Урок 6. 30 января — 5 февраля. Победа в пустыне


"Восстание и искупление" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Мф. 1:20–23; Ин. 9:39; Мф. 3:7–12; 4:1–10; Втор. 34:1–4; Откр. 21:10.

Памятный стих:

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

«Когда сатана услышал, что между ним и женой, между его и ее семенем будет положена вражда, он понял, что губительное воздействие на человека натолкнется на определенные препятствия, что человек получит силу сопротивляться его власти. Все же, когда план спасения был развернут более полно, сатана ликовал вместе с падшими ангелами, так как, благодаря тому что он соблазнил человека, Сыну Божьему придется оставить Свое высокое положение. Тогда лукавый заявил, что поскольку его замыслы на земле осуществляются с большим успехом, то Христа, принявшего человеческую природу, можно будет легко победить, и план искупления человеческого рода не осуществится» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 66).

На этой неделе, рассматривая искушения в пустыне, мы увидим так ясно, как, пожалуй, никогда прежде в Библии, великую борьбу между Христом и сатаной, открытую войну между ними. Сатана утверждал, что мир принадлежит ему, а Христос пришел, чтобы искупить его. И центром искупления является план спасения. Потерпев неудачу в попытке убить Иисуса после Его рождения, сатана попытался сорвать план искупления. Это мы видим в искушениях в пустыне.

Прочитайте Евангелие от Матфея 1:20–23. Чем примечательно имя Еммануил, данное Иисусу?

Почему Иисус пришел на эту землю, чтобы быть «с нами»?

Во-первых, Он пришел, чтобы восстановить владычество, потерянное Адамом (Рим. 5:12, 15). Мы замечаем проблески царственного величия Иисуса (как Того, Кто обладает властью), когда Он вдохновлял толпы людей (пять тысяч хотели сделать Его царем) и когда дети пели «осанна» (форма прославления того, кто спасает народ от врагов). Мы также видим Его власть над творением, Его способность восстанавливать здоровье человека (например, человек, родившийся слепым, и женщина, страдающая кровотечением 12 лет), а также Его власть над силами природы, например, когда Он успокоил бурю и приказал ветру и волнам успокоиться.

Во-вторых, Он пришел, чтобы произвести суд и разрушить дела дьявола (Ин. 9:39; 1 Ин. 3:8). Как часто мы удивляемся, что злые преуспевают? Иисус обращается к теме несправедливости и заверяет нас, что конец не за горами. Иисус был признан как имеющий власть над демонами. Они часто вопияли о Его истинной идентичности, иногда прежде, чем Иисус был готов раскрыть ее. Он даровал мир одержимым дьяволом и восстанавливал их разум, когда другие убегали от них в страхе.

В-третьих, Иисус пришел в мир, чтобы взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10) и освободить людей от грехов (Ин. 1:29). Он был подобен нам, чтобы быть верным Первосвященником и восстановить наши отношения с Богом (Евр. 2:17). «Решение проблемы греха, спасение людей от него, дарование им благодати, прощения, оправдания и освящения — цель завета с самого начала, в настоящее время исполненного в Иисусе Христе» (Н. Т. Райт (25.09.2009). Оправдание: Божий план и видение Павла (Kindle Locations 1462–1463: InterVarsity Press. Kindle Edition)). Наконец, Иисус пришел, чтобы показать нам Бога, чтобы показать нам и наблюдающей за нами Вселенной истинный характер Божий (Ин. 14:9).

Как могут и должны каждая из этих причин пришествия Христа улучшить вашу жизнь и ваше пребывание с Господом?

Появление Иоанна Крестителя, должно быть, вызвало волнение в регионе. Появился некто, кто был похож на пророка Илию (Мф. 3:4; 4 Цар. 1:8). Его пророческий голос нарушил четырехсотлетнее молчание Бога. Теперь Господь снова обращался к людям. Очевидно, что намечалось что-то значительное.

Прочитайте Мф. 3:7–12. Почему Иоанн Креститель связал тему суда — грядущий гнев (стих 7), топор, который лежит у корней деревьев (стих 10), тщательную уборку пшеницы (стих 12) и сжигание плевел в неугасимом огне (стих 12) — с пришествием Мессии?

Люди думали, что они живут в последние дни. Они видели, как Иоанн вышел из пустыни и призывал их войти в воды Иордана и принять крещение. Этот опыт был чем-то похож на новый Исход, и войти в воду (а не пройти по высохшему руслу реки) было необходимо для очищения и готовности идти к новой обетованной земле, с Самим Мессией, Который поведет их от победы над римлянами в вечное Царство Божье, о котором говорили пророки. По крайней мере, именно так думали многие.

Но ни Иоанн, ни Иисус не были организаторами политического движения; это был акт спасения. Лука описывает деятельность Иоанна, цитируя слова пророка Исаии о том, как Бог подготовит путь для возвращающихся в землю обетованную (Лк. 3:3–6). Пророк Иеремия объясняет причину приготовления такой особой дороги: чтобы сделать ее ровной для наиболее уязвимых членов общества — слепых, хромых, беременных, матерей с малышами — и всех других, которые желали вернуться в землю обетованную. (Иер. 31:7–9). Неудивительно, что люди стекались к Иоанну; в их сердах зародилась надежда, что они также могут приготовиться к великому дню Божьему, который должен скоро наступить.

Этот день наступил, но только не таким образом, как ожидало большинство из них. Они ошиблись не потому, что им не было сказано, а потому, что они не понимали смысла Священного Писания (Лк. 24:25–27).

Верные последователи имели глубокие заблуждения относительно природы Первого пришествия Господа. Как верующим последних дней избежать глубоких заблуждений о природе Его второго пришествия?

Прочитайте Мф. 4:1–3. Что здесь происходит и почему? Как здесь разыгрывается великая борьба?

«Дух Божий вел Иисуса в пустыню для искушения. Сам Иисус не навлекал на Себя соблазна. Он отправился в пустыню, чтобы в одиночестве поразмышлять о Своей миссии. Постом и молитвой Он хотел приготовить Себя к совершению обагренного кровью пути, который Ему предстоял. Сатана, увидев, что Спаситель уединился в пустыне, решил — теперь самое подходящее время приступить к Нему» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 114).

Существуют драматические параллели между записью об искушениях Иисуса и опытом израильтян в их странствиях по пустыне. Пройдя воды крещения, Иисус удалился в пустыню, где Он ничего не ел и был испытан в течение 40 дней. Точно так же израильтяне прошли через воду (Красное море), вошли в пустыню, где у них не было хлеба, и оставались там в течение 40 лет. Обратите внимание, как это описано в книге Втор. 8:2, 3: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом».

Евангелие говорит, что после 40 дней Иисус взалкал (Мф. 4:2). И тут появляется некто со своими «полезными» советами, похожий на утешителей Иова. Не впервые сатана изображается в виде желающего оказать «помощь» в условиях кризиса. 3-я глава книги пророка Захарии предлагает нашему вниманию историю первосвященника во время восстановления Иерусалима после вавилонского изгнания. Когда он стоял перед Богом в видении, появился некто с правой стороны. Тот, кто стоял по правую руку, всегда был самым надежным другом, чтобы охранять и защищать против любого потенциального злоумышленника. Но стоящий с правой стороны в 3-й главе книги пророка Захарии был не кто иной, как «обвинитель», делающий вид, что он друг.

То же самое произошло с Иисусом в пустыне. Тот, кто пришел, чтобы «помочь», открыл себя, когда сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Ангел от Бога не стал бы сомневаться в Божественности Иисуса.

Обратите внимание, как ответ Иисуса (Мф. 4:4) связан с историей Исхода. «(Бог) питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8:3).

Однако важно не только не впасть в искушение, но гораздо важнее не ввести (даже неосознанно) кого-нибудь в искушение.

Первое искушение соответствует истории Исхода, но своими корнями уходит в историю грехопадения. Выбирая верность Богу, а не потворство Своему аппетиту, Иисус выиграл битву, которую проиграл Адам у дерева познания добра и зла. Однако, чтобы полностью ликвидировать пропасть, в которую опустилось человечество со времен Адама, Иисус должен был пройти еще два искушения.

Согласно Евангелию от Матфея, во время второго искушения сатана поднимает Иисуса на самую высокую часть храма, предположительно на юго-восточном крыле, под которым находился крутой овраг. И снова звучат слова: «Если ты Сын Божий», которые указывают на то, что искуситель не был другом Иисуса.

Что сатана в действительности получил бы? Доказало бы это что-нибудь, если бы Иисус прыгнул? (Мф. 4:5–7).

Иисус не был заинтересован в дешевых театральных представлениях. Его вера в Бога была подлинной, Он не стремился произвести впечатление на других. Полное доверие Иисуса Своему Отцу проявилось в том, что Он оставил небо и принял на Себя человеческую природу, пострадал от негодования, неправильного представления, публичного унижения, несправедливости и смерти (см. Флп. 2:5–8). Это была Его судьба, и Он был полностью готов к этому. Его миссией было вернуть мир, утерянный Адамом и его потомками. В Иисусе все обетования завета были исполнены, и мир получил возможность обрести спасение.

Снова Иисус отвечает: «Так написано», снова Он цитирует слова книги Второзаконие и снова проводит параллель с историей Исхода: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор. 6:16). Масса — это место, где израильтяне горько жаловались на отсутствие воды, и Моисей ударил в скалу, чтобы обеспечить их водою. Оценивая данный опыт, Моисей сказал, что люди «искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх. 17:7). Иисус, конечно, знал, что лучше не поддаваться на уловки, хотя на этот раз дьявол бросил фразу: «Так написано» (Мф. 4:4, 6).

Не всегда легко увидеть границу между верой в чудесное проявление Божьей силы и самонадеянностью, когда мы ожидаем от Господа проявления этой силы в своих молитвах. Как вы научились видеть эту границу? Поделитесь своим ответом с классом в субботу.

Первое искушение, по Евангелию от Матфея, было сосредоточено на аппетите, второе — на манипулировании Богом, третье бросало прямой вызов Самому Христу, Его Царству и Его окончательной миссии на земле.

Прочитайте Мф. 4:8–10; Втор. 34:1–4 и Откр. 21:10. Что примечательного в «весьма высокой горе», на которую сатана поднял Иисуса?

Сравнивая с тем, как в Библии используется тема восхождения на вершину горы для обозрения народов, мы видим, что путешествие Иисуса не было обзорной экскурсией. Существует пророческое видение данного сценария. С горы Моисей обозревает землю обетованную, какой она будет позже, а Иоанн видит будущий новый Иерусалим. Точно так же и Иисус видит больше, чем просто страны древнего римского мира. Обратите внимание: сатана показывает все в лучшем свете. Он показывает богатство и славу, а не преступления, страдания и несправедливость.

Затем сатана говорит: «Всё это дам Тебе, если Ты, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9). Таким же образом сатана обманул Адама и Еву, пробудив в них желание стать, как Бог (хотя они уже были созданы по Его образу); сатана делал вид, будто он Бог, и собственность народов мира его, а все, что необходимо сделать Иисусу, так это проявить уважение к нему (Лк. 4:6; ср. Пс. 2:7, 8).

Это испытание было испытанием на верность. Кому принадлежит наша преданность? В Эдеме, когда Адам и Ева послушались змея, они в действительности выразили свою преданность сатане, и эта инфекция быстро распространялась в каждом последующем поколении. Без прямого Божественного вмешательства исход великой борьбы был бы в пользу сатаны. Человеческая раса, и, возможно, даже жизнь на земле не могла бы продолжаться. Ставки были очень высокими.

Обратите внимание, что Иисус, как и Иосиф с женой Потифара, не мог позволить злу находиться рядом с собой. Иисус повелел сатане уйти. Иосиф не мог этого сделать, поэтому он сам удалился со сцены потенциального зла (Быт. 39:11, 12). Какой простой урок для нас с вами.

Во всех трех искушениях Иисус использовал Писание для Своей защиты. Что это означает для нас в практическом плане? Как нам использовать Писание для победы, когда мы сталкиваемся с искушениями?

Хотя сегодня в мире достаточно писателей, затрагивающих тему великой борьбы между добром и злом, и хотя некоторые протестантские церкви сегодня рассматривают более пристально эту идею, никто не имеет такого объяснения великой борьбы, как Церковь адвентистов седьмого дня. Буквальная, физическая, нравственная и духовная борьба между Христом и сатаной — это воистину отличительная черта адвентистского вероучения. И неудивительно. Красной нитью через все книги Библии проходит «тема космической войны», как назвал ее один евангелист, и порой такие темы, как в уроке за эту неделю, а именно искушение в пустыне, появляются в очень резкой и открытой манере. Идею борьбы между добром и злом можно увидеть даже за пределами явно религиозного контекста. Поэт Томас Элиот писал: «Мир вращается и меняется, / Но одно неизменно/ Во все дни моей жизни одно неизменно — / Вечная борьба добра и зла» (Полное собрание стихов и пьес, 1909–1950 (New York: Harcourt Brace & Company, 1952), с. 98). Немецкий атеист Фридрих Ницше писал: «Давайте подведем итог. Две противоположные силы — „хорошее и плохое“, „добро и зло“ были вовлечены в страшную борьбу на земле в течение тысяч лет» (О генеалогии морали и как стать самим собой (Vantage Books Edition: Random House, Inc., 1967), с. 52). Писание, опираясь на слова Духа Пророчества, открывает, как ничто другое, истинную природу этой борьбы и вечные вопросы, поставленные на карту.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обсудите в классе свои ответы на вопрос за среду относительно границы между доверием Божьим обетованиям и самонадеянностью. Как нам увидеть разницу?
  2. Искушение приходит в разных формах и размерах, цветах и режимах, тщательно разработанных для каждого из нас. И, конечно, то, что является искушением для одного, не действует на другого. Помимо явных грехов какие существуют более тонкие способы искушения?
  3. Прочитайте об искушениях Иисуса в пустыне и унижении, которому Он был подвергнут. Во время чтения поразмышляйте над тем, что это был тот же Иисус — «с нами Бог», через Которого было все сотворено (Ин. 1:3). Как нам осознать невероятную идею о том, что Бог выдержал эту страшную борьбу ради нас?