СШ

Субботняя Школа

Урок 9. 22–28 августа. Петр и язычники

"Миссионеры" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ III квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 9 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования:

Деян. 2:5–21; 10:1–8, 23–48; Рим. 2:14–16; Деян. 10:9–22; 11:1–10; 15:1–35.

Памятный стих:

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2: 38, 39).

Петр был первым апостолом, который провозглашал спасение людям, не принадлежавшим к израильскому народу. Он продолжал играть ведущую роль в Церкви в течение нескольких лет после ее основания, даже после того, как Павел стал миссионером преимущественно для язычников. Петр вместе с Павлом помогал ранней Церкви и ее руководителям, которые были в основном евреями, понять универсальность Великого поручения.

Петр трудился над созиданием единой Церкви, объединяющей обращенных язычников, которые не знали о тонкостях еврейской культуры, и обращенных евреев, которые воспринимали свои обряды как непреложные. Подобно всем пионерам миссионерского служения Петру пришлось показать разницу между неизменными Божьими повелениями и человеческими традициями, присущими той или иной культуре и не имеющими такого важного значения для жизни верующего, иудея или язычника. Таким образом, именно Петр на Иерусалимском соборе, говоря об обращенных язычниках, заявил, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15: 9), что помогло решить проблему, которая угрожала единству ранней Церкви.

Последние слова Иисуса перед Его вознесением были миссионерского характера: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Здесь мы вновь встречаем повеление распространять Евангелие по всему миру. Только спустя пятьдесят дней начинается осуществление этого плана, в котором Петр играет ключевую роль.

Прочитайте Деян. 2:5–21. Как это событие демонстрирует Божье намерение охватить вестью Евангелия весь мир и показывает роль евреев в этой работе?

Великое поручение начало исполняться в день Пятидесятницы. Цель излития Святого Духа — евангелизация мира. Излитие Святого Духа в виде Раннего дождя дало отличные результаты в день Пятидесятницы. Однако это было только предвкушением гораздо больших результатов, которые переживет Церковь в последующие годы.

Проповедь Петра содержит некоторые основные моменты, которые остаются актуальными и сегодня.

Во-первых, ветхозаветные пророчества и обетования исполнятся во Христе (Деян. 2:17–21), истина открывается посредством убедительных чудес и знамений, сопровождавших Его служение, а также через Его смерть и воскресение (ст. 22–24).

Во-вторых, Иисус был возвеличен, сел одесную Отца и в настоящее время является Христом (Мессией) и Господом всего (ст. 33–36). В Нем всякий, кто покается и крестится, получит прощение грехов (ст. 38, 39).

Здесь мы видим активного ученика Петра, готового постоять за свою веру в Иисуса. Он был призван Иисусом стать сильным руководителем в ранние дни Церкви. Хотя он был не столь космополитическим, эффективным и адаптированным к другим культурам и религиям, как апостол Павел (см. Гал. 2:11–14), однако Петр открыл путь для проповеди Евангелия представителям пятнадцати национальностей во время проповеди иудейской диаспоре в Иерусалиме. Таким образом, он использовал очень важный мост, чтобы принести Благую весть ближневосточному миру своего времени.

Что история Пятидесятницы говорит нам о нашей потребности в силе Святого Духа? Что мы можем сделать, чтобы лучше откликаться на водительство Святого Духа?

Прочитайте Деян. 10:1–8, 23–48. Что эта история о язычнике, который становится последователем Иисуса, повествует нам относительно спасения и свидетельствования?

Обращение Корнилия, римского офицера и язычника, можно назвать языческой Пятидесятницей. Эта важная история, записанная в книге Деяния святых Апостолов, примечательна тем, что затрагивает наиболее спорный вопрос, с которым столкнулась ранняя Церковь: может ли язычник стать христианином, не став сначала иудеем?

Штаб-квартира римской армии, которая осуществляла контроль во всей Иудее, включая Иерусалим, находилась в Кесарии. Корнилий был одним из шести центурионов, командующих шестьюстами солдатами, которые составляли итальянскую когорту, расквартированную в том городе. Его имя указывает на то, что он являлся потомком знаменитого римского командира, который одержал победу в битве с Ганнибалом, карфагенским полководцем, который успешно воевал с Римом в течение многих лет. Что более важно, Корнилий был богобоязненным человеком, который любил духовное общение с семьей, регулярно молился и был щедр к нуждающимся. Бог услышал его молитвы и послал ангела с особым посланием к нему.

«Веруя в Бога как Творца неба и земли, Корнилий чтил Его, признавал Его власть и искал Его совета во всех жизненных ситуациях. Он был верен Иегове в семейной жизни и в трудах. Он воздвиг жертвенник Богу в своем доме, потому что не считал возможным без помощи Господа ни исполнять свои обязанности, ни принимать какие-либо решения» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 133).

Обратите также внимание на то, что произошло, когда Корнилий наконец встретил Петра. Он поклонился ему, пав к его ногам; это действие, должно быть, потрясло Петра. Таким образом, мы можем заметить, что этому язычнику, избранному Богом, набожному человеку, необходимо было глубже познать истину, и он, несомненно, готов был учиться.

Какие из черт Корнилия, несмотря на его невежество, могут быть применимы для нас в нашей духовной жизни?

«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34, 35). Хотя нам эти слова не кажутся такими революционными, тем не менее Петр сделал удивительное признание. Мы должны помнить, кем был Петр, откуда он прибыл и какую позицию по некоторым вопросам он занимал (что, впрочем, старался преодолеть) (см. Гал. 2:11–16). Несомненно, его опыт с Корнилием помог ему осознать свою ошибку и увидеть полную картину провозглашения Евангелия другим народам.

Прочитайте Деян. 10:33. Как ответ Корнилия Петру показывает, что, несмотря на свое неполное знание истины, он осознавал важность послушания Божьему Слову?     

Прочитайте Деян. 11:14. Что данный отрывок говорит о необходимости проповедовать Евангелие даже таким благочестивым людям, как Корнилий? 

Как слова, записанные в Послании к римлянам 2:14–16, помогают нам понять, что произошло с Корнилием?    

Как мы увидели, Корнилий был язычником, «боящимся Бога» (Деян. 10:2), хотя ему по-прежнему нужно было еще многое узнать (как и всем нам). Тем не менее его пост, молитвы и благотворительность показали открытость его сердца для принятия Господа. Поэтому, когда пришло время, Бог чудесным образом проявил Себя в его жизни.

Важно помнить, что, хотя ангел и явился Корнилию, ангел не проповедовал Евангелие. Вместо этого он поведал Корнилию о необходимости встретиться с Петром, который и рассказал ему об Иисусе (Деян. 10:34–44). Здесь мы видим пример того, как Господь использует людей в качестве Своих посланников в мир.

В уроке за вторник мы отметили, что до того, как Петр встретился с Корнилием, в его отношении к язычникам произошли перемены, однако другие верующие из иудеев еще не поняли эту истину (Деян. 10:44, 45). Что побудило Петра измениться?

Прочитайте Деян. 10:9–22 и 11:1–10. Что данные отрывки говорят нам о предубеждениях Петра, настолько укоренившихся в его разуме, что потребовалось специальное видение, чтобы сделать его более открытым?      

Обращение Корнилия и роль Петра в проповеди Евангелия были так важны для миссии Церкви, что Бог общался сверхъестественным образом как с миссионером, так и с Корнилием: в то время, как ангел явился Корнилию, Петру было дано видение.

Кроме того, Петр находился в Иоппии, в доме кожевника (Деян. 9:43; 10:6, 32); это деталь, которую нельзя упускать из виду. Дубление кож и кожевники были отвратительны для евреев из-за обработки трупов животных и использования экскрементов в этом процессе. Кожевников не пускали в города; обратите внимание, что Симон жил «при море» (Деян. 10:6).

Пребывание Петра в доме кожевника показывает, что до своего видения Петр понял, что некоторые из его предыдущих взглядов не соответствовали Евангелию. И Петр, и семья Корнилия должны были поделиться неким культурным наследием. Все люди, представленные в видении Петра «всякими… животными», являются детьми Божьими.

Повеление засвидетельствовать истину, данное Петру, показывает: хотя Бог принимает всех людей, не все религии являются приемлемыми. Корнилий уже был «набожным» человеком, как и почти все остальные в древнем обществе. Как солдат он был знаком с культом поклонения Митре, а в качестве офицера принимал участие в поклонении императору. Но эта практика не была угодна Богу.

Здесь содержится урок для тех, кто обращается к нехристианским религиям, считая их равными христианству. Хотя иногда это делается в духе политкорректности, такой подход приводит к умалению библейских утверждений относительно христианской уникальности и завершенности.

Как проявлять уважение к людям, чью веру мы считаем неправильной, не создавая при этом впечатления, будто мы уважаем сами эти убеждения? В чем разница между уважением к людям и уважением их убеждений?

Ранний успех миссии среди язычников поднял важный вопрос в ранней Церкви относительно возрастания обращенных язычников в библейской вере (Рим. 11:17). Всегда, когда люди из других религий и культур присоединяются к созданному сообществу верующих, появляется напряженность. В данном случае евреи-христиане, испытывая большое уважение к требованиям законов и ритуалов Ветхого Завета, полагали, что обращенные язычники должны принять и соблюдать эти законы и ритуалы. Основное внимание уделялось обрезанию, которое являлось фундаментальным требованием для мужчин, присоединяющихся к иудейской общине. Должны ли обращенные язычники совершать обряд обрезания? Некоторые христиане в Иудее так и думали и заявляли о своей убежденности, используя непреклонные богословские доводы: это необходимо для спасения.

Какое событие помогло решить этот важный вопрос на соборе в Иерусалиме? Деян. 15:1–35.

Хотя вопрос об обрезании был главной причиной созыва собора в Иерусалиме, собор также рассмотрел те присущие еврейской культуре обряды, исполнение которых становилось необязательным для обращенных в христианство. Собор (ст. 23–29) предоставил также общую платформу, где христиане из евреев и язычников могли бы сосуществовать в общении. Были соблюдены основные ценности иудеев, но язычникам позволялось не принимать участия в обряде обрезания. Решения собора были как практические, так и богословские. Он установил образец для Церкви, как решать вопросы и проблемы, прежде чем возникнут еще большие разногласия. Опытные миссионеры научились определять основные вопросы христианской веры и сосредотачивать внимание на них, вместо того чтобы решать несущественные для веры вопросы.

Как пример собора в Иерусалиме может помочь современной Церкви решать спорные вопросы? Могут ли их решения и действия служить моделью для нас?

Из книги Эллен Уайт «Деяния апостолов» прочитайте главу «Иудей и язычник», с. 188–200.

«Петр рассказал и об удивлении, которое он испытал, когда Дух Святой сошел на его слушателей, как на язычников, так и на иудеев, собравшихся в доме Корнилия во время проповеди Евангелия. Свет и слава, почившие на обрезанных иудеях, отражались и на лицах необрезанных язычников. Этим Бог предупреждал Петра, что нельзя считать одного ниже другого, потому что Кровь Христа может очистить от всякой нечистоты.

Речь Петра подготовила собрание к тому, чтобы терпеливо выслушать Павла и Варнаву об их служении язычникам» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 193, 194).

Вопросы для обсуждения:

Некоторые связывают видение Петра с законами о чистой и нечистой пище, утверждая, что они больше не действительны. Но нужно помнить, что значение видения ясно объяснил сам Петр: «…чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). Поэтому видение было не о пище, а о принятии других людей как детей Божьих, независимо от их этнической принадлежности, национальности, профессии или религии. Почему, однако, люди используют этот эпизод в качестве аргумента в отношении пищи? Насколько мы должны быть осторожны в нашей интерпретации Писания?

Поразмышляйте над отрывком из Рим. 2:14–16. Как мы должны относиться к этой идее с точки зрения миссионерского служения? Зачем проповедовать тем, кто, не имея написанного закона, поступает по закону?

В размышлениях за четверг мы сказали о том, что Иерусалимский собор может выступать моделью поведения для современной Церкви. Прочитайте тексты, повествующие о соборе (Деян. 15:1–35). Какие были предприняты конкретные шаги, позволяющие говорить о примере для подражания сегодня? Например, обратите внимание на следующее: (1) личные свидетельства, (2) роль Евангелия, (3) роль Писания, (4) роль миссионерского служения и (5) отношение людей друг к другу на соборе.

  • Екатерина

    кто все эти люди и зачем они на день пятидесятницы собрались в иерусалиме?