Урок 8. 15–21 августа. Межкультурное служение


"Миссионеры" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ III квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 8 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования:

Ин. 4:4–30; Мф. 8:5–13; Мк. 5:1–20; Мф. 15:21–28; Лк. 17:11–19; Ин. 12:20–32.

Памятный стих:

«Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Мф. 12:18).

Интересно, что Иисус большую часть ранних лет Своей жизни провел в Галилее, известной как «Галилея языческая» (Мф. 4:15), несомненно, из-за нееврейского влияния в провинции. До начала общественного служения большая часть жизни Иисуса прошла в этом регионе — в городе Назарете. Назарет был расположен недалеко от основных торговых путей и дорог, по которым перемещалась римская армия. Благодаря этому Иисус мог встречаться с людьми различных национальностей (не говоря уже о времени, проведенном Им в Египте).

После отвержения в Назарете (Лк 4:16–31) Иисус сосредоточил Свое служение в многонациональном городе Галилеи — Капернауме. Общение с язычниками и их мир оказывали значительное влияние на Его служение и учение. И хотя в центре Его служения в основном был Израиль, Его беспокоило спасение мира в целом. За более чем три года Своего служения Иисус по крайней мере шесть раз напрямую общался с представителями других национальностей. На этой неделе мы рассмотрим как повествуют об этом Евангелия.

Во времена Иисуса древний Израиль был разделен на три провинции: Галилею, Самарию и Иудею. Самария была расположена между Галилеей и Иудей. Самаряне поклонялись израильскому Богу, а также языческим богам, заимствованным из других культур. В качестве первого миссионерского поля Самария была идеальным местом для служения апостолов, потому что географически она была расположена рядом с Израилем.

Прочитайте Ин. 4:4–30. Что здесь говорится о том, как Иисус свидетельствовал представителям других национальностей? Какие традиции нарушил Иисус, чтобы достучаться до этой женщины?       

Самарянка был начеку, она хорошо знала историю своего народа и задавала правильные вопросы. Иисус, однако, выбрал из ее вопросов и заявлений те, которые были полезны для ее духовного роста. Единственный случай, когда Иисус изменил ход беседы, произошел тогда, когда Он попросил ее привести своего мужа, зная, что она не замужем. Конечно, эта просьба позволила Ему обратиться к ней, как бы неуютно она себя ни чувствовала. Тем не менее, поступая так, Он смог засвидетельствовать ей истину эффективным способом.

Кроме того, необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие событий, записанных в Евангелии от Иоанна 4:27. Ученики были удивлены разговором Иисуса с женщиной-чужеземкой. Христос нарушил несколько еврейских обычаев: во-первых, Он обратился к самарянке с просьбой дать Ему воды; во-вторых, Он разговаривал с ней наедине. В Израиле мужчина не мог оставаться наедине с женщиной, если она не была членом его семьи. Иисус соблюдал еврейские обычаи, когда находился в Израиле. Однако в Самарии Он находился за пределами еврейской территории и поэтому не был связан еврейскими традициями, хотя, как мы уже видели в других местах, Иисус проводил четкую границу между человеческими традициями и повелениями и заповедями Божьими.

Как далеко вы готовы уйти от своей «зоны комфорта», чтобы служить другим? Как далеко необходимо идти?

Прочитайте Евангелие от Матфея 8:5–13 (см. также Лк. 7:1–10). Как эта история учит нас тому, что даже самые крупные культурные различия могут быть нарушены ради Евангелия?   

В Капернауме римский сотник (командир ста мужчин) искал Иисуса. Евреи негодовали от того, что римская армия оккупировала территорию их государства, а многие римляне ненавидели евреев. Но, несмотря на культурные и политические различия, можно увидеть тесную связь этого римлянина с евреями.

В Евангелии от Луки мы читаем, что сотник направился к «иудейским старейшинам» (Лк. 7:3), чтобы они содействовали его встрече с Иисусом. И, что удивительно, они так и поступили, попросив Иисуса прийти и исцелить слугу этого человека. Кто были эти старейшины? Писание не повествует нам об этом, но, кажется, их отношение к Иисусу отличалось от отношения других руководителей.

Между тем сотник был, очевидно, человеком веры; его слова Иисусу: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8: 8 ) являлись невероятным свидетельством его веры в Него. «Сотник не стал дожидаться, примут ли сами евреи Того, Кто называл Себя их Мессией. Когда Свет истины, „Который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Ин. 1:9), озарил его, он, находясь вдали, все же различил славу Сына Божьего» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 317). Сотник понимал и уважал религиозные чувства евреев. Он знал, что в соответствии с их законом еврей не может войти в дом язычника; поэтому он просил, чтобы Иисус совершил исцеление на расстоянии. Слуга был исцелен. Вера сотника-язычника была вознаграждена. Иисус указал, что сотник служит прообразом того великого дня, когда люди со всех концов земли присоединятся к израильским патриархам во время брачного пира Агнца.

Из данной истории исцеления мы можем увидеть, что огромные культурные различия не были в состоянии удержать этого римлянина от общения с евреями. Какие уроки мы можем извлечь из этой истории и как нам научиться преодолевать культурные различия (в хорошем смысле), чтобы обращаться с вестью к другим?

Прочитайте Мк. 5:1–20 и Мф. 15:21–28. Как эти истории помогают нам понять отношение Иисуса к представителям других национальностей? Как мы понимаем слова Иисуса, сказанные хананеянке? Кроме того, какие уроки должны были извлечь для себя ученики, наблюдая, как Иисус служит тем, кто не принадлежал к народу завета?  

Гадаринская область располагалась на восточном берегу Галилейского моря. Эта территория формально находилась под юрисдикцией Греции, однако была частью римской провинции Иудеи. Человек, о котором говорит Евангелие, очевидно, был одержимым, что проявлялось в его поведении. Он действительно нуждался в Божественной помощи, которую и получил.

То, что это освобождение состоялось на территории, где проживали язычники, подтверждается наличием свиней. Интересно отметить реакцию людей на экономические потери — они просили Иисуса удалиться. Иисус, в свою очередь, поручил исцеленному человеку остаться в городе и свидетельствовать своему народу об Иисусе. Несомненно, его преображенная жизнь была более мощным свидетельством, чем его слова.

В другом случае дочь женщины из Сидона «жестоко бесновалась» (Мф. 15:22). Ее мать хананеянка была ярким представителем многонационального населения того региона. Ее ханаанские предки были вынуждены покинуть свои земли, когда Израиль завоевал их под предводительством Иисуса Навина. Здесь опять мы видим, как Иисус свидетельствует тем, кто не принадлежал к израильскому народу.

В разговоре с ней Иисус использовал несколько резких формулировок, уподобляя ее народ собакам, но ее вера была испытана, и она выразила свою готовность получить необходимую помощь.

«Спаситель удовлетворен испытанием ее веры. Своим отношением к ней Он показал: хананеянка, считавшаяся отчужденной от Израиля, — дитя Божье. И, став чадом Божьим, она получила преимущество пользоваться дарами Отца. Теперь Христос удовлетворяет ее просьбу и доводит Свой урок до конца» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 401).

А урок состоял в том, что спасение распространяется на все народы, а не только на евреев, как думали ученики.

Прочитайте Лк. 17:11–19. Какие уроки мы можем извлечь из данного повествования, независимо от своей национальности или происхождения?          

Прежде всего обратите внимание на тот факт, что эти несчастные знали Иисуса. Они обратились к Нему по имени и титулу, моля Его о помощи. Интересно отметить, что они не получили очищение прямо на месте. Им было сказано пойти и показаться священникам, как указано в книге Левит 14:2. Тот факт, что они просто развернулись и пошли, указывает на их веру в Его власть исцелить их.

Однако только самарянин возвратился, чтобы выразить свою признательность за то, что сделал Иисус. Остальные девять не забыли пойти к священникам, но не посчитали нужным вернуться и поблагодарить своего Целителя. Согласно повествованию самарянин вернулся прежде, чем добрался до священников. Хотя в тексте не сказано, что остальные девять были евреями, но изложение данной истории делает этот факт весьма вероятным. Кроме того, Лука специально отмечает, что тот прокаженный был самарянином; Сам Иисус назвал его «сей иноплеменник» (Лк. 17:18). Исходя из этого, можно сделать вывод, что остальные девять прокаженных были действительно иудеями. Хотя евреи обычно не общались с самарянами, общая болезнь устранила эти препятствия. Общая беда и трагедия, которые Альберт Швейцер назвал «разделенными страданиями», сломали этнический барьер. Их общая потребность в очищении, исцелении и спасении привела их вместе к Иисусу.

Тем не менее самаряне и представители других национальностей не были ближайшей целью служения Иисуса. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Прежде всего Он планировал заложить прочную основу миссионерской деятельности среди иудеев. Однако на протяжении всего Своего служения Он предоставлял Своим последователям доказательства того, что Евангелие должно охватить весь мир. Хотя эта истина стала полностью понятной только после Его воскресения, тем не менее Иисус старался открыть умы учеников к принятию мысли, что всемирная миссионерская деятельность является их главной задачей.

Хотя все прокаженные проявили веру, только один возвратился и поблагодарил Господа за полученное исцеление. Что это говорит нам о важности хвалить Бога и быть благодарными Ему для укрепления нашей веры? За что мы должны быть благодарны? Подумайте, насколько ваша жизнь станет счастливее, если вы будете развивать в себе дух благодарности. Что может быть лучше искренней признательности Богу за все Его благодеяния?

«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:20–23). Как эта история помогает нам понять сердечный вопль людей во всем мире о спасении и надежде, а также их желание получить у Иисуса ответы на жизненные вопросы?

Скорее всего, эти греки были обращены в иудаизм, так как они были допущены во двор храма, по крайней мере, во двор для язычников. Библейские комментаторы отмечают, что эти греки подошли к Филиппу, который, будучи евреем, имел греческое имя — вероятно, это привлекло их к нему. Действительно, опыт показывает, что хотя иностранные миссионеры, уважающие культуру и понимающие особенности людей, и могут приобретать души для Христа, все же наиболее эффективно работа выполняется представителями коренного населения.

Греки пришли всего за несколько дней до распятия Иисуса. Они, несомненно, были поражены Его словами о страданиях, смерти и победе. (Голос с неба дал им также пищу для размышления). Иисус был рад их желанию «видеть» Его. Их подход сигнализировал о начале всемирной миссии. Это увидели даже фарисеи, которые восклицали: «Весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19).

Здесь мы видим мужчин, далеких от иудаизма, желающих видеть Иисуса. Этот факт является признаком того, что мир был готов к Его искупительной смерти! Эти греки, представлявшие колена, языки и народы мира, были привлечены к Нему. Вскоре крест Спасителя будет привлекать к Нему жителей всех стран и во все последующие времена (с. 32). Учеников встретит мир, готовый принять Евангелие.

Прочитайте Ин. 12:20–32. Что значит потерять жизнь для того, чтобы снова обрести ее? Почему Иисус произнес эти слова именно в данном контексте? Пережили ли вы тот опыт, о котором говорит Христос?

«Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11, 12). Хотя эти слова были сказаны в определенном контексте, по отношению к определенному народу, мы должны отметить для себя принцип, заложенный в них. Те, кому даны большие преимущества с точки зрения духовных и богословских истин, должны быть осторожны. Легко впасть в самодовольство, имея такие истины, истины, которые никто другой не проповедует и которым никто другой не учит. Во-первых, мы должны быть убеждены в том, что эти истины действительно укоренились в нашем сердце. Во-вторых, мы должны быть готовы научить этим истинам тех людей, которые не знают их.

Вопросы для обсуждения:

Крест показал нам абсолютную универсальность всего человечества. Перед Богом мы все грешники, и мы все нуждаемся в спасительной благодати. Тем не менее многие этнические группы превозносят себя над другими. Подобный подход мы часто встречаем в истории. Что есть примечательного в этнической, социальной, финансовой или культурной группе, к которой принадлежите вы? В каких случаях осознание того, что вы можете быть гаванью, приютом (и не обманывайте себя: вы действительно являетесь гаванью или приютом для других), вызывает чувство превосходства над людьми, отличными от нас? Что неправильного в данном подходе и чему мы можем научиться у подножия креста, чтобы изменить такое мнение?

Женщина у колодца вернулась домой и стала свидетельствовать своему народу об Иисусе. Что это говорит нам о миссионерском служении и важности использования представителей коренного населения для приобретения душ для Христа?

Греки хотели видеть Иисуса. Нет сомнений в том, что они слышали о Нем и о чудесах, которые Он творил. Иисус теперь на небесах, а Церковь, Его народ, представляет Его здесь, на земле. Что это говорит нам о том, какими должны быть наша жизнь и наше свидетельство?