Урок 7. 7–13 ноября. Кризис продолжается


"Иеремия" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Иер. 9; Иер. 10:1–15; Рим. 1:25; Иер. 26; Деян. 17:30; Деян. 5:34–41.

Памятный стих:

«Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:24).

Тяжелый труд и испытания раба Божьего продолжались. В самом деле, почти вся книга пророка Иеремии повествует о проблемах, с которыми сталкивается пророк, желая побудить людей прислушаться к словам, которые Господь стремится донести до них в Своей любви и заботе.

Представьте себе, что случилось бы, если бы люди прислушались к Иеремии и приняли предупреждение пророка. Если бы весь народ, цари и руководители нации прислушались и смирились перед Богом, страшный кризис не наступил бы. Им был дарован шанс покаяться. Даже совершив много зла и плохих поступков, они имели возможность получить спасение и искупление. Дверь была открыта, они просто отказались войти.

Опять же, так легко нам сегодня удивляться твердости их сердец. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Какие уроки мы извлечем для себя из вышеприведенных примеров?

В 9-й главе книги пророка Иеремии мы встречаем пророка, скорбящего о неизбежности катастрофы, грядущей на народ и страну. Бог вынес приговор Иерусалиму, а когда Бог что-то говорит, Он исполняет сказанное. То, с чем им суждено было столкнуться, было не просто случайностью, не просто одним из тех ужасных и необъяснимых событий, которые происходят время от времени. Нет, они столкнутся с прямым судом Божьим. И именно осознание этого причиняло Иеремии такие страдания. Его печаль, однако, была лишь небольшим отражением боли, которую испытывал Бог.

Хотя контекст отличается, цитата ниже прекрасно отражает вышеизложенную идею. «Крест лишь открывает нашим притупленным чувствам боль, которую причинил Божьему сердцу грех от самого начала. Каждое отступление от справедливости, каждый грубый поступок, каждая неудача человечества в достижении Его идеала огорчает Христа. Когда народ израильский постигли бедствия, которые явно были следствием их разделения с Богом — зависимость от врагов, жестокость и смерть, было сказано: „И не потерпела душа Его страдания Израилева”. „Во всякой скорби их Он не оставлял их… взял и носил их во все дни древние” (Суд. 10:16; Ис. 63:9)» (Эллен Уайт. Воспитание, с. 263).

Прочитайте Иер. 9 — печальный плач пророка. Обратите внимание на стихи 23 и 24. Почему эти слова так актуальны даже для нас сегодня?

Как уже было сказано, когда дело доходит до смерти, мы все подобны «неукрепленным городам». Мудрость, сила и богатство имеют свою ценность, но полагаться на них, особенно в условиях катастрофы или перед лицом смерти, бесполезно, бессмысленно и бессодержательно. Кроме предупреждения о гибели народу было сказано, что действительно имеет значение и что нужно знать и понимать для себя — доброту, справедливость и праведность Бога. Ничто другое не может даровать нам надежду и утешение, когда рушится все земное, все человеческое, в том числе наше собственная плоть!

Что крест говорит нам о милости, справедливости и праведности Бога?

Как известно, Божий народ был призван отличаться от окружающих народов, которые погрязли в язычестве, идолопоклонстве и лжеучениях. В первых пяти книгах Моисея содержится множество предупреждений против ритуалов и привычек языческих соседей. Израильтяне должны были свидетельствовать миру истину о Боге как о Творце и Искупителе. К сожалению, история Ветхого Завета повествует об обратном.

Прочитайте Иер. 10:1–15. Что говорит Господь Своему народу? Как бы звучало это предупреждение, если бы оно было дано сегодня, в наше время, в контексте нашей культуры?

Иеремия говорит народу то, что им и так было уже известно: эти языческие боги были не чем иным, как изделием рук человеческих, выдумкой собственного воображения, искаженного под влиянием демонических сил. Это яркий пример того, о чем писал Павел несколько веков спустя: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь» (Рим. 1:25).

Обратите внимание, как Павел противопоставляет Творца творению в данном стихе. Подобный контраст представлен в стихах книги пророка Иеремии, которые говорят о бессилии и слабости так называемых «богов», в отличие от истинного Бога. На протяжении своего служения Иеремия пытался показать людям, как глупо доверять бездушным вещам, которые ничего не могут делать. Они отличаются от Бога-Творца, Который не только сотворил этот мир, но и поддерживает его Своей силой (см. Евр. 1: 3).

Однако, несмотря на давность данных текстов, они остаются актуальными для нас сегодня. Возможно, нас не постигает искушение поклоняться рукотворным изображениям или явлениям природы. Однако очень легко полагаться на то, что не может спасти нас так же, как идолы не могли спасти Иудею в день суда.

Какова вероятность того, что мы станем полагаться на что-то больше, чем на Господа, если не будем бодрствовать?

Прочитайте Иер. 26:1–6. Какую надежду Господь предлагает людям?      

В приведенных стихах содержится весть, которая проходит красной нитью в книгах Ветхого и Нового Заветов, а именно призыв покаяться, отвернуться от греха и обрести спасение, которое Бог предлагает всем.

Какая весть содержится в следующих стихах? 2 Пар. 6:37–39; Иез. 14:6; Мф. 3:2; Лк. 24:47; Деян. 17:30.

«Жители Иудеи не были достойны заботы Божьей, однако Он не покинул их. Им предстояло послужить прославлению Его имени среди язычников. Тем, кто совершенно не знал Господа, надлежало увидеть славу Его характера. Для того чтобы познакомить людей со Своими благими замыслами о них же самих, Бог продолжал посылать слуг-пророков с такой вестью: „Обратитесь каждый от злого пути своего” (Иер. 25:5). „Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя… Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному” (Ис. 48:9, 11)» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 319).

Ветхий и Новый Заветы — это послание Бога нам, грешникам, которые согрешили и заслуживают наказания. Но благодаря кресту Христа, благодаря искупительной смерти Иисуса Бог даровал нам спасение. Нам необходимо признать свою греховность, верою положиться на заслуги Иисуса, дарованные нам несмотря на наше недостоинство, и покаяться в своих грехах. Конечно, истинное покаяние включает избавление от греха с помощью Божьей благодати.

Независимо от своих дел мы можем покаяться в своих грехах и получить прощение. Евангелие предоставляет нам такую возможность. В каких грехах вы желаете покаяться сегодня?

Оглядываясь назад, трудно поверить, что человеческое сердце может так ожесточиться. В уроке за вторник мы отметили, что, несмотря на суровость вести Иеремии, она была передана с надеждой. Если бы люди покаялись, Бог смог бы предотвратить ужасные наказания, которым они подверглись. Если бы они только поступали правильно, если бы они только повиновались Богу и получили бы Его благословение как результат послушания, то все было бы хорошо. Бог простил бы, исцелил и восстановил. Благодати Евангелия, которая в конечном итоге дарована благодаря жертве Иисуса Христа, достаточно для прощения грехов и восстановления людей. Какая чудесная весть надежды, обетования и спасения!

Каков был ответ людей на весть Иеремии? (См. Иер. 26:10, 11).

В Израиле только юридически легитимный суд мог вынести смертный приговор. Решение о вынесении смертного приговора принималось большинством голосов судей. Священники и лжепророки обвиняли Иеремию, желая приговорить его к смерти. Те, кто выступал против него, хотели представить его политическим преступником и изменником.

Что ответил Иеремия? (Иер 26:13–15).

Иеремия не отступил; даже находясь перед угрозой смерти и испытывая страх, пророк, тем не менее, не смягчает ни одного слова из вести, полученной от Господа, Который предостерегал его в самом начале не убавлять ни одного слова (Иер. 26:2). Таким образом, в данном отрывке мы встречаем совершенно другого Иеремию, отличного от того пророка, который скорбел, роптал, проклиная день своего рождения. Мы видим человека Божьего, твердо и уверенно провозглашающего весть от Бога.

Когда вы последний раз любой ценой твердо отстаивали истину во Христе? Если вам никогда не приходилось так поступать, то в чем, по вашему мнению, причина этого?

Как было отмечено в уроке за среду, Иеремия, несмотря на свои страхи и эмоции, твердо отстаивал истину, полностью осознавая угрозу смерти, к которой может привести его позиция. В Иер. 26:15 он предупреждает князей и народ, чтобы они «твердо знали»: если они лишат его жизни, то понесут наказание за пролитие невинной крови. Иеремия знал, что не был виновен в предъявленных ему обвинениях.

Прочитайте Иер. 26:16–24. Как Иеремия избежал смерти?

Удивительно, что «старейшины» и «простые люди» упрекнули священников и пророков, тех, которые должны быть духовными лидерами нации, и встали на защиту Иеремии. Они напомнили историю пророка Михея, который жил в Израиле на столетие раньше Иеремии. Царь не умертвил Михея, но послушался его совета, весь народ покаялся, и бедствие было предотвращено, по крайней мере на время. Люди во дни Иеремии были мудрее, чем их руководители, и хотели избавить страну от совершения роковой ошибки, не допустив смерти пророка Божьего.

Оправдательный приговор подчеркнул, что Иеремия был невиновен в том, в чем его обвиняли. Однако ненависть руководителей нации и «пророков» только усилилась. В их сердцах поселились гнев и жажда мести. Его освобождение принесло лишь мгновение спокойствия для пророка. Он не был в безопасности.

Здесь мы видим пример того, как некоторые люди извлекали уроки из истории, а другие, зная ту же историю, отказывались учиться. Нечто подобное мы встречаем столетия спустя, когда фарисей Гамалиил советовал другим членам синедриона с осторожностью рассматривать дела последователей Иисуса.

Прочитайте Деян. 5:34–41. Что общего в данном отрывке с историей Иеремии? Какие уроки мы можем извлечь для себя из истории и ошибок людей предыдущих поколений?

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). Без сомнения, в природе, в человеческих отношениях и в чудесах самого творения мы видим Божью любовь, хотя грех сильно исказил творение и нашу способность ценить и правильно воспринимать действительность. Но на кресте маски были сорваны, и мир получил полнейшее и наиболее отчетливое откровение величия этой любви, что привело, по словам Эллен Уайт, к «разлуке Божественных сил» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 924).

Разлука Божественных сил?

Любовь Бога к нам была так велика, что Личности Божества согласились на эту «разлуку», чтобы искупить нас. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46) — вот наиболее яркое и мощное выражение этой «разлуки», пример цены, которую необходимо было уплатить, чтобы спасти нас. Здесь мы снова видим боль и страдания, которые Господь претерпел из-за нашего греха.

Поэтому «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19). Конечно, будучи падшими людьми, мы только подражаем этой любви, но даже наше подражание поражено эгоизмом и греховными желаниями. Божья любовь превосходит нашу; мы отражаем ее подобно тому, как грязная лужа отражает небо.

Вопросы для обсуждения:

Хотя мы сегодня не поклоняемся изображениям животных или природе, как это делали древние люди, можем ли мы из природы делать идола или бога?

Какова роль покаяния в жизни христианина? Кроме самого первого покаяния, когда мы приняли Иисуса своим Господом, какую роль покаяние продолжает играть в жизни верующего?

Поразмышляйте над идеей «разлуки Божественных сил». Как это понимать? Что это говорит нам о смертельной опасности и высокой цене греха?