СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 9. 22 — 28 ноября. Един Законодатель и Судья

"Послани Иакова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ IV квартал 2014 год (PDF, 1.1 MB)

Аудио Урок 9 (MP3, 59 MB)
 
 

«Един Законодатель и Судия, могущий 
спасти и погубить; а ты кто, который 
судишь другого?» (Иак. 4:12).

Вступление

Иак. 4:12

Одна молодая пара переехала в дом, через дорогу от которого жила пожилая вдова. Как-то утром, когда молодая женщина мыла посуду, через окно в кухне она увидела свою соседку, развешивающую белье.

«Посмотри на белье, которое развешивает наша соседка, оно такое грязное!» — сказала женщина своему мужу. — Очевидно, она не постирала его должным образом. Зачем развешивать грязное белье? Наверное, она стареет». Ее муж усмехнулся, но ничего не ответил.

Так продолжалось около трех недель. Каждую неделю эта молодая женщина все так же обсуждала свою соседку, которая развешивала грязное белье. И каждый раз ее муж усмехался, однако ничего не отвечал.

Однажды утром молодая женщина посмотрела в окно и сразу заметила изменения. «Смотри, — сказала она мужу, — похоже, наша соседка научилась стирать как следует. Интересно, кто помог ей»? Ее муж рассмеялся. «Дорогая, сегодня я встал пораньше и помыл окно в кухне».

Вы когда-либо переживали подобное? Вы когда-нибудь судили о ком-либо, исходя из ваших ощущений, а потом обнаруживали, насколько неправы вы были? Когда мы пытаемся судить других со своей колокольни, то судим, глядя через грязные окна, потому что мы все согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3:23). Памятный стих этой недели гласит: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).

На этой неделе мы будем изучать различные аспекты, относящиеся к закону и нашему Законодателю, и то, каким образом они влияют на наши отношения с окружающими людьми. Рассматривая уроки Ветхого Завета и взирая на пример Иисуса, мы будем изучать, что говорит Библия о том, как судим мы и как судят нас.

Когда вы будете читать урок, уделите некоторое время размышлению над вашими отношениями с Богом, с друзьями, с членами семьи, со знакомыми. Видя, что близкие вам люди живут вразрез с законом, что вы сделаете в первую очередь — осудите их или приведете ко Христу?

Шанель Вуд, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада.

Слово

1 Фес. 5:14; Иак. 4:11; Откр. 12:10

Первоначальный критик (Быт. 3:1–6; Иез. 28:17; 1 Тим. 3:6)

«Люцифер, высокопоставленное существо в ангельском мире, возгордился… Неудовлетворенный своим положением в Божьем правлении, он жаждал заполучить место Бога (Ис. 14:12−14). В попытке установить контроль над Вселенной этот падший ангел посеял семена недовольства среди своих последователей и заслужил приверженность многих ангелов» .Таким образом, Бог был вынужден изгнать с небес Люцифера и его последователей. Но это не помешало Люциферу нанести еще больший ущерб. В образе змея он убедил Еву вкусить от дерева познания добра и зла. В свою очередь, Ева поделилась плодом с Адамом. Дальнейшая история хорошо знакома нам с вами.

Люцифер пал из-за своей гордыни. Адам и Ева пали, поскольку доверились чувствам, а не Закону Божьему. Они ошибочно думали, что Бог скрывал от них что-то хорошее. И принцип любви, на котором основан Закон Божий, был нарушен.

Судя Закон (Иак. 4:11, 12)

«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (Иак. 4:11).

Человек, который судит другого, «подразумевает, что закон на него не распространяется. Фактически он заявляет, что нет закона, способного защитить опороченного брата, и нет закона, осуждающего дух критицизма…

Каждый член церкви должен чувствовать личную ответственность, находясь под контролем духа Закона Божьего, независимо от характера провокаций, которым он может подвергнуться…

Пренебрегая правосудием закона, которое распространяется на все человечество, критикан больше стремится быть законодателем, чем исполнителем закона. Зачастую причина такой критики заключается в его собственном  поведении или в личном понимании Библии, что подталкивает его к осуждению всех, кто с ним не согласен».

В Иак. 4:12 подчеркивается «нелепость осуждения одного человека другим в связи с тем, что человек не способен понять мотивы действий. Каждый человек, в той или иной мере, является нарушителем закона. Причина этого — горделивость, побуждающая одного человека унижать и причинять боль другому».

Мы провозглашаем Закон Божий недействительным, или малозначимым, когда заменяем его собственным мнением. Следование Закону Божьему является вопросом доверия нашему Создателю и Искупителю, Тому, Кто восседает на престоле небесном.

Разрушая империю дьявола (Быт. 3; Евр. 3:12–14; 
Иак. 4:8, 12)

Когда мы читаем Быт. 3, становится очевидным, что стремление определить мотивы человека предоставлено нам не Богом. Скорее, оно было установлено змеем. Таким образом, когда мы судим другого человека, мы позволяем сатане контролировать наш разум и сердце. И это совершенно противоположно тому, что Бог определил нам. «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем ли или спим — жили вместе с Ним» (1 Фес. 5:9−11).

В Иак. в 4:8 говорится, что, когда мы приближаемся к Богу, Он приближается к нам. Приближение к Богу «является секретом успешного противостояния сатане… Хотя Бог “недалеко от каждого из нас” (Деян. 17:27), тем не менее Он ожидает, что мы будем искать Его… Посредством веры и истинного покаяния мы становимся ближе к Богу».

Следуйте Христову самоотречению. Оно подразумевает отказ от наших взглядов на то, какой должна быть жизнь, соответствующая Его учению. Такая жизнь становится похожей на сладкий аромат. Людей начинает привлекать учение Христа и Его спасительная сила.

ДИСКУССИЯ

1. Проанализируйте свою жизнь. Основываясь на том, что вы обнаружите, думаете ли вы, что окружающие люди могут увидеть в вас Иисуса?

2. Каким образом мы можем измениться и стать такими, какими нас хочет видеть Бог? Какую роль играет Святой Дух в воздействии на эти изменения?

Супруги Танадо Млалази, Лондон, Англия.

Свидетельство

Ис. 33:22; Иак. 4:12; Евр. 4:15, 16

«Отец представляет Божественного Законодателя в своей семье. Он сотрудничает с Богом, осуществляя замыслы Божьи и утверждая в своих детях справедливые принципы, благодаря чему они могут формировать чистые, добродетельные характеры. Он учит детей послушанию не только своим земным родителям, но и Небесному Отцу».

«Отец является центром семьи, вокруг которой сосредоточены ее члены. Он законодатель, в характере которого проявляются наиболее твердые качества: активность, целеустремленность, порядочность, настойчивость, мужество, усердие и полезная деятельность. Отец — в некотором смысле священник семьи, полагающий на алтарь Божий утренние и вечерние жертвы. Жену и детей следует поощрять объединяться в этом приношении, вознося песнь хвалы. Утром и вечером отец, священник дома, должен исповедовать пред Богом грехи, совершенные им и его детьми в течение дня. Необходимо исповедовать как те грехи, которые приходят ему на память, так и тайные грехи, о которых знает один только Бог. Это правило поведения, ревностно исполняемое отцом, когда он присутствует, или матерью, когда он отсутствует, станет благословением для семьи».

«Пришествие Христа сейчас ближе, чем в тот момент, когда мы только поверили. Великая борьба приближает конец мира. Суды Божьи изливаются на землю. Торжественно предупреждая, они гласят „Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий” (Мф. 24:44).

Закон — «это зеркало, которое открывает совершенство праведного характера и позволяет человеку увидеть собственные недостатки». Мужайтесь! Примите силу Божью и молитесь, чтобы Он помог вам отложить в сторону свои личные интересы. Взирайте на Законодателя, и наша любовь и вера будут возрастать.

ДИСКУССИЯ

1. Каким образом вы можете позиционировать Божий Закон превыше всех земных законов?

2. Когда вы смотрите в Божье зеркало, какие изменения вы желаете сделать?

3. Как вы можете вселить надежду тем, кто не знает, как должен происходить суд?

Кевин К. Вакангу, Уолсол, Англия.

Доказательство

Суд. 2:18; 21:25; Ин. 5:30; Еф. 4:11-13; Иак. 4:12

В Ветхом Завете судья, по первоначальному определению, был человеком, который выслушивал жалобы и проблемы людей, приносил их Богу и передавал решение Бога народу. Как говорится в книге Судей, «когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею» (Суд. 2:18). Таким образом, судья решал конфликты, основываясь на Божьей мудрости и любви. Моисей написал: «Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Втор. 25:1).

Однако позже в Библии описывается период времени, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Суды более не носили характер Божьего суда, но основывались на человеческом понимании мудрости.

Зачастую мы неспособны услышать голос Божий, говорящий нам, как судить о человеке или ситуации. Подобно людям, к которым обращено Послание Иакова, мы, уподобляясь богам, водворяем себя на престол, подробно рассматривая каждого человека, одних осуждаем, других принимаем. Когда Иисус находился на земле, Он ясно дал понять, каков Его суд: «Суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). Наш суд будет подобен суду Иисуса, если мы будем стремиться исполнить волю Отца.

Какова же воля Отца? Апостол Павел призывает нас: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). В Послании к ефесянам он продолжает: «К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12, 13). Какой жизнеутверждающий стих! Найдите время, чтобы перечитать его и поразмышлять над ним.

Мы должны сосредоточить наши силы в назидании друг друга и помощи в формировании христианского характера. Когда наш образ жизни станет таким же, как у Иисуса, тогда, как выше описывает Павел, мы вернемся к настоящему определению суда. Суда, который стремится к лучшему для окружающих, стремится укрепить слабых, того суда, который вместе с другими будет стремиться к возрастанию в совершенном характере Христа.

ДИСКУССИЯ

Подумайте о человеке, который очень часто подвергался вашей критике. Как Еф. 4:12, 13 может помочь вам изменить свое отношение к этому человеку?

Джессика Карвайал, Дельта, Британская Колумбия, Канада.

Применение

Лк. 18:9-14; Деян. 10:34; Гал. 3:27-29

Вы бы бегали с зеркалом, показывая людям недостатки их внешности? К сожалению, мы должны делать это посредством Закона Божьего. Закон Божий является зеркалом, которое выявляет недостатки нашего характера, но в большинстве случаев мы используем его как зеркало, чтобы указать на недостатки других. Поступая так, мы попираем действия Бога, единственного праведного Судьи.

Нами, людьми, движет естественное стремление к самовозвышению. Оно не может исчезнуть само собой, когда мы становимся христианами. Иногда, благодаря своему социальному статусу или положению в церкви, мы можем чувствовать, что в какой-то степени превосходим окружающих. Иисус указал на эту проблему, рассказав притчу о фарисее и мытаре. Он знал, что до тех пор, пока мы не осознаем свое состояние и не смирим себя, мы будем твердо верить в свою праведность.

Что можно предпринять, чтобы осознать, 
как сильно мы нуждаемся в духовной пищи?

Не забывайте, что мы все находимся в одной лодке. Неважно, как долго мы плывем с Богом. Мы всегда будем на «тонущем корабле». И на нем нет места, где можно спастись. Когда мы по-настоящему осознаем это, то перестанем превозноситься над окружающими (Иер.13:23; Рим. 3:23).

Мы не знаем всего (1 Кор. 2:11). Порой мы встречаем людей, преодолевающих трудности и, возможно, терпящих неудачу. Но даже в такой ситуации нам не следует судить их действия. Знаете ли вы мысли своего ближнего? Понимаете ли до конца ситуацию, в которой он находится? Только Господь может видеть всю картину происходящего. Понимание этого сможет защитить наших братьев во Христе от критики с нашей стороны.

Концентрация (Ин. 21:21, 22; 2 Кор. 3:18). Много раз мы обнаруживаем, что концентрируем свое внимание на людях. Это никоим образом не помогает нашей духовной жизни и назиданию единоверцев. Когда мы концентрируем свое внимание на Иисусе, Дух Святой дает силы, чтобы мы могли жить той жизнью, которой жил Христос, находясь на земле. Когда мы станем похожими на Него, то сможем ободрять и вдохновлять единоверцев, вместо того чтобы критиковать их.

ДИСКУССИЯ

1. Как вы думаете, почему социальный статус или положение в обществе приводит к ощущению превосходства над окружающими?

2. Почему мы, как правило, сосредоточены на недостатках окружающих, а не на их укреплении в вере?

3. Как постоянная критика единоверцев с нашей стороны может влиять на нашу духовную жизнь?

Даниэль Кесада, Чилиуок, Британская Колумбия, Канада.

Мнение

Мф. 24:35 ; Иак. 4:13-15; 5 :16 ; 2 Петр. 3:9

В Иак. 4:14 говорится, что жизнь — это «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Это утверждение особенно актуально, если в ваших планах отсутствует Бог. Очень важно планировать свою жизнь, поскольку у вас появляются цели, в направлении которых вы двигаетесь. Но, делая это, необходимо учитывать: 1) в ваши планы должен входить Бог, 2) имейте в виду, что будут моменты, когда Бог будет вносить Свои коррективы в ваш план.

«Каждой нации и каждому современному человеку Бог предусмотрел место в Своем великом плане спасения. Сегодня судьба целых народов и жизнь каждого дышащего взвешивается в руках Того, Кто не ошибается. Каждый решает свою участь сам, но господствует надо всеми событиями Бог, осуществляя Свои цели и намерения».

В юности я хотела поступить в университет. Но для достижения этой цели мне понадобился план. Первым шаг − молитва. Я просила у Бога помощи в учебе для получения хороших оценок. Следующий шаг заключался в том, что я должна была понять, желает ли Бог моего поступления в университет. Вскоре все встало на свои места, и, слава Богу, я поступила.

Планировать можно и нужно, но планирование без Бога приводит к разочарованию. Мы должны спрашивать Его: «Ты действительно хочешь, чтобы я это сделал?» Когда мы приносим наши планы Богу в молитве, наша жизнь становится даже лучше, чем мы могли себе представить. Он всегда вовремя отвечает на молитвы. Он дает нам терпение, когда мы в этом нуждаемся. Поскольку Бог является нашим Законодателем и Судьей, Он знает, что для нас лучше. Через пророка Иеремию, Он сообщил еврейскому народу, находящемуся в вавилонском плену: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11). Это обетование актуально и для нас.

ДИСКУССИЯ

1. Как вы можете включить Бога в свои планы?

2. Как вы можете быть уверены в том, что ваши планы соответствуют Божьим?

3. Как Бог исполняет Свое обещание помочь вам добиться успеха?

Паулина В. Вакангу, Скарборо, Англия.

Исследование

Рим. 3:10-12; Иак. 4:8-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Евангелие разрушает элитарность, фаворитизм и эгоцентризм. Мы знаем, что кроме Иисуса «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10). Хотя среди христиан присутствует презрение и осуждение, Библия настаивает на смирении. Петр заявляет, что Бог нелицеприятен (Деян. 10:34). Иаков спрашивает: «А ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12). В действительности без Иисуса мы бы заблудились. Мы должны любить окружающих так, как Иисус любит нас. Мы должны поддерживать и поощрять ближних, как Дух Святой поощряет и поддерживает нас. Мы должны быть осмотрительны, чтобы не судить окружающих, но быть им опорой.

ЗАДАНИЯ

Перечислите принципы, по которым люди классифицируют и дискриминируют окружающих.

Напишите сценку, изображающую фаворитизм.

Найдите способы достижения людей, от которых отвернулось общество и церковь. Затем примените хотя бы один из них на практике.

Познакомьтесь с человеком, которого вы прежде презирали. Как изменяется ваше мнение об этом человеке по мере знакомства с ним?

Подумайте, как люди в вашей жизни удивляют вас.

Подумайте, что вы скрываете от окружающих о себе, чему вы придаете особое значение и как вы можете жить более открыто.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Лк. 5:27-31; 6:37-42; Рим.2:1-4.

Томпалу Уилер, Нэшвил, Теннесси, США.