СШ

Субботняя Школа

Урок 12. 12–18 сентября. Павел: миссия и весть

"Миссионеры" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ III квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио Урок 12 (MP3)

Видео (MOV)

Библейские тексты для исследования:

1 Кор. 1:22–24; 1 Тим. 6:12; 2 Тим. 4:7; 1 Кор. 15:12–22; Деян. 15:38–41.

Памятный текст:

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13, 14).

Представляя ветхозаветные пророческие вести, иудейскую историю, жизнь и учение Иисуса, Павел излагает христианскую концепцию истории спасения, в центре которой находятся жизнь, смерть и воскресение Христа. Будучи воспитанником как иудейского, так и греко-римского общества, Павел обладал достаточной проницательностью, позволяющей ему отделить Евангелие от сложных гражданских, ритуальных и моральных обычаев иудеев и сделать его более доступным для многокультурного мира.

Все тринадцать посланий Павла верующим говорят о том, как можно применять веру в повседневной жизни. Апостол касается как доктринальных, так и практических тем. Павел советовал, вдохновлял и увещевал относительно вопросов о личной христианской вере, отношениях и церковной жизни. Тем не менее главной темой его посланий был Иисус Христос, и притом распятый (1 Кор. 2:2).

Павел был не только автором посланий. Он также известен как апостол-миссионер, провозгласивший Евангелие от Сирии до Италии, возможно, даже до Испании. В течение десяти лет Павел основал церкви в четырех провинциях Римской империи.

На этой неделе мы изучим миссию и весть Павла.

Прочитайте 1 Кор. 1:22–24. Как эти тексты помогают нам понять, что разные люди по-разному относятся к истине? Чему мы можем научиться из этого отрывка, что поможет нам в свидетельстве разным группам людей?       

При выходе израильтян из Египта Бог явил Свою заботу о народе, творя чудеса и знамения. После этого каждое поколение иудеев ожидало, что любой новый посланник Бога должен проявить себя именно с помощью чудес.

Что касается греков, то они, наоборот, строили свою веру на рациональной основе в соответствии со своим философским и научным наследием. Эта основа должна была удовлетворять требования человеческой «мудрости».

Павел не отвергал культурное и духовное наследие своей целевой аудитории, но использовал его как вступление к проповеди о распятом Христе. Те, кто искал чудес и знаков, находили их в жизни и служении Иисуса и ранней Церкви. Нуждающиеся в логической точности и рациональности видели их в аргументах Павла в пользу евангельской вести. Оба типа людей нуждались в одном и том же: познать воскресшего Христа и «силу воскресения Его» (Флп. 3:10). Каким образом Павел передавал эти знания, зависело от людей, которым он свидетельствовал.

Когда Павел проповедовал для иудейских слушателей, он основывал свою проповедь на истории Израиля, прослеживая связь Христа с Давидом и обращая внимание на ветхозаветные пророчества, которые указывали на Христа и предсказывали Его распятие и воскресение (Деян. 13:16–41). Таким образом, он начинал свою речь с того, что было знакомо слушателям, что они почитали и во что верили. Впоследствии Павел обращал их внимание на Христа.

Проповедуя язычникам, Павел говорил о Боге как о Создателе и Судье, о том, как грех вошел в мир, о спасении посредством Иисуса Христа (Деян. 14:15–17; 17:22–31). В общении с этими людьми Павлу приходилось начинать свою проповедь с совершенно иных тем, чем в случае с иудеями (или язычниками, которые были знакомы с иудаизмом). Однако его цель и в том и в другом случае была одна — привести их к Иисусу.

Подумайте о вашей вере. На чем она основывается? Какие у вас есть аргументы в пользу вашей веры? Каким образом ваши аргументы могут отличаться от доводов других людей и почему так важно распознавать эти различия?

Владея приемами коммуникации, Павел в своей миссионерской работе использовал знакомые образы, чтобы объяснить непонятное. Он брал повседневные примеры из греко-римского быта, чтобы проиллюстрировать практическую сторону жизни во Христе. В качестве метафор Павел чаще всего использовал два знакомых образа из жизни своих слушателей —атлетов на играх и вездесущих римских солдат.

Интерес к спортивным играм во времена Павла был таким же огромным, как и сегодня. Древние греки многие столетия проводили олимпийские состязания в разных частях Греции. Римляне унаследовали практику проведения атлетических соревнований и позже усовершенствовали их. Самым популярным видом соревнования был бег, а одним из беговых видов соревнований был забег мужчин на длинные дистанции в полном военном обмундировании. Еще одним известным видом спорта была борьба. Атлеты усердно тренировались, а победителей хорошо награждали. При этом этническая принадлежность, национальность или социальный статус имели небольшое значение, так как предпочтение отдавалось выносливости и физическим данным.

Какие основные уроки для христианской жизни могут найти читатели в следующих отрывках? 1 Кор. 9:24–27; Гал. 5:7; 1 Тим. 6:12; 2 Тим. 2:5.     

Начиная с Августа, римские императоры заменили временную службу в армии постоянной военной службой, размещая войска вокруг Римской империи. Правители изменили форму доспехов и оружия, привели их в соответствие со стандартом. Во времена Павла в солдаты брали людей разных этнических и национальных групп, как римских граждан, так и выходцев из других народов. Ожидая награду в конце срока своей службы, солдаты давали обещание верности правящему императору, который во времена конфликта лично вел их на войну.

Какие сравнения между службой солдата и христианской жизнью приводит Павел в следующих тектах? 2 Кор. 10:4, 5; Еф. 6:10–18; 1 Тим 6:12; 2 Тим. 2:3, 4.   

В своем послании, которое, возможно, было последним, Павел сравнивает свою жизнь как христианского миссионера одновременно и со службой солдата, и с жизнью атлета: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил (в англ. «закончил забег» — прим. пер.), веру сохранил» (2 Тим. 4:7).

В каких случаях вера является битвой, а в каких забегом? Испытывали ли вы реальность обеих метафор в вашей христианской жизни? Какая метафора лучше описывает ваш собственный опыт и почему?

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31). О каком законе говорит здесь Павел?

В посланиях Павла слово «закон» встречается около 130 раз, а в книге Деяния святых Апостолов — около 20 раз. Павел пытался привести своих слушателей и читателей, несмотря на их культурные особенности, к пониманию того, что слово «закон» имеет несколько значений, особенно это касается иудеев. Такие законы, как Десять заповедей, остаются актуальными для всех людей всех времен. Но другие виды законов, записанных в Ветхом Завете и приемлемых для иудейской культуры, не считаются необходимыми для христиан.

В своих посланиях апостол широко использовал термин «закон», ссылаясь на правила для религиозных церемоний, гражданский закон, принципы здорового образа жизни и моральные законы. Он писал о пребывании «под законом» (Рим. 3:19) и об освобождении от него (Рим. 7:6). Он описывал «закон греха» (Рим. 7:25), но и говорил, что «закон свят» (Рим. 7:12). Павел упоминал о «Моисеевом законе» (1 Кор. 9:9) и о «законе Божием» (Рим. 7:25). Для человека, не имеющего ничего общего с еврейской культурой, эти высказывания могут казаться противоречивыми. Однако любому иудею из контекста понятно, о каком законе идет речь.

Прочитайте Рим. 13:8–10; Рим. 2:21–24; 1 Кор. 7:19; Еф. 4:25, 28; 5:3; 6:2. Как эти тексты помогают нам понять, что Божий моральный Закон, Десять заповедей, не был аннулирован на кресте?

Павел осознавал, что церемониальные законы, детально описывающие, как следовало приближаться к Богу через священство, святилище и жертвы, потеряли силу после распятия Христа. Они выполнили свое предназначение, и в них больше не было нужды. (Этот факт стал более очевидным после разрушения храма).

Однако с моральным Законом, выраженным в Десяти заповедях, дело обстоит иначе. В своих посланиях Павел цитирует некоторые заповеди и ссылается на другие как на универсальные этические требования для всех людей, как иудеев, так и язычников. Высказываясь против греха, Павел ни в коем случае не приуменьшает значение заповедей, которые говорят о том, что есть грех. Это все равно что говорить человеку про скоростные ограничения и при этом утверждать, что знаки об ограничении скорости не нужны.

«Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).

Несомненно, крест Христа находился в центре учения и жизни Павла. Но апостол проповедовал о кресте не отдельно, а в контексте других тем. Одной из таких тем было воскресение, без которого учение о кресте не имеет смысла.

Прочитайте 1 Кор. 15:12–22. Что эти тексты говорят о важности смерти и воскресения Христа для Евангелия? Почему правильно понять эти тексты можно лишь в том случае, если знаешь, что смерть — это сон? Ведь если умершие во Христе уже находятся на небе, тогда то, о чем говорит здесь Павел, теряет всякий смысл.

К сожалению, большинство христиан, а также нехристиан верят в бессмертие человеческой души. Однако Павел возражает против этого учения и неоднократно повторяет:

1. Только Бог обладает бессмертием (1 Тим. 6:16).

2. Бессмертие — это дар Бога спасенным (1 Фес. 4:16).

3. Смерть — это сон, который продлится до возвращения Христа (1 Фес. 4:13–15; 1 Кор. 15:6, 18, 20).

Вера в бессмертие души дала основание для множества таких лжеучений, как реинкарнация, молитвы святым, культ предков, учение о вечных муках в аду и многие практики Нового века, такие как контактерство и астральная проекция. Истинное понимание библейского учения о смерти является единственным средством защиты от этих обманов. Печально, что против принятия этой истины выступают многие христианские деноминации.

Смерть закрывает верующему человеку глаза, и после периода, который кажется тьмой и тишиной, он при Втором пришествии Христа просыпается для вечной жизни. Что истина о состоянии мертвых говорит о характере Бога?

Павел был усердным служителем, сильной личностью и целеустремленным человеком. Такие люди могут быть одинокими, иметь мало друзей, но много поклонников. Однако часто во время путешествий Павла сопровождали два или три напарника. По крайней мере восемь таких близких друзей упоминаются поименно (Деян. 13:2; 15:22, 37; 16:1–3; 19:22; Кол. 4:7, 10, 11; Флм. 24). К этому можно добавить приветствия Павлом 24 человек, которые мы находим в Рим. 16, а также общие приветствия домашних.

Апостол верил в работу в команде, особенно при воплощении новых идей. В то же время у него случались и конфликты с сотрудниками.

Прочитайте Деян. 15:38–41. Какая ситуация здесь описывается? Что мы можем сказать о человеческих качествах даже таких великих работников для Господа?

«Именно здесь Марк, подавленный страхом и разочарованием, какое-то время колебался в намерении всецело посвятить себя делу Божьему. Не привыкший к лишениям, он испугался препятствий, встретившихся им на пути… Из-за этого дезертирства Павел некоторое время неблагосклонно и даже сурово относился к Марку. Варнава же, напротив, оправдывал его, ссылаясь на его неопытность. Ему крайне не хотелось, чтобы Марк оставил служение, поскольку он видел в нем качества, благодаря которым тот мог стать полезным работником на ниве Божьей» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 169, 170).

Из данного отрывка, записанного в книге «Деяния апостолов», мы видим, что Павел ожидал от своих напарников усердного выполнения миссии даже во времена трудностей и опасности. В команде единомышленников Павел видел церковь в миниатюре. Своим служением он хотел являть добрый пример для подражания. Исполнительные отношения между членами команды, построенные при этом на любви, стали образцом для церквей, которые, как правило, состояли из семей. Работа в команде также создавала благоприятную обстановку для обучения новых евангелистов и миссионеров. Конечно, со временем возникали проблемы, как в случае с Иоанном Марком.

Прочитайте 2 Тим. 4:11. Что этот текст говорит о духовном росте и прощении?      

Все мы ошибаемся. Как научиться прощать тех, кто причиняет нам боль? Подумайте также о тех, кому ваши ошибки причинили боль. Как вы восстановили ваши отношения? Если же этого еще не произошло, то не настало ли время сделать это сейчас?

Апостола Павла можно сравнить с «эффектом бабочки» в теории хаоса, которая звучит так: «Взмах крыльев бабочки в Калифорнии вызывает ураган в Азии». Деятельность Павла в качестве писателя и проповедника помогла превратить иудейскую секту, распространенную в малоизвестной части Римской империи, в мировую религию. Идеи, изложенные в тринадцати посланиях апостола, оказали большее влияние, чем любое другое литературное произведение Древней Греции.

Вопросы для обсуждения:

Павел избежал мученической смерти благодаря тому, что ушел в Афины — интеллектуальный центр греко-римского мира. Города принимали беженцев, в том числе и христиан. Но апостол и там не терял времени. После осмотра городских религиозных памятников он заговорил с иудеями и начал проповедовать на площади. Прочитайте Деян. 17:16–31. Какой подход Павел применил к этим людям, и каким образом это помогает нам понять, что необходимо приспосабливать весть для разных групп людей? В то же время заметьте, что Павел не разбавлял истину и не шел на компромисс для того, чтобы завоевать этих людей. При наших попытках достичь других людей как мы можем быть уверены, что не преуменьшаем значение главных истин?

Почему учение о состоянии мертвых так важно? Как понимание этой истины защищает нас от ошибок и обмана? Как насчет вашей культуры? От каких ложных убеждений эта истина может защитить вас?

Поразмышляйте о роли чудес в нашей вере, а также логики и здравого смысла. Обсудите в классе, как вы пришли к Богу и какой из этих факторов — чудеса или логика — сыграл большую роль в вашем опыте (возможно оба). Подумайте, какую роль эти факторы играют не только в принятии Бога, но и в возрастании вашей веры?

Поразмышляйте о вашем обществе. Какое воспитание получило большинство людей? Во что они верят? Основываясь на этой информации, подумайте, какой метод лучше выбрать для свидетельства им? Каким образом общаться с этими людьми, чтобы не оскорбить их религиозные чувства?