СШ

Субботняя Школа

Урок 9. 21–27 ноября. Ярмо Иеремии

"Иеремия" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2015 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2015 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Иер. 16:1–13; Ос. 1:1–3; Иер. 27:1–18; Дан. 4:25; Иер. 28; 2 Тим. 4:3, 4.

Памятный стих:

«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23).

Как мы уже видели, Божьи пророки проповедовали не только словами, но и использовали наглядные уроки. Порой пророки должны были «прожить» весть, которую они провозглашали; это был еще один способ передать весть народу.

И здесь Иеремия вновь был призван «прожить» весть, которую ему следовало донести до людей. Во-первых, он должен был носить деревянное ярмо.

«Так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю» (Иер. 27:2). Эта задача была довольно тяжелой, даже при самых благоприятных обстоятельствах; а в данном случае она стала еще обременительнее, потому что лжепророк бросил вызов Иеремии. На этой неделе мы рассмотрим борьбу истины и заблуждения за сердца и умы людей. Мы также увидим, как сообщение о благодати может быть ложным.

Иеремии было запрещено носить траур, когда другие рыдали, и радоваться, когда другие радовались. В данном случае он должен был помочь людям осознать, что произойдет из-за их грехов, а также побудить их раскаяться и повиноваться Богу, смягчив тяжелые последствия своих греховных действий.

Жребий Иеремии в жизни не был легким (он первый признает, что он был слишком тяжелым!). Однако происходящее было даже более печальным, чем мы можем себе представить.

Прочитайте Иер. 16:1–13. В чем заключалась весть Иеремии от Господа? Хотя она была суровая, каким образом она стала благословением пророку? (Ср. с Ос. 1:1–3).

В отличие от Осии, который должен был жениться на блуднице, чтобы показать, насколько испорчены отношения между Господом и Израилем из-за духовного блуда страны, Иеремия должен был воздерживаться от брака и не иметь детей. Это было чем-то довольно редким и экстремальным для того времени и культуры. В Израиле создание семьи было очень важным делом для каждого молодого человека. Кроме любви и дружеских отношений, которые должны царить в семье между супругами, семья была фактически единственным средством продолжения рода. Почему Бог запретил Иеремии создавать семью? Для того, чтобы его собственная жизнь была наглядным уроком о том ужасном времени, когда распадутся семьи и боль разлуки ляжет тяжелым бременем на плечи оставшихся в живых. Отсутствие семьи у Иеремии служило постоянным предупреждением и уроком для его современников.

Жребий одиночества распространялся и на другие сферы жизни Иеремии. Ему было запрещено посещать дома, где был траур. Это символизировало отношение Господа к их нежеланию реагировать на его призывы к покаянию и возрождению.

Кроме запрета входить в дома траура, пророк также должен был воздерживаться от посещения свадебных и других радостных мероприятий. Это указывало на время в будущем, когда вавилоняне положат конец радости и ликованию.

Другими словами, Иеремия должен был избегать участия в церемониях, связанных с человеческими эмоциями, будь то печаль или радость. Его жизнь и жизненные горести должны были стать наглядным уроком. Если бы только народ научился чему-то!

Как отрывок из Иер. 16:1–13 может научить нас ценить человеческую поддержку, которую мы с радостью получаем от других, и научиться оказывать поддержку другим людям? Однако какой бы важной ни была эта поддержка, необходимо помнить: самая лучшая поддержка исходит только от Господа!

Прочитайте Иер. 27:1–18. Каким было слово Господне к народу? Почему эти слова многим показались словами измены?

Ярмо, которое Иеремия должен был одеть на себя, было безошибочным признаком унижения и страданий народа. Оно указывало на военную оккупацию Иудеи. (Во Втор. 28:48 и 3 Цар. 12:4 есть идея ярма как выражения угнетения.) Иеремия должен был испытать физически, что означает вавилонское вторжение. Деревянный хомут, который Иеремия надел на руки и плечи, был полтора метра в длину и толщиной восемь сантиметров. Суть этого послания заключалась в том, что, если страна восстанет против Вавилона, Господь будет расценивать это как восстание против Него, в результате чего мятежный народ пострадает еще больше.

Хотя есть некоторая двусмысленность в оригинальных текстах, кажется, что Иеремия должен был сделать ярмо не только для себя, но и для царей иностранных государств, послы которых прибыли в Иерусалим и составляли заговор против Навуходоносора, вопреки Божьему повелению. Борьба против иностранного вторжения — это естественная реакция и, видимо, именно это они хотели сделать. Неудивительно, что слова Иеремии совершенно не приветствовались.

Какая мысль является наиболее важной в вести Иер. 27:5? (Смотрите также Дан. 4:25).        

Здесь, как и во всех книгах Ветхого и Нового Заветов, содержится истина о том, что Бог как Творец владычествует над всей землей. Даже в условиях хаоса и катастрофы (вторжение и господство языческого народа), сила и власть Божья должны оставаться источником надежды для верного Остатка.

Одно дело находиться под игом рабства; другое дело — возложить его на кого-то. Спросите себя, не возложили ли вы иго на кого-нибудь. Если ответ утвердительный, постарайтесь освободить этого человека от вашего ига.

Плохие новости — это плохие новости, и часто мы не хотим слышать их или не желаем размышлять над ними. Такова была ситуация и в Иудее: Иеремия и ярмо, которое он носил, служили предупреждением для людей. «Удивлению послов не было границ, когда Иеремия с ярмом на шее сообщил им волю Божью» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 444).

Прочитайте Иер. 28:1–9. Представьте, что вы иудей, стоите и смотрите на все происходящее. Кому бы вы поверили? Кому бы вы хотели поверить? Какие причины, если таковые имеются, побудили бы вас поверить Анании, а не Иеремии?

Иеремия возвысил свой голос от имени Бога, и Анания также говорил от имени Бога. Но кто действительно говорил от Бога? Оба они не могли быть правы! Для нас сегодня ответ очевиден. Для кого-то в то время это могло быть более трудным заданием, хотя Иеремия делает особый упор в стихах 8, 9 на то, что пророки в прошлом проповедовали ту же истину о суде и гибели.

«В присутствии священников и народа Иеремия всем сердцем умолял покориться вавилонскому царю до времени, определенного Богом. Он обратил внимание мужей Иуды на пророчества Осии, Аввакума, Софонии и других пророков, обличения и предостережения которых были схожи с его вестью. Он сослался на события, явившиеся исполнением пророчеств о возмездии за нераскаяние. „Если какой пророк предсказывал мир, — в заключение сказал Иеремия, — то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка” (стих 9)» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 445).

Короче говоря, подобно тому, как мы сегодня должны извлечь уроки из священной истории, Иеремия побуждал своих современников поступить таким же образом: учиться на ошибках своих предшественников, чтобы не допускать подобных ошибок в будущем. Если им было трудно принять его весть раньше, то теперь из-за «служения» Анании, который противостоял Иеремии, задача пророка стала почти невыполнимой.

Анания, чье имя означает «Бог был милостив», казалось, проповедовал весть благодати, прощения и спасения. Какие уроки мы должны извлечь из жизни этого ложного проповедника благодати?

Битва между пророками не ограничивалась только словами. Покоряясь воле Божьей, Иеремия надел деревянный хомут на шею; это символически представляло весть, которую он нес людям.

В чем заключался пророческий символизм в действиях Анании? Иер. 28:10, 11.          

Представьте себе, например, что после проклятия Иисусом смоковницы (Мк. 11:13, 19–21) кто-то из слышавших слова Иисуса посадит новую смоковницу в том же месте, пытаясь тем самым опровергнуть пророчество Христа. Именно так поступил Анания по отношению к Иеремии и пророчеству, которое символически было представлено ярмом на шее. Это стало актом открытого неповиновения словам, сказанным Иеремией. Обратите внимание также на реакцию Иеремии. Священное Писание не говорит, что он сделал или сказал после того, как было разбито деревянное ярмо. Он просто повернулся и пошел прочь. Если история закончилась бы этим действием, то могло показаться, что пророк потерпел поражение.

Прочитайте Иер. 28:12–14. Что произошло дальше? В чем заключалась новая весть Иеремии?

Ответ Иеремии не был местью: вы поступили со мной так, а я сделаю вам так. Напротив, это было еще одно предупреждение от Господа, но более серьезное. Можно сломать деревянное ярмо, но кто может сломать железное? В каком-то смысле Господь сказал им, что своим упрямством и неповиновением они только навредили себе. Если вы думали, что деревянное ярмо — это плохо, попробуйте поносить железное ярмо.

Наверное, нет такого человека, который на собственном опыте не испытал бы, что неуступчивость только создает еще большие проблемы в будущем. Если речь идет о взаимоотношениях с Господом, почему лучше уступить и подчиниться Ему, чем продолжать борьбу и усложнять ситуацию?

«Послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно» (Иер. 28:15).

Достаточно быстро был получен ответ на вопрос: кто прав — Иеремия или Анания? Иер. 28:16, 17 говорит о судьбе лжепророка, которую мог предсказать только истинный пророк.

Хотя Анания умер, все же его пророчества продолжали вредить нации. Его труды, в некотором смысле, следовали за ним. Он заставил людей «поверить лжи». Еврейский глагол хифил (hiphil) — каузативная (причинно-следственная) форма глагола «доверять». Он заставил их поверить в ложь не с помощью силы, но с помощью обмана. Несмотря на то, что Господь не посылал его, он говорил от имени Господа, что делало его слова весомыми в глазах иудеев. К этому следует добавить слова Анании о «благодати», «избавлении» и «искуплении», и становится ясно, почему люди желали слушать весть лжепророка, учитывая угрозу со стороны Вавилона. Однако это «Евангелие» было ложным, оно было фальшивой вестью о спасении, которую Господь не провозглашал. Таким образом, вместо того чтобы прислушаться к словам Иеремии и вести об искуплении, которую он проповедовал, они слушали Ананию, тем самым усугубив свое положение.

Что общего в нижеприведенных текстах с Иер. 28:15?

2 Тим. 4:3, 4             

2 Фес. 2:10–12         

Ситуация ничем не отличается от сегодняшней: мы находимся в эпицентре великой борьбы — битвы за сердца и умы миллиардов людей в мире. Сатана усердно работает, чтобы заставить как можно большее количество людей поверить лжи. И хотя ложь может быть облечена во многие формы и виды, она все равно остается ложью. Более того, поскольку Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), ложь сатаны может быть чем угодно, но только не истиной как она есть в Иисусе.

Какие виды обмана распространены в нашей культуре сегодня? Почему следование за Иисусом и изучение Его Слова — это единственная защита от лжи?

Как мы заметили, люди хотят верить хорошему, а не плохому. Они готовы были верить, например, Анании, а не Иеремии. Подобное происходит и в наши дни. Многие до сих пор утверждают, например, что со временем наш мир будет только улучшаться. Тем не менее даже такой атеист, как Терри Иглтон, отмечает нелепость данной идеи: «Если когда-либо и существовал подобный благочестивый миф и доверчивое суеверие, а именно либерально-рационалистическое убеждение, что все мы постоянно движемся к лучшему миру, то это хрупкое торжество является не чем иным, как пережитком героической эпохи либерализма, когда звезда среднего класса была на подъеме. Сегодня это убеждение идет бок о бок с цинизмом, скептицизмом или нигилизмом, и большая часть этой почетной родословной подверглась вырождению»

(Разум, вера и революция: размышления о Божественной дискуссии, с. 70, издательство «Киндл»). Хотя некоторые аспекты жизни улучшились, наш мир сам по себе дает нам мало надежды, мало утешения, особенно в долгосрочной перспективе. Если мы хотим иметь любую реальную надежду, она должна быть небесного, сверхъестественного, а не земного происхождения. Без сомнения, только Евангелие повествует об этом: о Божественном и сверхъестественном вмешательстве Господа в наш мир и нашу жизнь. Без этого у нас нет ничего более, кроме лжи Анании и подобных ему.

Вопросы для обсуждения:

Подумайте о будущем нашей земли в целом, даже чисто с человеческой точки зрения. Кажется ли оно обнадеживающим и многообещающим или страшным, опасным и полным неопределенности? Как вы объясните свой ответ?

Весть Иеремии обращала внимание слушателей к прошлому, к истории и побуждала их учиться на ошибках предшественников. Эллен Уайт писала нечто подобное: «Мы не должны бояться будущего, если мы не забудем путь, которым Господь вел нас, и Его учение в прошлом» (Очерки жизни, с. 196). Что она имела в виду? Какие события прошлого могут помочь нам приготовиться к грядущим событиям?