СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 10. 28 февраля — 6 марта. Под маской

"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ I квартал 2015 год (PDF)

Аудио Урок 10 (MP3)
 
 

«Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись» (Притч. 25:6).

Введение

Притч. 3:5, 6; 1 Ин. 2:6

Иногда я задаюсь вопросом, достоин ли я находиться в присутствии Господа? Думали ли вы о том же? Я всегда чувствовал себя недостойным, особенно когда пытался сравнивать себя с Иисусом. Я пытался понять, что Господь желает увидеть в моей жизни и какие цели Он ставит передо мной. Как я могу соответствовать Его ожиданиям? Эти ожидания являются живой реальностью для многих из нас, людей, посещающих церковь каждую неделю. Как нам соответствовать такому высокому стандарту? В такие моменты сомнений я часто обращаюсь к Библии за ободрением и руководством. Там я нахожу ответ. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3:5, 6).

Если мы не прибегаем к Господу за ободрением и руководством, мы можем пасть жертвами одной из многочисленных ловушек сатаны (1 Пет. 5:8). С момента грехопадения Адама и Евы мы стали грешными существами и должны постоянно бороться со своими греховными наклонностями (Притч. 14:12). Мы должны помнить о вводящем в заблуждение змее (Быт. 3:1—6). Часто ли он искушает вас? Произносимые слова обладают великой силой, и нам нужно быть очень осторожными. Поскольку его слова так ласкают наш слух, для нас важно слушать и думать, прежде чем давать ответ 
(Притч. 17:28). Поэтому нам стоит просить Господа руководить нами в повседневной жизни (Иак. 4:6).

Коварный мир многими путями занимает наше постоянно перегруженное огнями, звуками и проблемами сознание. Подумайте об этом следующим образом: как мы можем надеяться на выживание, если рядом с нами не будет Иисуса? Такой вариант совершенно невозможен. Бог хочет, чтобы мы были, как Иисус (1 Ин. 2:6). С помощью Святого Духа мы должны развивать христоподобный характер. Подобно гусенице, которая преображается в бабочку, мы должны уподобляться Ему, чтобы окружающие могли увидеть в нас Христа.

Изучая урок этой недели, помните о том, что Бог оставил нам принципы, опираясь на которые мы можем жить в этом мире. Иисус — наш образец, наш мастер-план. Без Него мы ничто, но с Ним мы обладаем всем. Он дарует утешение всем ищущим Его в этом безнадежном мире.

Юрис Роблес, Перленд, Техас, США

Факты

Втор. 29:29; Притч. 18:8; Рим. 11:33, 34

Книгу Второзаконие можно рассматривать как прощание Моисея с израильтянами. Ее можно разделить на три части или проповеди Моисея: (1) исторический исход израильского народа (главы 1—4); (2) ряд законов и установлений (главы 4—28); (3) призыв помнить и чтить Божий завет (главы 29—34).

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Несмотря на то, что мы не можем постичь тайны Всевышнего (Рим. 11:33, 34), мы должны прилежно исследовать Писания, чтобы понять, что Бог открывает нам. Одним из величайших откровений Библии является Второе пришествие Иисуса. Я всегда думаю о том, что испытывал Моисей, когда стоял на вершине Фасги, на «пороге» земли обетованной, но не мог туда войти (Втор. 34:1—4). Как адвентисты ожидаем ли мы с нетерпением и огромным желанием обещанного нам Второго пришествия? Отражается ли в нашей жизни стремление к вечности?

Основные темы книги Притчей поддерживают нас в желании быть гражданами небес. Это темы о мудрости, взаимоотношениях, речи, работе и успехе. О речи написано следующее: «То, что мы говорим, свидетельствует о нашем истинном отношении к окружающим. То, как мы разговариваем, раскрывает, каковы мы на самом деле. Наша речь показывает, насколько мы мудры».

«Для того чтобы проявлять мудрость в речи, необходим самоконтроль. Наши слова должны быть честными и хорошо подобранными».

Затем поднимается проблема слухов. В Притч. 18:8 мы читаем: «Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева». Есть мнение, что слово «лакомства» (в английском варианте «раны») происходит «от глагола, означающего „жадно глотать“». «Отказаться слушать сплетни так же трудно, как отказаться от вкусного десерта. Принятие лишь маленькой порции того или другого вызывает желание попробовать еще. Вы можете противостать слухам подобно тому, как человек, твердо решивший сесть на диету, отказывается от леденца, он даже никогда не откроет эту коробочку. Если вы не попробуете даже первого «кусочка» сплетен, то у вас не будет ни второго, ни третьего».

Шрути Лэм, Хьюстон, Техас, США

Логос

Притч. 21:23; 23:1—8; 25:2, 3; 26:17—27; 27:1—7, 17; Притч. 29

Знать себя (Притч. 21:23; 23:1—8)

«Палки и камни могут сломать мне кости, но слова никогда не причинят мне боль» — это строка из известного детского стихотворения, которое вы когда-то слышали. Звучит захватывающе, но, как многие из нас знают, в этой строчке нет правды. Слова действуют подобно оружию или используются как стратегическое средство обмана, они могут причинять глубокие раны. Книга Притчей дает советы и мудрые наставления о возможном воздействии произносимых нами слов.

Человеку свойственна склонность к манипуляции. Мы тщательно подбираем слова, когда пытаемся избежать неприятностей или когда хотим получить желаемое, но незаслуженное (Притч. 21:6). Наши слова многое говорят о нас — о том, каковы мы на самом деле, кем себя позиционируем и кем отчаянно хотели бы быть. Почему мы порой создаем и воссоздаем с помощью слов окружающую нас реальность? Возможно ли, что то, что мы говорим, гораздо больше отображает, кто мы есть на самом деле, чем мы думаем?

Притч. 23:6, 7 напоминают нам о том, что мысли, формирующие наши мотивы, потенциально нас определяют, и то, что в конечном итоге выливается в слова, было профильтровано через эти мысли. Таким образом, произносимые нами слова являются результатом происходящего в наших сердцах. В таком случае, возможно, для того чтобы наилучшим способом справиться с влиянием наших слов, нужно обратить пристальное внимание на наши сердца. «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч. 21:23).

Глубоко копать (Притч. 25:2, 3)

Божье знание бесконечно, и Его прерогатива скрывать какие-то вопросы — это еще одна причина для того, чтобы чтить и превозносить Его. «Ему не нужно ничего исследовать, так как Он все знает в совершенстве, обладая ясным и точным видением, и ничто не может быть сокрыто от Него; в море у Него Собственные пути и тропа Его в великих водах. Неизмеримая глубина в Его советах (Рим. 11:33)».

Как только мы были созданы, мы искали понимания и объяснения мира и окружающих нас явлений природы. От эпохи Просвещения до недавнего технического прогресса мы поражаемся, исследуя видимый и невидимый мир природы. Однако нобелевские премии и прочие достижения наших академиков лишь указывают на нашу несостоятельность перешагнуть лимиты открытого Богом. Познание человеческого сердца и скрытых мотивов — это также неисследованная область. Книга Притчей характеризует это как тщетную попытку измерить высоту небес или глубины земли. И об одном, и о другом «мы можем лишь гадать, но измерить это невозможно».

Горючее для огня (Притч. 26:17—27)

Мир жаждет подлинности. Однако иронично то, что чем более «реальным» что-то позиционируется, тем больше мы считаем это подделкой. Возьмем, к примеру, практически любую «подлинность» современного продукта. Возвращаясь к нашей повседневной жизни, нетрудно кого-то обмануть «ради шутки», уязвив его гордость. Хотя на первый взгляд все может выглядеть весело, рассказанное нами может разрастаться до тех пор, пока мы уже не сможем с этим совладать.

Книга Притчей предлагает единственное решение, касающееся сдерживания губительных последствий слухов и лжи, — удалить «дрова», так как огня не может быть, если нет горючего материала (Притч. 26:20, 21). Притчи разоблачают все наши лукавые взаимодействия с окружающими. Мягкая речь, скрывающая злые намерения, «что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд» (Притч. 26:23). Снаружи он выглядит красиво, но по сути своей совершенно иной.

Скорее всего в основании обмана лежит ненависть, способная разорвать человека на части. Нам советуют не верить мягким словам человека, дышащего ненавистью (Притч. 26:24—26). Неудивительно, что ненависть приравнивается к убийству! Она движет людьми, побуждая губить. Соответственно, люди, намеревающиеся ввести в заблуждение окружающих, сами попадут в ту же западню (Притч. 26:27).

Бойтесь скрытности; любите открытость 
(Притч. 27:6, 17; Притч. 29)

Бог желает, чтобы мы были открыты с Ним и друг с другом. Он глубоко исследует наши сердца и поэтому знает нас лучше, чем мы знаем себя сами. Иногда мы обманываем себя, думая, что можем что-то скрыть от Бога и манипулировать Им в своих целях. Так же думали и Адам с Евой, когда прятались от Него.

Мы можем не знать настоящих мотивов друг друга, и у нас нет права вводить окружающих в заблуждение, преследуя свои цели. По мере того как углубляется наша дружба с Богом и мы лучше узнаем друг друга, у нас лучше получается проявлять любовь, которую питает к нам Бог. Там, где есть совершенная любовь, нет страха, а там, где нет страха, нет и причин для обмана (1 Ин. 4:18—21).

ОБСУДИТЕ

1. Почему так трудно быть искренним? Другими словами, почему порой, находясь в определенных обстоятельствах, легче извратить истину?

2. Что больше всего страшит вас в том, чтобы быть «настоящим»?

3. Как вы можете удерживаться от «подбрасывания в костер дровишек» — лжи и сплетен?

Дж. Кияна Найт-Торрес, Остин, Техас, США

Свидетельство

Притч. 25:6

«Heпосвященному сердцу сладки льстивые слова; и некоторые, поверившие обещаниям, будут изумлены, очарованы и опьянены надеждами, которым никогда не суждено сбыться. Так причинено уже немало зла. Поэтому все должны мыслить и говорить скромно о своих способностях и остерегаться, чтобы не поощрить гордость и самолюбие в других. И мужчины, и женщины, если они не посвящены Богу, лишены моральной силы и могут вполне заблуждаться как относительно человеческих способностей, так и всего того, что составляет христианскую верность. Избегайте всего, что может уменьшить интерес любого человека к созиданию утверждения, которое повелел созидать Сам Господь».

«Мир в самом деле полон суеты, гордости, эгоизма, алчности и насилия, и нам может показаться пустой тратой времени и сил проповедовать настой вовремя и не вовремя и всегда быть готовыми произносить кроткие, чистые, возвышенные, целомудренные и святые слова; нам может показаться, что мы бросаем эти слова на ветер суеты, замешательства и вражды. Однако же слова, сказанные вовремя, исходящие из освященных сердец и уст и подкрепленные благочестивой, последовательной христианской жизнью, подобны золотым яблокам в серебряной оправе. Ты же похож на одного из пустых болтунов и производишь впечатление мирского человека. Иногда ты произносишь неосторожные слова, ведешь безрассудные беседы и унижаешь свое христианское достоинство в глазах неверующих. Иногда ты говоришь об истине, но в твоих словах нет той серьезности и трепетной заинтересованности, которая способна повлиять на сердце. Ты сопровождаешь свои высказывания легкомысленными, тривиальными комментариями, создающими у собеседников впечатление, будто твоя вера притворна, а сам ты не веришь тем истинам, которые исповедуешь. Слова, сказанные в поддержку истины спокойным, выдержанным тоном с правильными побуждениями и от чистого сердца, способны разоружить противников и завоевать души. Но грубый, себялюбивый и осуждающий дух только отвратит людей от истины и пробудит дух противления».

ОБСУДИТЕ

Подумайте о времени, когда кто-то говорил вам «слова истины». Что заставило вас принять (или не принять) эти слова? Напишите, как можно сочетать наши слова и поступки, когда мы говорим «слова истины» окружающим нас людям.

Хайди Мартелла Баумгартнер, Оберн, Вашингтон, США

Применение

Притч. 26:12

Многие из нас тратят годы, пытаясь представить себя теми, кем мы не являемся. Будучи детьми, мы носили плащи из полотенец и изо всех сил старались всех убедить, что мы — супергерои. В средних классах мы отчаянно доказывали, что мы такие же крутые, как и остальные. Учась в старших классах, мы просто хотели, чтобы все думали, что мы нормальные и все у нас в порядке. Трудности приходят позднее, когда мы пытаемся обмануть себя, когда думаем, что все понимаем. Реальность состоит в том, что сейчас мы такие же несовершенные, какими были когда-то, спрыгивая с дивана и изображая из себя супергероев.

Но маски никому не помогают. В лучшем случае вы лжете всем своим знакомым. В худшем вы убеждаете даже самих себя в том, что вам не нужна помощь. Маска скрывает истину о том, что вы так же, как и все остальные, грешный человек, нуждающийся в Божьей благодати (Рим. 3:23).

Книга Притчей рекомендует нам остерегаться уверенности в том, что нам известны ответы на все вопросы. Она также напоминает о нашей ответственности по отношению к другим людям (27:17), но без искренности ничего не получится. Снимите маску и откройтесь по-настоящему для Бога и ваших друзей, чтобы лучше помочь и себе, и им.

Будьте смиренны. Признайте, что у вас, возможно, не все так хорошо, как вы думаете. Примите добрые советы из Библии и от ваших друзей, чтобы исправиться. Проявите дух Христа и с молитвой решите, как можно изменить свое поведение.

Будьте честны. Глядя на себя в истинном свете, вы сможете лучше увидеть и остальных. Вы не сможете сказать подруге, что она прекрасно выглядит, и не упомянуть о том, что сзади у нее на блузке огромное пятно. Надежного человека характеризует правдивость.

Будьте любвеобильны. Не нужно кричать на весь зал, в котором полно народу, о том, что у вашей подруги испорчена блузка. Снять маску — это не значит отталкивать от себя людей. Будьте с ними честны, проявляя Христову любовь (Еф. 4:15‒17).

Будьте осторожны. Общаться честно и с любовью с заинтересованным человеком не то же самое, что рассказывать всем подряд о недостатках в характере ваших друзей. Может быть, это и искренне, но не несет с собой добра. Не в каждой жизненной ситуации от вас требуется честность. Избегайте сплетен и конфликтов. Даже если то, что вы собираетесь сказать, честно, не всем обязательно это слышать, и, возможно, вас не назначали посредником в ссоре между другими людьми (Притч. 26:17, 20).

ОБСУДИТЕ

1. Как нечестность с самим собой может причинить вред окружающим? Как ваше самовосприятие может отразиться на ваших друзьях?

2. Как вам кажется, что больше ценится в книге Притчей: честность или любовь? Обоснуйте ваш ответ.

Эстер Майерс, Чаттануга, Теннесси, США

Мнение

Притч. 25:2, 3

Как христиане мы пытаемся определить, где добро, а где зло, где друзья, а где враги. Иногда мы приходим к простым заключениям: «Друзья всегда приходят на помощь друг другу»; «Честность — лучшая политика» или «Попробуй неизведанный путь». Однако жизнь намного сложнее, чем может быть заключено в неясном афоризме. Так недолго попасть в ловушку псевдоинтеллектуала, который, прочитав одну главу из Библии, уже считает себя теологом, или в западню студента, который только начал изучать макроэкономику и утверждает, что знает, как должна быть построена мировая экономическая система.

По определению, псевдоинтеллектуал — это «человек, который хочет, чтобы о нем думали как о том, кто обладает высоким интеллектом и большими знаниями, но который на самом деле неумен и некомпетентен». Итак, здесь главным образом речь идет о демонстрации ложной мудрости. Можно выглядеть очень мудрым человеком, но при этом не обладать глубоким пониманием дела, и для слушающего от этой притворной мудрости не будет большой пользы.

Исходя из этого, апостол Павел говорит нам о том, что не все из того, что мы услышим, мы должны с готовностью принимать или отвергать: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21, 22). Вопрос в том, как мы можем на самом деле все испытать? Здесь хорошо начать с изучения Библии. Книга Притчей многое говорит о людях и идеях, которые мы предпочитаем, но в конечном счете способность разбирать неопределенности этого сложного мира должна исходить от Бога и наших личных взаимоотношений с Ним.

Из Притч. 25:2, 3 следует, что определенные вопросы покрыты тайной, и Бог желает, чтобы мудрые люди, используя данные им способности, самостоятельно находили ответы и учились. Иисус говорил в притчах, чтобы завуалировать какие-то мысли, так как народ не был готов к Его радикальной истине. Но, находясь со Своими верными учениками, Он открывал их глаза, чтобы они могли понять. Таким же образом, когда нам что-то непонятно, мы должны просить Бога открыть наши глаза и даровать нам мудрость, исходящую только от ежедневного общения с Ним.

ОБСУДИТЕ

1. Опишите разницу между истинной мудростью и дешевым советом. Приведите примеры.

2. Как концепция псевдоинтеллектуала или друга-врага мешает отделить надежность от коварства?

Клод Марк Харди, Хьюстон, Техас, США

Исследование

Притч. 14:12; 17:28; 18:8; 21:23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Некоторым людям легко что-то говорить или делать не подумав. Другие стараются взвешивать слова или оценивать возможные последствия своих поступков, прежде чем что-то сказать или сделать. Урок этой недели раскрыл нам мудрый и весьма полезный для последователей Христа совет книги Притчей. Слова и поступки могут причинить глубокую боль или столь необходимое успокоение самому себе и окружающим. О произносимых нами словах мы читаем: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч. 21:23). Нам может быть нелегко размышлять над мотивами, побуждающими нас что-то сказать или сделать, но такой самоанализ поможет нам лучше отображать любовь, которую испытывает к нам Бог.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Проанализируйте, что заставляет вас поступать определенным образом. Всегда ли вы с готовностью помогаете людям? Добры ли вы к животным? Проявляете ли отсутствие терпения в общении с некоторыми людьми? Почему? Подумайте о реальных для вас ситуациях и определите, почему вы именно так говорите или именно так поступаете.

Свяжитесь с человеком, который сделал для вас что-то очень хорошее или сказал вам что-то очень важное, что вам помогло. Спросите этого человека о том, что его побудило так поступить.

Подумайте о времени, когда вы или ваш знакомый страдали от сплетен. Затем прочитайте Притч. 18:8. Бывает, что сплетник испытывает чувство раскаяния и приносит свои извинения человеку, которого обидел. Таким образом он постигает мудрость, записанную в Притч. 21:23.

Поговорите о том, как следование мудрому совету из книги Притчей могло бы отразиться на общении в социальных сетях. Затем поговорите о случаях, когда такое общение причинило кому-то боль, когда кто-то не подумал о последствиях своих слов и поступков.

Создайте иллюстрацию притчи, представленной в уроке этой недели, или той, которая для вас имеет особое значение. Здесь вы найдете пример: http://www.christianfunnypictures.com/2013/11/Притч.-31-girl.html.

Испеките печенье, иллюстрирующее своей формой какую-либо притчу, и поделитесь с вашим классом. Сахарной глазурью напишите нужный стих. Печенье может быть в форме сердца (3:5); желудка (18:8); губ или языка (21:23); стоящей ноги (25:6); собачьих ушей (26:17).

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Пс. 49:23.

Э.Уайт. Наглядные уроки Христа, «Речь», с. 335‒339.

«On Lacking Tact», Adventist Откр.iew Online by Sari Fordham, http://archives.adventistОткр.iew.org/issue.php?issue=2008—1513&page=17.

Пособие по изучению Библии за октябрь, ноябрь и декабрь 2000 года http://ssnet.org/qrtrly/eng/00d/.

Рик Блондо, Кларксвилл, Мэриленд, США