СШ

Субботняя Школа

Урок 4. 17–23 января. Божественная мудрость

"Притчи" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 4 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования

Притч. 8:1–21; Мф. 16:26; Притч. 8:22–31; Быт. 1:31; Притч. 8:32–36; Притч. 9:1–18.

Памятный текст

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22).

И вновь книга Притчей говорит о мудрости. Из текстов для исследования видно, что мудрость это истина — Истина, как она существует в Боге, Источнике и Основании всякой истины.

Этот акцент на «абсолютной» природе истины контрастирует с некоторыми современными идеями, особенно западными, которые рассматривают истину как понятие относительное, зависящее от обстоятельств и культуры, и разное у разных людей.

Но подобное понимание не является библейским. Моя истина должна быть такой же, как ваша, просто потому, что «истина» универсальна. Она не принадлежит никому конкретно, но всему человечеству в целом, независимо от того, признает ее все человечество или нет.

Любопытно, что знаменитый вопрос Пилата Иисусу: «Что есть истина?» (Ин. 18:38) возник в ответ на заявление Иисуса: «Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37). Истина — абсолютная истина — существует, и даже говорит с нами; для нас же важно, будем ли мы слушать ее и повиноваться тому, что она говорит.

Прочитайте Притч. 8:1–21. В чем ценность мудрости, согласно этим текстам?  

Мудрость настолько важна, что она должна достичь каждого. Бог создал всех людей, а Христос умер за каждого из нас. Поэтому мудрость, познание Бога и спасение, которое Он предлагает, предназначены для каждого человека.

Обратите внимание на слова, используемые для описания способности мудрости говорить: «взывает», «возвышает голос», «взываю», «голос», «говорить», «изречения уст», «язык», «уста», «слова». Как бы ни трактовались эти метафоры, ясно то, что мудрость должна передаваться; то есть она должна быть услышана всеми, кто будет слушать. В конце концов, как мы видели на прошлой неделе, все, что говорит мудрость, является вопросом жизни и смерти.

Восемь раз мудрость говорит о правдивости своих слов. Интересно, что приведенное здесь описание мудрости имеет аналогии с изображением Господа во Втор. 32:4. В этом нет ничего удивительного, потому что Бог как Создатель всего сущего (см. Ин. 1:1–3) является основанием всей истины.

Прочитайте Притч. 8:10, 11. Что эти тексты говорят о мудрости?

Столь многие люди жили — и до сих пор живут — в невежестве, в глупости и в темноте. Многие из них живут без надежды или с ложными надеждами. Это печально, ведь мудрость и истина так замечательны, полны надежд и обещания лучшей жизни сейчас и уверенности в вечной жизни на новом небе и новой земле — и все это благодаря жертве Иисуса. Все богатство мира ничего не значит (см. Еккл. 2:11–13) в сравнении с познанием Бога.

Прочитайте Мф. 16:26 и спросите себя, насколько хорошо моя жизнь отражает истину этих слов.

Прочитайте Притч. 8:22–31. Как мудрость связана с творением?  

В этих текстах мудрость таинственным образом связана с Господом как Творцом. Этот поэтический отрывок имеет много общих слов с историей Сотворения, описанной в Быт. 1 и 2, и даже отражает его литературную структуру, организованную вокруг трех основных элементов — неба, воды и земли. Цель этой аналогии — подчеркнуть основное достоинство мудрости: если Сам Бог использовал мудрость, чтобы создать мир, если мудрость является древнейшим инструментом старше самой Вселенной и имеющим столь важное значение для ее существования, мы тем более должны пользоваться мудростью во всем, что делаем в жизни.

Здесь также делается сильный акцент на Божественном происхождении мудрости. Первое слово в этой поэме — «Господь», Яхве, о Котором сказано, что Он «имел» (второе слово) «мудрость» [меня]. Еврейское слово qanah , переведенное как «имел» в синодальном переводе, имеет коннотацию (дополнительный оттенок значения) «рождения» скорее, чем «создания» (см. Втор. 32:6; Быт. 4:1). Следующее слово является техническим словом, которое ассоциируется с историей Сотворения из книги Бытие, «reshit» («начало»); оно встречается в первом тексте книги Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю».

Тем не менее слово «начало» в Притч. 8:22 используется несколько иначе, чем в Быт. 1. В Быт. 1:1 слово связано с самим творением, в то время как в Притч. 8:22 слово связано с Самим Богом, с Его путями (derek), что означает Его природу. Таким образом, мудрость является частью природы Самого Бога.

Следовательно, мудрость существовала во времени еще до создания Вселенной. Существование мудрости в то время, когда был только Бог, дает представление о древности мудрости — «от вечности».

Итак, мудрость исходит не из нас, а скорее открывается нам; это то, что мы узнаем, чему научаемся; мы не производим ее сами в себе. Конечно же, ходить в нашем собственном свете — значит ходить во тьме. Нам сказано, что Иисус есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9). Каждый человек нуждается в нем.

В Быт. 1 мы видим, что каждый шаг Творения завершается одним и тем же рефреном: «И увидел Бог, что это хорошо» (см. Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25, 31). Последний шаг (текст 31) идет еще дальше: «И вот, хорошо весьма». Еврейское слово «хорошо» содержит идею наслаждения и подразумевает взаимоотношения. В конце творческой недели Бог делает паузу, чтобы в полной мере насладиться Своим творением (Быт. 2:1–3). Во время этой паузы благословляется суббота. Точно так же наша поэма из книги Притчей завершается картиной того, как мудрость наслаждается творением.

Прочитайте Притч. 8:30, 31. Почему радовалась мудрость?           

Радость мудрости отражает Божью радость во время Творения. Эта радость не только происходит «ежедневно, на каждом этапе Творения, но также и венчает собой окончание процесса творения, когда творение (жизни на земле) было завершено.

В Притч. 8 мы находим причину радости мудрости: «И радость моя была с сынами человеческими» (текст 31). В конце творческой недели, в субботу, Бог вошел в отношения с людьми. Этот Божий «отдых» и Его радость после недельных трудов имеет непосредственное отношение к соблюдению субботы человечеством: «По примеру Творца, он [человек] тоже может оглянуться на законченную работу с радостью, удовольствием и чувством удовлетворенности. Так человек может радоваться не только творению Бога, но и своему ответственному управлению Божьим творением, не эксплуатируя его».

Прочитайте Кол. 1:15–17, 2:3; Откр. 3:14 и Ин. 1:1–14. Что говорят нам эти тексты о роли Иисуса в самом Творении? Почему Его роль как Творца так важна для понимания Его роли как нашего Искупителя?

Последние несколько текстов восьмой главы книги Притчей возвращают нас к личному аспекту — к практическому применению того, что значит иметь мудрость. Интеллектуальное знание о предсуществовании Мудрости, о присутствии Мудрости при сотворении мира, безусловно, важно, но в Библии истина всегда в какой-то момент спускается до человеческого уровня и влияет на нашу реакцию на все, полученное в Иисусе.

Прочитайте Притч. 8:32–36. Какое жизненно важное послание содержится здесь?      

Еврейское слово, переведенное как «блажен», означает «счастливый». В этом отрывке слово «блаженны» связано с двумя суждениями. Первое описывает действие: «Блаженны те, которые хранят пути мои!» (Текст 32). Тот же язык используется в Пс. 118:1, 2 в отношении закона: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его…».

Второе описывает отношение: «Блажен муж, который слушает меня» (текст 34). В обоих случаях требование предполагает постоянные усилия. Недостаточно просто обнаружить правильный путь— нам нужно «ходить» по нему. Недостаточно просто услышать слово Божье — мы должны ежедневно «хранить» его и следовать тому, что знаем. Вот как говорил об этом Иисус: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).

«Существует ли подлинное счастье на пути непослушания и нарушения физических и нравственных законов? Жизнь Христа указывает на истинный источник счастья и на путь, которым его можно достичь… Если люди желают быть действительно счастливыми, то они должны с радостью выполнять свой долг, с верностью совершать труд, порученный им, сообразуя свои сердца и жизни с совершенным Образцом» (Э. Уайт. «Моя жизнь сегодня», с. 162).

Счастье может быть неуловимым; чем больше мы стремимся к нему, тем тяжелее кажется его достичь. Почему верность Богу, в отличие от стремления к счастью, должна быть нашим главным приоритетом? Кроме того, что более вероятно принесет счастье (и почему): поиск самого счастья или поиск прежде всего Царства Божьего?

После воззвания к мудрости вдохновенный автор девятой главы книги Притчей настоятельно призывает свою аудиторию незамедлительно сделать выбор между двумя образами жизни: избрать мудрость или глупость. Первые и последние шесть текстов (Притч. 9:1–6, 13–18) симметричны и показывают контраст между противоположными лагерями.

Сравните Притч. 9:1–6 и Притч. 9:13–18. В чем разница между мудростью и глупостью?   

1. Мудрость действенна и участвует в Сотворении: для описания ее деятельности используются семь глаголов (тексты 1–3). Семь столбов, которые она вытесала (тексты 1–3), указывают на семь дней Творения. Глупость, напротив, сидит и ничего не делает, только делает вид, что является кем-то, когда на самом деле она «глупая и ничего не знающая» (текст 13).

2. Хотя мудрость и глупость созывают одинаковую аудиторию (обратите внимание на сходство текстов 4 и 16), то, что они предлагают своим слушателям, существенно отличается друг от друга. Мудрость приглашает своих гостей есть хлеб и пить напиток, который она приготовила (текст 5). Глупость не может ничего предложить, кроме как похвастать украденными товарами (текст 17).

3. Мудрость призывает нас отказаться от глупости и жить. Глупость более терпима, она не требует, чтобы мы от чего-либо отказывались, но в результате нас ожидает смерть. Те, кто следует за мудростью, будут продвигаться вперед, они будут «ходить путем разума» (текст 6). Те, кто последует глупости, будут топтаться на месте и «не знать» (текст 18).

Прочитайте Притч. 9:7–9. Как мудрый человек и злой человек реагируют на наставления мудрости? Что делает мудрого человека мудрее нечестивого?    

Ключ к мудрости — смирение. Мудрый человек способен учиться и откликается на наставления с открытой душой. Мудрость приходит только к тому, кто, как ребенок, чувствует необходимость роста. Вот почему Иисус так ясно учил: «Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

«Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и мог разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным существам. „В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога” (Ин. 1:1, 2). Христос, Слово, единородный Божий, был одно с Вечным Отцом — един с Ним по природе, характеру и намерениям. Только Он один мог иметь доступ к советам и замыслам Бога… Сын Божий говорит о Себе: „Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: „От века я помазана… когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время’” (Притч. 8:22–30)» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 34).

Вопросы для обсуждения:

Почему вера в достоверность рассказа о Сотворении из книги Бытие является основанием библейской мудрости? Почему идея эволюции противоречит Библии во всех отношениях?

Остановитесь более подробно на идее о том, что истинную мудрость мы не можем произвести сами, она должна быть открыта нам. Приведите примеры важных истин, которые мы никогда бы не узнали, если бы они не были открыты нам по Божественному вдохновению? Например, как бы мы узнали о смерти Христа на кресте и о Его служении, если бы это не было открыто? Или о седьмом дне, субботе, или о Втором пришествии?

Как Божья работа, открытая в Быт. 1, свидетельствует о том, что добро не может смешиваться со злом? Как ваш ответ соотносится с популярной идеей о том, что можно было бы, например, включить эволюционную точку зрения в историю сотворения, рассказанную в книге Бытие?

Как тот факт, что Бог наслаждался Своим творением, помогает нам приобрести более глубокий и более богатый опыт соблюдения субботнего дня?