СШ

Субботняя Школа

Урок 13. 20–26 декабря. Вечное Евангелие

"Послание Иакова" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2014 год (PDF, 2.7 MB) С комментариями для учителей (PDF, 3 MB) Аудио Урок 13 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Евр. 4:2; Пс. 129:3, 4; Лк. 15:11–32; Рим. 3:24–26; Евр. 10:1–4; Откр. 14:12.

Памятный стих:

«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3).

Изучая Послание Иакова, мы рассмотрели ряд вопросов, связанных с Евангелием, и провели некоторые сравнения с другими библейскими авторами. Не всегда легко четко уяснить, как слова Иакова соответствуют другим частям Писания, особенно Евангелию, но, как мы увидели, соответствуют. И это очень важно, ибо Евангелие является основой данного нам, живущим в последние дни, поручения проповедовать «вечное Евангелие… всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6).

В эту последнюю неделю мы сосредоточимся на базовых вопросах «вечного Евангелия», то есть спасения по вере — учения, излагаемого во всей Библии, включая и Послание Иакова.

Чрезвычайно важно помнить, что Библия не противоречит себе, особенно в таком основополагающем вопросе, как спасение. Завершая квартал обзором Евангелия (Благой вести) в Библии, мы сможем лучше увидеть, как Послание Иакова соответствует этой расширенной картине Божьего плана искупления.

«Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2).

В этом стихе содержится поразительная идея. Во-первых, Евангелие является не просто «Благой вестью», а Благой вестью, проповеданной в Ветхом Завете. Во-вторых, в ветхозаветное время Евангелие проповедовалось так же, как и в новозаветное. Нет никакого намека на некую разницу в самой вести. Поэтому проблема заключалась не в слове, а в том, как его слышали. Сегодня тоже разные люди по-разному слышат одну и ту же евангельскую весть. Насколько же важно всецело доверять учению Слова, чтобы во время проповеди Евангелия мы слышали его правильно.

Прочтите приведенные стихи и обобщите содержащуюся в каждом из них евангельскую весть:

Быт. 3:15                 

Исх. 19:4–6               

Пс. 129:3, 4; Пс. 31:1–5                                                  

Ис. 53:4–11               

Иер. 31:31–34           

Вы заметили общую линию? Бог вмешивается, чтобы нас спасти; Он прощает наши грехи и вкладывает в нас «вражду» к греху, чтобы мы могли «захотеть и послушаться» (Ис. 1:19). Один (Иисус) умер за многих, понес их (наши) беззакония и оправдывает недостойных. Новый Завет отличается от Ветхого тем, что Закон написан в сердцах и грехи уже не вспоминаются (Евр. 8:10—12). Одним словом, прощение и новое рождение — это своего рода пакет: оправдание и освящение представляют собой Божье решение проблемы греха. Приведенные тексты можно дополнить еще множеством других, поскольку через всю Библию проходит такая весть: несмотря на наш грех, Бог любит нас и сделал все возможное, чтобы спасти нас от греха.

Как мы, люди, верящие в важность соблюдения закона, можем защитить себя от ошибочного представления о том, что соблюдение закона оправдывает нас? Почему это не всегда легко?

Для некоторых людей трудно разглядеть Евангелие в Евангелиях! Учение Иисуса может показаться законническим, однако только если мы не услышим остальную часть истории. Большинство людей в Израиле во времена Иисуса считали себя верными последователями Бога. Они поддерживали служение в храме, уплачивая требуемую подать и принося назначенные жертвы. Они воздерживались от нечистой пищи, совершали обряд обрезания, соблюдали праздничные дни и субботы и вообще старались соблюдать закон, как их учили религиозные вожди. Но пришел Иоанн, призывая к покаянию и крещению. Более того, Иисус говорил о необходимости нового рождения (Ин. 3:3, 5) и подчеркивал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Другими словами, Иисус говорил: «Вам нужно то, чего у вас нет. Дела ваши не спасут вас».

Прочитайте Лк. 15:11–32; 18:9–17. Как эти притчи иллюстрируют Евангелие?

В первой приведенной притче повествуется о том, что сын потерян, но не осознает этого. Со временем он начинает по-новому смотреть на любовь отца, и у него появляется страстное желание вернуться. Его гордость прошла. Надеясь, что его примут в качестве слуги, он поражен тем, с какими почестями и щедростью отец принял его. Взаимоотношения не просто восстановлены, они преобразованы. Такое же несоответствие ожиданиям мы встречаем во второй притче. Бог не призрел на «праведного» фарисея, а «грешного» мытаря не только принял, но оправдал, простил и освободил от вины.

Обе истории помогают нам яснее увидеть Бога как Отца, оправдывающего нечестивых. Иисус говорит о чаше с соком, выдавленным из виноградных ягод: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Он страдает как истинный Пасхальный Агнец, принимая на Себя смерть, которую должны были принять мы (Мф. 26:28; сравните с Мк. 10:45). Таким образом, спасение дано нам даром, потому что Иисус заплатил за него полную цену.

Какую надежду вселяет в вас каждая из приведенных притчей? В каких персонажах этих притчей вы узнаете себя? Что ваш ответ говорит о том, какие перемены должны произойти в вашей духовной жизни?

Подобно многим своим соотечественникам, Павел считал себя духовно благополучным человеком. Но затем он увидел Иисуса — «Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Неожиданно он осознал себя не спасенным, а погибшим, не Божьим слугой, а Его врагом, не праведным, а первым из грешников. Покрывало, которое оставалось неснятым с его глаз при чтении Ветхого Завета, теперь упало. Благодаря Божьему откровению, данному ему лично и через Писания, его сердце было преображено и жизнь изменилась навсегда. Мы не поймем посланий Павла, пока не узнаем этих важных фактов.

Прочитайте в данном контексте 2 Кор. 3:14–16, а затем стихи 2–6. На каких важных шагах делает ударение Павел?

Значение ветхого завета становится ясным только тогда, «когда обращаются к Господу» (стих 16). Иисус – путь к спасению. Все начинается и заканчивается в Нем. Для израильтян, в том числе и для Павла до его обращения, уповающих на свое послушание,  служение ветхого завета было служением смерти. Почему? «Потому что все согрешили» (Рим. 3:23), включая и израильский народ, так что заповеди могли только осудить их (2 Кор. 3:7). Но, в отличие от них, верующие в Коринфе являли собой «письмо Христово… написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (стих 3).

Прочитайте Рим. 1:16, 17; 3:24–26. Как Павел определяет Евангелие? Что мы обретаем верою через Христа?

Евангелие есть «сила Божия ко спасению всякому верующему». Праведность основывается не на том, что мы делаем, а на том, что сделал для нас Христос и на что мы уповаем верой. Это убеждение растет «от веры в веру» (Рим. 1:17). Данная мысль Павла раскрывается далее в Послании к римлянам, сердцем которого является окончание третьей главы. Через Христа мы имеем искупление (Бог выкупил нас, заплатив за наши грехи), оправдание (мы избавлены от вины и очищены благодатью) и прощение (Бог принимает нас и «забывает» наши прошлые грехи). Удивительно, но через жертву Христа Бог доказывает Свою справедливость в оправдании тех грешников, чья вера сосредоточена в Иисусе.

Послание к евреям называет новый завет «лучшим», чем ветхий (Евр. 8:1, 2, 6). Возникает логический вопрос: почему Бог установил ветхий завет, если он не был совершенным? Однако проблема заключалась не в завете, а в отклике людей на него.

Прочитайте Евр. 7:19; 8:9; 10:1–4. Какие проблемы, связанные с ветхим заветом, упомянуты в текстах?

Люди «не пребыли в том завете» (Евр. 8:9), но проявляли непослушание и мятежный дух. Этот факт наряду с тем, что приносимые в ветхом завете жертвы животных никогда не смогли бы уничтожить грехи (Евр. 10:4), означал: проблема греха оставалась. Только «единократным принесением тела Иисуса Христа» грех мог быть искуплен, включая и грехи, совершенные в первом завете (Евр. 10:10; 9:15). «Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19) через обетование нового завета.

В определенном смысле новый завет вовсе не нов, поскольку, начиная с данного в Едеме обетования о семени, которое поразит змея в голову, план спасения всегда утверждался на смерти Христа — «Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8; см. также Иер. 32:40; Евр. 13:20, 21; Ин. 13:34).

«Завет благодати — это не новая истина, ибо он существовал в Божьем разуме от вечности. Вот почему он назван вечным заветом» (Э. Уайт. Вера, которой я живу, с. 77).

С другой стороны (как видим на примере Павла), когда мы обращаемся к Господу, происходит нечто особенное. В контексте вечного завета Бог обещал: «Страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер. 32:40). Без веры принесение в жертву животных уподоблялось плате за грехи. Но созерцание Иисуса, Который «претерпел крест, пренебрегши посрамление», и выдержал «такое над Собою поругание от грешников» (Евр. 12:2, 3), открывает неизмеримую цену греха и благую весть о том, что Он уплатил эту цену «Кровию завета вечного» (13:20). «Новый» завет преобразовывает наше видение всего, например, заповеди любить друг друга. Она не совсем новая (Лев. 19:18), за исключением того, что мы должны не просто любить своего ближнего, «как самого себя», но «как Я [Иисус] возлюбил вас» (Ин. 13:34).

Каким образом мы можем научиться любить окружающих так, как возлюбил нас Иисус?

«Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр. 10:7).

Важно заметить, что Откр. 10:7 — один их двух стихов в книге Откровение (второй записан в Откр. 14:6), конкретно указывающих на проповедь Евангелия (греческое слово, переведенное как «благовествовал» — эуангели́дзо, буквально означает «провозглашать добрую весть»). Для адвентистов седьмого дня эти две главы имеют особое значение, поскольку в них описано наше призвание и поручение. Бог особым образом поручил нам, как никакой другой группе людей, провозглашать «вечное Евангелие».

Как мы увидели, от книги Бытие и до книги Откровение Евангелие остается тем же. Тот же закон, тот же завет. Иисус, Павел и Иаков подтверждают, что в это же Евангелие верил Авраам (Ин. 8:56; Рим. 4:13; Иак. 2:21–23). Некоторым трудно согласиться с таким утверждением только потому, что они определяют Евангелие более узко, чем определяет Писание. Однако послушная вера Авраама появилась благодаря его предвидению жертвы Иисуса. Чтобы спастись, нам не нужно уравновешивать веру с делами. Достаточно одной веры, но она не должна носить лишь интеллектуальный характер, как у дьявола, или быть самоуверенной, требующей исполнения Божьих обетований, не выполняя условий спасения; вера должна быть действующей.

Почему упоминания в Откр. 12:17 и Откр. 14:12 о соблюдении заповедей, свидетельстве и вере Иисуса имеют особое значение в контексте вечного Евангелия?    

Решающим вопросом в конце времени будет следующий: кому мы поклоняемся и повинуемся? Богу, «Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7), или зверю и его образу? Послушание Заповедям (включая и заповедь о субботе) через веру Иисуса отличает тех, кто остается верными до конца. Истинная религия требует веры и послушания.

«Невзирая на поношения и преследования, постоянно провозглашалось свидетельство о вечности Закона Божьего и о священном долге человека чтить субботу творения.

Эти истины, как они представлены в 14-й главе книги Откровение в связи с „вечным Евангелием”, будут отличительной чертой Церкви Христа во время Его пришествия. Ибо вследствие провозглашения троекратной вести будет возвещено: «„Здесь соблюдающие заповеди Божии и веру в Иисуса“» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 453, 454).

Прочитайте в книге Э. Уайт «События последних дней» главу «Громкий клич» (с. 198–202).

«Нам нужно стремиться к высшему стандарту, идти вперед и пользоваться нашими высокими преимуществами. Мы должны смиренно ходить с Богом, не гордиться и не хвалиться совершенством характера, но в простой вере уповать на каждое обетование в Слове Божьем, ибо они даны послушным, а не нарушителям Божьего Закона. Нам нужно просто верить Божьему свидетельству и полностью зависеть от Него, тогда всякая возможность самопрославления или гордости будет удалена. Мы действительно спасаемся верой, но не пассивной, а верой, действующей любовью и очищающей душу. Рука Христа может достичь наихудшего из грешников и возвратить его от беззакония к послушанию; но никакое христианство не является столь высоким, чтобы возвышаться над требованиями Божьего святого Закона. В таком случае Христос не мог бы помочь, это не соответствовало бы Его учению и Его примеру, ибо Он говорит: “Я соблюл заповеди Моего Отца и пребываю в Его любви”. И все следующие за Христом будут проявлять послушание Божьему святому Закону» (Э. Уайт. Знамения времени, 31 марта 1890 г.).

Вопросы для обсуждения:

1. Поговорите о различных евангельских акцентах в учениях Иисуса, Иакова и Павла, включая их сходства и различия. Каким образом, совместив их и увидев всю картину, мы можем защитить себя как от законничества, так и от «дешевой благодати»?

2.  Испытывая разочарование по поводу своего духовного состояния, к каким обетованиям мы можем обратиться, чтобы обрести бодрость духа? Почему даже в самые темные времена мы никогда не должны сдаваться? Почему обетование Христовой праведности как дара недостойным грешникам является ключом, защищающим нас от разочарования?

3.  Трехангельская весть очень тесно связывает творение с искуплением и спасением. То же самое мы видим в Ин. 1:1–14. Почему эти две темы так тесно связаны? Как их тесная связь помогает объяснить, почему суббота является такой важной составляющей Божьего Закона? Как эта тесная взаимосвязь помогает нам понять центральную роль субботы в заключительном конфликте последних дней?