СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 5. 24 — 30 января. Благословения праведника

«Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие» (Притч. 10:6).

Введение

Притч. 10-13

Христианская музыкальная группа, которая называется «For King & Country» («Для царя и страны») написала и исполнила песню под названием «The Proof of Your Love» («Доказательство Твоей любви»). Вы можете послушать эту песню на http://www.youtube.com/watch?v=b-2dKOfbC9c. Двое братьев, из которых состоит данная группа, смогли поместить в свою песню идею, о которой я могу часами размышлять и которой восхищаюсь, а именно: какое значение имеет в нашей жизни то, что мы являемся доказательством Божьей любви? Очень часто технологии буквально поглощают нашу жизнь, а семья, друзья и учителя постоянно спрашивают нас о наших жизненных целях. У нас есть бесконечный поток дел или учеба, которой не видно конца. Все это, и не только это, способствует тому, что мы забываем о том, что настоящее также наполнено благословениями познания Христа как нашего Спасителя. Действительно, эти благословения служат доказательством Его любви. Они исходят от Него, когда мы живем в соответствии с Его волей.

Как нам жить в соответствии с Его волей? В книге Притчей, в главах 10-13, такие слова как «праведник» и «праведность», встречаются более 30 раз. Еврейское слово «sedeq», означающее «праведность», также может быть синонимом таких слов, как «справедливость» и «честность». Христос хочет, чтобы наша жизнь была доброй и чистой. Он хочет, чтобы мы были справедливы и честны со всеми. Таким образом, мы сможем явить Его добрую и справедливую любовь. Вот как мы можем быть благословлены Богом и получить Его мудрость, чтобы следовать Его заповедям и преуспевать.

Когда мы живем по Божьим заповедям, наша жизнь становится доказательством Его любви к нам. Но остается вопрос о том, как следовать Божьим заповедям. Святой Дух, пребывающий в нас, обличает нас в грехах и открывает нашу нужду в праведности. Потом Он помогает нам вести праведную жизнь. Не всегда легко быть таковым и поступать так. Это требует абсолютной веры и послушания. Часто легче просто сказать о том, что мы будем верными, чем быть таковыми на самом деле. Я никогда не забуду, как моя мама однажды сказала: «Не по словам судят, а по делам». Сейчас я вполне осознаю ее правоту, хотя в подростковом возрасте проигнорировала ее слова.

Итак, на этой неделе я приглашаю вас узнать, что значит вести праведную христианскую жизнь, и увидеть, как Он наполняет вашу жизнь Своей любовью и благословениями. Пусть ваша жизнь будет доказательством Его любви. Когда мы начинаем проявлять Божью любовь, наша жизнь становится гораздо красноречивее наших слов.

Эмили Вуд, Палатт-Сити, Миссури, США

Логос

Притч. 10, 11

Что такого в слове? (Притч. 1: 1, 2)

У слова «праведность», или «sedeq» на еврейском, есть много значений. Оно может означать «правое дело», «правота», «честность», «благочестие», «справедливость» и «праведный поступок». Эти определения проливают свет на то влияние, которое может оказывать праведность в нашей жизни и в жизни людей, с которыми мы общаемся. Какой благородный призыв быть праведным! И также, наверное, можно воскликнуть: какая недосягаемая цель! Тем не менее урок этой недели посвящен именно этому слову и его применению в нашей жизни на основании книги Притчей, написанной Соломоном.

Малое слово, большое влияние (Притч. 10)

Хотя определения могут оказаться полезны, показывая структуру языка, иллюстрации и примеры могут оказаться еще полезнее. Итак, давайте определим характеристики праведности в соответствии с мыслями Соломона, изложенными в книге Притчей. Как, согласно его мнению, выглядят «праведные» люди?

 

В Притч. 10 названы 5 характеристик праведных людей:

1. «Благословения — на голове праведника» (Притч. 10:6).

2. «Память праведника пребудет благословенна» (стих 7).

3. «Уста праведника — источник жизни» (стих 11).

4. «Отборное серебро — язык праведного» (стих 20).

5. «Уста праведного пасут многих» (стих 21).

Давайте проанализируем эти характеристики, чтобы увидеть, что мы можем узнать об этом высоко ценимом качестве, столь важном для Бога. Праведный человек — это человек благословенный, который в свою очередь является благословением для окружающих. Праведный человек мудр, говорит нужные слова и использует их, чтобы «пасти» людей. Какая удивительная картина праведности, проявляемой в реальной жизни.

Праведность влияет не столько на наши достижения, сколько на то, что мы делаем с тем, что даровал нам Сам Бог. Достижение праведности, судя по всему, связано со следующими факторами: (1) нашей готовностью позволить Богу направлять нас и (2) нашим выбором следовать за Ним. Полученные в результате благословения не должны накапливаться. Скорее ими нужно делиться соразмерно с тем, что мы получили от Бога. Какой дар! Какая ответственность!

Определяя характеристики праведности
(Притч. 10, 11)

Чтобы узнать, обладаем ли мы праведностью, нам необходимо обратиться к Слову Божьему и увидеть определяющие характеристики этого даруемого Богом качества. Наш подход к изучению Библии всегда должен включать в себя следующую аксиому: «Если для Бога что-то важно, то это ясно изложено в Его Слове». Используя этот подход, мы можем найти 18 характеристик праведности в книге Притчей, в 10-й и 11-й главах:

1. Праведники избавляются от смерти (10:2).

2. Они не голодают (10:3).

3. Праведность несет свет Божьему народу (10:16).

4. «Желание праведников исполнится» (10:24).

5. «Праведник — на вечном основании» (10:25).

6. «Ожидание праведников — радость» (10:28).

7. «Путь Господень — твердыня для непорочного» (10:29).

8. «Праведник вовеки не поколеблется» (10:30).

9. Праведники непорочны, поэтому их путь ровен и прям (11:5).

10. Праведность избавляет их от зла (11:6).

11. «Праведник спасается от беды» (11:8).

12. Благодаря знанию праведники избегают беды (11:9).

13. Когда праведные сеют праведность, они непременно пожнут вознаграждение (11:18).

14. Они обретут жизнь (11:19).

15. Они будут спасены (11:21).

16. «Желание праведных есть одно добро» (11:23).

17. «Праведники, как лист, будут зеленеть» (11:28).

18. «Плод праведника — древо жизни» (11:30).

Праведность — это дар от Бога для всех, кто серьезно воспринимает Его призыв последовать за Ним. Для некоторых из нас искушением может быть желание накапливать приходящие с праведностью благословения. Однако Бог призывает праведных использовать эти благословения для того, чтобы благословлять окружающих. В этом заключался первоначальный призыв Авраама, Божьего «праведного» слуги: «И благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» 
(см. Быт. 12:1-3). И таков призыв Божий к каждому из нас сегодня: «Я провозглашаю тебя праведным, справедливым, благочестивым, надежным и непорочным, потому что ты решил следовать за Мной, чтобы ты мог принять Мои благословения и благословлять окружающих» (см. Мк. 16:15.)

Поэтому праведность — это не то, чего нужно достигать, но то, чем нужно делиться; не что-то, чего нужно добиваться, но то, что необходимо использовать на благо окружающих; не что-то, что нужно накапливать, но то, что нужно раздавать для славы Божьей. В заключение, праведность — это не цель, а образ жизни для Иисуса, служение Ему всем своим существом.

Рич Карлсон, Линкольн, Небраска, США

Свидетельство

Притч. 10:9

«Самый первый шаг на пути жизни заключается в том, чтобы сосредоточиться на Боге, непрестанно благоговеть перед Ним. Единственное отступление от нравственной целостности притупляет совесть и открывает дверь для следующего искушения…

«Нам велено любить Бога превыше всего, а также любить ближних, как самих себя; но ежедневный жизненный опыт показывает пренебрежительное отношение к этой заповеди».

Помимо приведенной выше цитаты Эллен Уайт также цитирует следующие стихи, касающиеся наших взаимоотношений с Богом, и благословений, которые Он изливает на праведников:

«„Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса” (Евр. 12:1, 2). Если христианин хочет успешно „пройти поприще” и обрести бессмертие, он должен избавиться от бремени зависти, злобы, злых помыслов, злоречия, корысти. Он должен избавиться от всех привычек, ведущих ко греху и бесчестящих Христа, чего бы ему это ни стоило».

«А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь» (Ис. 43:10-12).

«Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:6, 7).

«Каждому христианину дана благоприятная возможность не только ожидать пришествия нашего Господа Иисуса Христа, но и приближать этот торжественный момент (см. 2 Пет. 3:12). Если бы каждый, произносящий Его имя, приносил плод во славу Его, как быстро весь мир был бы засеян семенами Евангелия. Как быстро созрел бы последний великий урожай, и Христос пришел бы для драгоценной жатвы».

ОБСУДИТЕ

Какую пользу нашим взаимоотношениям с Богом могло бы принести наше свидетельство окружающим людям?

Мелисса Шиффбауэр, Апопка, Флорида, США

Факты

Быт. 49:26; Втор. 33:16; Пс. 9:38, 18; 32:1; Ис. 64:6

«Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие» (Притч. 10:6). Нечто похожее мы читаем в Быт. 49:26, а также во Втор. 33:16, где Иаков благословляет своего любимого сына Иосифа. Бог, наш Отец и наш Царь, также хочет благословить нас, потому что мы тоже Его дети.

Вторая часть стиха Притч. 10:6 говорит нам: «Уста же беззаконных заградит насилие». Здесь еврейское слово «kaseh» переведено как «заградит». Часто это слово используется для описания назначения одежды. Также оно нередко используется в негативном смысле, как мы видим в этом тексте, но у него есть и позитивная коннотация, как, например, в Псалме 31:1, где говорится о том, что Бог покрывает наши грехи. На этом мы желаем сосредоточиться в данном уроке.

Как мы видим в Пс. 31:1, нечестивые пытаются скрыть свои дела, но это ведет лишь к насилию. Как бы они ни старались, они по-прежнему остаются жестокими. Как говорит Библия в Ис. 64:6, «вся праведность наша как запачканная одежда». Сами мы не можем примириться с Богом, но это может сделать Христос. Когда мы позволяем Ему одеть нас в Его праведность, мы становимся поистине благословенными, потому что «блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты!» (Пс. 31:1). Итак, мы видим в Псалмах и в Притчах, что истинное благословение исходит не из того, что делаем мы, но из того, что совершил ради нас Бог.

Мы должны зависеть от Бога и Его покрывающей нас благодати. Мы покрыты либо Его благодатью, либо собственными тщетными попытками спасти себя. В Псалме 9 мы видим, что люди, которые одеты в спасение, станут благословением для других, в то время как пытающиеся спасти самих себя забыты и погибнут навеки. Праведные действительно таковы, потому что они одеты в одежды Христовой праведности. В чью одежду мы собираемся облечься сегодня?

ОБСУДИТЕ

1. Как вы думаете, почему мы порой заняты тем, чтобы скрыть свои грехи?

2. Как выглядит жизнь, облаченная в Христову праведность? Как выглядит жизнь, одетая в одежды нечестия?

3. Что представляют собой ваши благословения? Как Бог дает вам почувствовать себя Его сыном или дочерью? И, что самое главное, как вы можете представлять Бога, будучи Его дитятей?

А. Дж. Дерк, Линкольн, Небраска, США

Применение

Притч. 10:14; 11:3; 29:11

Часто мы думаем, что Библия рассказывает истории или события, которые к нам никак не относятся. Но если в Библии и есть книга, которая имеет непосредственное отношение к нашей жизни, так это книга Притчей. В притчах Соломон изрек много мудрых слов. В главе 13, стихе 3, он утверждает: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда». Этот отрывок описывает хорошо известную философию, которую, однако, не всегда практикуют. Всем известно, что для того, чтобы быть вежливым, нужно использовать хорошие слова и говорить правильно. Поступая так, мы делаем свою речь более убедительной. В этом отрывке Соломон говорит, что нам следует следить, чтобы из наших уст не исходили плохие слова, потому что иначе у нас будут проблемы.

В современном обществе считается популярным все делать самостоятельно и никого не просить о помощи. Это можно заметить, когда люди с чем-то борются, а психологи, для того чтобы человек победил в этой борьбе, рекомендуют им книги и техники «самопомощи». Однако Библия предлагает совершенно иной взгляд на эту проблему.

1. В Притч. 28:26 говорится о том, чтобы мы не полагались на себя, но были мудры, полагаясь на Бога. Он один может действительно помочь нам преуспеть в жизни. Однако правильно будет помнить о том, что Божье определение успеха может полностью отличаться от нашего.

2. В Притч. 13:20 говорится, что для того, чтобы жить успешно, мы должны окружить себя хорошими людьми, которые будут помогать нам возрастать в Боге. Нам следует общаться с мудрыми людьми, уважаемыми людьми, так как это факт, что мы становимся подобными людям, с которыми общаемся.

Значит ли это, что мы должны сторониться определенных людей? Необязательно. Глядя на жизнь Иисуса, мы понимаем, что Он не изолировал Себя. Он не отталкивал фарисеев или преступников, но у Него также были близкие друзья, люди, с которыми Он проводил большую часть Своего времени. Эти люди особым образом желали научиться от Него.

ОБСУДИТЕ

1. Посмотрите на свою жизнь. Насколько сильно вы подвержены влиянию окружающих?

2. Как вы можете любить людей так, как Иисус, но в то же время держаться на расстоянии от тех, кто склонен уводить вас от Бога?

Эмилиан Григори, Линкольн, Небраска, США

Мнение

Притч. 10:11-14

В прошлом году моя подруга решила подать заявку для участия в программе «California Youth Rush». Это 10-недельная программа, обучающая студентов литературному евангелизму, которая проходит каждое лето. Подруга молилась об этом и почувствовала, что Бог искренне призывает ее обретать души для Него. Есть ли лучший способ для свидетельства, чем нахождение «на линии фронта»! Так что она с нетерпением ждала, когда получит ответ. Но была одна проблема — язык. Понимаете, Сара выросла в семье, где никогда друг с другом не разговаривали любезно. Поэтому для нее тоже было вполне естественно разговаривать грубо и резко.

Все любили Сару и знали, что она тоже всех любит. Однако, основываясь на словах, которые она использовала, постороннему человеку было трудно не осудить ее за манеру общения. Пытаясь продать литературу, вы проводите 99% времени, беседуя с людьми у входа в их дом или на улице. Сара знала, что, если она хочет быть хорошим представителем Христа для этих людей, в ее жизни должны наступить перемены. Ей придется доверить свою речь Богу и разговаривать с людьми так, чтобы им захотелось больше узнать о Нем и Его спасающей благодати.

В Притч. 10:11 сказано: «Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие». «Слова мудрости, совет и наставления проистекают из добрых уст. Если эти слова принимаются и учитываются людьми, они, подобно освежающему потоку, несут новую жизнь и рост. Для праведника большая честь получить такую оценку, потому что о Самом Боге сказано, что Он — источник воды живой (Пс. 35:9; Иер. 2:13)».

Наши уста были созданы для провозглашения Божьей мудрости окружающим, но глупцы, поскольку они не мудры, используют свои уста для злословия. Подобно Саре, которая должна была убедиться, что ее слова прославят Бога, когда она будет беседовать с людьми, нам тоже следует обращать внимание на используемые нами слова. «В устах разумного находится мудрость» (Притч. 10:13). Пусть произносимые нами слова будут под влиянием Святого Духа и ведут к Царству Божьему.

ОБСУДИТЕ

1. Подумайте о том, какие слова вы часто используете. Наполняют ли они окружающих людей жизнью или заставляют их страдать?

2. Могут ли люди, основываясь на том, как вы разговариваете, засвидетельствовать о том, что вы были у подножия креста?

Бриттани Тэккер, Фресно, Калифорния, США

Исследование

Притч. 10 и 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бог изливает дар праведности в жизни всех Своих последователей. Некоторые дары даются только для получателя, но даром праведности нужно делиться. Чем больше Божья праведность наполняет нашу жизнь, тем меньше в ней остается места для своего «я» и эгоизма. Как Он благословляет нашу жизнь, так и мы должны благословлять окружающих. Поступая так, мы воздаем славу, честь и поклонение Богу, нашему Создателю и Искупителю. Праведность — это не самоцель. Скорее, это даруемая Им возможность всецело жить для Иисуса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Напишите пять современных притчей, объясняющих, что значит вести праведную жизнь в 2015 году.

Найдите в журналах или газетах фотографии, изображающие праведность. Что говорит вам процесс поиска таких фотографий о том, как мир воспринимает праведность?

С помощью смываемого маркера напишите по краю зеркала, которым вы часто пользуетесь, слова: «Ты праведен». Глядя на свое отражение в зеркале, вспоминайте о совершенных вами праведных поступках и благодарите Бога за то, что Он вдохновляет вас и помогает совершать такие поступки.

Придумайте награду для трех человек, чья праведная жизнь оказала на вас влияние. Вручите им награды и объясните, как они благословили вашу жизнь.

Оставьте кусочек хлеба на тарелке и не накрывайте его ничем в течение трех дней. Осматривайте его каждый день и пробуйте на ощупь. Как происходящее с нами, когда мы удерживаем праведность, схоже с тем, что происходит с хлебом?

Благословите кого-либо реальными действиями: помойте чью-то машину, почистите снег, испеките хлеб, присмотрите за детьми и т. д. Возможности бесконечны!

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Втор. 10:12, 13; Ис. 58; Мих. 6:8.

Э. Уайт. Нагорная проповедь, глава 4.

Stuart Tyner, Searching for the God of Grace.

Philip Yancey, What’s So Amazing About Grace?(Филипп Янси. Что такого удивительного в благодати).

Одри Андерссон, Сент-Олбанс, Англия