СШ

Субботняя Школа

Урок 11. 7–13 марта. Жизнь по вере

Click here to learn more

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 11 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования

Притч. 28:4, 7, 9; Рим. 1:16, 17; Гал. 3:24; Притч. 28:5; 1 Ин. 2:15–17; Притч. 29:13.

Памятный текст

«Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (Притч. 29:25).

Множество разных голосов зовут нас в разных направлениях. Как знать, что правильно, а что неправильно? Ответ можно найти у Бога и в Его письменном откровении. Мы должны научиться полагаться на Бога и повиноваться Его закону. Все остальное придет само.

Именно это имел в виду Иисус, когда сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Мы должны сделать доверие Богу и следование за Ним нашим главным приоритетом; в противном случае мы сделаем приоритетом что-то другое, и это будет самым настоящим идолопоклонством. Мы можем научиться доверять Богу, только живя жизнью веры. Христианская жизнь в этом и состоит — в хождении с Богом. Мы должны принять решение делать то, что повелел нам Господь, а последствия доверить Ему.

В книге Притчей слово «тора» — «закон» или «наставление» встречается 13 раз, при этом четырежды в Притч. 28 (текст 4 [дважды], 7, 9). Хотя в этой книге данное слово обычно используется в значении «учение» мудрого (Притч. 13:14), в израильской традиции оно имеет духовный подтекст и относится к Божественному откровению, как указано в самой книге Притчей (Притч. 29:18).

Прочитайте Притч. 28:4, 7 и 9. Что эти тексты говорят нам о важности закона в нашей жизни?

От других народов израильтяне отличались не столько способом мышления или даже своими «духовными» и трудными для понимания богословскими взглядами. Более всего они отличались особенным образом жизни, тем, какие конкретные решения они принимали в вопросах пищи, отдыха, окружающей среды и взаимоотношений с соседями и родственниками. Именно это делало их «святыми», или «отделенными» от всех других народов. В идеале эти решения должны были быть основаны на законе и заключенных в нем принципах.

Мы, люди, не можем быть мудрыми сами по себе; мы даже не всегда способны отличить добро от зла (3 Цар. 3:9). Поэтому нам нужен Божественный закон, который помогает обрести понимание. Иными словами, обретение мудрости не зависит от интеллектуальных или духовных упражнений; оно, по существу, связано с послушанием закону, который находится вне нас, нашей культуры, нашей личной психологии и наших желаний.

Этот закон, конечно же, — вечный закон Божий. И следование этому закону, действительно, является актом веры. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „праведный верою жив будет“» (Рим. 1:16, 17).

От каких бед и проблем вы были избавлены благодаря тому, что приняли решение по вере соблюдать закон Божий? Насколько отличалась бы ваша жизнь, если бы вы не соблюдали его?

Несмотря на всю важность закона (торы) для жизни по вере, сам по себе он не является источником жизни. Напротив, закон указывает на грех, а грех приводит к смерти (см. Рим. 7:7–13). Эффективной же тору делает тот факт, что она исходит от Бога. Без Бога тора была бы просто сводом юридических установлений, правил, которые не имеют ничего общего с Его первоначальными намерениями. Жизнь в послушании закону Бога — это жизнь с Самим Богом. Тора не заменяет Бога; она — просто учитель, который (согласно аналогии Павла) приводит учащихся к Учителю (Гал. 3:24).

Прочитайте Гал. 3:24 в контексте. Как закон указывает нам на Иисуса, позволяя на самом деле «оправдаться верою»?

Книга Притчей — это не просто книга мудрости; это прежде всего книга о Боге, Который явил мудрость. Когда мы ищем мудрости, повинуясь закону, это приводит нас к Господу и к спасению, которое Он безвозмездно предлагает нам по вере в Иисуса.

Прочитайте Притч. 28:5. Что помогает нам разуметь всё?

Слово «разумеют» используется дважды в 5-м тексте, так же, как слово «закон» в 4-м тексте. Эти два текста связаны: соблюдать закон (текст 4) и искать Господа (текст 5) — неразделимые понятия. Однако эта деятельность не ограничивается только тем, чтобы просто знать и делать то, что правильно («справедливость» [текст 5]). Это понимание касается «всего» просто потому, что происходит от Бога «всего». Для древнего Израиля знание было тесно связано с религиозным опытом, а вера — с интеллектом и рациональным мышлением. Было невообразимо иметь веру без мышления или мыслить без веры, потому что Бог — основание и одной, и другой сферы.

Почему верить в Бога — целесообразно? Почему отвергать Бога — менее логично и рационально, чем верить в Него?

Прочитайте 1 Ин. 2:15–17. О чем нас предостерегают здесь и как мы можем защитить себя от опасности, о которой говорят эти тексты?

Хотя у людей существуют разные представления о том, что значит быть «богатым», книга Притчей содержит некоторые указания о том, как стать «богатым», а затем что делать со своими «богатством» после того, как вы его обрели.

1. Не богатейте за счет бедных (Притч. 28:8). Ваше богатство считается неправедным, если вы получили его за счет бедных. Как мы уже видели, Библия решительно выступает против тех, кто использует бедных в корыстных целях.

2. Давайте нищим (Притч. 28:27). Книга Притчей показывает, что в отличие от жадных человек, который щедр по отношению к бедным, будет благословлен.

3. Трудитесь (Притч. 28:19). Богатство не должно приходить в результате воровства или случайно, но как награда за упорный труд. То, что мы получаем, зависит от качества нашего труда. Если мы богаты, мы должны заслуживать этого.

4. Не пытайтесь разбогатеть быстро (Притч. 28:20, 22). Книга Притчей предупреждает о двух возможных сценариях: (1) когда мы закрываем глаза на некоторые нечестные действия и в результате становимся соучастниками этих действий (Притч. 28:22); (2) когда мы так стремимся воспользоваться имуществом наших родителей, что лишаем их необходимого для жизни (Притч. 28:24). Хуже всего то, что те, кто так поступает, могут до тех пор оправдывать свое поведение, пока окончательно не убеждают себя, что они не сделали ничего плохого. Они говорят, мол, «это не грех».

Деньги — мощная движущая сила, и именно поэтому Библия много говорит о них. Если вы хотите денег (как и множество других людей), как вы можете быть уверены, что не попадете в ловушку того, что Иисус назвал «обольщением богатством» (Мк. 4:19)?

Прочитайте Притч. 29:13. Какая тема здесь обсуждается?

Бедные и богатые равны (Притч. 29:13). Образ света, который используется в этой притче, представляет этот вопрос в перспективе творения. И богатые, и бедные были созданы Богом (Притч. 22:2). И те, и другие наслаждаются даром жизни, и солнце светит для тех и других. Так же, как богатые получили предупреждение о том, как им следует относиться к бедным, бедные должны любить даже своих угнетателей, которые могут в некоторых случаях быть богатыми (Мф. 5:44, 45).

Какую весть сообщает Притч. 28:3?

Бедные имеют те же обязанности, что и богатые (Притч. 28:3). Бедность не должна служить оправданием беззаконию. Тот факт, что вас, возможно, притесняли, не дает вам права притеснять других. Притча Иисуса о слуге, который угнетает того, кто беднее его самого, показывает, что такая реакция, хотя и неожиданная со стороны бедного (от которого можно было ожидать более благосклонного отношения к другим беднякам), не является чем-то необычным (Мф. 18:22–35). В Притч. 28:3 используется образ дождя, который, как правило, является благословением, но здесь оказывается разрушительным ливнем; эта метафора иллюстрирует ненормальность такого поведения, и разочарование, которое оно приносит.

О чем сообщает Притч. 28:6?

Праведный бедняк лучше, чем нечестивый богач (Притч. 28:6). Согласно традиционному пониманию вопроса, праведный человек не должен быть бедным, ибо считается, что бедность является просто справедливым наказанием для ленивых (Притч. 24:34). Тем не менее на практике жизнь более сложна, чем в теории. Бедные могут быть жертвами несправедливости или обстоятельств, которые им неподвластны. Так часто случается. Тем не менее шкала ценностей, которые отстаивает книга Притчей, четка и однозначна. Праведность важнее богатства, а успех — не надежный индикатор праведности.

Что мы можем сделать, столкнувшись с соблазном пойти на компромисс со своими ценностями ради материальной выгоды? Как мы можем защитить себя, чтобы не сделать ничего подобного (что легче сделать, чем мы думаем)?

Из всех истин, которым мы могли бы научить наших детей, учеников или всех, кто пожелает учиться у нас, пожалуй, самая важная отмечена у Павла, который пишет о погибших, говорит, что «они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10). Конечно, поскольку Иисус есть Истина, учить других любить истину — значит учить их любить Иисуса, и нет ничего важнее этого.

«В какую бы область знания мы ни окунулись с искренним желанием дойти до истины, мы обнаружим невидимый и могущественный Разум, пребывающий во всем и везде. Разум человека соприкасается с Разумом Божьим, ограниченный — с Безграничным. Невозможно в полной мере оценить облагораживающее действие такого общения на тело, разум и душу» (Э. Уайт. Воспитание, с. 14).

Прочитайте Притч. 29:15 (см. также Притч. 29:19). Какой важный принцип представлен здесь не только для воспитания, но вообще для жизни?

Хотя наш пример важен, особенно для тех, кого мы не можем обличить или наказать, в некоторых случаях нужно кое-что большее. Это особенно верно в отношении наших детей. Порой детей нужно наказывать, чтобы исправить.

Мы по природе своей — греховны и развращены, включая даже тех милых существ, которых мы любим, — наших детей. Мы не оказываем добрую услугу ни себе, ни нашим детям, позволяя им делать все, что они хотят. Дети на самом деле не только нуждаются в дисциплине — они хотят ее. Они должны знать, что существуют ограничения и что они должны оставаться в их рамках. Мать, которая считает, что должна уважать свободу своего ребенка, позволяет ему делать все, что он хочет, ни в чем его не ограничивая, в конечном счете пожнет «стыд» (Притч. 29:15), а ее дети — печаль, если не сейчас, то когда станут взрослыми.

Какие важные уроки вы усвоили в детстве, которые приносят вам пользу и в зрелом возрасте? Как это знание помогло сделать вашу жизнь лучше?

«Законы Бога основаны на самых незыблемых нравственных принципах и сформулированы так, чтобы способствовать счастью тех, кто соблюдает их… Религия приводит человека к личным взаимоотношениям с Богом, но не только, ибо по небесным принципам нужно жить, чтобы они могли помогать и приносить людям благословение» (Э. Уайт. Сыновья и дочери Бога, с. 267).

«Полное пренебрежение воспитанием детей для Бога увековечивает зло и бросает во вражеские ряды многих мальчиков и девочек, которые при благоразумном родительском попечении могли бы стать соработниками Христа. Ложные представления и неразумная, неправильно направленная любовь развивают у детей отрицательные черты, делающие их непривлекательными и несчастными, осложняющими жизнь родителям; это пагубное влияние закрепляется из рода в род. Любой ребенок, которому позволяют все делать по-своему, обесчестит Бога и опозорит своего отца и мать… Пренебрегая своим долгом и попустительствуя детям в их неправде, родители закрывают для них врата Божьего града» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 325, 326).

Вопросы для обсуждения:

Русский писатель Лев Толстой, хотя и вырос в христианской семье, на многие годы отказался от своей веры. В зрелом возрасте он пережил кризис: каков смысл жизни, если она все равно заканчивается смертью? Хотя он искал ответы во всех областях знаний, он не нашел их там. В конце концов он понял, что ответ на вопрос о жизни и ее смысле нужно искать в вере — в том, что выходит за рамки самой логики. То есть его логика подсказала ему, что ответ лежит за пределами логики, в мире веры. Почему вера в Иисуса является наиболее логичным выбором, который мы можем сделать, ища смысл и цель жизни?

Что, по-вашему, значит — любить истину? Как мы любим истину? Чтобы любить истину, для начала нужно ее знать. Как мы приходим к познанию истины? И как мы можем быть уверены, что не позволяем ничему стоять на пути нашей любви к истине?

  • Sergei Kovalev

    Хороший урок на эту неделю, всем учителям желаю мудрости преподать его.