Урок 1. 26 декабря — 1 января. Кризис на небе


"Восстание и искупление" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ I квартал 2016 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

Вступление

Нав. 24:14, 15

С самого начала Бог дал нам свободу выбора — куда идти, кого или что выбрать: Бога или сатану, вечную жизнь или вечную смерть.

Битва эта касается не только выбора между Богом и сатаной. К чему бы ни относился наш выбор, каждый раз, когда нам приходится выбирать, мы вступаем в борьбу. Наша жизнь — это постоянное принятие решений, каждый день, с раннего утра и до позднего вечера. Иногда сделать выбор легко. А порой необходимо подумать дважды, прежде чем решить, что делать. Временами нам вовсе не хочется решать, что хорошо, а что плохо, и мы просто делаем так, как нам хочется. В конце концов, Бог ведь дал нам свободную волю. Возможно, вопрос, который действительно следует задать, должен звучать так: «Выбрал ли я верный путь?»

Бог сотворил нас по Своему образу. Он хочет, чтобы мы любили Его и поклонялись Ему по собственному желанию. Мы — Его дети, и одна из наших целей в жизни — поклоняться Ему. Наша свобода выбора призвана помочь нам достичь этой цели. «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). Этот стих говорит нам, что мы вольны выбирать, слушаться Бога или нет.

Сначала на этой земле выбор между тем, что хорошо, и тем, что плохо, касался только Адама и Евы. Они приняли неправильное решение. Даже когда нравственные принципы кажутся простыми и понятными, не всегда легко выбрать верный, но трудный путь вместо легкого, но неверного. Сатана хотел стать Богом и занять Его трон. Именно поэтому он не желает проигрывать. Он постоянно пытается обмануть нас, как сделал это с Адамом и Евой.

Однако Бог продолжает разрушать планы и цели сатаны. Приняв смерть на кресте, Иисус избавил нас от грехов. Если бы Он не умер вместо нас, у нас не было бы шанса обрести вечную жизнь. Он умер за нас, потому что любит нас, потому что мы нуждаемся в том, чтобы нас спасли. Нам нужно решить, кому мы будем верны. Будем ли мы верными нашему Победителю или тому, кто уже проиграл? Кому мы поверим? Сатане, который хочет нашей вечной смерти, или Богу, Который любит нас и желает, чтобы мы вечно жили вместе с Ним?

Айви Джилл С. Байса, Силанг, Кавите, Филиппины

Слово

Иов 1:6, 7; 2:1, 2; Ис. 14:1‒4, 12–15; Иез. 28:2, 12–19; Лк. 10:1–21; Ин. 12:31; 14:30; 16:1‒11, 31‒33; Рим. 16:20; 2 Кор. 4:4; Кол. 2:6‒15; Евр. 12:1, 2; Откр. 7:9, 10; 12:7–16; Откр. 12:7‒9; Откр. 14.

Возникшая проблема (Откр. 12:7‒9)

Эпохальная битва между Люцифером и Богом намного грандиозней, чем любой насыщенный действиями фильм-боевик или заставляющая трепетать сердце драма. Посеяв в душах ангелов семена сомнения и зависти по отношению к авторитету и власти Бога, Люцифер смог привлечь на свою сторону одну треть из них. Восстание против Божьего правления привело к тому, что их низвергли с небес.

Но что же такое «восстание»? Согласно человеческим законам, восстание считается преступлением против общественного порядка. На Филиппинах существует следующее определение подобного преступного деяния — это «участие в вооруженном мятеже против правительства с целью высказать вотум недоверия этому правительству или изданным им законам на всей территории Филиппинских островов или любого региона в их составе, при участии наземных, военно-морских или других вооруженных сил, лишив главный исполнительный или законодательный орган полностью или частично любых их полномочий или привилегий».

Давайте рассмотрим это определение в рамках ситуации, описанной в Библии: (1) Люцифер и огромное множество ангелов подняли на небе восстание и сражались против Бога и остальных небесных жителей; (2) цель, которую преследовал Люцифер, состояла в том, чтобы свергнуть Божье правление, заставив ангелов предать Бога и попытаться занять Его престол; (3) Люцифер предпринял попытку захватить власть Бога и присвоить ее себе.

Диагноз (Иов 1:6, 7; 2:1, 2; Ис. 14:1‒4, 12–15; Иез. 28:2, 12–19; 2 Кор. 4:4)

В книге пророка Исаии написано пророчество против царя вавилонского. Хотя Вавилон как территория действительно существовал, это слово также означает коррупцию, нечестие и отступничество. Это пророчество косвенным образом указывает на Люцифера, чье имя буквально означает «утренняя звезда». Люцифер пал с неба и был сброшен на землю (Ис. 14:12). Причиной этому послужили серьезные проблемы Люцифера с «эго». Он сказал себе: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (ст. 13, 14). Вместо того чтобы обратить свое сердце к Богу, Люцифер сосредоточился на себе самом. Он ошибочно подумал, что может стать подобным Богу. Но, как говорится, «выше головы не прыгнешь».

Иезекииль сказал о Тире: «Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28:11, 12). В этих стихах говорится о Люцифере. Он был помазанным херувимом, высоким и превознесенным ангелом. Но он возжелал большего. Он возгордился из-за своей красоты и погубил свою мудрость из-за блеска своего (ст. 12–19, пер. РБО).

Люцифер, после падения прозванный сатаной, ходит по земле (Иов 1:6, 7; 2:1, 2). Он — князь мира сего (Ин. 14:30). Он ослепил умы людей, всевозможными способами скрывая от них свет Евангелия (2 Кор. 4:4). Сатана коварен, он всеми силами старается обмануть человечество.

Прогноз (Ис. 14:4, 15; Лк. 10:1–21; Ин. 12:31; Откр. 12:7–16; Откр. 14)

Однако исход мятежа сатаны предречен. Было предсказано, что власти Люцифера над нашим миром придет конец (Ис. 14:4, 15) и что он уже осужден (Ин. 16:11). Когда начнется суд, сатана будет изгнан вон (Ин. 12:31) и спадет с неба, как молния (Лк. 10:18).

В книге Откровение «Иоанн показывает нам краткую историю великой борьбы, разразившейся на небе между сатаной и Христом, с самого ее начала и до победы Христа на кресте (Откр. 12:7–9; ср. Кол. 2:14, 15), окончательное изгнание сатаны на эту землю (Откр. 12:10–12) и продолжение противостояния до того, как придет конец (Откр. 12:13–16)… когда эта война в конце концов благополучно завершится (Откр. 12:17–20:15)».

Лечение и уход (Ин. 16:33; Рим. 16:20; Кол. 2:15; Евр. 12:1, 2)

Чтобы восстановить разрушенные вследствие греха отношения между Богом и людьми, Господь предусмотрел план спасения. Хотя никто не возлагал на Бога ответственность за спасение человечества, Он решил послать Сына Своего Единородного, Иисуса Христа, Который должен был вместо нас понести на Себе все последствия греха. Это стало возможным благодаря преизобилующей любви и милости Бога к нам.

Несмотря на трудности в этой жизни, мы имеем мир в Иисусе Христе, так как Он уже победил мир (Ин. 16:33). В итоге Бог, безусловно, сокрушит сатану (Рим. 16:20). Можно не сомневаться в победе, ведь битва уже была выиграна на Голгофе (Кол. 2:15).

Сравнивая нас с участвующими в забеге, Павел убеждает оставить все, что мешает добраться до финишной черты. Это включает в себя грех, который с легкостью улавливает  нас в свои сети. Апостол умоляет нас бежать с терпением, взирая на Иисуса, начальника и совершителя нашей веры (Евр. 12:1, 2).

Неужели мы, зная о том, что вечная жизнь совсем рядом с нами, даруемая Богом, упустим этот дар, позволив ему выскользнуть из рук?

ДИСКУССИЯ

1. Приведите пример того, как мы можем восставать против Бога.

2. Почему грех можно считать болезнью?

Бонгга Л. Агно, Мантинлупа, Филиппины

Свидетельство

Ин. 14:21

«До тех пор, пока все сотворенные существа были преданы любви, во всей Божьей Вселенной царило совершенное согласие… Но настала перемена в этом счастливом царстве. Некто злоупотребил свободой, дарованной Богом всем существам. Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей. Люцифер, „сын зари”, „святой и непорочный”, был первым среди осеняющих херувимов».

«Грех Люцифера необъясним. Он поступил вероломно по отношению к Богу. Своими сетованиями и жалобами он вызвал сочувствие у ангельских воинств, и многие встали на сторону сатаны (Люцифера). Как Господь доказал лживость этих обвинений?

Поскольку обвинения сатаны многим ангелам казались убедительными, в планы Бога не входило поступить с ним так, как он того заслуживал. Искуситель переложил бы всю вину за собственное поведение на своих подчиненных. Он создал бы видимость, что если бы ему было позволено действовать согласно его убеждениям, то можно было бы избежать этого демонстративного восстания.

Он претендует на то, что действует как Божий глас и сила, что его решения справедливы, чисты и безупречны. Вот почему сатана занимает место на судейском кресле и объявляет, что его совет непогрешим. Однако тут дает о себе знать его бессердечное правосудие, отвратительная Богу подделка истинного правосудия».

«Господь мог использовать только такие средства, которые отвечали истине и праведности, а сатана применял методы, недопустимые для Бога, а именно лесть и обман… Бог допустил, чтобы была раскрыта подлинная суть его требований и предполагаемых изменений в Божественном законе. Осудить сатану должны были его действия. В самом начале сатана утверждал, что не поднимает восстания. Поэтому вся Вселенная должна была увидеть разоблаченного обманщика».

«Бог видит, что мир идет тем же путем. Люди подходят к развилке дорог, и им приходится выбирать один из двух путей: правильный или ложный. Тысячи тысяч искусно, как им кажется, маскируют свои истинные намерения и избирают ложный путь… Бог никого не принуждает. Он всем дает свободу выбора».

Ханна Лин С. Байса-Гильермо, Силанг, Кавите, Филиппины

Доказательство

2 Кор. 4:4

С момента появления первых цивилизаций зло управляет сердцем каждого человека. Все наши помыслы сосредоточены на самих себе и планах, как превзойти остальных. Мы всегда думаем только о том, как достичь своих целей, невзирая на цену, которую приходится платить.

Читая историю падения сатаны и появления в нашем мире греха, я осознала, насколько глубок раскол, произошедший между Богом и сатаной, изначальным светом и тьмой. Я начала видеть те пороки, что использует сатана для того, чтобы заставить нас стать похожими на него и в итоге разделить его судьбу. «В Эдеме орудием в руках сатаны стал змей. Сегодня сатана использует членов наших семей, пытаясь обманом и коварством помешать нам идти путем праведности, приготовленным для искупленных Господом».

Вместо того чтобы признать, что никто, кроме Бога, не может быть достойным любви и верности всех сотворенных существ, сатана жаждал поклонения. Он возжелал той славы, которую Отец даровал Своему Сыну. Сатана стремился обрести власть и силу, принадлежащие одному только Христу. Несмотря на почитание и любовь к себе со стороны небесных воинств, в своем сердце он начал сомневаться в превосходстве Христа.

Точно так же, как сатана был ослеплен своей гордыней и стремлением быть равным Богу, некоторые люди ослеплены им и, как следствие, отвергают Благую весть. Они осуждают Иисуса и Его слова. Эти люди предпочитают слепо следовать за сатаной и выполнять все, что он скажет. Мечтая достичь небывалых высот, они пренебрегают тем, что является правильным и имеет непреходящее значение. Будучи ослеплены своими мечтами, такие люди идут путем, проложенным сатаной, и попадают в его сети. Мы видим, как Библия говорит о том, что Бог не закрывает глаза на подобное поведение и что все это записывается в книге жизни. Давайте стремиться понимать и преодолевать свои человеческие слабости. Мы должны суметь увидеть, где потерпели неудачу. Только тогда в нас поселится желание стать такими, какими нас желает видеть Бог, — чистыми, праведными и святыми. Тогда мы будем алкать и жаждать праведности Христовой. Тогда единственным желанием нашей души будет стать похожими на Него.

ДИСКУССИЯ

1. Как мы можем избежать ловушек, расставляемых сатаной?

2. О каких своих пустых занятиях вы беспокоитесь больше, чем о взаимоотношениях с Богом?

Кэррилин Б. Байса, Силанг, Кавите, Филиппины

Практика

1 Тим. 6:6

Сегодня нас окружает многое из того, что мы хотим иметь. Иногда мы знаем, что должны быть благодарны Богу за любящую семью, верных друзей, за хорошую работу, здоровое тело и замечательную жизнь. Но порой нам кажется, будто этого всего недостаточно, и мы испытываем неудовлетворение. Недовольство сатаны все росло. Он хотел быть подобным Богу. Из-за своего эгоизма и желания получить все то, что ему хотелось, сатана впал в грех.

Библия учит нас, как быть довольными. Павел говорит, что научился быть довольным независимо от своей социальной роли (Флп. 4:11). Следующие действия помогут вам достичь удовлетворенности своей жизнью.

Не смотрите на других. Не нужно сравнивать себя с остальными людьми. В одном из вариантов перевода Библии говорится, что быть довольным — значит быть удовлетворенным до такой степени, что никто не сможет причинить вам беспокойство (Флп. 4:11). В Флп. 4:4 сказано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».

Будьте благодарны за то, что имеете. Цените благословения, полученные от Бога, даже если они кажутся незначительными. В молитве просите Бога о том, в чем нуждаетесь.

Найдите время для духовных размышлений. Многие люди недовольны своей жизнью, потому что не уделяют времени размышлениям о благости Божьей и благословениях, которыми Он одарил их. В одном гимне поется: «Сосчитай свои благословения, перечисли их одно за другим. Сосчитай свои благословения, чтобы увидеть, что сделал для тебя Бог!». Вспоминая все свои благословения, мы понимаем, какой Бог чудесный, любящий и замечательный.

Будьте сострадательны. Один из способов стать довольным — проявлять сострадание к другим. Если вы хотите быть счастливы, любите других людей, как это делал Иисус, живя на этой земле. Быть счастливым и довольным — значит выстраивать отношения с остальными людьми, понимая, что и на их долю также выпадают страдания. Кроме того, надо помнить, что счастье нельзя измерить деньгами или материальными благами, имеющимися в вашем распоряжении. Счастье выражается в том, насколько вы готовы заботиться о других людях.

Никогда не забывайте ободряющие строки из Флп. 4:6 — нам не нужно ни о чем беспокоиться в этой жизни. Давайте в молитве расскажем Богу о своих нуждах, благодаря Его в сердце своем.

ДИСКУССИЯ

1. Что вы делаете, испытывая неудовлетворенность своей жизнью?

2. Как вы думаете, почему Библия учит нас быть довольными?

Бландэ С. Байса-младший, Силанг, Кавите, Филиппины

Мнение

Иез. 28:17

Английская буква I (также обозначающая местоимение «я» — прим. пер.) стоит в середине слов “pride” (гордость) и “sin” (грех). Гордость равна греху. «Я» стоит в центре гордости, а я — грешник. Мы можем задать миллион вопросов относительно греха — о его природе, о том, почему грех был допущен и как освободиться от него. Но совершенно очевидно, что грех появился в результате самовозвышения, когда Люцифер попытался стать подобным Богу. Гордость от осознания собственного величия привела к жажде власти. Вот есть еще один пример того, что гордыня ведет к гибели. «Горелал был знаменитым скульптором. Его работы казались живыми. Однажды ему приснился сон, что спустя пятнадцать дней демон смерти придет забрать его. Горелал создал девять статуй самого себя, и, услышав шаги демона смерти на пятнадцатый день, он занял место среди этих изваяний. Демон был изумлен, увидев перед собой десять Горелалов вместо одного, и не смог найти скульптора. Он поспешил к Богу смерти и рассказал, что случилось. Рассердившись, Бог смерти сам отправился забрать Горелала. Скульптор был готов к этому и застыл без движения. Сначала Бог смерти растерялся. Но, подумав минуту, сказал: „Горелал, эти скульптуры были бы самим совершенством, если бы не одна ошибка”. Горелал не смог вытерпеть того, что в его творении нашелся какой-то недостаток. Он вышел вперед и спросил: „Покажи мне мою ошибку”. Бог смерти поймал его и сказал: “ВОТ ОНА”. Статуи были без единого изъяна, а Горелал попал в ловушку из-за своей гордыни». Самовозвышение всегда приводит к падению.

«Скромность — это „свобода от гордости и высокомерия; смиренный разум; сдержанная оценка своей собственной значимости”. Это предполагает, что несовершенство и греховность ведут к зарождению чувства собственной недостойности, собственные притязания на что-либо оцениваются как имеющие слабые шансы на реализацию, появляется готовность поступиться своими правами и занять более низкое положение, чем полагается».

«Погибели предшествует гордость» (Притч. 16:18). Становясь слишком самоуверенными, мы вполне можем попасть в неприятную ситуацию, которая поможет нам понять, что мы совсем не такие хорошие, как думали. Печально, что из-за своей гордыни сатана лишился всего.

ДИСКУССИЯ

1. Как можно вести смиренную жизнь в мире, где люди исполнены тщеславия и мыслей о собственной значимости?

2. Какая существует связь между гордостью и свободой выбора?

Аполинар С. Байса, Силанг, Кавите, Филиппины

Исследование

Нав. 24:14, 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бог даровал человечеству способность выбирать. Поэтому наша жизнь — это нескончаемая череда решений, как поступать в разных ситуациях, серьезных и не очень. Основная тема урока этой недели — наиболее значимый выбор или за кем нам следовать — за Богом или сатаной. Каждый день, каждая секунда показывают выбор, совершаемый нами, какой бы сферы нашей жизни это ни касалось. Одним из самых серьезных шагов, которые приходится предпринимать некоторым людям, — это решение, с кем создать семью. Брачный обет, произносимый многими парами, включает в себя фразу, которая дословно переводится как «быть с тобой и хранить тебя». Однако особенно ярко эти слова демонстрируют выбор в пользу Бога или сатаны, который мы должны совершить, размышляя о Божьей спасающей благодати.

ЗАДАНИЯ

Придумайте какую-нибудь картинку или любое другое графическое изображение на тему отрывка из Нав. 24:15: «Изберите себе ныне, кому служить… а я и дом мой будем служить Господу».

Послушайте на YouTube песни, связанные по смыслу со стихом Нав. 24:15, и поразмышляйте над ними. К ним относятся, к примеру, следующие песни: John Waller, „As for Me and My House”; The Heritage Singers, „Me and My House”; и гимн „He Lives” (Seventh-day Adventist Hymnal, no. 251). Вы также можете сочинить собственную песню, записать ее и поделиться со своим классом субботней школы.

Побеседуйте с семейными парами, которые захотят поделиться своими мыслями по поводу того, что значит быть вместе со своим супругом и хранить его.

Перечислите ситуации, в которых требуется принять важное, поворотное решение. Затем сравните те из них, что свидетельствуют в пользу выбора либо Христа, либо сатаны.

Поразмышляйте о событиях последних двух-трех дней. Кому вы служили все это время? Современные компьютеры, оснащенные высокоскоростными многоядерными процессорами, способны обрабатывать более ста миллиардов команд в секунду. Нам с вами за всю свою жизнь не принять такого ошеломляющего количества решений. И дело здесь не в скорости, с которой мы принимаем их. Для нас важно, кому мы будем служить, постоянно делая свой выбор в вопросах и серьезных, и незначительных.

Нарисуйте схему под названием «дерево принятия решений», чтобы пояснить тему урока с помощью популярной на вебсайтах формы вопросов «да/нет».

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Втор. 30:11‒20; Мф 6:19‒24.

Э. Уайт. Христианский дом, раздел 14 «Бодрствовать на подступах к душе» (главы 66–68).

Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 2 «Обучение двенадцати».

Э. Уайт. Желание веков, гл. 12 «Искушение».

Рик Блондо, Кларксвилл, Мэриленд, США