СШ

Субботняя Школа

Урок 11. 5–11 сентября. Павел: происхождение и призыв

"Миссионеры" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ III квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 11 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования:

Деян. 9:1; Флп. 3:6; 1 Кор. 15:10; Деян. 9:1–22; 26:18; Гал. 2:1–17.

Памятный стих:

«Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9:15, 16).

Одним из центральных персонажей Нового Завета был Павел, по происхождению Савл из Тарса. Павел был для раннехристианской Церкви как Моисей для израильского народа. Различие лишь в том, что Моисей вывел Божий народ из среды язычников, чтобы израильтяне могли поступать по воле Божьей, а Павел передал Слово Божье, находящееся у Израиля, язычникам, чтобы они также могли поступать по воле Божьей.

О Павле мы знаем больше, чем о любом другом христианине первого столетия. Он известен благодаря своему особому вкладу в распространение христианства в течение двух последних тысячелетий. Его миссионерские путешествия и служение среди народов, живущих вокруг Средиземного моря, послужили вдохновляющим примером для христианских миссий будущих поколений.

Павел выделял библейскую истину из иудейской культуры, в которой гражданские, ритуальные и моральные законы настолько сильно интегрировались в жизнь, что было сложно отличить иудейские обычаи от того, что нужно считать Божественной вестью для всех народов.

На этой неделе мы поразмышляем о человеке, который, помимо Иисуса, является самым главным персонажем Нового Завета.

Савл родился в Тарсе, важном торговом городе, располагавшемся на пути между Сирией и западной Азией (Деян. 22:3). Тарс был многокультурным центром индустрии и образования, а также на короткое время домом самого известного в Риме оратора и сенатора Цицерона.

Родители Савла принадлежали к диаспоре иудеев (те, которые не проживали в Израиле) из племени Вениамина. Ему дали имя при рождении Савл (евр. sha’ul, что означает «выпрошенный»). Однако в начале миссионерской деятельности среди язычников (Деян. 13:9) он взял имя Павел (лат. Paulus, имя известной римской семьи). Когда Павел был фарисеем, у него была жена, но мы ничего не знаем о ней. В действительности мы знаем немного о его семье, хотя в Библии встречается упоминание о сестре и племяннике Павла (Деян. 23:16). Также Павел был римским гражданином (Деян. 22:25–28).

Вероятно, Павел обучался в школе при синагоге в Тарсе до двенадцати лет, впоследствии прошел раввинское обучение в Иерусалиме у известного раббана (почетный титул, означающий «наш учитель») Гамалиила (Деян. 22:3). Как и большинство иудейских мужчин, он учился ремеслу, в его случае — изготовлению палаток (Деян. 18:3).

Как уже говорилось ранее, Павел был фарисеем (Флп. 3:5). Фарисеи (это слово означает «отделившиеся») утверждали, что законы Бога, записанные в книгах Моисея, и те, которые передавались устно, обязательны для всех иудеев. Их абсолютный патриотизм и доскональное послушание иудейским законам воспринимались другими иудеями как лицемерие и осуждались ими. Однако Павел не скрывал того факта, что он и его отец были фарисеями (Деян. 23:6).

Фарисейское образование Павла стало важным элементом в успешной миссионерской работе как среди иудеев, так и среди язычников. Оно обеспечило его подробными знаниями Ветхого Завета — единственными доступными ранним христианам книгами Священного Писания. Он также познакомился с письменными дополнениями и изложениями ветхозаветных законов. Таким образом, Павел был самым образованным апостолом, способным проводить различия между вечной, основанной на Писании Божественной истиной, с одной стороны, и иудейскими культурными обычаями, возникшими позже, которые не были обязательными и могли не соблюдаться последователями Иисуса из языческих народов, — с другой. Как мы увидели, этот вопрос был одним из важнейших в жизни ранней Церкви. Да и сегодня культурологические вопросы играют в Церкви немаловажную роль.

Какие из ваших христианских верований наиболее остро конфликтуют с окружающей вас культурной средой? Как вы справляетесь с конфликтами, не идя на компромисс с тем, с чем невозможно согласиться?

Личностные качества — это индивидуальные определенные реакции на окружающую обстановку дома, на работе, среди соседей или друзей. Характер — сочетание характеристик, качеств и способностей, которые составляют личность человека.

Прочитайте Деян. 9:1; Флп. 3:6, 8; 1 Кор. 15:9, 10; 1 Тим. 1:16; Гал. 1:14 и 2 Кор. 11:23–33. Что эти тексты говорят о характере и личности Павла?

Павел был ревностным и посвященным человеком. Прежде своего второго рождения он использовал это рвение, чтобы преследовать раннюю Церковь. Он одобрял побиение камнями Стефана (Деян. 7:58), проявил инициативу, отправляя в тюрьмы и женщин, и мужчин (Деян. 8:3), высказывал смертельные угрозы в адрес учеников (Деян. 9:1) и организовал нападение на христиан в другой стране (Деян. 9:2; Гал. 1:13).

В то же время мы можем видеть, что он использовал свои рвение и энтузиазм для доброго дела, посвятив свою жизнь проповеди Евангелия, несмотря на невероятные трудности и проблемы. То, что сделал Павел, мог совершить только человек, полностью посвященный тому, во что верит. И хотя он потерял все ради Христа, но считал все это «мусором». Это слово в греческом языке дословно означает «бесполезное». Павел понимал, что в жизни важно, а что — нет.

Павел также был скромным человеком. Без сомнения, он чувствовал вину за преследование христиан и поэтому считал себя недостойным своего высокого призвания. Возможно, будучи проповедником праведности Христа как единственной надежды на спасение, он знал, что является грешником в противоположность святому Богу. Этого знания было достаточно, чтобы считать себя скромным, спасенным Богом и благодарным Ему.

«И оказывается достаточным всего лишь одного луча славы Божьей, одного проблеска чистоты Христовой, проникшей в душу, чтобы сделать каждое пятно в характере мучительно заметным, чтобы обнажить недостатки и пороки. Грешнику открывается порочность его желаний, неверность сердца, нечистота уст» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 29).

Никто из нас не защищен от гордости. Как взгляд на крест и его значение может вылечить человека от этого греха?

Прочитайте историю обращения Павла в Деян. 9:1–22. Как этот опыт связан с его миссионерским призывом? Смотрите также Деян. 26:16–18

С самого начала было ясно, что Господь хотел использовать Павла для того, чтобы проповедовать как иудеям, так и язычникам. Ни одно событие из периода приготовления Павла в качестве миссионера и богослова не сравнится по важности с его обращением. И в самом деле, часто во время своего свидетельства он говорил об этом опыте.

«Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26:16). Павел не мог проповедовать или учить тому, чего не знал. Наоборот, он делился собственными опытами, говорил о познании Господа всегда в гармонии со Словом Бога (см. Рим. 1:1, 2).

Прочитайте Деян. 26:18. Каким должен был быть результат работы Павла?     

Вот пять результатов настоящей миссионерской работы:

1. Открыть людям глаза. Представить Бога Отца и Иисуса реальными, существующими, действующими и обращающимися к грешникам.

2. Обратить грешных людей от тьмы к свету, от безразличия к знаниям, что является центральной темой Евангелия (см. Лк. 1:78, 79).

3. Обратить их от власти сатаны к Богу.

4. Получить прощение грехов. Проблема греха имеет решение — вот центральная весть христианства.

5. Получить жребий с освященными или принадлежать Божьей Церкви, независимо от расы, пола или национальности.

Если бы вас попросили поделиться вашим личным опытом с Иисусом, рассказать о Нем, что бы вы рассказали?

«Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим. 15:19). Какой ключевой элемент любого вида миссионерской работы можно найти в этом тексте? См. также 1 Кор. 1:23; 2:2; Гал. 6:14; Флп. 1:15–18.    

Можно смело утверждать, что все усилия Павла в миссионерской работе сводились к одному — где бы он ни находился, центральной темой его вести был Христос и Его крест. Таким образом, он был верен тому, к чему его призвал Господь в самом начале, — проповедовать об Иисусе. Весть для миссии сегодня очевидна: что бы мы ни проповедовали и о чем бы ни учили (как адвентисты мы получили много света, который необходимо передать этому миру), весть о Христе и Его распятии должна быть центральной темой всей нашей миссионерской работы.

Павел, однако, представлял весть о Христе не как некую абстрактную истину, никак не связанную с жизнью местной общины. Важной частью его работы было возрождение церквей, основание христианских общин везде, куда он только мог добраться. В действительности его работу можно назвать «насаждением церквей».

Существует еще один элемент миссионерской работы Павла.

Прочитайте Кол. 1:28. О чем говорит здесь Павел? О евангелизме или ученичестве?

Если мы прочитаем послания Павла, то обнаружим, что они нечасто являются чисто евангелическими, по крайней мере в том смысле, в котором мы привыкли использовать этот термин, — то есть они не написаны для тех, кто не является членом Церкви. Наоборот, многие его послания адресованы церковным общинам. Другими словами, миссионерская работа Павла включала также пасторское попечение, наставление и обучение членов Церкви.

Итак, мы можем увидеть по крайней мере три центральных элемента в миссионерской деятельности Павла: провозглашение о Христе, создание церквей и обучение существующих общин.

Вспомните ваше последнее свидетельство какому-либо человеку. Был ли Христос в центре вашей вести? Как вы можете быть уверенными, что Он всегда будет занимать центральную часть вашего свидетельства?

«Мульти-куль-ту-ра-лизм» — это сравнительно новый термин, впервые появившийся в печатных изданиях в 1960 г. в Оксфордском английском словаре. Для людей, живших в прошлых веках, существовали только две категории человечества — мы и они, наш народ и другие народы. Греки называли все остальные народы «варварами». А иудеи называли всех остальных язычниками.

Как мы уже увидели, успех миссии среди язычников привел раннехристианскую Церковь к разделениям между иудеями и язычниками. Вопрос заключался в том, может ли язычник стать христианином, если он не стал иудеем.

Прочитайте Гал. 2:1–17. Что произошло и каким образом этот отрывок иллюстрирует проблему «многокультурия» в миссионерской работе?     

«Когда Петр впоследствии посетил Антиохию, он завоевал доверие многих своим благоразумным отношением к обращенным из язычников, ибо действовал в соответствии с тем светом, который был послан ему Небом. Он настолько освободился от своих предрассудков, что даже ел за одним столом с язычниками. Но когда из Иерусалима пришли некоторые иудеи, ратовавшие за обрядовый закон, Петр неосмотрительно изменил свое поведение в отношении обращенных из язычников. Ряд иудеев „вместе с ним лицемерили… так что даже Варнава был увлечен их лицемерием”. Эта слабость, проявленная руководителями Церкви, которых все уважали и любили, произвела удручающее впечатление на обращенных из язычников. Церкви угрожал раскол» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 197, 198).

Павел не сошелся во мнении с Петром и четко определил, какой должна быть мультикультурная Церковь. Чтобы принять христианство, обращенные из язычников не должны были становиться иудеями. Непростое прошлое Павла как посвященного фарисея, ученика раббана Гамалиила, римского гражданина, религиозного фанатика-фундаменталиста и, наконец, обращенного апостола Иисуса Христа позволило ему различить вечные, не изменяющиеся Божественные истины, с одной стороны, и их временные культурные и религиозные проявления — с другой.

Как вы определяете, что является важным в вашей вере, а что — культурными, социальными или даже личными предпочтениями?

«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9:22, 23).

Прочитайте 1 Кор. 9:19–23. В современной миссиологии к миссионерским методам, записанным в данном отрывке, применяется термин «контекстуализация». Он определяется как «попытка объединить Евангелие в слове и деле и учредить Церковь с помощью методов, принятых в рамках местного культурного контекста людей, представляя христианство ответом на самые насущные их нужды, учитывая их мировоззрение и таким образом позволяя им следовать за Христом, не выходя за рамки собственной культуры» (Даррелл Л. Уайтман. Контекстуализация: теория, разногласия и проблемы». Интернациональный бюллетень миссионерского исследования, т. 21, январь 1997 г., с. 2).

«Христиане из иудеев, жившие в непосредственной близости от храма, естественно, дорожили преимуществами, которые они имели как нация. Увидев, что христианская Церковь отходит от обрядов и традиций иудаизма, а святость, окружавшая иудейские обычаи, вскоре может утратиться в свете новой веры, многие вознегодовали на Павла, ибо именно он был главным виновником этих перемен. Даже не все ученики охотно приняли решение собора. Некоторые настаивали на соблюдении обрядовых законов и относились к Павлу недоброжелательно, считая, что он пренебрегает ими» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 197).

Вопросы для обсуждения:

Прочитайте 1 Кор. 9:20. Как нам следует пересмотреть свое личное служение, чтобы наилучшим образом использовать возможности для свидетельства?

Несмотря на греховное и даже позорное прошлое Павла, Бог простил его и использовал как Своего избранного служителя. Как нам научиться прощать самих себя за ошибки прошлого и, принимая праведность Христа как собственную, более активно участвовать в служении Ему?