себя. Что делает вас достойными спасения? Как ваш ответ помогает вам осознать свою великую нужду в благодати? Как крест, и только крест отвечает на эту нужду?

«Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Обратите внимание на порядок данных повелений. Если мы пытаемся противостоять дьяволу собственными силами, каков наш шанс на успех? Когда семь иудейских заклинателей попытались изгнать демона из одержимого человека, используя имена Иисуса и Павла как некую магическую формулу, бесноватый одолел их, и они выбежали нагие и избитые (Деян. 19:13–16). Итак, чтобы противостоять дьяволу, нам нужно покориться Богу и Его воле. Фактически именно таким образом мы и противостоим дьяволу.

В то же время мы не должны думать, что первые читатели Послания Иакова никогда раньше не покорялись Богу. Иаков, несомненно, пишет людям верующим. Поэтому нам нужно мыслить в терминах ежедневного подчинения Богу и противостояния дьяволу всякий раз, когда он искушает нас.

Прочитайте Иак. 4:8–10. Какие повеления дает Иаков и как они взаимосвязаны? Каким образом они связаны с покорностью Богу?

Призыв исправиться, прозвучавший в этих стихах, является кульминацией всего, о чем говорил автор, начиная с Иак. 3:13. В изучаемом нами на этой неделе отрывке показан контраст между небесной мудростью и мудростью бесовской, а также между гордыми людьми, возвышающими себя подобно дьяволу (см. Ис. 14:12–14), и кроткими, которые покоряются Богу и смиряют себя. Также здесь звучит обвинение в неверности заключенному с Богом завету (Иак. 4:4) и повторяется обвинение в двоедушии (Иак. 4:8, сравните с 1:8). Поэтому призыв покориться Богу выходит за пределы морального увещевания; это призыв к грешникам покаяться, к этому же призывал и Христос (Лк. 5:32).

Как человеку покаяться? Для этого Иаков предлагает сделать последовательные шаги (основанные на Пс. 23:3–6): (1) приблизьтесь к Богу, а Он приблизится к вам; (2) очистите руки и исправьте сердца (то есть поступки и мысли); (3) сокрушайтесь, плачьте и рыдайте о своих недостатках, сознавая свою глубочайшую нужду в Божьей благодати.

«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Что это значит? Каким образом мы учимся смирению? Как можем научиться проявлять такое же смирение, какое проявлял Иисус?

«Многие люди, стремясь достичь мирских стандартов, стенают под грузом забот. Они избрали служение миру, взяли на себя его трудности, приняли его обычаи. Поэтому их характер испорчен, и жизнь для них — бремя. Чтобы удовлетворить свои амбиции и мирские желания, люди идут против совести и берут на себя дополнительное бремя вины. Постоянное беспокойство истощает жизненные силы. Наш Господь желает, чтобы они свергли с себя ярмо рабства… Он повелевает искать прежде всего Царства Божьего и Его праведности и обещает, что все потребное для этой жизни приложится» (Э. Уайт. Желание веков, с. 330).

Вопросы для обсуждения:

1. Подумайте о двух видах мудрости, о которых говорилось в уроке за понедельник, и запишите свои выводы. Теперь вспомните, какие вы принимали важные решения или совершали важные действия на этой неделе? Какой мудростью вы руководствовались?

2. Как мы исследовали в воскресенье, Бог обещал Израилю, что в результате послушания Его законам окружающие народы будут восхищаться ими как мудрыми и разумными людьми. Но не привело ли это израильтян к гордости? Конечно, это противоречит небесной мудрости, которая ведет к смирению. Что с ними произошло и как мы можем научиться избегать их ошибок? Как правильное понимание служения в святилище могло бы стать их наилучшей защитой от гордости? Почему Голгофский крест должен служить для нас надежной защитой от гордости?

3. Еще раз прочитайте приведенную выше цитату Эллен Уайт. Многие ли мирские стандарты желанны для нас? Можно ли сказать, что эти стандарты всегда неправильны? Мы часто читаем о людях, которые, согласно мирским стандартам, имеют все, но в то же время их жизнь рушится. Что это говорит нам об обманчивости многих вещей, предлагаемых нам миром? Как мы можем научиться противостоять мирским соблазнам и помочь нашей молодежи (которая нередко легко прельщается лживыми обещаниями мира) не попасться в эту ловушку?

4. Поразмышляйте о смирении. Почему оно так важно в жизни христианина? Почему гордость смертельна для души каждого человека, желающего следовать за Иисусом?