Урок 8. 14 — 20 НОЯБРЯ. РЕФОРМЫ ИОСИИ


"Иеремия" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ IV квартал 2015 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

«ПОДОБНОГО ЕМУ НЕ БЫЛО ЦАРЯ ПРЕЖДЕ ЕГО, КОТОРЫЙ ОБРАТИЛСЯ БЫ К ГОСПОДУ ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, И ВСЕЮ ДУШОЮ СВОЕЮ, И ВСЕМИ СИЛАМИ СВОИМИ, ПО ВСЕМУ ЗАКОНУ МОИСЕЕВУ; И ПОСЛЕ НЕГО НЕ ВОССТАЛ ПОДОБНЫЙ ЕМУ» 
(4 ЦАР. 23:25).

ВСТУПЛЕНИЕ

Иов 34:4; Откр. 22:12

Приходилось ли вам делать выбор в пользу правильного поступка? Легко ли это было сделать? Помню, я работал носильщиком в местном магазине, когда однажды нашел в одной из тележек женский кошелек. Мой товарищ по работе предложил, чтобы я оставил деньги себе и поделился с ним. «Никто не узнает об этом», — сказал он мне. В кошельке лежало больше 800 долларов, сумма была приличной, но я решил отдать кошелек хозяину магазина, который вернул его владелице. Помню, приятное чувство, которое я испытал, приняв это решение. Мне стало еще радостнее, когда я узнал, что эти деньги предназначались для оплаты за аренду.

Как христиане мы часто имеем возможность сделать правильный выбор в соответствии с морально-нравственным законом, зная, что получим свою награду на небесах. Иногда мы падаем духом, когда кажется, что наши усилия не дают никакого результата. Однако, согласно Откр. 22:12, мы будем вознаграждены за свой правильный выбор: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».

Будучи ребенком, я часто играл возле реки. Ранней весной течение было сильным и стремительным, так что плавать в реке было нелегко. Я помню, как стоял в воде, пытаясь решиться нырнуть и переплыть на другую сторону. Сердце бешено стучало, пока я плыл вперед, загребая руками. Стремительный поток тащил меня вниз по течению, но вскоре я уже был на другой стороне, где смог расслабиться и задуматься о сделанном мною выборе — переплыть на другую сторону.

Представьте, что мир — это река. Мы можем плыть по течению и ждать, чем все закончится. Или мы можем попросить о помощи, чтобы найти убежище на безопасном берегу реки. Многих из нас, пришедших из мира, в церковь привело осознание того, что мы нуждаемся в Спасителе, обладающем силой вытащить нас на берег. Хотя прохладная речная вода все еще может казаться привлекательной, мы снова и снова выбираем безопасные берега Божьего царства. Те из нас, кто вырос в церкви, могут не знать, какие ощущения их ждут в стремительно несущемся потоке воды. Им все время хочется попробовать перейти реку вброд, ведь они не знают о том, что их в любой момент может унести течением.

Изучая урок этой недели, подумайте о выборе, который вам приходится делать каждый день, и, как говорит Елиуй в книге Иова 34:4, «установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо».

Фред З. Найверт, Москоу, Айдахо, США

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

4 Цар. 22:19; 23:24, 25

«Бог триединый, сердце мне разбей!» (пер. с англ. Д. Щедровицкого) — так звучит первая строчка одного из самых известных сонетов Джона Донна, в котором он описывает, как покорился Богу. Подобно тому, как во 2 Цар. 23 подробно изложены реформы, проведенные Иосией, Донн использует довольно сильные выражения для описания своего личного преображения: «Так Ты б меня скрутил, сжег, покорил, пересоздал в борьбе!» (пер. с англ. Д. Щедровицкого). Желание быть покоренным Богом, которое испытывал Донн, на первый взгляд противоречит праву человека выбирать. Однако в действительности его слова еще больше освещают этот выбор. Донн не просит Бога заставить его переродиться, он просит помочь ему возрасти, потому что знает предел своих человеческих слабостей. Понимая, насколько легко ему было бы повернуть назад, откликнувшись на зов мирских желаний, поэт просит Бога принять чрезвычайные меры:

«Возьми меня, и притяни к Себе,

И помести в узилище своем.

Свободным и невинным мне ни дня

Не быть, коль силой не возьмешь меня» 
(пер. с англ. В. Савина).

Использование Донном таких выражений, как «поместить в узилище» и «взять силой», подчеркивает острую нужду поэта в том, чтобы Бог оказался сильнее его слабостей, иначе он никогда не освободится из цепей, удерживающих его в плену. Как подтверждают последние строки сонета, Донн уже сделал выбор отдать все, что имеет, Богу. Все, что ему нужно, — помощь в том, чтобы это решение стало окончательным.

Открытие Донна, показывающее, что мы не можем стать по-настоящему свободными, пока Бог не постарается изо всех сил, чтобы помочь нам, повторяет опыт Иосии. Царь смирил себя (4 Цар. 22:19) и позволил Богу взять полный контроль над своим сердцем, душой и силами (4 Цар. 23:25). Он хотел, чтобы Бог стал для него всем. Песня группы «Уличные пророки» под название «Продолжай творить меня» обобщает все эти стремления быть покоренным Богом. Текст песни чем-то даже напоминает слова из сонета Донна. В ней говорится о том, как мы хотим, чтобы Бог заставил нас почувствовать себя сокрушенными, опустошенными и одинокими, чтобы Он стал нашей единственной истинной любовью, нашим дыханием, нашим всем.

И Библия, и история в целом рассказывают о людях, которые просили Бога сокрушить их. Иосия был не первым и определенно не последним. Мы все хотим, чтобы Бог разбил цепи, удерживающие нас в плену реалий этого мира, которые кажутся такими важными, но на самом деле оказываются такими ничтожными. Все мы хотим, чтобы Бог очаровал нас и привел к осознанию того, что Он — единственное, что имеет значение.

ДИСКУССИЯ

1. Как ваша просьба о том, чтобы Бог сокрушил вас и преобразовал, могла бы повлиять на ваши с Ним отношения?

2. Прочитайте сонет Донна и подумайте о том, что значит отдать Богу все, что имеешь.

Минди Веттер, Ньюман-Лейк, Вашингтон, США

СЛОВО

4 Цар. 22:1–11, 14–20; 23:1–28; 2 Пар. 33

ХУДШИЕ ИЗ ХУДШИХ (2 ПАР. 33:1–11)

После смерти Давида и Соломона царство Израильское разделилось, и Иерусалим отошел к Иудее. Затем последовал период отступничества царей вплоть до вторжения Навуходоносора. Манассия и Амон принадлежали именно к таким царям, причем из них Манассия был, возможно, самым нечестивым. 2 Пар. рассказывает нам, что он делал «неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых». Третий стих рисует перед нами еще более ужасную картину: он «снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его». «Высоты» были местом поклонения лжебогам. «И соорудил жертвенники в доме Господнем» (ст. 4). «Он же проводил сыновей своих чрез огонь… и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников» (ст. 6). Автор Второй книги Паралипоменон подводит итог правления Манассии, говоря, что он «довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» (ст. 9).

В конце концов Господь позволил ассирийцам взять Манассию в плен и увести в Вавилон. 2 Пар. 33:11 упоминает, до какой степени он был унижен, — в нос ему вдели крюк и все тело сковали цепями.

ЧУДЕСНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ (2 ПАР. 33:12–17)

В отчаянии Манассия «стал умолять лицо Господа, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (ст. 12). Его смирение не менее удивительно, чем его окончательная судьба, потому что в стихе 13 мы читаем, что его молитва взволновала сердце Господа и Он вернул его на царство. «И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (ст. 13).

Вернувшись в Иерусалим, Манассия разрушил все места поклонения, которые воздвиг до этого. Он восстановил систему жертвоприношений в храме и принес жертвы мирные и хвалебные. Он «сказал Иудеям, чтобы они служили Господу» (ст. 16). Однако, хотя царь круто изменил свою жизнь, он не мог заставить народ сделать то же самое. История Манассии является свидетельством того, что Бог готов принять каждого, кто когда-то отвернулся от Него. Однако Бог не устранил последствий отступничества Манассии. Он не стал принуждать иудейский народ вернуться к Нему.

ОСОБЕННЫЙ ЦАРЬ (4 ЦАР. 22:1–20)

К сожалению, начало правления Амона было очень похоже на то, как правил его отец, с одной лишь разницей: Амон так никогда и не вернулся к Господу. Два года спустя на трон взошел новый царь, который сильно отличался от предыдущих. Царь Иосия пришел к власти в возрасте восьми лет. «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего» (4 Цар. 22:2). Он восстановил храм, и как раз тогда было сделано ошеломительное открытие. Была найдена книга закона (возможно, одна или все пять книг Моисея). В стихе 11 говорится, что Иосия «разодрал одежды свои», услышав слова закона. Он понял, что Израиль давно уже жил, нарушая эти законы, и что последствия будут ужасными (4 Цар. 22:13).

Первосвященник Хелкия нашел в Иерусалиме пророчицу Олдаму, которая произнесла строгие слова суда, записанные в 16-м и 17-м стихах: «Так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его… за то, что оставили Меня и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет». Смертный приговор? И да, и нет. Так как Бог дает нам свободу выбора между жизнью и смертью, Его суд над Иудеей привел к проявлению милосердия по отношению к Иосии. В стихах 18–20 описывается, как Бог увидел смирение Иосии и решил, что не будет наводить суд на Иудею, пока жив Иосия.

ВЕЛИКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (4 ЦАР. 23:1–20)

Хотя Иосия делал угодное в очах Господа, он не до конца завершил преобразования в царстве. В храме все еще находились предметы, посвященные другим богам, и в земле иудейской все еще были места поклонения идолам. К таким стремительным переменам царя привело совершенное смирение себя пред Господом и последовавшие за этим обнаружение книги закона и пророческая весть Олдамы. В 4 Цар. 23:4–7 описывается, как из храма вынесли все предметы, посвященные Ваалу и Астарте, как они были сожжены и истерты в прах. Затем Иосия умертвил языческих жрецов. Он также убрал блудилищные дома, которые были при доме Господнем, и выгнал женщин, ткавших одежды для Астарты.

Иосия разрушил алтари, которые использовались для жертвоприношения детей. Он осквернил высоты, устроенные еще Соломоном, и наполнил эти места человеческими костями. В Вефиле находился жертвенник со времен Иеровоама. Иосия сжег его и истер в прах. Он опустошил гробницы, разбросав кости на месте этих высот. Затем царь обнаружил, что его действия в действительности исполняют пророчество из 3 Цар. 13, где написано о «человеке Божьем», который придет в Вефиль, уничтожит жертвенник и умертвит лжепророков. Иосия только что исполнил это пророчество.

ДИСКУССИЯ

Почему Бог допустил, чтобы Манассию взяли в плен и увели в Ассирию, вместо того чтобы убить царя из-за его великого отступничества? Смог бы Бог привлечь внимание Манасии каким-то другим, менее радикальным способом? Сколько раз Бог давал шанс прийти к Нему вам, вашим друзьям и родственникам?

Джереми Веттер, Москоу, Айдахо, США

СВИДЕТЕЛЬСТВО

4 Цар. 23:25

«Иосия был сыном нечестивого царя, его обуревало искушение пойти по пути своего отца, он имел всего несколько советников, побуждающих его делать добро, но Иосия оставался верен Богу Израиля. Помня об ошибках прошлых поколений, он избрал путь истины, вместо того чтобы вести образ жизни, погубивший его отца и деда. Он „не уклонялся ни направо, ни налево“. Занимая высокое положение, он твердо решил повиноваться наставлениям, данным израильским царям, и это послушание позволило Богу использовать его как сосуд, предназначенный для торжественного употребления».

Иосия, как и мы, имел свободу выбора. Иногда кажется, что сделать правильный выбор довольно трудно, но Бог дает нам достаточно сил для этого.

«Для того чтобы возбудить дух возмущения среди падшего рода, лукавый попытался обвинить в несправедливости Бога, допустившего, чтобы человек нарушил Его закон. „Зачем, — убеждал искусный соблазнитель, — Бог, зная последствия греха, допустил, чтобы человек подвергся испытанию, согрешил и навлек на себя страдания и смерть?“

И сегодня тысячи душ вторят тем же мятежным нападкам на Бога. Они не понимают того, что отнять от человека свободу выбора означает ограбить его, лишив права быть разумным существом и превратив в робота. Бог не желает поработить волю человека, который был сотворен нравственно свободным существом. Подобно жителям других миров, его послушание также должно было подвергнуться испытанию, но Бог никогда не ставит человека в такие обстоятельства, которые вынуждали бы его непременно подчиниться греху. Он не допустит, чтобы его творение постигло непереносимое искушение или испытание. Господь наделил человека всем необходимым, чтобы ему никогда не потерпеть поражения в борьбе с сатаной».

ДИСКУССИЯ

Выше говорится, что «Господь наделил человека всем необходимым, чтобы ему никогда не потерпеть поражения в борьбе с сатаной». Бог в Своей любви не желал гибели и одной души. Как вы думаете, что Он делает в вашей жизни для того, чтобы побудить выбрать верный путь?

Иосия предпочел следовать за Богом, хотя и в его жизни ощущалось влияние нечестия. Принимаете ли вы в своей жизни оказывающие разрушительное воздействие решения, на которые повлияли события вашего прошлого? Как вы можете позволить Богу воспользоваться вашей помощью, чтобы почтить Его?

Лора Веттер, Москоу, Айдахо, США

ПРАКТИКА

4 Цар. 22:1, 2; 23:25

Бог сотворил нас по Своему образу и каждому дал свободу выбора. Он мог создать нас роботами, которые выполняли бы Его повеления даже не задумываясь. Но Он этого не сделал! Он хотел, чтобы мы выбрали любовь и послушание Ему. Но из-за своей греховной человеческой природы мы иногда делаем неправильный выбор. Как говорится в Рим. 3:23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Так как все мы грешники, мы должны полагаться на Бога, чтобы Он помог нам делать правильный выбор.

Во времена пророка Иеремии на долю Божьего народа также пришлось некоторое количество неверных решений. Люди забыли, насколько сильно Бог любит их. Он терпеливо наблюдал, как они все глубже и глубже погружались в нечестие, и, я уверена, Он скорбел о них, когда цари друг за другом шли одним и тем же путем зла. Затем наконец при царе Иосии появился луч надежды. Ему было всего восемь лет, когда он начал править. Иосия любил Бога и предпочитал делать «угодное в очах Господних» (4 Цар. 22:2). Читая отрывки, предназначенные для изучения на этой неделе, мы узнаем, что Иосия усердно старался угодить Богу и «очистить» землю. «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими» (4 Цар. 23:25). Может ли Бог сказать такое о каждом из нас? Стоит ли стремиться к такой цели? Давайте рассмотрим несколько моментов, которые могут помочь нам этой цели достичь.

Изучайте и молитесь. Всего несколько минут в день, посвященные размышлению над отрывком из Библии и молитве, — и ваша жизнь начнет меняться. Сколько раз вы молились и просили Бога изменить вас, на самом деле совсем не имея этого в виду? Каждый день уделяйте время общению с Богом.

Делайте правильный выбор. Мы можем каждый день начинать изменять свою жизнь, принимая верные решения. Попадая в ситуацию, когда мы не знаем, что делать, можно молиться прежде, чем принять решение. Просто вспоминайте фразу: «А что бы сделал Иисус?», и вы увидите, как начинаете справляться с трудными ситуациями.

Научившись делать правильный выбор каждый день, мы сможем явить Божью великую любовь всем, кто нас окружает. Попросите Его помочь вам делать правильный выбор сегодня и каждый день.

ДИСКУССИЯ

Почему Бог при сотворении наделил нас свободой выбора решать, последуем ли мы за Ним (будем ли мы любить Его)?

Как мы можем начать делать правильный выбор каждый день?

Барбара Веттер, Ньюман-Лейк, Вашингтон, США

МНЕНИЕ

4 Цар. 22:2

Вас никогда не приводил в изумление вид одного-единственного цветка, проросшего на тротуаре через трещину в асфальте, или одинокого дерева с пышной кроной, растущего на голом склоне холма? Из длинной череды царей, среди которых встречались и просто плохие правители, и откровенно нечестивые, Иосия был тем единственным, кто сохранил верность Богу. «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (4 Цар. 23:25).

Среди достижений Иосии числятся восстановление храма, возвращение к завету, чтобы соблюдать Заповеди Божьи, и возобновление празднования Пасхи. Другие цари кое-что из этого тоже делали. Например, 4 Цар. 12 описывает Иоаса как делавшего угодное Господу, но также поясняет, чего ему недоставало: «только высоты не были отменены» (ст. 3). Хотя Иоас сделал много хорошего, его труд не был завершен. Мы не знаем почему. Может быть, он хотел убрать языческие капища, но ему не хватило смелости пойти против народа. Как бы то ни было, он не полностью посвятил себя Господу. В противоположность ему Иосия был окружен нечестием, но делал угодное в очах Господа. Он уничтожил все следы идолопоклонства в царстве, приказав вынести из храма Господня сосуды, сделанные для Ваала, и избавившись от священников, которые приносили жертвы другим богам и оскверняли алтари. Иосия довел начатое им дело до конца.

Поступаете ли вы подобно Иоасу, делая добро, но оставляя в своей жизни место для вещей, от которых нужно избавиться? Какие идолопоклоннические капища есть в вашем мире? Может, вы проводите слишком много времени с людьми, вместо того чтобы читать Библию и лучше узнавать Бога? Может, вы считаете свою работу или учебу самым важным в жизни, а Богу оставляете лишь крохи своего времени и сил? А может, ваш идол — современные технологии? Будьте честны с собой. Как часто вы пропадаете в своем телефоне, играя в игры или общаясь в Интернете? И, наоборот, как часто вы находите время посидеть в тишине и сосредоточить все свое внимание на общении с Богом? Пора нам признать существование идолов в нашей жизни и избавиться от них. Мы можем, подобно Иосии, твердо стоять среди мирских соблазнов, окружающих нас, и быть прекрасным свидетельством в пользу нашего Бога.

ДИСКУССИЯ

Что хорошего в своей жизни вы можете продолжать делать для Бога?

Что в своей жизни вы ставите выше Бога, создавая себе идолов?

Чего вам стоило бы отказаться от этих идолов? Как к этому отнеслись бы ваши друзья? Стоило бы это таких жертв?

Шэрил Уильямс, Венатчи, Вашингтон, США

ИССЛЕДОВАНИЕ

4 Цар. 22:18, 19; 23:25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Иосии — это вдохновляющее описание хорошо прожитой жизни. В юном возрасте он принял решение быть верным Богу, а став взрослым, он свободно подчинил свою жизнь всему, что узнал о Нем. Несмотря на давление со стороны всего народа, погрязшего в идолопоклонстве, Иосия нашел в себе силы повлиять на культуру своей страны и вернуть народ к праведности.

ЗАДАНИЯ

Посвятите свое время и силы работе с детским классом субботней школы, заочной библейской школы, с Клубом искателей приключений или Клубом следопытов. Помните, что, в конце концов, Иосии было всего восемь лет, когда он стал царем.

Проведите встречу по изучению Библии, где ваша группа просто прочитает одну или несколько глав или даже целую книгу из Библии, подражая тому, как Иосия читал книгу завета всему иудейскому народу.

Напишите сценарий небольшой сценки, в которой будут обличаться идолы, лелеемые людьми, с которыми сегодня приходится бороться. Поделитесь своим произведением с общиной или классом субботней школы.

Просмотрите 3 Цар. и 4 Цар. и выпишите, сколько длилось правление каждого царя израильского и иудейского. Обратите внимание на разницу в сроках правления людей, которые следовали за Богом, и тех, кто отверг Его.

Спойте несколько своих любимых песен о том, как важно все отдать Богу и следовать за Ним.

Создайте коллаж или нарисуйте рисунок, изображающий нехорошие предметы, идеи и т. д., иметь дело с которыми молодежь вынуждена из-за давления со стороны сверстников. Покажите свои рисунки в молодежном или подростковом классе субботней школы. Обсудите возможности делать выбор в пользу Бога даже в таких обстоятельствах.

Обсудите со своим классом или группой по изучению Библии следующие стихи: Втор. 24:16; Иер. 18:7, 8; Иез. 18:21–23; 33: 11–16.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Просмотрите Э. Уайт, Пророки и цари, глава 32 «Манассия и Иосия», с. 281–392, так как это относится к данному уроку.

Thurman Petty, Jr., The Temple Gates, Pacific Press® Publishing Association.

Соня Хюнергарт, Чехалис, Вашингтон, США