Урок 7. 6–12 февраля. Учение Иисуса и великая борьба


"Восстание и искупление" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Мф. 11:29; Рим. 4:1–6; Мф. 13:3–8, 18–23; Мф. 7:21–27; Иак. 2:17; Мф. 7:1–5.

Памятный стих:

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Когда мы размышляем о великой борьбе, мы склонны думать о ней в грандиозных, всеобъемлющих масштабах. То есть мы смотрим на большую картину. Это можно назвать «мета-повестью», историей, которая охватывает и объясняет большую часть реальности, в отличие от местного повествования или истории, которая объясняет что-то гораздо более ограниченное. Например, известная сказка Пола Ревира представляет собой местное повествование, в отличие от гораздо более великих и больших событий в американской революции за независимость.

И все же, какой бы большой и всеохватывающей ни была тема великой борьбы, мы ежедневно имеем дело с вопросами в нашей собственной жизни — в том, как мы относимся к Богу и другим людям, как мы выдерживаем искушения. Подобно тому, как на ежедневное существование людей влияют более значительные и большие политические события, так и мы сталкиваемся с серьезными вопросами великой борьбы в нашей обыденной жизни.

На этой неделе мы рассмотрим, что Иисус говорил о необходимости познавать и исполнять волю Божью каждый день нашей жизни.

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Как принятие Его «ига» может принести покой нашим душам?

Это предложение Иисуса — личное приглашение на фоне гораздо большей Его миссии: освобождения народа от врага. Его слова на самом деле взяты из книги пророка Иеремии, который обещает народу покой, если он возвратится к религии своих отцов вместо язычества окружающих народов (Иер. 6:16).

Концепция отдыха очень многогранна в Писании. Она начинается с Самого Бога. Он отдыхал, когда закончил Свой акт Творения (Быт. 2:2). Его отдых установил еженедельный субботний покой. Также во время ежегодных праздников народ отдыхал (например, Лев. 16:31), и каждый седьмой год земля отдыхала от трудов (Исх. 23:11), а каждые 50 лет объявлялся юбилейный год, когда освобождались рабы и прощались долги (Лев. 25:10).

Покоем можно наслаждаться только тогда, когда Бог присутствует со Своим народом (Исх. 33:14), там, где нет ни противника, ни появления зла (3 Цар. 5:4), ни врага (Втор. 25:19). Покоем можно наслаждаться на земле, которую Бог дал Своему народу (Нав. 1:13), особенно когда народ возвратился из плена и изгнания (Иер. 30:10). Покой также можно ощутить в акте гостеприимства (Быт. 18:4) и в стабильной семейной жизни (Руфь 1:9; Притч. 29:17).

Тем не менее покой отсутствует для народа Божьего в неволе (Исх. 5:4, 5; Плач 1:3). Покой оставляет нечестивых, которые, как море взволнованное, не могут отдыхать (Ис. 57:20). Единственный отдых, на который могут рассчитывать эти люди, — это смерть и могила (Иов 3:11, 13, 16, 17, 18). Откровение 14:11 также содержит серьезное предупреждение тем, кто в великой борьбе будет на строне зла в последние дни.

Покой, который Иисус предлагает нам, — очень щедрое предложение. Он включает в себя дар субботы, позволяя нам провести время с Творцом. Предложенный Христом покой помогает понять наше потерянное состояние и восстанавливает нас во всех отношениях. И даже когда мы совершаем ошибки, мы все равно можем быть уверены, что Господь простил нас и приготовил нам отдых на Своей груди.

Как еще, кроме субботы, мы можем научиться наслаждаться отдыхом, предлагаемым нам Богом? Как мы находим покой душам нашим в Иисусе? Смотрите также Рим. 4:1–6.

Тема великой борьбы раскрывается в притче Иисуса о сеятеле. Четыре типа реакции на евангельскую весть показывают, что в мире есть не просто «хорошие» и «плохие» люди. Жизнь сложнее, поэтому мы должны быть осторожны по отношению к тем людям, которые не так, по нашему мнению, откликаются на весть Евангелия.

Прочитайте Мф. 13:3–8, а затем Мф. 13:18–23. Как в этой истории показана реальность великой борьбы?

Борьба за души реальна, и враг использует любые средства, чтобы отвратить людей от спасения. Например, относительно семени, упавшего при дороге, Эллен Уайт пишет: «Сатана и его ангелы собираются там, где проповедуется Евангелие. И в то время, когда ангелы небесные стремятся утвердить в сердце человека Слово Божье, враг рода человеческого всегда начеку, чтобы лишить это Слово его благотворной силы. С упорством, равным лишь его злобе, он пытается воспрепятствовать работе Духа Божьего. В то время, когда Христос влечет к Себе душу человеческую Своей любовью, сатана пытается отвлечь внимание каждого, кто стремится к Спасителю» (Наглядные уроки Христа, с. 44).

Возникает вопрос: почему бы сеятелю не быть более осторожным и не тратить семя, бросая его при дороге? Почему он не может быть более усердным в выкапывании камней? Почему он не пропалывает сорняки?

При посеве семян Евангелия человеческие усилия всегда ограничены. Мы должны сеять повсюду. Мы не можем судить, что хорошо, а что плохо в почве. Появление сорняков просто означает, что мы не в состоянии предотвратить зло, вырастающее в наименее ожидаемых местах. Господин жатвы трудится для того, чтобы все желающие получили спасение. Мы выполняем свою работу и должны научиться доверять Ему, что Он совершит Свою часть работы.

Видите ли вы реальность этой притчи в своей жизни? Знаете ли вы людей, которые приняли крещение и тут же ушли из церкви? Или других, которые вообще ничем не интересуются? Или тех, кто прочно утвердился в вере?

Вопрос о том, где мы находимся во вселенской борьбе, которая разворачивается вокруг нас, хорошо открыт в притче о человеке, построившем свой дом на камне.

Прочитайте Мф. 7:21–27. Что так пугает в этой притче?

Что приходит на ум, когда вы представляете себе эту историю? Где камень, а где песок? Некоторые люди песок встречают только на пляже, но эта история, вероятно, не о строительстве у моря. Скорее всего это место среди пологих холмов, на которых были расположены большинство деревень, где-нибудь у долины.

Иисус описывает два дома; один построен без фундамента, а другой имеет основу (Лк. 6:48). Кажется, что нет разницы между двумя этими домами, пока не пройдет дождь в горах и не произойдет внезапное схождение воды вниз в долину. Для одного из строителей, для того, кто положил фундамет, дождь не проблема, но для другого — катастрофа. Дом без фундамента — легкая добыча для бурлящей воды.

Иисус поделился этой притчей, потому что Он знал, как часто мы обманываем себя. Будет происходить серьезная борьба, и без посторонней помощи у нас нет никакой возможности выжить. Иисус одержал победу над злом, и именно поэтому Он называется камнем (скалой).

Эта личная битва против зла может быть выиграна, но только при условии, что мы строим свою жизнь прочно на Нем, а мы можем созидать в Нем только через послушание Ему. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24). Это так просто. Однако вера является гораздо более важным компонентом — вера без дел «мертва», говорит Библия (см. Иак. 2:17, 20, 26), и в этой притче мы видим, насколько мертвой она может быть на самом деле.

Прочитайте Мф. 7:22, 23. Изгнание бесов во имя Иисуса или произнесение пророчеств во имя Его — это своего рода проявление «веры» этих людей. И все же что стало с ними? Спросите себя, на каком фундаменте построен ваш дом. Как вы узнали ответ?

Иисус произнес Нагорную проповедь в первые дни Своего служения. Она была революционной во всех смыслах. Во-первых, Он сказал обычным людям, что они ценны и благословенны в глазах Бога (Мф. 5:3–12), что они являются солью (Мф. 5:14–16) и светом ( Мф. 5:13) — двумя высоко ценными товарами. Он говорил о важности Закона Божьего (Мф. 5:17–19) и предупреждал о попытках произвести впечатление на других собственным хорошим поведением (Мф. 5:20). Иисус также отметил, что нравственность определяется тем, что думает человек, а не только тем, что делает (Мф. 5:21–28), хотя за своими действиями также необходимо следить (Мф. 5:29, 30). Когда читаешь всю проповедь, видно, что она охватывает всю гамму человеческого существования и отношений (см. Мф. 5:1 — 7:27).

Прочитайте Мф. 7:1–5. Как в этих текстах показана реальность великой борьбы? То есть как проявляется взаимодействие между добром и злом?

«„Не судите, да не судимы будете”. Не превозноситесь над другими людьми и не считайте себя вправе быть им судьей. Поскольку ты не можешь знать мотивы поступков, ты не можешь судить другого. Осуждая его, ты выносишь приговор самому себе, так как сотрудничаешь с сатаной, обвинителем ближних. Господь говорит: „Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте” (2 Кор. 13:5). Вот что мы должны делать» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 314).

Когда Иисус сказал Своим слушателям не судить, Он указал на два важных момента. Первая причина: мы судим других, потому что сами делаем то же самое (Мф. 7:1, 2). Мы отводим внимание от себя, чтобы все вокруг, глядя на человека, осуждали его, а не нас.

Другая причина, к которой Иисус привлекает внимание: часто проблема, которую мы видим в нашем брате или сестре, является только видимой частью проблемы, о которой мы даже не догадываемся. Нам легко увидеть соринку в их глазу, но мы не в состоянии увидеть большое бревно в своем собственном глазу.

Какая разница между осуждением человека и суждением о правоте или ошибочности его действий и почему так важно делать это различие?

Матфей оканчивает свое повествование красивыми словами Иисуса: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Что это должно означать для нас с практической точки зрения, в нашей жизни, в нашей борьбе, неудачах, разочарованиях и даже тогда, когда мы чувствуем, что Бог оставил нас?

Интересно, что Матфей начинает свое Евангелие аналогичными словами. После перечисления всех праотцов и рассказа о явлении ангела Марии и Иосифу Матфей объясняет, что Младенец, Которому суждено родиться, является Еммануилом, «Богом с нами» (Мф. 1:23).

Бог дал обещание, «Я буду с вами» несколько раз в Писании. Он обещал быть с Исааком (Быт. 26:24), с Иаковом (Быт. 28:15), с Иеремией (Иер. 1:8, 19) и с народом израильским (Ис. 41:10; 43:5). Контекст многих этих ссылок показывает трудности и преследования, времена, когда слова Божьи были наиболее актуальны.

Параллельный стих использует подобные слова: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Через несколько стихов Павел добавляет: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же» (Евр. 13:8). Это обетование тоже повторяется несколько раз. На самом деле это было сказано тогда, когда Моисей передавал руководство Иисусу Навину (Втор. 31:6, 8). Бог повторяет эту фразу Иисусу Навину после смерти Моисея: «Я… не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Нав. 1:5). Когда Давид передает царство Соломону, он также говорит Соломону, что Бог не оставит и не покинет его (1 Пар. 28:20).

Иисус, Который никогда не меняется, Который всегда с нами, дал твердую уверенность нашим прародителям по вере. Они столкнулись с трудностями и испытаниями или были на пороге величайшего вызова в своей жизни; тем не менее они были уверены в присутствии Божьем.

Для Церкви Христовой в конце времени эти заверения являются существенными. Обещание Иисуса быть с нами до самого конца проявляется в контексте приобретения учеников, проповеди Евангелия, крещения и наставления. Поэтому основное внимание уделяется следующему: радости спасения людей от гибели в великой борьбе.

Леон Визельтайер написал несколько слов об истории, которую он сам назвал «одной из самых печальных историй в мире». В этой истории описывается жизнь англичанина, которого автор назвал С. Б.; он был слеп от рождения. Тем не менее в 52 года С. Б. была сделана операция по пересадке роговицы, которая позволила ему видеть. Впервые в своей жизни С. Б. был в состоянии видеть! Это, должно быть, был невероятно захватывающий для него опыт — наконец увидеть мир, который был вокруг него всю его жизнь, но был в буквальном смысле закрыт от него. Далее Визельтайер цитирует книгу, в которой он впервые прочитал эту историю. «С. Б.,— пишет автор, — нашел мир серым, и был расстроен отслаиванием краски и пятнами… Он все больше и больше отмечал несовершенства в вещах и рассматривал мелкие неровности и следы в краске или дереве, которые огорчали его, видимо, потому, что он считал мир более совершенным. Он любил яркие цвета, но впадал в депрессию, когда блекли краски. Его депрессия стала заметной, и вообще он постепенно отказался от активного образа жизни, а три года спустя умер» (www.newrepublic.com/article/113312). Вот это да! Хотя, с одной стороны, это трудно понять, но с другой — не так сложно. Наш мир поврежден. Великая борьба бушует здесь уже шесть тысяч лет. Шесть тысяч лет идет война, оставляя пожарища и разрушения на своем пути. И, несмотря на все наши попытки сделать этот мир лучше, кажется, что тренд идет не в ту сторону и дальше будет только хуже. Вот почему нам нужно обетование искупления, которое приходит к нам только благодаря победе Христа в великой борьбе, победе, завоеванной на кресте и предложенной бесплатно для всех нас.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие уроки вы можете извлечь для себя из истории С. Б.?
  2. Как мы видели в уроке за вторник, те, кто сказал: «Господи, Господи, не Твоим ли именем…», были людьми, верующими в Иисуса. В то же время обратите внимание на их ответ. Кто был центром их внимания? На что они взирали? Как их ответ раскрывает их самообман?
  3. Если ваш друг или член семьи делает что-то очевидно неправильно, как вы справляетесь с этой проблемой, чтобы, во-первых, не осуждать его, а во-вторых, не казаться субъективным?