Урок 2. 4–10 апреля. Крещение и искушения


"Евангелие от Луки" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 2 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования

Лк. 3:1–14; Рим. 6:1–6; Лк. 3:21, 22; Лк. 4:5–8; Ис. 14:13, 14; Лк. 4:9–13.

Памятный текст

«И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

Как мы видели на прошлой неделе, Лука приводит список великих исторических сановников, чтобы показать, что его повествование об Иисусе и Иоанне так же реально и исторично, как и эти сильные мира сего.

Но существует еще одна важная причина для упоминания этих могущественных и влиятельных людей. Лука противопоставляет им смиренного человека из пустыни, Иоанна Крестителя, богоизбранного посланника, который должен был «приготовить путь» наиболее значительному событию в истории человечества: пришествию Иисуса, Искупителя мира. Интересно, что Бог избрал глашатаем Мессии не одного из «великих», а одного из «малых».

Соединив все эти исторические реалии, исследователи дают нам дату начала служения Иоанна Крестителя и Иисуса, близкую к 27 или 28 году н. э. Именно в этих исторических рамках существования Римской империи Иисус был крещен и получил заверение Небес, что Он — «возлюбленный Сын» Божий (Лк. 3:22). Лука устанавливает этот факт в самом начале, еще до того, как начать «по порядку описывать» своим читателям миссию и служение Иисуса Христа.

В главе 3 Евангелия от Луки Иоанн появляется в своей уникальной и важной для истории спасения роли. Многое можно сказать о проповеди Иоанна, но одно очевидно — он не приукрашивал свои слова в угоду толпе.

Прочитайте Лк. 3:1–14. Эти слова Иоанна содержат истины, важные не только для его непосредственных слушателей, но и для всех нас. Какие конкретные истины вы можете взять для себя из того, что говорит здесь Иоанн?

Покаяние — не просто теоретическое понятие, это образ жизни. Слово происходит от греческого метанойя, что означает изменение ума, и оно приводит к новой жизни.

«Крестить» означает окунать или полностью погружать в воду. Погружение имеет глубокий смысл. Еще до Иоанна Крестителя евреи придавали крещению погружением огромное значение. Этот обряд обычно совершали над языческими прозелитами, которые решали присоединиться к иудейской вере.

Предлагая евреям креститься, Иоанн Креститель установил новый принцип: крещение — это возможность публично отказаться от своих старых греховных путей и подготовить себя к приходу Мессии. Таким образом, Иоанн Креститель ввел символический акт отречения от греха и посвящения себя новому образу жизни как граждан царства Мессии, Который вот-вот будет помазан. Иоанн сразу же добавил, что он крестит только водой, но Тот, Кто придет за ним, «будет крестить… Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16). Таким образом, представлена важная истина: крещение как акт погружения в воду является лишь внешним символом внутреннего изменения — изменения, которое в конечном итоге будет запечатлено крещением Святого Духа.

Прочитайте Рим. 6:1–6. Какие духовные уроки извлекает апостол Павел из акта крещения? Обратите внимание на сравнение, которое он делает между актом погружения в воду и выхода из воды, с умиранием для греха и жизнью в праведности. В чем проявилась эта новая жизнь во Христе в вашей жизни? Какие ее сферы еще остаются «под водой»?

В Лк. 2:41–50 мы читаем известную историю о том, как Иосиф и Мария потеряли Иисуса в Иерусалиме. Особенно примечательным является ответ Иисуса на упрек Марии (текст 48). Его ответ показывает, что Он понимал Свою Божественную сущность, что Он — Сын Божий: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Текст 49). Как говорится в следующем тексте, Иосиф и Мария не поняли смысла того, о чем сказал Иисус. Да и как они могли понять? Ведь даже ученики, проведя с Иисусом несколько лет, все еще ​​не были полностью уверены в том, кем Он был и что должен был сделать.

Например, после Своего воскресения Иисус разговаривал с двумя учениками по дороге в Эммаус. Один из них, рассказывая об Иисусе, сказал, что Он «был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк. 24:19). Иисус, конечно же, был гораздо больше, чем пророк. Даже тогда они все еще ​​не понимали, кто Он такой и что пришел сделать.

Прочитайте Мф. 3:13–17; Ин. 1:29–34 и Лк. 3:21, 22. Каков смысл крещения Иисуса?

Во время крещения Иисуса Небо засвидетельствовало, что Он является Сыном Божьим. Иисус принял крещение не потому, что нуждался в нем как в части процесса обращения и покаяния, но чтобы подать пример другим (Мф. 3:14, 15). Относительно крещения Иисуса можно выделить три важных фактора: (1) Иоанн Креститель провозгласил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29); (2) Святой Дух помазал Его для предстоящей миссии; (3) Небо провозгласило, что Иисус есть Сын Божий, в Котором благоволение Отца.

Подумайте вот о чем: безгрешный Божий Сын, Творец вселенной, был крещен простым человеком — и все это было частью плана спасения. Как это удивительное смирение с Его стороны должно помочь нам быть готовыми смириться, когда того потребуют обстоятельства?

«Иисус, исполненный Духа Святого… поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола» (Лк. 4:1, 2). Рожденный для предопределенной Богом миссии, во время крещения уполномоченный выполнить определенную работу, оснащенный силой Святого Духа, Иисус Христос отправился в пустыню, чтобы осмыслить стоящую перед Ним задачу.

Искушение в пустыне стало знаменательным сражением между Христом и сатаной в великой борьбе, которая продолжается с тех пор, как Люцифер поднял мятеж на небесах. В пустыне, когда Спаситель ослаб после сорока дней поста, когда предстоящий путь выглядел мрачным и изнуряющим, сатана лично напал на Иисуса. «Сатана понял, что он должен либо победить, либо потерпеть окончательное поражение. Эта борьба была слишком серьезной, чтобы доверить ее своим ангелам-единомышленникам, он вступил в сражение сам» (Э. Уайт. Желание веков, с. 116).

Заметьте, что сказал сатана Христу: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4:3). Как эта попытка сатаны отражает то, что он пытался сделать на небесах?

Суть первого искушения — не хлеб и не голод. Да, после 40-дневного поста в пустыне Спаситель, должно быть, чувствовал сильный голод, и сатана использовал это обстоятельство в качестве приманки. Но сатана знал, что Иисус — Создатель вселенной. Тому, Кто создал вселенную из ничего, сделать хлеб из камня не представляло никакой проблемы. Важнейший момент искушения мы находим в следующей фразе: «Если Ты Сын Божий…» Всего за 40 дней до этого голос с небес свидетельствовал, что Иисус действительно Сын Божий, и теперь усомнится ли Иисус в этом небесном заверении? Сомнение в Слове Божьем — первый шаг к уступке искушению. На небесах сатана оспаривал права Иисуса; в более тонкой форме он делает это и здесь.

Как научиться не сомневаться в Божьих обетованиях?

Прочитайте Лк. 4:5–8. Почему сатана хотел, чтобы Иисус поклонился ему? Чтол здесь было поставлено на карту?       

Поклонение является исключительной прерогативой Бога. Это один из факторов, который разительно отличает творение от Творца. Один из вопросов, поднятых в мятеже Люцифера, был вопрос поклонения. Амбиции Люцифера хорошо обобщены в книге пророка Исаии 14:13, 14: взойти на небо, вознести свой ​престол выше звезд небесных, быть подобным Всевышнему. Это была попытка узурпировать власть, которая принадлежит только Творцу и больше никакому другому живому существу, каким бы высокопоставленным он ни был.

В этом контексте мы можем лучше понять, что происходит во время искушения Христа. Когда Иисус практически был готов начать Свою миссию по искуплению мира и возвращению его в собственность и под власть Бога, сатана возвел Его на вершину горы, показал как панораму все царства мира и предложил их Ему за одно-единственное действие: «Если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4:7).

Сатана пытался отвлечь взгляд Христа от Его Божественной задачи и соблазнить Его роскошью и славой, которую можно получить за простой поклон. Он пытался здесь получить власть и поклонение, которые ему не удалось получить на небесах.

Обратите внимание на то, как Христос отверг искусителя: «Отойди от Меня, сатана» (Текст 8). Поклонение и связанное с ним служение принадлежат одному только Богу-Творцу. И здесь снова Слово Божье приходит Ему на помощь. Именно Божественное вдохновение изрекло через Моисея: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего… Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» (Втор. 6:4, 5, 13). Непреклонное решение следовать за Богом в вере и послушании является окончательным ответом на ложь и уловки сатаны.

Любой из нас может столкнуться с искушением пойти на компромисс в вопросах веры, даже в «мелочах». Что, если хорошая работа, вступительный экзамен в университет или продвижение по службе требует компромисса в отношении соблюдения субботы? А если для получения визы требуется утаить информацию о своей вере? В какой момент вы уступите? Есть ли случаи, когда компромисс приемлем?

Лука и Матфей меняют местами второе и третье искушения. Причина не ясна, но это не должно смущать нас. Самое главное — окончательная победа Христа над сатаной, которую провозглашают оба Евангелия. Важный вывод, который можно извлечь, изучая искушения, заключается в следующем: Иисус Христос является реальным человеком —искушаемым, как и мы, но без греха (Евр. 4:15). Одержав победу в каждом из искушений, восторжествовав над сатаной, со Словом Божьим на устах и находясь в тесной связи с небесным источником силы через молитву, Иисус появляется, чтобы провозгласить Царствие Божье и ознаменовать начало мессианской эпохи.

Прочитайте Лк. 4:9–13 и Мф. 4:5–7. В первых двух искушениях Иисус использует Писание, чтобы преодолеть соблазны сатаны. Теперь, во время третьего искушения, сатана делает то же самое и цитирует Писание якобы для того, чтобы проверить, действительно ли Иисус серьезно относится к Слову Божьему. Что здесь происходит и как ответил Иисус?

Сатана возносит Иисуса на вершину храма в Иерусалиме, самого священного места в еврейской истории. Город Сион, храм, в котором Бог обитает среди Своего народа, становится местом столкновения сатаны с Иисусом. И вновь этот пролог: «Если Ты Сын Божий». Смотрите, что говорит сатана: если Бог действительно Твой Отец, и если Твоя миссия действительно по Его воле, бросься вниз с крыши и проверь все еще раз. И если все это правда, Бог не позволит Тебе разбиться. Затем он цитирует Писание: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя» (Лк. 4:10).

Сатана знает Писание, но он искажает его. Его тактика — заставить Иисуса испытать Бога. Бог действительно обещал защиту Своими ангелами, но только в контексте исполнения Его воли, например, как в случае с Даниилом и его товарищами. Иисус снова отвечает сатане решительно, используя Писание, заявляя, что не следует испытывать Бога (текст 12, перевод РБО). Наш долг — предать себя в руки Божьи, и пусть Он сделает все остальное.

Заметьте четыре основные библейские истины об искушении: (1) никто не свободен от соблазнов; (2) когда Бог позволяет искушениям прийти к нам, Он также дает благодать, чтобы мы могли сопротивляться им, и силы преодолевать их; (3) искушения не приходят всякий раз одним и тем же способом; (4) никому не посылается искушение выше его сил, но так, чтобы он мог перенести (1 Кор. 10:13).

«Если бы Иосиф и Мария сосредотачивали свои помыслы на Боге, размышляя и молясь, они осознали бы оказанное им священное доверие и не потеряли бы из виду Иисуса. Однажды проявив небрежность, они потеряли Спасителя, и это стоило им трех дней хлопот и волнений. Так и мы, увлекшись пустыми разговорами, злоречием или пренебрегая молитвой, рискуем однажды потерять Спасителя, и тогда нам предстоит провести много дней в печальных поисках, чтобы обрести Его снова и вернуть мир, который мы утратили» (Э. Уайт. Желание веков, с. 83).

Вопросы для обсуждения:

Искушение само по себе не является грехом. В библейском смысле искушение может даже сделать человека сильнее. Быть искушаемым — это одно; совершить грех — совсем другое. Какова наша ответственность в том, чтобы избегать соблазна?

Философы и богословы часто используют термин «метаповествование» — великий всеобъемлющий рассказ или тема, в рамках которой происходят другие истории. Иными словами, метаповествование является фоном, контекстом, в котором разворачиваются другие рассказы или события. Как адвентисты седьмого дня мы рассматриваем великую борьбу как «метаповествование» или фон для событий, происходящих не только здесь, на земле, но и на небе. Какие библейские тексты показывают нам реальность великой борьбы и как она помогает объяснять события, происходящие в мире?

Вспомните самые яркие и убедительные библейские тексты, которые обещают нам победу над искушениями, встречающимися на нашем пути. Почему, даже имея эти обещания, иногда так сложно устоять?

В уроке за вторник, сказано: «Сомнение в Слове Божьем — первый шаг к уступке искушению». Почему это так?

Какие иные формы может принимать идолопоклонство помимо прямого поклонения чему-то кроме Господа? Как оно может маскироваться?