Новости

Новости ЕАД

Велосипеды пасторам Украины: больше, чем транспорт

Что общего между самой известной и престижной велосипедной гонкой Le Tour de France, проводимой уже более ста лет во Франции, и работой, которую совершают пасторы Церкви адвентистов седьмого дня в Украине? Пытаясь ответить на этот вопрос, некоторые, наверное, вспомнят, как апостол Павел сравнивает христианскую жизнь со спортивными состязаниями. И будут правы. А еще? Конечно же, велосипед! Ведь именно благодаря этому средству передвижения многие украинские пасторы экономят время, силы и средства, посещая членов своих общин в тех районах, где нет возможности пользоваться другим видом транспорта. Но, что самое интересное — велосипеды для этих пасторов делают вручную под руководством американского мастера — профессионала, который в видеоролике, посвященном велогонке Le Tour de France, легко узнает знакомые ему лица: «О! Я всех этих спортсменов знаю! Лично с ними не общался, но знаю, кто они!». Мастера, специально приехавшего в Украину, чтобы помочь местным адвентистам, зовут Даг Фаттик, а его благотворительный проект существует за счет пожертвований неравнодушных людей.
Зачем изобретать велосипед
Известная поговорка говорит, что не нужно «изобретать велосипед» (в английском варианте — «колесо»), то есть делать то, что уже сделано другими. Поэтому, прежде чем рассказать о самом Даге и о том, с чего началась его украинская история, необходимо пояснить, почему он делает велосипеды по своему личному проекту, вместо того, чтобы просто купить их в магазине. Для жителей постсоветского пространства это выглядит как минимум непривычно. Здесь — свои причины, впрочем, немножко разные для Америки и Украины. На Западе многие люди предпочитают не покупать готовые велосипеды, а заказать их изготовление мастеру, т. к. хотят, чтобы их «двухколесный друг» подходил к ним по всем параметрам — по росту, весу, телосложению, учитывается и местность, в которой он будет использоваться… Размер каждого такого велосипеда строго индивидуален: варьируется длина и толщина труб, геометрия рамы, вес и т. д. Это как одежда, которую шьет портной на заказ — она должна быть максимально удобной. И такая работа пользуется спросом! В Украине же на первый план выходит другая задача: обеспечить служителей церкви надежными и качественными велосипедами, разумно используя пожертвованные средства. Изделия, которые можно купить в местных магазинах или на предприятиях, как оказалось, далеко не всегда соответствуют оптимальному сочетанию «цена — качество». Уж лучше «изобрести», сделать самому! Если умеешь…
Даг Фаттик не просто умеет — он делает это с большим удовольствием, а его перфекционизм соответствует его огромному опыту, ведь он занимается этим с 1976 года (сейчас ему 67 лет). За это время Даг изготовил не менее 300 велосипедов, а через его мастер-классы прошло около 200 человек. Житель города Найлз (штат Мичиган), Даг окончил Университет Эндрюса, получив в 1970 г. степень бакалавра искусств, а в 1972 г. — степень магистра искусств. Работал школьным учителем. «Я был одним из первых американцев, поехавшим в Англию учиться делать велосипеды, — вспоминает Фаттик. — Шел 1975 г., нас было всего человек десять. Когда я вернулся домой, начал сам изготавливать изделия и передавать свой опыт другим. С тех пор это стало моей основной работой, бизнесом. Сейчас изготовление велосипедов очень популярно в Америке, я даю в среднем шесть мастер-классов в год. Среди моих учеников — много иностранцев из разных уголков мира. Примечательно, что в 1970-х годах американцы ездили в Англию, чтобы учиться делать велосипеды, а теперь — наоборот».
Между прочим, в свое время на велосипедах Дага Фаттика ездили с десяток чемпионов национальных соревнований США. Так было до тех пор, пока в середине 80-х годов прошлого столетия в велоспорт не стали поступать большие деньги от спонсоров. Они и стали диктовать, какой бренд велосипеда должны использовать спортсмены. Тогда услуги частного мастера оказались им уже не нужны. Но сейчас в Америке все больше людей хотят пересесть с автомобилей на велосипеды, и такой транспорт нужен обычным гражданам.
Как возникла идея помочь украинским пасторам
Однажды Даг Фаттик увидел, как его друг, адвентист из церкви «Пайн оф мемориал» в г. Эндрюсе, ремонтирует старый велосипед. «Зачем ты это делашь?» — поинтересовался Даг. И узнал, что члены церкви в этом городе решили собрать старые велосипеды, чтобы подарить их студентам Заокской духовной академии Церкви АСД (Россия, Тульская область, пос. Заокский). Около 50 штук были готовы к отправке. Так Даг узнал о «транспортной» проблеме верующих в постсоветских странах и подумал: «Должен быть лучший путь, чем отправлять старые, видавшие виды велосипеды». И занялся в своей общине сбором средств на новые изделия. Но оказалось, что ввозить велосипеды через таможню в Россию слишком дорого. В 2000 г. Фаттику пришла в голову мысль перенаправить их в Украину, ведь и там есть адвентисты, нуждающиеся в двухколесном транспорте.
Но он увидел еще одну проблему: размеры американских колес и покрышек не соответствуют украинским, и при поломке негде будет купить замену, или же ремонт будет очень дорогим. Тогда может лучше купить велосипеды прямо на месте? Собрав пожертвования, Даг приехал в Киев, где познакомился с Владимиром Крупским, тогда возглавлявшим Украинский унион, и Юрием Кузьменко, на тот момент координатором глобальной миссии. На вопрос, нужны ли велосипеды пасторам в Украине, прозвучал утвердительный ответ. Юрий Григорьевич показал на карте маленькие города и села, которые обслуживают пасторы, объяснил, что городской транспорт действует не везде, и часто служителям церкви приходится добираться до места назначения пешком. Американцам казалось немного странным, что у большинства украинцев в то время еще не было мобильных телефонов, а значит, некоторые вопросы можно было решить только при личной встрече. И именно велосипед в таком случае мог значительно сэкономить время. Следует отметить, что даже в наше время, когда почти у всех появилась мобильная связь, велосипед по-прежнему остается актуальным средством передвижения для многих адвентистских пасторов, ведь необходимость бывать в разных местах никто не отменял. И даже те, у кого есть личные автомобили, не всегда могут рассчитывать, что церковь отплатит стоимость топлива и амортизационных расходов. Учитывая все это, Даг Фаттик с новыми украинскими друзьями стал искать возможность купить партию велосипедов в этой стране.
Посетив немало веломагазинов в Киеве, вышли непосредственно на Харьковский велосипедный завод (ХВЗ), изготовлявший тот тип велосипедов, который был нужен. Но оказалось, что завод продан другому владельцу и находится на грани закрытия из-за отсутствия финансирования. Однако партию из 250 велосипедов все же удалось заказать. Еще 50 штук Центральная конференция Церкви АСД в Украине купила в Беларуси за средства, собранные Дагом. Так украинские пасторы получили первые 300 велосипедов. Их распределили по конференциям, руководство которых решало, кто будет ими пользоваться. В некоторых случаях Даг с Юрием сами ездили, чтобы вручить лично пасторам и объяснить, как они функционируют и как их настраивать.
Но американский мастер подумал о большем: почему бы Харьковскому велосипедному заводу не помочь выйти из кризиса? Для этого нужно было найти выгодных партнеров, и Даг знал, кого в качестве них предложить. Ведь один из его друзей в Америке работал руководителем представительства компании Shimano, являющейся одним из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов. Дага Фаттика там знали как победителя конкурса, организованного компанией, и потому прислушались к его предложению установить контакты с ХВЗ. В 2002 году представители Shimano из Голландии вместе с Дагом и Юрием Кузьменко встретились с руководством харьковского завода и договорились о поставке деталей по цене производителя, что очень удивило руководителей завода — они не ожидали, что такую сделку можно заключить без взятки. Однако так сложилось, что, начав сотрудничество с Shimano напрямую, представители ХВЗ стали избегать встречи с Дагом, который был требователен к конструкции и качеству велосипеда, в то время как на заводе стандарты были не такими высокими — велосипеды из первой партии, заказанной адвентистами, быстро выходили из строя. В итоге Даг Фаттик с друзьями решил, что оптимальный выход из ситуации — изготавливать велосипеды для украинских пасторов самим, как он делал это у себя на родине. Так в г. Буче под Киевом появилась специальная мастерская — не такая большая, конечно, как в Америке (умещается в вагончике), но зато оборудованная всем необходимым.
Рождение «Вестника»
Изготовление велосипедов в украинской мастерской началось не сразу. Предстояло найти не только средства, но и все необходимые комплектующие по минимальным ценам, а потом организовать их доставку в Киев, что оказалось вовсе не просто. Лишь некоторые подходящие детали можно было приобрести на месте, остальные закупались по всему миру, свозились в Америку, и уже там собирались в группы для отправки через океан. Проект рождался в муках. Из-за трудностей перевозки через таможню организовать доставку основной партии комплектующих удалось далеко не сразу. Лишь в апреле 2013 года долгожданный груз прибыл в Украину. В сентябре того же года Даг Фаттик снова приехал в г. Бучу, тогда и был налажен процесс сборки велосипедов. Кроме того, поскольку Даг проводит в Украине не так много времени — две-три недели в год, он передает свой опыт Юрию Кузьменко, который стал его главным помощником в этой стране.
Ранее сюда приезжали и ученики Дага — Джереми, Джейсон, Херби, Тайлер, Брент, Билл и другие, которые также внесли значительный вклад в общее дело. На данный момент изготовлено уже 47 велосипедов, 40 из которых собрано лично Юрием Кузьменко, а саму модель по предложению Дага назвали Messenger — «Вестник».
Пасторы, получившие такой транспорт, пишут отзывы о том, как Messenger помогает им в работе, присылают фото, оставляют свои отзывы, благодарности. В мае 2014 г. Даг Фаттик получил около 30 отзывов, авторы которых отмечают надежность конструкции его велосипедов, удобство и практичность. «Вестники» нелегкие по весу, но крепкие, со специальными корзинами, закрепленными на руле и заднем багажнике, в которых можно возить литературу и другие вещи. Одни пасторы пользуются ими 1–2 раза в неделю, некоторые чаще, а есть и такие, которые только на них и передвигаются. У самых активных покрышки приходится менять уже через 3–4 месяца, что говорит о востребованности этого вида транспорта. Велосипед до тех пор остается у владельца, пока он служит пастором, в ином случае его возвращают в конференцию.
Секреты велосипедной мастерской
Пока пасторы разъезжают по украинским дорогам, а чаще — по бездорожью, давайте заглянем в мастерскую под Киевом, чтобы представить, как появляются на свет новые велосипеды. Несмотря на холодную или жаркую погоду, в строительном вагончике комфортно. Множество полок, на которых лежат инструменты и запчасти. Поверхность очень тяжелого металлического стола, на котором проводится сборка, изготовлена на строгальном станке и выглядит идеально ровной. Здесь царит сплошной перфекционизм, точность и аккуратность.
С чего начинается процесс изготовления велосипеда и чем заканчивается? Даг объясняет: «Все начинается с разработки дизайна будущего изделия. Затем надо выбрать материал для труб, обрезать их правильно. Потом сварить из них раму, постоянно контролируя соосность отдельных ее частей. Зачистить сварочные швы, отпескоструить и покрасить. А затем собирается уже готовое изделие. Колеса собираются тоже из отдельных спиц и ободов…». Из всех комплектующих только несколько маленьких деталей изготавливают в Украине — в Черкассах. На изготовление одного такого велосипеда в среднем уходит 2 дня. Но если делать очень тщательно — 4 дня.
На вопрос, что самое сложно и самое простое в изготовлении велосипеда, Даг, на миг задумавшись, отвечает: «Ничего простого нет, все требует мастерства. Например, тяжело отцентровать колесо, чтобы избежать осевого и радиального биения обода. Когда смотришь со стороны, кажется, что это легко, а когда начинаешь делать — оказывается непросто. Ведь это ручной труд, даже движение обычным напильником должно быть правильным».
Благодаря тому, что многие детали Даг закупает по низким ценам, стоимость комплектующих одного такого изделия составляет 350–400 долларов. Но в Америке этот велосипед можно было бы продать за 1600–2000 долларов.
Помня, что Даг Фаттик занялся велосипедным бизнесом в 1976 году, мы поинтересовались, изменились ли с того времени технологии изготовления. И в ответ услышали: «Совсем немного. Ведь это как делать скрипки. И в XVI столетии, и сейчас скрипка устроена одинаково, точно так же и велосипед имеет традиционную схему. Самый лучший инструмент, с помощью которого его можно изготовить — человеческие руки. Знаменитые братья Райт, которые в самом начале XX века построили первый в мире самолет, кроме всего прочего, выпускали велосипеды. И когда я побывал в их мастерской, где теперь музей, я увидел, что она очень похожа на мою. И на иллюстрациях столетней давности инструменты для изготовления велосипедов выглядят похожими на современные. Что-то слегка изменилось, но принцип остался тот же, поскольку большинство операций делается руками».
Спонсоры для украинских «Вестников»
Итак, мы убедились, что организация изготовления велосипедов для адвентистов Украины — весьма непростая задача. Конечно, без поддержки неравнодушных людей она была бы невыполнима. Кто же те люди, которые жертвуют средства на благотворительный проект Дага Фаттика? Дважды организовывала сбор адвентистская церковная школа в Америке. Сбором средств занимаются и сами школьники. Например, они предлагают взрослым стать их «спонсорами» и просят пожертвовать столько, сколько кругов на стадионе они проедут на своих велосипедах — например, по 1 доллару за круг. Заранее оговаривают количество кругов. Таким необычным способом американские дети помогают украинским пасторам.
Свой вклад вносили и вносят друзья и знакомые Дага. Когда они узнают о том, чем он занимается — положительно отзываются о проекте и жертвуют деньги. Однажды пожертвовала средства на два велосипеда и одна из неадвентистских церквей г. Найлз.
Каковы же перспективы проекта? 35 велосипедов уже эксплуатируются, а 12 будут переданы пасторам в следующем месяце. Кроме этого Даг запланировал организовать изготовление и новой партии, минимум из 20 штук, где конструкция уже будет несколько улучшенной. Чтобы охватить большее количество пасторов, необходимо собрать и больше средств, ведь Даг Фаттик и его друзья не намерены останавливаться на достигнутом. Так же, как и украинские пасторы, искренне благодарные американскому мастеру, его помощникам и благотворителям за возможность пользоваться удобными и надежными велосипедами Messenger. Ведь их труд по праву можно назвать соревнованием за спасение человеческих душ — Le Tour de Ukraine — гонкой, в которой «желтую майку» победителя духовным спортсменам вручит Сам Господь.
http://www.adventist.org.ua/article/ukraine_bikes/

Игнат Меренков
Технический консультант — Юрий Кузьменко
Фото Дага Фаттика и Юрия Кузьменко