СШ

Субботняя Школа

Урок 6. 31 октября – 6 ноября. Символические действия

"Иеремия" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Быт. 4:3–7; Кол. 21:1–9; Ис. 29:16; Рим. 9:18–21; Иер. 19; Евр. 5:14; Иер. 13:1–11.

Памятный стих:

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?» (Рим. 9:21).

Каждый человек, изучающий Библию, знает, что в ней содержится много символов — многозначных образов, передающих какие-либо понятия и идеи. Например, все служение в земном святилище символически представляло план спасения. «Мы еще не постигли смысла древнееврейского уклада жизни. В их обычаях и обрядах сокрыты символы обширных и глубоких истин. Евангелие является ключом, открывающим тайны этих обрядов. Все скрытые там истины проясняются через познание плана искупления» (Эллен Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 133). Господь открывал истину через символику служения в земном святилище, а также используя символы в пророческих книгах (например, книга пророка Даниила 2, 7, 8 и книга Откровение) и во многих других случаях. Более того, Сам Иисус в Своих притчах и наглядных уроках использует символы для объяснения глубоких истин.

Сама книга пророка Иеремии богата символами и образами. На этой неделе мы рассмотрим некоторые из этих символов, их значение, а также уроки, которые мы можем извлечь для себя.

Писание чрезвычайно богато символами. Они используются в большом количестве и в большинстве случаев представляют более глубокую истину, чем кажется на первый взгляд.

Прочитайте Быт. 4:3–7. Какие две разные жертвы символически представлены здесь?

В самом начале Библии мы можем увидеть разницу между попыткой заработать себе спасение делами (жертвоприношение Каина) и осознанием того, что спасение даруется только по благодати — благодаря заслугам распятого Спасителя (жертвоприношение Авеля).

Прочитайте Числ. 21:4–9. Что символизировал собой медный змей, поднятый на древке? (См. также Ин. 12:32).

«Израильтяне оставались в живых, когда смотрели на вознесенного змея. Их взор предполагал веру. Они оставались живыми, потому что верили в Божье Слово и в средства, которые Он дал для их исцеления» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 431).

На протяжении истории Ветхого Завета служение в земном святилище являлось наиболее подробным символическим представлением плана спасения. Насколько хорошо понимали израильтяне значение всех ритуалов, будет открыто только в вечности, хотя, несомненно, многие смогли понять самую важную истину — истину о заместительной жертве — идею о том, что для прощения грехов необходима смерть Заместителя (см. 1 Кор. 5:7).

В самом деле, благодаря служению в земном святилище мы имеем символы, указывающие не только на смерть Иисуса, но также на Его служение как Первосвященника, следственный суд, а также на окончательное уничтожение греха.

Какие другие библейские символы плана спасения вы можете вспомнить? Какие из них наиболее красноречиво повествуют о спасительной благодати Божьей и даруют вам надежду?

Какие важные истины и символы представлены в следующих текстах? (См. Быт. 2:7).

Иер. 18:1–10            

Ис. 29:16                  

Ис. 45:9                    

Ис. 64:8                    

Рим. 9:18–21            

Несомненно, Иеремия не раз хотел сдаться из-за постоянного отвержения и гонений. Стоило ли сражаться и бороться за народ, который отвергает тебя и Божью весть? Конечно, порой его ответ был отрицательным.

Но когда он посмотрел на работу горшечника, то понял, как Господь трудится над человеком. Каковы бы ни были другие истины, которые можно извлечь из образа горшечника и глины, эта история учит тому, что Господь является Владыкой всего. Какой бы безнадежной ни казалась ситуация Иеремии, картина глины и горшечника указывала на то, что в конечном счете, несмотря на неправильные или даже умышленно неправильные решения людей, Господь контролирует ситуацию в мире. Он является абсолютным Источником силы и власти, и в конце концов Он одержит победу, независимо от происходящих событий.

Столетия спустя, в девятой главе Послания к римлянам апостол Павел возвращается к данной ветхозаветной иллюстрации, чтобы преподать урок, которому должен был научиться Иеремия. В действительности, в Рим. 9:21 Павел направляет читателя непосредственно к Иер. 18:6. Мы можем быть уверены в том, что, несмотря на реальность свободной воли и свободного выбора человека, а также несмотря на частые пагубные результаты злоупотребления свободой, мы можем доверять владычеству нашего любящего и самоотверженного Бога, Чья любовь была проявлена на кресте. Не зло, а Бог и Его любовь в конце концов восторжествуют. Какая чудесная надежда!

Как образ глины и горшечника учит нас доверять Господу независимо от сложившихся обстоятельств? Какие другие библейские тексты указывают на реальность Божьего владычества?

«За то, что они оставили Меня, и чужим сделали место сие, и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных» (Иер. 19:4).

В данном тексте нашему вниманию представлены некоторые примеры зла, распространенные в Иудее. Кроме того, что они оставили Господа и кадили «другим богам», они также проливали невинную кровь и «чужим сделали место сие». Еврейский глагол, используемый в данном отрывке, означает «сделать иностранным», «сделать чуждым» или «языческим». Текст не уточняет, что названо чуждым — храм или Иерусалим. Ключевым моментом, однако, является тот факт, что народ должен был быть святым, отделенным для Господа (см. Исх. 19: 5, 6), то есть отличным от других народов. Но этого не произошло. Они потеряли свою уникальность, свой особый статус, который позволял бы им благовествовать миру. Они стали такими же, как и все остальные.

Есть ли здесь уроки для нас с вами?

«И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил и что на мысль не приходило Мне» (Иер. 19:5).

Хотя концепция человеческих жертвоприношений была известна в древнем мире, данная практика осуждалась Богом и была запрещена в народе израильском (см. Втор. 18:10). Фраза, переведенная выше как «и что на мысль не приходило Мне», на иврите звучит: «и не приходило Мне на сердце». Здесь используется фразеологический оборот, который показывает, насколько чуждой и далекой от Бога была подобная практика. Если мы, ожесточенные грехом падшие существа, находим отвратительными подобные действия, представьте себе, что, глядя на это, испытывает святой Бог!

Тем не менее с течением времени развращенность и культура оказали настолько сильное влияние на людей, что они пристрастились к этому ужасному ритуалу. Какой важный урок содержится в данной иллюстрации для нас! Глядя на окружающую культуру, очень легко потерять ориентиры и начать сначала соглашаться, а потом и принимать участие в том, что вызывает отвращение у человека, который имеет тесную связь с Господом и живет в гармонии с Его Словом (см. Евр. 5:14).

Как мы увидели в уроке за вторник, народ глубоко погряз в отступничестве. Они не принимали весть. Поэтому Бог повелел Иеремии совершить символическое действие, которое было призвано разбудить народ и показать грозящую ему опасность.

Прочитайте Иер. 19:1–15. Что Господь повелел Иеремии сделать и каков был смысл этого действия?

Иеремия должен был пойти в дом горшечника снова. На этот раз, однако, Господь хотел, чтобы он взял с собой свидетелей, которые должны были увидеть то, что собирался сделать пророк. Свидетелями были старейшины и священники из Иудеи (Иер. 19:1). Как руководители они несли ответственность за происходящее в стране, поэтому должны были получить весть от Бога, которая символически будет представлена Иеремией. Ворота Харшиф (Иер. 19:2), где он должен был разбить кувшин, скорее всего находились недалеко от места, где работали гончары (горшечники), потому что только за пределами ворот они могли выбрасывать осколки разбитых изделий. Таким образом, символизм становится еще более впечатляющим.

Что хорошего в разбитом глиняном кувшине? Даже если кувшин треснул, можно найти, как его использовать, однако не по прямому назначению. Но Иеремия должен был не просто поломать его. Он должен был разбить его, по существу, сделав его бесполезным. Увидев действие и услышав слова, которые за этим последовали, трудно себе представить, что люди не поняли предупреждения. Конечно, понять предупреждение и изменить образ жизни — совершенно разные вещи.

Но наиболее страшным является, очевидно, завершенность действия. Кто может восстановить разбитый кувшин? Хотя Господь даровал народу надежду на будущее, на тот момент иудеи, если не обратятся, пострадают от бедствия вместе со своими детьми. Все те места, которые они осквернили мерзостями и греховными поступками, скоро осквернятся их трупами. Может быть так они смогут понять всю глубину своей порочности.

Вспомните какую-нибудь ценную вещь, испорченную так, что она не подлежит ремонту. Для чего она изначально предназначалась и что сделало ее бесполезной? Насколько внимательными мы должны быть, чтобы с нами не случилось ничего подобного!

Прочитайте Иер. 13:1–11. Какое символическое действие должен был выполнить пророк Иеремия и какому важному уроку оно должно было научить?

Этот символический акт вызывает споры среди богословов, потому что река Евфрат (общепринятая интерпретация с иврита, но не обязательно единственная) была расположена за сотни километров от Иерусалима. Ездре потребовалось четыре месяца, чтобы добраться до места назначения только в одном направлении (Езд. 7: 9). Для того, чтобы лучше понять весть, Бог повелел Иеремии сделать это четыре раза. Таким образом, некоторые богословы утверждают, что в данном случае имелось в виду другое место. С другой стороны, некоторые утверждают, что путешествие на столь дальнее расстояние помогло ему показать, из какой дальней страны будут возвращены сыны Израилевы. Более того, возвратившись из такой далекой местности, Иеремия мог понять радость возвращения израильтян после 70 лет плена.

В любом случае, пояс символизирует Иерусалим с храмом, чистым и неукрашенным, как было в самом начале. Человек в льняном поясе символически представлял Самого Бога. Это показывает, насколько сильно Бог был привязан к Своему народу. Некоторые комментаторы особое внимание обращают на ткань, из которой был сделан пояс, а именно: лен, который использовался для одежд священников (Лев. 16:4). В конце концов, Иуда должен был быть народом, выполняющим священническое служение (Исх. 19: 6).

Подобно тому, как пояс был испорчен, так посрамится гордость нации. Как пояс плотно охватывает талию человека, эти люди также когда-то прилепились к Господу и были Его источником хвалы и славы. Но, переняв окружающую культуру, они запятнали себя и испортились.

Прочитайте Иер. 13:11 и сравните с Втор. 4:5–8. Как эти стихи описывают состояние, в котором оказался народ? Что эти тексты говорят нам?

Образ глины и горшечника, особенно представленный в девятой главе Послания к римлянам, поднимает важный вопрос о том, как мы пытаемся понять действия Бога. Дело, конечно, в том, что чаще всего мы их не понимаем. Мы не должны этому удивляться, не так ли? Прочитайте Ис. 55:8. Будучи людьми, мы очень ограничены в знании, а тем более в знании всех путей Божьих. Эта точка зрения и ограниченность человеческого знания раскрываются в том, что называется «логическим парадоксом». Давайте рассмотрим следующее утверждение: «Севильский цирюльник бреет всех, кто не бреется сам». Бреет ли севильский цирюльник себя? Если да, то он не может брить себя, потому что он бреет всех, кто не бреется сам. Но если он не бреется сам, то он должен брить себя по той же причине, потому что он бреет всех, кто не бреется сам. Ответ образует неразрешимый парадокс, который показывает ограниченность нашего разума. Таким образом, если мирские вопросы, такие как «кого и как бреет севильский цирюльник?», так запутаны, то тем более сложны для понимания такие глубокие истины, как природа и масштабы деяний Бога в мире. Однако у нас есть крест, который дает нам основание полностью доверять Ему и Его любви, даже если в мире происходит нечто необъяснимое.

«Происхождение греха и причины его существования для многих являются неразрешимой загадкой. Видя разрушительное действие зла, неизбежно приносящего скорбь и опустошенность, люди невольно задаются вопросом: как это может допускать Тот, Чья мудрость, власть и любовь безграничны? В эту тайну они не могут проникнуть. В своем непонимании и сомнении они не видят тех истин, которые ясно раскрыты в Слове Божьем и предназначены для нашего спасения» (Эллен Уайт. Великая борьба, с. 492).

Вопросы для обсуждения:

Какие возникают проблемы при рассмотрении вопроса существования зла в свете абсолютного владычества Бога? Как сценарий великой борьбы помогает нам ответить на некоторые сложные вопросы, по крайней мере частично?

Какие другие символы встречаются в Библии? Почему Бог использует символы? Каковы преимущества символов?