Урок 8. 14–20 февраля. Слова мудрости


"Притчи" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 8 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования

Притч. 20; 1 Кор. 12:14–26; Иер. 9:23, 24; Притч. 21; Мф. 25:35–40; Притч. 22.

Памятный текст

«Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?» (Притч. 20:6).

В какой-то степени (довольно значительной на самом деле), каждый из нас является продуктом своего окружения. Хотя наследственность играет большую роль, ценности, которых мы придерживаемся, приобретаются нами из того, что нас окружает — наша семья, образование, культура. С младенчества на нас оказывает влияние все, что мы видим и слышим.

К сожалению, то, что мы видим и слышим, не всегда оказывает на нас положительное влияние; окружающий мир греховен во всех отношениях, и это не может не сказываться на нас. Тем не менее мы получили обещание Святого Духа, и у нас есть Божье слово, которое указывает на что-то высшее и лучшее, чем предлагает этот мир.

На этой неделе мы рассмотрим различные притчи и практические истины, которые они передают, истины, которые, если принять их в сердце и затем следовать им, могут на самом деле помочь нам преодолеть негативное влияние этого греховного мира и подготовить нас к миру лучшему.

Прочитайте Притч. 20:12. Что здесь сказано о ценности всех людей?

В отличие от теории эволюции, которая считает всех нас лишь случайным порождением бессмысленного космоса, Библия учит, что все люди были созданы Богом (см. также Деян. 17:26). Не случайно Томас Джефферсон заявил о равенстве всех людей именно потому, что они были «созданы» Богом. Именно в Господе, и только в Нем одном мы равны.

Однако же, хотя у всех нас один Создатель, это не значит, что все мы одинаковы. Даже идентичные близнецы не ведут себя совершенно одинаково. В Послании к коринфянам Павел говорит о наших различиях и подчеркивает, что они не должны приводить к чувству превосходства, но, наоборот, должны помочь нам увидеть нашу потребность в другом человеке. «Не может глаз сказать руке: „ты мне не надобна“; или также голова ногам: „вы мне не нужны“» (1 Кор. 12:21).

Прочитайте Притч. 20:9. Что еще делает всех нас равными?

Грех — это еще один универсальный уравнитель. Ответ на риторический вопрос притчи: «никто», и он указывает на трагическое и безнадежное состояние человечества. Все люди слабы и смертны, и все деньги и власть в мире не изменят этого. Тем не менее в контексте Писания это указание на человеческую греховность не должно приводить в отчаяние, потому что смерть Иисуса на кресте и Его воскресение проложили путь для того, чтобы любой человек, каким бы грешным он ни был, мог иметь обещание вечной жизни. И эта жизнь дается исключительно через веру в Него, не по делам нашим.

«Если же человек не может какими-либо добрыми делами заслужить спасение, тогда оно должно дароваться исключительно по благодати, принимаемой человеком, который осознает себя грешником, ибо принимает Иисуса и верует в Него. Благодать является исключительно безвозмездным даром, а оправдание верою — бесспорным. Всякое сомнение улетучивается, едва становится ясно, что заслугами падшего человека через его добрые дела ему никогда не обрести вечную жизнь» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 20).

Вы когда-нибудь ощущали свое превосходство (или неполноценность) в сравнении с другими людьми? (В любом случае не следует сравнивать себя с другими.) Если да, что крест может рассказать вам о равенстве всех людей?

«И дела их идут вслед за ними», — говорит Откр. 14:13 о награде праведных. Только будущее покажет настоящую ценность личности. Сейчас люди могут хвастаться своим богатством, знаниями, физической силой, и, возможно, они всем этим и правда обладают. Но что это значит в глазах Бога? Как часто качества характера, достижения и дела, которые люди почитают важными или впечатляющими, оказываются бессмысленными и тщетными, каковыми и являются на самом деле. Возьмите хотя бы некоторых жалких персонажей из индустрии развлечений, которым поклоняются и которых обожают фанаты. То, что мы боготворим и чему поклоняемся, представляет убедительное доказательство того, насколько мы греховны.

Прочитайте Притч. 20:6 (см. также Иер. 9:23, 24; Мк. 9:35). Что эти тексты говорят об истинных ценностях?

Один необычайно яркий поступок или акт самопожертвования ради любимого не может служить доказательством глубины и качества наших взаимоотношений; о них свидетельствует целый ряд регулярных, на первый взгляд незначительных поступков, которые мы совершаем ежедневно, терпеливо и неизменно. Еда, которую вы ежедневно готовите и подаете своему супругу, постоянное внимание к больным родителям, неизменная прилежность в работе — все эти скромные действия на протяжении всей жизни являются свидетельством того, что ваша вера подлинна. Постоянная верность ценнее впечатляющих, но редких проявлений любви.

Этот принцип справедлив и в наших отношениях с Богом. Труднее, но более ценно жить для Бога, чем умереть за Него. Святой, живущий для Бога, делает более великое дело, чем мученик, умирающий для Него. Каждый может утверждать, что верит в Бога и служит Ему; вопрос в том, имеет ли эта вера вечные последствия? Или, как сказал Иисус: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).

Как своим терпением, добротой и готовностью реагировать на нужды других людей вы можете раскрыть кому-то характер Христа? Готовы ли вы делать это, даже если придется заплатить высокую цену?

Прочитайте Притч. 20:17; 21:5. Какой практический урок мы можем найти в этих текстах?

Вор, который крадет хлеб, получает его быстрее, чем тот, кто работает, чтобы получить пропитание. Торговцы, которые обманывают, чтобы продать свой плохой товар, могут разбогатеть быстрее, чем честный купец (ср. Притч. 21:5 со следующим текстом). Тем не менее, утверждает книга Притчей, будущее превратит сладость в «дресву» и поспешно обретенное богатство станет бедностью. Текст приводит ряд примеров, иллюстрирующих точность этого наблюдения:

1. Наследование (Притч. 20:21). Упоминание о наследстве, полученном слишком быстро (подразумевается, что родители все еще живы), следует за осуждением человека, который злословит своих родителей (Притч. 20:20). Связь между этими двумя пословицами весьма значительна. Как если бы сын (или дочь) злословил родителей, да еще и желал им смерти. Возможно, он даже придумал план смерти родителей, чтобы получить наследство. Перспектива такого поведения трагична: светильник, которым он сейчас пользуется, превратится в «глубокую тьму» (текст 20), и его проклятие против родителей обернется против него самого, ибо он «не благословится впоследствии» (текст 21).

2. Месть (Притч. 20:22). На этот раз притча адресована пострадавшему, у которого может возникнуть соблазн отомстить за зло, совершенное против него. Совет прост — предоставить дело Господу. Только тогда вы будете сохранены, это подразумевает, что если вы мстите, то подвергаете себя серьезному риску. Притч. 25:21, 22 подчеркивает то же наставление, используя метафору собирания горящих углей на голову противника, — египетский ритуал, выражающий покаяние и обращение. Если вы воздержитесь от мести, обещает Притч. 20:22, вы будете сохранены Господом и в процессе (добавляет Притч. 25:21, 22) еще и врага своего спасете, таким образом преодолевая зло добром (Рим. 12:21).

Как научиться подражать характеру Христа, когда дело доходит до преодоления зла добром? Почему это противоречит нашей внутренней природе? Почему умереть для своего «я» — это единственный способ достижения этой цели?

Характер человека измеряется не столько мудростью или даже религиозной посвященностью, сколько готовностью помогать бедным и нуждающимся. Ваш характер определяется не тем, что вы имеете, а тем, что вы даете своему ближнему. Кем вы являетесь для своего ближнего — вот мера вашего характера. Самаритянин, который спасает своего ближнего, ближе к Божьему царству, чем священник, считающийся духовным человеком (Лк. 10:26–37). Книга Притчей подчеркивает и объясняет эту приоритетность.

Ради Бога: Первая причина, чтобы сделать это приоритетом, заключается в Самом Боге, Который сострадание к бедным ставит выше нашего религиозного рвения (Притч. 19: 17, 21:13). Ваша чуткость к бедным и ваши конкретные дела, совершенные для них, Бог принимает во внимание больше, чем любой из ваших благочестивых поступков. Бог и Сам совершал такие дела, так что, когда мы делаем что-то бедным, мы делаем это Самому Богу (Мф. 25:35–40).

Прочитайте Мф. 25:35 — 40. Что здесь сказано о том, как Иисус отождествлял Себя с нуждающимися? Как эта истина должна повлиять на наше отношение к таким людям?

Ради бедных: Вторая причина заключается в самом бедном человеке, которого Бог создал так же, как и богатого (Притч. 22:2). Равенство между людьми, основанное на том, что все они созданы Богом, делает бедного таким же достойным внимания, как и богатого. Мы должны любить наших ближних такими, какие они есть: существами, созданными по образу Бога.

В то же время подумайте о том, как много хорошего вы получаете, помогая нуждающимся. Мы по природе своей эгоистичны; по умолчанию мы склонны считать себя лучше других. Помогая нуждающимся, мы учимся умирать для себя и лучше отражать характер Христа, а что имеет большую ценность для нас, чем это?

Получаете ли вы большее чувство личного удовлетворения от помощи нуждающимся, чем когда делаете что-то только для себя?

Еврейское слово «воспитание» происходит от слова, которое означает «строить» и «начинать». Все эти значения заключены в еврейскую идею воспитания: когда мы «наставляем юношу» (Притч. 22: 6), мы строим, мы полагаем начало и закладываем основу для будущего. Поэтому родители и педагоги ответственны за будущее своих детей и косвенно за будущее мира. То, что мы делаем с нашими детьми сегодня, влияет на общество на многие будущие поколения.

Прочитайте Притч. 22:6. Что здесь сказано о важности правильного воспитания детей?

Показательно, что еврейское слово «воспитание» — то же самое слово, которое передает идею «освящения» храма (3 Цар. 8:63). Воспитывать наших детей с раннего возраста означает посвятить их Богу таким же образом, как был посвящен храм. Это оказывает влияение и на наше спасение. «Родителям поручено великое дело воспитания и обучения их детей для будущей, вечной жизни» (Э. Уайт. Воспитание детей, с. 38). Такое воспитание имеет вечные последствия. Апостол Павел, очевидно, имеет в виду этот текст, когда хвалит Тимофея за то, что тот с раннего возраста знал «священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Прочитайте Притч. 22:8, 15. Какие принципы мы находим здесь?

Воспитание можно сравнить с посевом семян. Будущее нашего общества и наших детей зависит от того, что мы посеяли. Если наше семя «беззаконие», то наше воспитание потерпит крах и мы будем пожинать неприятности (текст 8). Если наше семя коснулось сердец детей (текст 15), то «исправительная розга» удалит от них глупость.

Мы так часто учим других (особенно детей) на собственном примере. Подумайте о своем примере: какое наследие вы оставляете? В каких сферах, если таковые имеются, вы могли бы оставить лучший пример?

«Родители обязаны быть образцом правдивости и свой пример ежедневно запечатлевать в сердце ребенка. Во всех жизненных делах родителями должен управлять неизменный принцип, особенно при воспитании и обучении детей… Родители, никогда не кривите душой, никогда не лгите и не подавайте плохого примера. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли честными, будьте честны сами» (Э. Уайт. Воспитание детей, с. 151).

«Многие отцы и матери, видимо, полагают, что если они накормят, оденут детей и дадут им образование, соответствующее образцу этого мира, то выполнят весь свой долг. Они слишком заняты делами или развлечениями, чтобы считать воспитание своих детей делом всей жизни. Они не стремятся воспитывать детей таким образом, чтобы те использовали свои таланты для славы их Искупителя. Соломон не говорил: „Скажи юноше при начале пути его: он не уклонится от него, когда состареет”. Но им сказаны следующие слова: „Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет”» (Э. Уайт. Воспитание, с. 38).

Вопросы для обсуждения:

Подумайте об идее, представленной в Притч. 22:6. Почему мы должны быть осторожны, применяя этот принцип? Многие родители сделали все возможное для воспитания своих детей, и все же, став взрослыми, эти дети сделали неправильный выбор. Почему, рассматривая значение этого текста, мы не должны забывать о существовании свободной воли и реальности великой борьбы?

Еще раз обсудите последний вопрос в конце урока за среду. Что говорит о нас самих тот факт, что, помогая другим, мы получаем огромное чувство удовлетворения, особенно когда ничего не получаем взамен? Как это объясняет то, что многие богатые люди чувствуют себя несчастными?

Хотя мы не все равны в талантах, образовании, опыте и так далее, мы равны в самом главном: нам всем необходим спасительный крест. Что это должно сказать нам о базовом равенстве и достоинстве всех людей? Более того, как эта истина должна повлиять на наше отношение ко всем людям?