СШ

Субботняя Школа

Урок 12. 13–19 июня. Иисус в Иерусалиме

"Евангелие от Луки" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 12 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования

Лк. 19:28–40; Зах. 9:9; Лк. 19:45–48; Мф. 21:12–17; Лк. 20:9–26.

Памятный текст

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк. 19:41).

Последнюю неделю Своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме. Какими бурными событиями была отмечена эта неделя: триумфальный въезд; Иисус плачет над безразличным городом; очищение храма; интриги и заговор против Него; полная воодушевления Тайная вечеря и мучительная душевная борьба в Гефсимании; пародия на судебное разбирательство; распятие и, наконец, воскресение. Никогда прежде и никогда после никакой город не был свидетелем такого бурного развития исторических событий, которые привели космический конфликт между добром и злом к его кульминации, хотя никто, кроме Иисуса, не понимал всего значения происходящего.

Иисус проходил через Иерусалим несколько раз в Своей жизни. Матфей, Марк, Лука и Иоанн пишут о том, как в зрелом возрасте Иисус посещал Иерусалим, в основном во время Страстной недели. Хотя хорошо известны и другие случаи посещения Иисусом Иерусалима — младенца Иисуса приносят в храм (Лк. 2:22–28), 12-летний Иисус беседует с учителями в храме (тексты 41–50), искуситель переносит Иисуса на самую высокую точку храма (Лк. 4:9–13), — эта последняя неделя Его служения в Иерусалиме привлекает особое внимание авторов Евангелий.

Он родился в Вифлееме. Он вырос в Назарете. Он учил, проповедовал, исцелял по всей Галилее, Самарии, Иудее и Перее. Но один город непрестанно привлекал Его внимание — Иерусалим. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк. 9:51). Его вход в город ознаменовал начало наиболее драматичной и решающей недели в мировой истории. Неделя началась с того, что Христос по-царски вступил в город и встретил Свою смерть на кресте, благодаря которой мы, бывшие врагами, «примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10).

Прочитайте Лк. 19:28–40. Представьте волнение учеников. Они, должно быть, думали, что в это время Царь Иисус взойдет на земной престол в Иерусалиме, на престол царя Давида. Какой важный урок о ложных ожиданиях мы можем извлечь из этого повествования?                  

Когда Иисус родился, волхвы с Востока стучались в ворота Иерусалима с животрепещущим вопросом: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2). А теперь, за несколько дней до распятия, когда Его ученики и народ наводнили город, громкие восклицания оглашали небо над Иерусалимом: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк. 19:38).

Эта удивительная сцена являла собой исполнение пророчества. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Тем не менее Иисус знал, что этот исторический марш, начавшийся с восклицаний «Осанна!», скоро завершится на Голгофе, где Он произнесет то самое победное слово: «Совершилось!»

И хотя все это происходило в соответствии с вечным Божественным планом, Его ученики были настолько захвачены традициями, учениями и ожиданиями своего времени и культуры, что совершенно пропустили Его неоднократные предупреждения о том, что будет происходить и что все это значит.

Христос говорил с ними, но они не слушали. А может, и слушали, но Его слова настолько не соответствовали их ожиданиям, что они просто не позволили им дойти до их сознания. Как мы можем сделать все возможное, чтобы не поступать так же, когда дело касается библейской истины?

«Написано: „дом Мой есть дом молитвы“, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19:46).

После триумфального въезда, во время которого Иисус плакал о судьбе Иерусалима, первое, что Он сделал, — пошел в храм.

Прочитайте Лк. 19:45–48; Мф. 21:12–17; Мк. 11:15–19. Какие важные уроки мы можем извлечь из того, что сделал Иисус? Что эти повествования говорят каждому из нас как отдельному человеку и как члену христианской общины, которая, в некотором смысле, функционирует как храм? Еф. 2:21.

Все четыре Евангелия пишут об очищении храма. Но если Иоанн пишет о первом очищении храма (Ин. 2:13–25), которое состоялось во время посещения Иисусом Иерусалима на Пасху в 28 году н. э., то другие повествуют о втором очищении храма в конце служения Иисуса, на этот раз на Пасху в 31 году н. э. Таким образом, два очищения храма обрамляют служение Иисуса, показывая, насколько Он заботился о святости храма и служения в нем и как стратегически Он утверждал Свою мессианскую миссию и власть.

Его действия в храме, особенно во второй раз, незадолго до Его смерти, поднимают интересный вопрос: зная, что Он скоро умрет, зная, что храм и служение в нем в скором времени утратят свою силу, Иисус все же изгнал из храма тех, которые оскверняли его своей торговлей. Почему Он просто не оставил все как есть, в состоянии упадка, если Он знал, что вскоре храм не только станет ненужным, но и в течение этого же поколения будет разрушен?

Хотя у нас нет точного ответа на этот вопрос, мы можем предположить, что Иисус совершил это, потому что храм все еще оставался домом Божьим и местом, где был открыт план спасения. В некотором смысле можно утверждать, что, учитывая близкую смерть Христа, храм и служение в нем выполняли важную функцию, поскольку были местом, где верные евреи могли прийти к пониманию того, Кем был Иисус и что в действительности значила Его смерть на кресте. То есть храм, который представлял весь план спасения, мог бы помочь многим увидеть в Иисусе «Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8).

Притча о злых виноградарях (Лк. 20:9–19) преподает нам урок из истории искупления. Центром этой истории является Бог и Его постоянная любовь к заблудшим грешникам. Хотя притча специально адресована еврейским лидерам того времени («ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу» [текст 19]), она не имеет временных ограничений. Она применима к каждому поколению, каждой общине и каждому человеку, на которого Бог излил Свою любовь и доверие и от кого ожидает верной отдачи. Мы — современные виноградари, и мы можем извлечь из этой притчи некоторые уроки по истории, как ее видит Бог.

Прочитайте Лк. 20:9–19. Как изложенные здесь принципы можно применить к нам, совершающим такие же ошибки, что и персонажи притчи?

Вместо того чтобы дать Богу плоды любви и верности, обитатели Божьего виноградника отреклись от Бога и обманули Его ожидания. Но Бог как владелец виноградника в Своей неизменной любви посылал им слугу за слугой (тексты 10–12), пророка за пророком (Иер. 35:15), чтобы добиться расположения этих людей и указать им на их обязанности в качестве управителей. Но каждый пророк был отвергнут ими. «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» (Деян. 7:52).

Божественная история — это долгая история любви. Несчастья будут происходить снова и снова, но победа все же придет. За крестом последует воскресение. Камень, который был отвергнут, станет краеугольным камнем большого храма, который вместит в себя все сообщество Божье, где все искупленные — богатые и бедные, евреи и неевреи, мужчины и женщины — будут жить как один народ. Они будут жить в эсхатологическом винограднике и наслаждаться его плодами всю вечность.

Сегодня, возможно, нет живых пророков, которых можно было бы преследовать, но мы, как и люди в древности, так же можем отвергать Божьих посланников. Как нам, призванным принести Господу «плоды из виноградника», не отвергать Божьих посланников и их весть?

Прочитайте Лк. 20:20–26. Как следует понимать эти слова Иисуса и применять их к собственной ситуации, в какой бы стране мы ни жили?

Во времена Иисуса римские налоги были дестабилизирующей проблемой. Согласно Иосифу Флавию, около 6 года н. э. Иуда Галилеянин, революционный лидер, заявил, что платить налоги кесарю является предательством по отношению к Богу. Этот спорный вопрос вкупе с другими мессианскими заявлениями и претендентами на роль мессии периодически провоцировал восстания против римлян. В такой взрывоопасной атмосфере вопрос, заданный Иисусу о том, законно ли платить налоги кесарю, показывал скрытый мотив спрашивающих. Если бы Иисус ответил, что платить налоги нужно, это поставило бы Его на сторону Рима и показало, что Он не может быть Царем Иудейским, как восклицала толпа во время Его входа в Иерусалим. Если бы Он ответил «нет», это означало бы, что Иисус последователь Иуды Галилеянина, который заявляет о незаконности римского господства и навлекает на Себя обвинение в государственной измене. Они надеялись поставить Иисуса в безвыходное положение, из которого Он не смог бы выбраться.

Однако Иисус видел их насквозь. Он указал на изображение кесаря на монете и произнес свое решение: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20:25). Жить под властью кесаря и использовать его деньги для удовлетворения повседневных потребностей — значит иметь определенные обязательства перед кесарем. Но существует еще одно обязательство, гораздо большее, которое происходит из того факта, что мы созданы по образу Бога и Ему обязаны быть всецело верными.

«Христос не уклонился от ответа. Его ответ был прямым и точным… [Он] заявил: если они живут под защитой римской власти, то должны оказывать этой власти поддержку до тех пор, пока это не вступает в противоречие с их долгом по отношению к Богу. Но несмотря на то, что они должны смиренно подчиняться государственным законам, в первую очередь всегда нужно быть верными Небесному Отцу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 602).

Как оставаться хорошими гражданами своей страны и в то же время знать, что наше истинное гражданство принадлежит городу, «которого художник и строитель — Бог» (Евр. 11:10)?

Прочитайте Лк. 22:13–20. Какое значение имеет тот факт, что Вечеря Господня происходит на Пасху?

Иисус учредил Вечерю Господню на фоне исторического контекста празднования Пасхи. Пасха подчеркивала бессилие человека в сравнении с великой силой Божьей. Израиль был так же неспособен освободиться из египетского рабства, как и мы неспособны освободиться от последствий греха. Освобождение пришло от Бога как дар Его любви и благодати, и это тот урок, который Израиль должен был преподавать своим детям из поколения в поколение (Исх. 12:26, 27). Так же, как освобождение Израиля столь глубоко уходило корнями в историю через искупительные действия Бога, так и освобождение человечества от греха основывается на историческом событии — распятии Иисуса на кресте. Иисус является нашим «пасхальным Агнцем» (см. 1 Кор. 5:7), и Его Тайная вечеря является «публичным актом, посредством которого община верующих провозглашает славное и решающее значение смерти Христа» (Дж. С. Беркауэр. Таинства [G.C.Berkouwer, The Sacraments], с. 193).

Вечеря Господня является напоминанием, что «в ту ночь, в которую предан был» (1 Кор. 11:23), то есть в ночь перед распятием, Иисус передал Своим ученикам торжественную весть, которую они должны были запомнить: хлеб и вино являются символами Его тела, которое вот-вот будет сокрушено, и Его крови, которая вот-вот прольется во оставление грехов (см. Мф. 26:28). Смерть Иисуса была единственным у Бога средством для нашего искупления от греха. Чтобы мы не забыли, что смерть Иисуса является деянием Небес ради нашего спасения, Иисус установил Вечерю Господню и повелел соблюдать ее до самого Его возвращения (1 Кор. 11:24–26).

«Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28). Это утверждение Иисуса следует помнить до самого конца истории. Игнорировать это утверждение и избирать какие-то другие средства спасения — значит отвергать Бога и выбранный Им метод спасения.

Из множества представленных здесь уроков выделяются два самых важных. «Христос умер за нас» — это первый урок, который нужно помнить, принимая трапезу Господню. Второй урок заключается в том, что мы сидим за Его трапезой как одно тело благодаря Его смерти, которая всех нас привела в единое братство. Даже сегодня, когда мы садимся за трапезу Господню, мы садимся как Христово искупленное сообщество конца времени, ожидающее возвращения Господа. До тех пор Вечеря Господня является напоминанием, что история имеет смысл, а в жизни есть надежда.

Христос отдал Свою плоть и кровь, чтобы дать вам обетование вечной жизни. Как вы можете сделать эту удивительную истину своей так, чтобы она постоянно могла давать вам надежду и уверенность?

«Есть Плоть и пить Кровь Христову — значит принять Его как личного Спасителя, верить, что Он прощает наши грехи и что мы достигаем в Нем полноты. Созерцая Его любовь, размышляя о ней, принимая ее, мы становимся причастниками Его естества. Христос должен стать для души тем, чем пища является для тела. Пища не принесет нам никакой пользы, пока мы не съедим ее, пока она не станет частью нашего существа. Так и Христос не принесет нам пользы, если мы не признаем Его как личного Спасителя. Теоретические познания о Христе не пойдут нам во благо. Мы должны насыщаться Им, принимать Его в сердце, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Мы должны воспринять Его любовь и Его благодать» (Э. Уайт. Желание веков, с. 389).

Вопросы для обсуждения:

Подумайте о тех случаях, когда Иисус очищал храм. Как мы можем выставлять нашу веру и верность на продажу? Как религию могут использовать для получения прибыли, престижа и положения? И, самое важное, что мы как церковь можем сделать, чтобы не угодить в тот же обман?

Писатель-атеист Алекс Розенберг считает, что вся реальность, все существование является чисто материалистическим. То есть все может и должно быть объяснено с помощью физических процессов, и только физических процессов. Эти процессы, конечно же, не имеют ни замысла, ни цели, ни Бога. «Какова цель вселенной? — спрашивает он. — Нет никакой цели. Какие устремления действуют во вселенной? Ответ такой же: никакие». Однако же если бессмысленность и бесцельность вселенной вас угнетают, Розенберг предупреждает, чтобы вы не воспринимали свою «депрессию всерьез». Почему? Потому что наши эмоции, в том числе депрессия, есть не что иное, как определенное расположение нейронов и химических веществ, а что в этом может быть серьезного? Однако же у Розенберга есть ответ для тех, кто удручен бессмысленностью своей жизни. Поскольку депрессия является лишь определенной конфигурацией нейронов, просто переставьте нейроны, — а сделать это можно с помощью медицинских препаратов. «Если вы не почувствуете себя лучше утром… или три недели спустя, поменяйте препарат. Как правило, три недели достаточно для того, чтобы подействовали такие препараты подавления повторного поглощения серотонина, как „прозак”, „велбутрин”, „паксил”, „золофт”, „селекса” или „лювокс”. Если не поможет один, скорее всего поможет другой». Самое удивительное в его ответе то, что он говорит серьезно: если у вас депрессия, принимайте лекарства. Сравните этот взгляд на жизнь с тем, что мы знаем об Иисусе Христе и том, что Он сделал для нас на кресте. Почему в самом прямом смысле наше участие в Вечере Господней является открытым и смелым опровержением нигилизма и бессмысленности, представленного Розенбергом и его атеистическим мировоззрением?