Урок 8. 16–22 мая. Миссия Иисуса


"Евангелие от Луки" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 8 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования

Лк. 15:4–7, 11–32; Лк. 16:19–31; 18:35–43; 19:1–10.

Памятный текст

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

Если бы нас попросили написать миссионерское заявление Иисуса, мы не смогли бы сделать ничего лучше, чем повторить Его собственные слова: «Взыскать и спасти погибшее».

Что было погибшим («потерянным» — перевод РБО)? Само человечество, которое было отчуждено от Бога, подлежало смерти, было исполнено страха, разочарования и отчаяния. Если бы никто ничего не сделал ради нас, все бы погибли.

Но благодаря Иисусу у всех нас есть много причин для надежды.

«Согрешив, человек стал чуждаться Бога; связь между небом и землей была прервана. Образовавшаяся пропасть исключила возможность общения. Но благодаря Христу земля вновь воссоединена с небом. Своими заслугами Христос проложил мост через пропасть греха… Христос соединяет падшего человека в его слабости и беспомощности с Источником безграничной силы» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 20).

От Бытия до Откровения Библия — это история Бога, ищущего потерянное человечество. Лука иллюстрирует эту истину с помощью трех важных притчей: о потерявшейся овце (Лк. 15:4–7), о потерянной монете (тексты 8–10) и о потерянном сыне (тексты 11–32).

Прочитайте Лк. 15:4–7. Что этот отрывок говорит нам о Божьей любви к нам? Почему так важно понимать, что именно пастух отправился на поиски потерявшейся овцы?

В мире, который может казаться безразличным и равнодушным к нам, эта притча открывает поразительную истину: Бог любит нас так сильно, что Сам идет искать нас с тем, чтобы вернуть к Себе. Мы часто говорим о людях, ищущих Бога; на самом деле это Бог ищет нас.

«Душа, отдавшая себя Христу, драгоценнее в Его очах, нежели весь мир. Спаситель перенес бы муки на Голгофе и ради одного человека, чтобы спасти его для Своего Царства. Он никогда не оставит того, за кого Он умер. До тех пор, пока идущие за Ним сами не оставят Его, Он будет оберегать их» (Э. Уайт. Желание веков, с. 483).

Прочитайте Лк. 15:8, 9. Эта притча встречается только в Евангелии от Луки. Потерянная монета могла иметь одно из двух значений. Во-первых, во времена Иисуса в Иудее было много бедняков, и для большинства семей одна монета (драхма) равнялась плате за целый день работы; ее едва хватало, чтобы семейство не голодало. Во-вторых, в знак замужества некоторые женщины носили головной убор, украшенный десятью монетами — огромная сумма, которую беднякам приходилось копить в течение долгого времени.

В любом случае потеря была велика. Поэтому женщина, чрезвычайно расстроенная и охваченная горем, зажигает лампу (в доме, возможно, не было окон или было только маленькое окошко), берет веник и переворачивает дом вверх дном, чтобы найти эту монету. Ее душу наполняет безудержная радость, и поток этой радости изливается на всех ее друзей.

«Монета, хоть она и лежит в пыли и мусоре, все же остается серебром. Владелец ищет ее потому, что она обладает определенной ценностью. Так и каждая душа, как бы она ни была испорчена грехом, представляет величайшую ценность в глазах Божьих. Как монета несет на себе изображение царствующей власти и ее символы, так и в человеке при его создании запечатлен образ и подобие Божье; и хотя теперь это образ потускнел и затуманился под влиянием греха, он все еще виден в каждой душе» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 194).

Современная наука и философия утверждают, что мы не что иное, как дети случая в бессмысленной вселенной, которой совершенно безразличны мы или наша участь. Какой абсолютно иной взгляд представлен в этих двух притчах?

Названная самым красивым за всю историю рассказом о всепрощающей природе любви притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32), записанная только у Луки, вполне может быть названа притчей о любящем отце и двух потерянных сыновьях. Один сын променял любовь отца на беспутную жизнь в далекой стране. Другой сын предпочел остаться дома, но не знал всей глубины отцовской любви или смысла братских отношений. Притчу можно условно разделить на семь частей: четыре части посвящены блудному сыну, две — Отцу и одна — старшему брату.

1. «Дай мне» (Лк. 15:12). Решение младшего сына потребовать у отца свою часть имущества не было внезапным, импульсивным порывом. Грех часто проявляется после длительного периода жизни по неправильно выставленным приоритетам. Младший сын, наверное, слышал от друзей о блеске и роскоши дальних стран. Жизнь дома была слишком однообразной. Да, там была любовь, но она устанавливала определенные границы; экзотические страны манили его жизнью без ограничений. Отец слишком сильно опекал, а его любовь стала слишком тесной. Сын хотел свободы, и в поисках такой беспрепятственной свободы выросло семя мятежа.

2. «В дальнюю сторону?» (Лк. 15:13–16). Сын обналичил всю свою долю и отправился в «дальнюю сторону». Дальняя сторона — это место, находящееся далеко от дома отца. Заботливые глаза любви, защитное ограждение закона, вездесущие объятия благодати чужды дальней стороне. Это далекая страна «распутной» жизни (Лк. 15:13). Греческое слово «распутный» (asotos) появляется в Новом Завете еще трижды как существительное, обозначая пьянство (Еф. 5:18), непокорность (Тит. 1:6) и распутство, которое включает в себя «нечистоты, похоти (мужеложство, скотоложство, помыслы), пьянство, излишество в пище и питии и нелепое идолослужение» (1 Пет. 4:3, 4). Подобные радости безбожной жизни подорвали его здоровье и истощили богатство, и вскоре он остался без денег, без друзей и без пищи. Его блистающая жизнь привела его на самое дно общества. Обнищав и едва не умерев от голода, он нашел работу по уходу за свиньями — слишком суровая участь для еврея.

3. «Прими меня» (Лк. 15:17–19). Но даже блудный все еще остается сыном, со свободой выбора и возможностью вернуться назад. Итак, юноша «пришел в себя» и вспомнил место под названием дом, человека, известного как отец, родственные узы под названием любовь. Он пошел домой, заготовив речь, чтобы упросить отца: «Прими меня в число наемников». То есть сделай меня всем, чем хочешь, но позволь мне жить под твоим внимательным оком и в твоей заботливой любви. Нет дома лучше, чем сердце отца.

Мир может выглядеть очень заманчивым. Какие конкретные вещи мира вас особенно искушают, так что вы думаете: «О, это не так уж и плохо», хотя в глубине души знаете, что это плохо?

4. Возвращение домой (Лк. 15:17–20) было ознаменовано покаянием. Путешествие началось, когда он «пришел в себя». Осознание того, где он оказался, по сравнению с тем, каким был дом его отца, заставило юношу «встать» и «пойти» к отцу. Блудный сын возвращается домой с заготовленной речью, состоящей из четырех частей и определяющей истинный смысл покаяния.

Во-первых, это признание отца «отцом моим» (текст 18). Блудному сыну сейчас необходимо опереться на любовь и прощение отца и довериться им, так же, как мы должны научиться доверять любви и прощению нашего Небесного Отца.

Во-вторых, исповедание: то, что совершил блудный сын, было не просто ошибочным суждением, но грехом против Бога и против отца (текст 18).

В-третьих, раскаяние: я «уже недостоин» (текст 19). Признание себя недостойным в сравнении с достоинством Бога имеет важное значение для истинного покаяния.

В-четвертых, прошение: «Прими меня» (текст 19). Подчинение Божьей воле является целью покаяния. Сын вернулся домой.

5. Ожидающий отец (Лк. 15:20, 21). Ожидание и бодрствование, горе и надежда начались в тот момент, когда блудный сын вышел из дома. Ожидание закончилось, когда отец увидел его «далеко», а затем «сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (текст 20). Ни один другой образ не отражает характер Бога так, как образ ожидающего отца.

6. Радость в семье (Лк. 15:22–25). Отец обнял сына, одел его в новую одежду, надел перстень на его руку и обувь на ноги и повелел приготовить пир. В семье был праздник. Если уход из дома символизировал смерть, то возвращение было подобно воскресению и заслуживало радости. Сын был действительно блудным, но все же сыном, а о всяком раскаявшемся сыне небеса радуются (текст 7).

7. Старший сын (Лк. 15:25–32). Младший сын духовно умер, когда вышел из дома, чтобы пойти в далекую страну; старший сын умер, потому что, хотя и находился дома телом, его сердце было в далекой стране. Такое сердце наполнено гневом (текст 28), жалобами, самодовольством (текст 29) и отказывается признать брата. Оно может сказать только: «этот сын твой, расточивший имение своё» (текст 30). Отношение старшего сына к отцу похоже на отношение фарисеев, которые обвиняли Иисуса: «Он принимает грешников и ест с ними» (текст 2). Заключительное слово отца своему старшему сыну отражает отношение Небес ко всем кающимся грешникам: «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (текст 32).

Поставьте себя на место старшего брата. Хотя его мышление неправильное, почему его чувства являются «естественными» и «логичными» для подобной ситуации? Как эта история показывает, что Благая весть выходит за рамки «естественного» и «логичного»?

Хотя Иисус пришел взыскать и спасти погибающих в грехе, Он никого и никогда не заставляет принять спасение, которое предлагает. Спасение является бесплатным и доступным для всех, но нужно принять бесплатное предложение верой, что приводит к жизни в соответствии с Божьей волей. Единственный раз, когда у нас есть такая возможность, — пока мы живем на земле; никакой другой возможности не существует.

Прочитайте Лк. 16:19–31. Какова главная идея этой притчи?

Эта притча записана только в Евангелии от Луки, и она преподает две великие истины относительно спасения: важность «сегодня» в процессе спасения и отсутствие другой возможности для спасения после смерти.

Сегодня день спасения. Притча не учит, что богатство само по себе является злом, а в бедности есть что-то неизбежно хорошее. Она учит, что возможность получить спасение и жить спасенным нельзя упускать, пока мы на этой земле. Богатые или бедные, образованные или безграмотные, сильные или слабые — у нас не будет другой возможности. Все спасаются и судятся согласно их отклику на призыв Иисуса сегодня, сейчас. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).

Притча также учит, что вечная награда не имеет ничего общего с материальными благами. Богач «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19), но пропустил самое главное в жизни: Бога. Там, где не признают Бога, не замечают и ближних. Грех богатого человека был не в его богатстве, но в его неспособности признать, что Божья семья шире, чем он был готов принять.

После смерти нет возможности обрести спасение. Вторая неизбежная истина, которую преподает здесь Иисус, состоит в том, что после смерти нет второго шанса на спасение: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27). Еще одна цель этой притчи в том, чтобы показать людям, что нам было дано достаточно доказательств сейчас, в этой жизни, чтобы сделать осознанный выбор за или против Бога. Любая теология, которая учит о «втором шансе» после смерти, — обман.

Мы любим говорить о том, как сильно Бог любит нас, и обо всем, что Он сделал и делает для нашего спасения. Что эта притча говорит об опасности принимать Божью любовь и предложение спасения как должное?

Миссионерское заявление Иисуса о том, что Он пришел взыскать и спасти погибшее, является подтверждением целостности служения. Он пришел, чтобы сделать мужчин и женщин целостными, преобразить их физически, умственно, духовно и в социальном отношении. Лука приводит два примера, которые иллюстрируют, как Иисус исцелил двоих сокрушенных людей, вернув им целостность. Один был слеп физически, другой духовно; оба были изгоями — один нищий, а другой мытарь. Но оба они были в плане спасительной миссии Христа, и ни один не остался за пределами Его любви или досягаемости.

Прочитайте Лк. 18:35–43. Что здесь сказано о нашей полной зависимости от Бога? Кто из нас время от времени не взывал: «Помилуй меня»?

Марк называет имя этого человека — Вартимей (Мк. 10:46). Он просил подаяния за воротами Иерихона. Будучи человеком с ограниченными возможностями, нищим и не имея никакого влияния в обществе, он вдруг оказался в радиусе действия Божьего чуда: Иисус из Назарета проходил мимо (Лк. 18:37), и вера слепого вылилась в вопль: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (текст 38). Вера не требует ни глаз, ни ушей, ни ног, ни рук — ей нужно только сердце, которое соединяется с Создателем мира.

Прочитайте Лк. 19:1–10. Кто был «слепым» в этой истории?

Только Лука приводит историю Закхея, последнюю из многих встреч Иисуса с изгоями. Миссия Христа взыскать и спасти погибшее была великолепно исполнена в этой встрече с Закхеем. Закхей был начальником мытарей в Иерихоне, главным грешником, по мнению местных фарисеев, но главный грешник был найден и спасен. Какие странные места и методы использовал Иисус, чтобы выполнить Свою миссию. Смоковница… Любопытный мужчина пытается рассмотреть, кто такой Иисус, и любящий Господь, повелевающий ему спуститься, потому что Он уже запланировал встречу с ним за обедом… Но, что более важно, Иисус должен был кое-что сделать: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9), но не раньше, чем Закхей все исправит (текст 8).

Легко видеть ошибки и недостатки других людей, не правда ли? Но как часто мы закрываем глаза на собственные недостатки! Какие аспекты вашей жизни вам необходимо признать и исповедать, чтобы получить победу над тем, что вы откладывали слишком долго?

«Под потерянной овцой Христос подразумевал не только отдельного грешника, но и один из миров, который отступился и погибал в грехе» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 190).

О ценности одной души: «Ценность одной души, кто может определить ее? Чтобы узнать ее, идите в Гефсиманию и бодрствуйте там со Христом все те часы страданий, когда пот на Его челе был как капли крови. Взирайте на Спасителя, вознесенного на кресте… У подножия креста, понимая, что даже за одного грешника Христос отдал бы Свою жизнь, вы сможете осознать ценность одной души» (там же, с. 196).

Вопросы для обсуждения:

Все религии изображают человека, ищущего Бога, но христианство представляет Бога, ищущего человека: «Адам, где ты?» (См. Быт. 3:9); «Каин, где брат твой?» (См. Быт. 4:9); «Илия, что ты делаешь здесь?» (См. 3 Цар. 19:9); «Закхей, сойди» (см. Лк. 19: 5). Как Бог искал или ищет вас?

Посмотрите еще раз на последний вопрос в конце урока за вторник. Какую серьезную ошибку допустил старший сын? Какие духовные изъяны можно выявить в его мировоззрении? Почему опуститься до подобных взглядов легче, чем мы думаем? См. также Мф. 20:1–16.

В притче о богаче и Лазаре Иисус сказал, что даже если бы воскрес кто-нибудь из мертвых, нашлись бы люди, которые не поверили бы. Каким образом эта притча предсказывает реакцию некоторых людей на воскресение Иисуса, в которое некоторые до сих пор не верят, несмотря на веские доказательства Его воскресения?

Одним из наиболее впечатляющих аспектов спасительного служения Иисуса является равенство, с которым Он относился ко всем людям, например, к слепому нищему и Закхею, или Никодиму и самарянке. Крест больше всего на свете показывает равенство всех людей перед Богом. Как эта важнейшая истина должна повлиять на наше отношение к другим, даже к тем, к кому мы прежде испытывали неприязнь в силу их политической, культурной, этнической принадлежности или по любым другим причинам?

Сравните историю о блудном сыне с притчей о богаче и Лазаре. Как они дополняют друг друга?