Новости

Новости ЕАД

Сколько раз прощать?

Евангелие от Матфея 18:21-35

Как трудно иногда бывает простить обиду, причиненную несправедливо, незаслуженно. Тема прощения неизменно возникает в пасторском служении Господу и нашей духовной жизни. Без  прощения невозможно достичь подлинного духовного возрождения. В центре молитвы Отче наш мы читаем «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Мф.6:12). Вот почему, говоря о нашем духовном возрождении, предлагаю обратиться к теме о прощении.

От имени всех учеников к Иисусу обращается Петр. Сколько раз прощать? (Мф.18:21-35). Фарисеи учили, что прощать можно до семи раз. Христос отвечает Петру «до семижды семидесяти раз».  Если умножить семь на семьдесят, то получится цифра 490 раз. Можно ли применить сказанное Христом буквально? Представьте себе человека ведущего подсчет своих обид: один, два, три… четыреста восемьдесят девять, четыреста девяносто, и, наконец, вот оно, можно уже не прощать, наступил четыреста девяносто первый случай. Нелепо, правда? Но в чем же тут дело? Как тогда понять слова Спасителя? Иисус поясняет смысл сказанного Им в притче о царе и его должнике, которая записана в Евангелии от Матфея (18:23-35).

Царь прощает своему рабу десять тысяч талантов. Прощенный раб в свою очередь находит своего должника, задолжавшего ему сто динариев, и требует вернуть долг. Поскольку его должник не может вернуть свой долг, тот бросает его в темницу. Эта история становиться известна царю, который, в свою очередь, отменяет прежнее решение о прощении и бросает жестокого раба в темницу, пока тот не вернет своего долга.

Для того, чтобы понять смысл этой притчи, необходимо вспомнить стоимость денег, о которых здесь идет речь. Во времена Христа один талант соответствовал 60 минам или 6000 драхмам (динариям). Драхма (динарий) равнялась 4,35 г серебра. Следовательно один талант был равен 26 кг. серебра. В Евангелии от Матфея 20:1-2 говориться о том, что драхма или динарий составляли дневную заработную плату наемного рабочего. Таким образом, за год, рабочий мог заработать около 315 динариев, если он трудился без отпуска, шесть дней в неделю, кроме субботы. Следовательно, годовая заработная плата составляла всего лишь девятнадцатую часть таланта. Чтобы заработать всего один талант, работник должен был трудиться 19 лет, без отпуска, с одним выходным в неделю.

А сколько должен был раб царю? 10000 талантов. Это 190000 лет труда! Раб имел огромный долг, за который он не расплатился бы, даже если бы ему было даровано 3000 жизней.

Но раб не простил своего должника, который должен был ему 100 динариев, что составляло примерно заработную плату за пять месяцев работы. Теперь сопоставьте долг раба перед царем и долг того, кто задолжал самому рабу? В этом весь смысл притчи, рассказанной Спасителем.

Мы имеем тот долг перед Богом, за который мы не можем заплатить, даже своей жизнью. Ведь наказание за грех – смерть (Рим. 6:23). Разве мы можем заплатить этот долг? Бог прощает нам не по нашим делам, а по милости Своей. Мы получаем наше спасение по Божьей милости и благодати, а не по нашим делам. И если Бог прощает нам такой огромный долг, то, как мы должны поступать с нашими должниками, с теми, кто незаслуженно обидел нас, кто причинил нам боль и нанес глубокую рану?

В мире много несправедливости, и как трудно нам бывает простить! Нередко можно услышать, как жена говорит мужу: я никогда не прощу тебя. Или сын обращается с подобными словами к отцу, а отец к сыну. Родители не прощают детей, дети родителей, и все это разрушает наши семьи. Мы не можем простить подрезавшего нас водителя, несправедливого чиновника, задержавшего нашу зарплату или пенсию, продавца в магазине, нагрубившего нам или человека, толкнувшего нас в транспорте. Как много обид и несправедливости!

Прощение имеет особенно важное значение для тех, кто занимается капелланским служением. Как важно увидеть в человеке, который отбывает заключение того самого должника из выше прочитанной притчи. Как важно найти пути примирения заключенного с Богом, со своей совестью и с теми, кому он нанес обиду или причинил страдания.

Есть такая программа. Капеллан с разрешения заключенного делает видеозапись его покаяния перед теми, кто пострадал от его преступления, перед своими родными, которым он нанес боль своим проступком. Затем эту видеозапись капеллан отвозит жертвам преступника. Безусловно, не все готовы простить, но, если это происходит, то мы можем стать свидетелями подлинного чуда. Слезы радости от обретения прощения мы можем увидеть на лицах преступников и их жертв. Что может сравниться с этим чудом! Ради этого стоит трудиться, ради этого стоит молиться!

Господь не просто простил нам наши долги, но Он взял их на Себя. Мы не можем заплатить свой долг перед Богом потому, что цена его – жизнь Сына Божия. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

То, что сделал ради каждого из нас Христос, неизменно вызывает в нас желание служения ближним, тем, кто сегодня испытывает страдание, пусть и справедливое, заслуженное. Тем, кто сегодня еще не знает о великом прощении, которое приготовил для каждого из нас Господь. Кто сегодня находиться в темнице своих грехов и привычек, терпит жажду, голод и холод. В нашем мире всегда есть место доброте и участию в жизни окружающих нас людей. Будем молиться о нашем подлинном духовном возрождении к служению нашим ближним!

ОЛЕГ ГОНЧАРОВ,

директор Отдела общественных связей и религиозной свободы и Отдела Капелланского служения Евро-Азиатского дивизиона