СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 4. 18–24 апреля. Призыв к ученичеству

"Евангелие от Луки" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ II квартал 2015 год (PDF)

Аудио Урок 4 (MP3)
 
 

«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23).

Вступление

Лк. 5:1–11; 9:23

В начале богослужения в моей церкви мы всегда поем песню, которая очень дорога моему сердцу:

«Господь, молитву сердечную нашу услышь,

Смиренному воплю внемли.

Ты любишь, заботишься и хранишь,

На Тебя положиться мы можем».

Особо близки мне слова: «На Тебя положиться мы можем». Бог — это единственная Личность на этой земле, Которой мы можем довериться полностью и получить силу, водительство, любовь и заботу. Доверяя Ему, мы позволяем Ему жить в нас. По сути, доверие Богу — это и есть главная мысль урока этой недели.

В истории призвания Петра, Иакова и Иоанна (Лк. 5:1–11) мы читаем, что Иисус сказал Петру забросить сети в воду. И это после того, как они не смогли ничего поймать за всю ночь! Чтобы выполнить совет Христа и забросить сети по другую сторону, Петру нужно было проявить немалую силу воли, потому что все их усилия предыдущей ночью ушли в никуда, а физические силы были на исходе.

Но Петр все же поступил так, как сказал Христос. Более того, будучи движим верой, он поймал столько рыбы, что его лодка начала тонуть. Именно благодаря этому опыту веры Христос смог сказать ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 10). Я уверена, что Христос в этой ситуации поставил цель научить Петра и всех Его будущих последователей следующему: быть учеником Иисуса — значит во всем полагаться не на свои силы, а на Божьи.

Если мы полагаемся на Божью силу, в нашей жизни произойдет много невероятного. Мы станем самоотверженными и приобретем большую схожесть с Христом. Когда мы молимся и читаем Библию, мы открываем Богу свое сердце, и Он наполняет нас Своей любовью. Мы только тогда сможем поделиться своей верой с другими, когда по-настоящему переживем эту любовь и единение с Богом. Сначала Бог наполняет нас, а затем Его любовь из нашего сердца изливается на других. Но, чтобы это произошло, мы должны признать свою зависимость от Христа, потому что Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Изучая урок на этой неделе, помните, что в центре ученичества стоит доверие Богу.

Ниачем Чик, Калгари, Альберта, Канада.

Доказательство

Лк. 6:40

Ученики — это люди, которые принимают и распространяют философию учителя. Можно сказать, что ученики — это студенты, которые должны настолько вникнуть в то, что им преподает учитель, чтобы уподобиться ему как в мыслях, так и в поступках. Именно об этом говорит Лк. 6:40: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». Как христиане мы соглашаемся, что мы — ученики Иисуса Христа. А если так, то мы должны быть похожими на Него. Тем не менее перед нами стоит очень важный вопрос. Обязательно ли видеть Учителя и Его дела, чтобы быть учеником?

Студенты согласятся, что очень сложно изучать какой-либо предмет без преподавателя. Без учителя они не знают, что конкретно им нужно делать, чтобы лучше изучить этот предмет. Они не уверены, всё ли делают правильно. Они сомневаются в своем успехе. Смогут ли они на практике применить знания, которые получили в аудитории?

И это только малая доля вопросов, которые могут возникнуть перед нами. Поэтому, несомненно, в присутствии учителя ученики обретают больше уверенности. Он отвечает на все вопросы, учит новым методам и помогает лучше понимать предмет. У учеников Христа были все эти условия. Иисус был с ними, и они лично видели все Его чудеса. Они видели, как Он накормил пять тысяч человек, как изгонял бесов, как ходил по воде и исцелял больных.

А какие доказательства есть у нас? Что сегодня помогает нам следовать за Ним?

Тот же Бог, Который сказал Иисусу Навину: «Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1:9), это тот же Бог, Который говорит и нам сегодня. Бог присутствует с нами так же, как Он присутствовал с учениками. Он дал нам Свое Слово, и мы можем с уверенностью доверять Ему, потому что Они едины и неизменны. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Нам не стоит сомневаться. Все, что от нас требуется, — упражняться в вере. Между верой и ученичеством существует тесная связь.

ДИСКУССИЯ

1. Можете ли вы быть уверены, что вами руководит Христос?

2. Какой будет ваш отклик, когда Христос скажет вам оставить все и последовать за Ним?

Беван Чеблал, Калгари, Альберта, Канада.

Слово

Лк. 5:1–11; 6:12–16; 9:23–25, 57–62; 10:1–24

Путь к ученичеству (Лк. 5:1–11)

В ловле рыбы для Симона, Иакова и Иоанна главными были настойчивость и случай. Они не задумывались над тем, что именно Бог обеспечивает пропитанием их и все творение (Лк. 12:24). Поэтому было важно, чтобы их настойчивость потерпела крах, а удача изменила им. И только после этого появляется Христос и предлагает альтернативу: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» (Притч. 3:5). В Лк. 5:4 Иисус повелевает Симону сделать то, что тот безуспешно делал всю ночь. Представьте, что вы сделали две попытки, чтобы достичь чего-то. В обоих случаях вы действовали одинаково, кроме одной детали, и достигли разных результатов. Можно сделать вывод, что именно эта деталь повлияла на результат. Утверждение «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4:4) — это цитата из Втор. 8:3, которую Иисус использовал, чтобы противостоять одному из искушений сатаны. Именно это утверждение было той деталью, которая повлияла на результат. И Симон должен был это признать, потому что он увидел, как рука Божья совершает то, что он раньше считал случаем. Наша человеческая природа склонна сомневаться в Божьих обещаниях. Вспомните Захарию, который сомневался в том, что Бог исполнит пророчество о рождении Иоанна Крестителя. Прежде чем вступить на тропу ученичества, мы должны поверить в то, что Бог говорит в Ис. 55:11. Слово Божье проверено историей. Мы можем доверять ему на сто процентов. Чтобы поверить в Бога, не нужно проводить Ему тестирование личным опытом. Вы должны упражняться в этой вере без сомнений просто потому, что вы знаете, Кто такой Бог.

Избрание двенадцати (Лк. 6:12–16)

Руководствуясь мирскими стандартами, можно легко подвергнуть критике выбор Иисуса. Он выбрал Себе в ученики далеко не лучших людей. Так, например, в Лк. 5:29 Иисус призывает Матфея (или Левия), который был сборщиком налогов. Также Иисус призывает Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, которые получили прозвище «сыны громовы». Среди призванных был также Иуда Искариот, который впоследствии предал Иисуса, потому что любил деньги больше, чем Спасителя. И на этом список не заканчивается. Почему же Иисус призывает именно этих людей и еще восемь других, о которых мы мало что знаем? Из Писания мы можем узнать только то, что Бог нелицеприятен (2 Пар. 19:7; Деян. 10:34; Рим. 2:11).

Во всей Библии — от Бытия до Откровения — встречается слово «всякий». Это говорит о том, что Божий призыв всегда был обращен не только к избранным, но ко всему человечеству. Ученики поняли, насколько тяжелый грех они совершали, когда сомневались в Божьем непреходящем слове, только когда признали, что оно свято и достоверно. Но, даже несмотря на то, что это Слово было рядом, Иуда выбрал смерть. Именно Святой Дух, обитая в сердцах учеников, открывал им истины Писания, которые они применяли в нужное время (Исх. 4:12; 
Мф. 10:19, 20; Мк. 13:11; Лк. 12:11, 12).

Цена ученичества (Лк. 9:1–6, 23–25, 57–62; 10:1–24)

В Лк. 9:1–6 мы читаем, что Иисус призывает двенадцать учеников, дает им силу и власть для служения и посылает их без какой-либо материальной помощи проповедовать царство Божье. Они не должны были брать с собой ничего лишнего. Обеспечение учеников было обязанностью тех, кому они проповедовали Евангелие (Мф. 10:10; Лк. 10:1). Это похоже на сдельную оплату труда, когда клиент дает работнику материальное вознаграждение, пропорциональное проделанной им работе. Это помогало ученикам доверять Божьему провидению, потому что только Он через Святого Духа мог дать им успех в труде. С этой же целью Иисус послал еще семьдесят других учеников. Им Он также повелел не брать ничего лишнего, а получать жилье и пропитание от тех, для кого они будут трудиться.

Прежде чем открыть им всю картину, Иисус показывает ученикам, какой уровень посвящения от них ожидается. 
В Лк. 9:23–25 Иисус представляет ученичество, как «всё или ничего», т. е. полное посвящение Его воле или самонадеянность. Христос также подчеркивает последствия каждого выбора: вечная жизнь или вечное проклятие.

После слов Иисуса в Лк. 9:57-–62 ученичество обретает еще большую серьезность. Он говорит, что, если кто-либо решает стать Его учеником, то он не должен оглядываться назад. Для такого человека теперь уже нет ничего важнее ученичества и не может быть причин для изменения решения. Быть учеником — значит быть верным Божьему Царству и бороться против царства сатаны. Каждый должен занять ту или иную сторону. Иисус говорил, что Его ученики должны следовать за Ним, куда бы Он ни шел, даже на крест. Он не скрывал, что им придется разделить с Ним не только награды, но и страдания. Когда Иисус помещает Свое слово в наши ледяные сердца, оно делает их настолько горячими, что мы становимся способны согревать других и нести свет в этот холодный и темный мир. Но если мы будем удерживать слово в себе, оно сожжет нас (Иер. 20:9). Свет не может светить сам для себя, он освещает все вокруг. Иисус вкладывает в наши сердца слово для того, чтобы мы делились Им с другими.

ДИСКУССИЯ

1. В чем разница между учеником и апостолом?

2. Прочитайте 1 Кор. 11:1. Какой принцип Павел открывает коринфянам? Как вы это понимаете?

Ашер Ширингинаи, Калгари, Альберта, Канада.

Свидетельство

Лк. 9:23–35, 57–62

Можно легко рассуждать об ученичестве, оценивать, кто соответствует его требованиям, а кто — нет, судить его эффективность по результатам, но в то же время оставаться равнодушным к Божьей воле относительно себя. Для Бога истинное ученичество имеет три неотъемлемых характеристики: любовь, послушание и единство.

«У многих, считающих себя Божьими слугами, нет реального опыта личного познания Его. Их желание исполнять Его волю основывается скорее на собственных склонностях, а не на глубокой убежденности Святым Духом». Но Бог желает самоотречения, движимого любовью.

«Любовь проявляется в жертве… Христос отдал за нас все, и те, кто поистине обрел Христа, готовы также пожертвовать всем ради своего Искупителя. Превыше всего они будут помышлять о Его чести и славе». Любящий Бог помогает нам исполнять Его волю. Послушание проявляется в полном самоотвержении.

Многие считают, что ученичество предназначено для пасторов или миссионеров. Но Бог хочет, чтобы каждый, независимо от положения, был учеником. «Самый рядовой христианин, если его повседневная личная жизнь характеризуется постоянной самоотдачей, чистотой целей и мыслей, если спокойствие и выдержка не оставляют его в любых неспокойных ситуациях, если он всегда пребывает в вере и благости, в верности Богу даже в самом малом и если в его семейной жизни представлен характер Христа, — такой христианин может оказаться в глазах Господа даже более ценным и достойным, чем всемирно чтимый миссионер или мученик».

Мы приравниваем успех ученичества к количеству людей, которых мы «завоевали» для Иисуса. Но Бог успех оценивает не по количеству. Он ожидает качества. Он желает увидеть послушание, движимое любовью. Любовью, которая ведет к самоотверженности ученика. «Герцогу Веллингтону однажды довелось присутствовать на встрече, где христианские работники обсуждали возможности для успешной миссионерской работы среди язычников. Они попросили герцога высказать свое мнение относительно того, возможно ли добиться в этом деле успеха, соизмеримого с затратами. Старый солдат отвечал им так: „Джентльмены! Где ваш боевой приказ? Не об успехе вам надобно рассуждать. Если я верно понимаю ваш боевой приказ, то он звучит так: „Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари”. Джентльмены, повинуйтесь своему боевому приказу”».

Любовь, послушание и самоотверженность должны стать движущей силой, которая поможет последователям Христа делиться с другими Божьей вестью любви, мира и надежды. Эти три качества и определяют истинного ученика.

ДИСКУССИЯ

1. Какое определение ученичества более логично и реально —Божье или наше? Почему?

2. Почему мы склонны накладывать на ученичество какие-то законнические рамки?

Абигаил Тадигадапа, Калгари, Альберта, Канада.

Практика

Лк. 9:23–25

Принять Иисуса как личного Спасителя — это самый серьезный и жизненноважный выбор, который только может сделать человек. Вы понимаете, что Он — святой, справедливый Бог, Который не терпит грех. Вы также признаете свое греховное состояние и невозможность сделать себя лучше, чтобы избежать смерти (Рим. 6:23). Кроме того, очень важно понять, что есть Некто, Кто возлюбил вас настолько, что умер за ваши грехи, чтобы вы имели вечную жизнь (Ин. 3:16). Когда вы примете Иисуса, то начнете замечать, что в вашей жизни нужно что-то изменить, чтобы в ней мог пребывать Бог. Вы станете новой личностью (2 Кор. 5:17). Вы уже не сможете поступать по-старому, если поймете, что такое поведение не угодно Богу. Ученичество — это путешествие, которое приведет вас к новым высотам с Иисусом. В Лк. 9:23–25 показаны три простых, но в то же время сложных шага в этом увлекательном процессе. Он требует полного преобразования личности (Рим. 12:2) и самопожертвования, даже до смерти. Но оно того стоит.

Отвергнись себя. Каждый человек по своей природе злой, что полностью противоположно характеру Божьему. Поэтому, когда мы следуем за Христом, мы должны обратиться от своих природных, эгоистичных наклонностей. Наш взгляд должен быть обращен на Бога, а не на нас. Да, мы должны стремиться к самосовершенствованию, но ученичество — это нечто большее, чем личные успехи или достижения. Оно преобразует наш характер в подобие Божье — imago Dei (лат.).

Возьми крест свой. Крест — это символ жертвы и унижения. И это следующий шаг в ученичестве. Когда мы видим, что Иисус сделал для нас на кресте, в нас должно возникнуть естественное желание быть послушными Ему во всем. Конечно, никто не хочет переживать боль и унижение. Но любовь ко Христу побуждает нас, если это необходимо, пойти ради Него на жертву, какой бы она ни была.

Следуй за Ним. После того как мы отвергли себя и взяли свой крест, мы должны пойти по пути, который Он выбрал для нас. Святой Дух будет трудиться в нас и через нас, Он будет направлять наше движение. Он также поможет нам совершить Великое поручение — идти и делать учениками (Мф. 28:19, 20), чтобы и другие стали посвященными последователями Христа.

ДИСКУССИЯ

1. Подумайте, от чего лично вам нужно еще отказаться, чтобы стать успешным учеником?

2. Какие практические шаги мы можем предпринять, чтобы еще многие стали учениками?

Томсон Франклин Робин Дж., Калгари, Альберта, Канада.

Мнение

Лк. 6:27–38

Многие считают, что быть учеником — значит нести Евангелие миру. Но это только часть картины. В Лк. 6:27 Иисус открывает аспект ученичества, который человеку особенно тяжело принять: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас».

Когда Адам и Ева согрешили, нарушились гармоничные отношения, которые Бог установил с человеком. В Евангелии от Луки мы встречаем Иисуса как Творца, Который пытается бороться с несправедливостями, возникшими из-за греха. Он поддерживает нежными словами угнетенных, исцеляет больных, изгоняет бесов и дает пищу голодным. В этом мы можем увидеть, как дороги мы для Него. Поэтому неудивительно, что Он желает, чтобы Его последователи проявляли такую же любовь к людям независимо от того, как они будут на нее отвечать.

Иисус сам исполнил заповедь «любите врагов ваших». Когда за Иисусом пришли, чтобы взять Его, у Петра возникло естественное желание защитить свои личные интересы любыми возможными средствами. Иисус немедленно остановил его, напомнив, что всем руководит Бог. Затем Христос сделал то, на что был способен только Бог, — Он исцелил человека, который пришел забрать Его жизнь.

Почему же нашей человеческой природе так тяжело любить врагов? Если мы не поддерживаем единство с Богом через молитву и изучение Библии, мы не сможем проявить самоотречение, какое имел Христос. Святой Дух, обитая в нас, помогает нам отражать Того, Кого мы проповедуем. Первое, что мы должны сделать, когда сталкиваемся с трудностями, попросить Бога руководить нами. Только так мы сможем научиться по-настоящему любить наших врагов.

Заповедь «любите врагов ваших» может служить лакмусовой бумагой в проверке уровня нашей веры. То, как мы отвечаем, когда нас провоцируют, и то, как мы относимся к людям, которые нас ненавидят, точно отражает наши отношения со Христом. Если мы Его ученики, мы должны смотреть на этот мир и на людей, которые нас окружают, Его глазами. Мы должны любить людей, независимо от того, во что они верят или как поступают. Мы должны охватить любовью Христа весь мир.

ДИСКУССИЯ

Иисус повелевает нам любить врагов. Значит ли это, что грех злиться, когда нас провоцируют? Поясните свой ответ.

Жидзо Гобона, Калгари, Альберта, Канада.

Исследование

Лк. 14:25–35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Находясь на земле, Иисус не призывал следовать за Ним именитых людей. И Каиафа не был одним из двенадцати апостолов. Он также не обещал, что Его последователи обретут славу. Его жизнь очертила кровью путь учеников, а они, в свою очередь, последовали за Ним до смерти. На что вы рассчитываете, когда принимаете решение следовать за Иисусом? Вы можете надеяться, что Он благословит вас временными, материальными благами. И многие успешные религиозные движения построили свое вероучение на этом «евангелии процветания». Но лично вы можете уже сейчас понять, что значит настоящая цена ученичества.

ЗАДАНИЯ

Прочитайте Лк. 9:57–62. На листе бумаги сделайте две колонки. В одной перечислите возможные оправдания человека, который откладывает на потом решение следовать за Христом. В другой колонке напишите основания, которые вы слышали от других или имеете сами, почему следование за Христом нельзя откладывать. А ниже поместите обращение Христа к тем, кто желает за Ним следовать (Лк. 9:23–25).

Нарисуйте на большом листе бумаги крест и повесьте этот рисунок в своей молитвенной комнате. На протяжении этого квартала молитесь, чтобы Бог открыл вам, какие качества характера, привычки, поступки или ежедневные занятия мешают вам следовать за Христом. По мере того, как Бог будет открывать вам это, записывайте их на маленьких листочках и приклеивайте к нарисованному кресту. После этого молитесь, чтобы Бог помог вам посвятить эти сферы жизни Ему.

Напишите стихотворение, в котором выразите ваше личное решение следовать за Христом, а также поделитесь, каким был ваш путь с тех пор, как вы приняли это решение.

Расскажите это стихотворение в церкви. С разрешения пастора поделитесь личным опытом духовного роста и водительства Божьего или поделитесь этим в классе субботней школы.

Молитесь, чтобы Святой Дух открыл вам, в чем вам следует проявить самоотверженность? Возможно, вам нужно стать более дисциплинированным с помощью Иисуса. Или Он подскажет вам, как вы можете уделять больше времени, чтобы помогать какому-то человеку или группе людей. Просите, чтобы Христос помог вам увидеть, как Он может действовать в вас и через вас, а также чтобы Он дал вам силы перенести трудности, которые могут возникнуть на пути.

Найдите гимн, молодежную песню или напишите свою, в которой будет говориться о том, что Иисус идет рядом с нами по пути ученичества, а также о надежде и награде, которую Он обещает нам, если мы полностью доверимся Ему. Спойте эту песню, когда будете лично общаться с Богом.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Мф. 10:37–39.

Э. Уайт. Путь ко Христу, гл. 6.

Дитрих Бонхёффер. Хождение вслед.

Джин Келлнер,Фултон, Мэриленд, США.